внеклассное мероприятие "Чти отца своего и мать"
классный час (5, 6, 7 класс)

Пинаева Ольга Александровна

Внеклассное мероприятие или урок нравственности для 5-8 кл. о почитании родителей. Основан на библейских заповедях, истории о царе Давиде и басне кузбасского поэта Пинаева Александра Константиновича "Сынок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_teme_chti_ottsa_i_mat_s_foto.docx559.64 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме «Чти отца               твоего и мать.» 5-8 кл.

Цель:
-развивать творческие способности учащихся;

-прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, сострадание; учить видеть зло и добро, повышать общую культуру;

-развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по Библии.
                                 
Планируемые предметные результаты

-закрепить и обобщить полученные знания учащихся по характерным особенностям басни и притчи;

-развивать речь, память, мышление.

                                     Планируемые личностные результаты:

- личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

-этические чувства и эстетические потребности.

                                                  Метапредметные

Коммуникативные

-определять цели, строить монологические высказывания, вести диалог, оказывать взаимопомощь.

Познавательные

-строить сообщения в устной форме, рассуждения, обобщения.

Регулятивные

-адекватно использовать речь;

-концентрировать волю, активизировать силы.

Цель урока 

- формирование представлений о почитании, 

-развивать творческие способности учащихся;

-прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, сострадание; учить видеть зло и добро, повышать общую культуру;

-развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по Библии;
- формировать жизненно-ценностные ориентиры, основы духовно-нравственной культуры; воспитывать уважение к старшему поколению;

- побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.

Виды деятельности: работа в группах, индивидуальная, коллективная.

Планируемые предметные результаты:

-способствовать правильному представлению учащихся о человеческих пороках;

-раскрыть христианское понимание основных категорий «почитания и послушания»;

-повышать общую культуру личности;  

-совершенствовать навык выразительного чтения, монологической, диалогической речи.

Планируемые метапредметные результаты.

Познавательные ууд:

-строить сообщения;

-осуществлять смысловое чтение;

-искать и выделять необходимую информацию;

-анализировать и передавать информацию.

Регулятивные ууд:

-проектировать преодоление затруднений через новые формы сотрудничества;

-концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.

Коммуникативные ууд:

-эффективно сотрудничать;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог.

Планируемые личностные результаты:

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию;

- прививать осознание ответственности человека за общее благополучие и за

свои  поступки;
-
содействовать духовно-нравственному самовоспитанию, как необходимости противостояния пороку.

Picture background

                                       Ход урока

1.Организационный   момент .

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Если вы остановите человека на улице и спросите у него: «Хочешь ли ты жить долго и счастливо?», то, в лучшем случае, вам ответят утвердительно, а в худшем… В худшем покрутят пальцем у виска и спросят: «А вы видели кого-нибудь, кто этого не хочет?!» Желание жить, причём, обязательно долго и непременно счастливо, осознанно или нет, присутствует у каждого человека. Оно заложено в нас самим Творцом и потому — естественно.

«А какая связь между долголетием и отношениями с родителями?» «Да никакой», — скажет кто-то. И будет… не прав. Потому что связь есть! Она прямая и, более того, подтверждена, если хотите, законодательно. Так как заповедь и есть закон. А законы, как известно, действуют независимо от наших познаний и представлений о них. И ещё: от нашего отношения к ним! Например, проявите пренебрежение к другому закону: возьмитесь пальцами за оголённые электрические провода. Где окажется ваше пренебрежение? Правильно: там же, где и ваше тело. Законы не обманешь. Почему же мы иногда думаем, что нам удастся обмануть другие законы — духовные? Ведь они действуют так же безотказно. Именно поэтому Библия говорит нам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт.» Это тоже закон, в действенности которого многие люди сомневаются и тем самым добровольно обманывают самих себя. Принцип почтения к родителям — это одна из заповедей Закона Божьего, данного людям на горе Синай. Причём, это первая заповедь с обетованием!

 2. Объяснение нового материала

Словарная работа. Почитание -  чувство уважения, почтения к кому-либо или чему-либо.

Апостол Павел обращается к нам словами:

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:1-3). Так гласит пятая заповедь Закона Божия (Исх. 20, 12);

 «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог твой дает тебе». Это единственная заповедь с обетованием. Обетование - это некое обещание за исполнение этой заповеди, т.е. только за исполнение этой заповеди сразу предлагается некая награда. Поэтому секрет долголетия заключается именно в почитании отца и матери.

Прежде всего почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить их. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах. И, конечно, все это учит детей чтить, уважать своих родителей.

Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто, в каком-либо отношении, заменяют нам родителей. К таким лицам принадлежат: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; начальники гражданские, которые заботятся о нашей мирной жизни; воспитатели, учителя, старшие по возрасту, которые стараются дать нам все доброе и полезное.

Действительно, люди, которые с почтением относились к своим родителям, заботились о них, доживают до глубокой старости и жизнь свою проводят во всяком благополучии, благоденствии. Напротив, дерзкие, непочтительные дети обычно свою короткую жизнь проводят во всевозможных бедствиях и несчастиях.

«Злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15, 4)»,- написано в Библии.

Дети, непочтительно относящиеся к своим родителям, лишаются благословения Божьего. Они лишаются милости Божьей.

История и те наглядные примеры, которые мы наблюдаем, убеждают нас в силе и справедливости слов Божиих.

- Что говорит нам Священное Писание об Авессаломе, сыне царя Давида?

Отвечает ученик. Индивидуальное домашнее задание.

 «Не было во всем Израиле мужчины, столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у

Picture background

Авессалом

 него недостатка», кроме холодного и высокомерного сердца. Он захотел стать царём, а отца своего убить.  Авессалом входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.

А Давид  оставляет все, он не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, пешком уходит из города. Кто был предан царю, остаются и в трудный час верными своему правителю. На старости лет отец вынужден скитаться, его выгнал из собственного дома и собирался убить родной сын, которого он так любил!

Антон Роберт Ляйнвебер. Давид спасается от Авессалома

Антон Роберт Ляйнвебер. Давид спасается от Авессалома

Войска Давида встретились с войском Авессалома в большом лесу. Началось сражение. Бросали острые стрелы, рубили саблями, кололи кинжалами друг друга без всякой пощады. Страшно было смотреть, как евреи убивали своих же соотечественников, евреев. Но Бог защитил правое дело: помог Давиду, и его войска победили. Воины Авессалома от страха разбежались в разные стороны, Авессалом тоже хотел спрятаться. Он был верхом на лошаке (лошак похож на маленькую лошадку) и поскакал по лесу во весь опор.У Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми он так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею». Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые идут против отца, пытаются чего-либо достичь в этой жизни по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Армия Авессалома была разбита во время битвы.

И остался Авессалом висеть, никак ему не освободиться! И больно, и страшно, что вот сейчас придут воины Давида, увидят его и убьют. И в самом деле, вскоре к дубу, на котором висел Авессалом, пришел солдат из войска Давида, увидел Авессалома, побежал к своему полководцу и сказал: «Я видел, что Авессалом висит на дереве». Полководец поспешил к дубу, взял три стрелы и пронзил ими Авессалома. Авессалом даже не был как следует погребен: солдаты вырыли в лесу яму, бросили туда его труп и засыпали могилу камнями.

Так погиб непокорный сын, который причинял много горя и сердечной боли своему отцу.

Picture background

Царь Давид

Вывод:

Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые идут против родителей, пытаются чего-либо достичь в этой жизни по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти.

Фильм (отрывок) «Царь Давид. Гибель Авессалома» 1985 г.

Дети! Если хотите быть счастливыми и дожить до старости, любите и слушайтесь своих родителей. Помните пятую заповедь, которая велит почитать отца и мать.

3. Закрепление

Беседа

- Как же дети должны относиться к бабушкам и дедушкам, родителям, когда они станут старенькими?

Примерные ответы:

- Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае извинять их немощи. Так говорится в Притчах: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23:22). 

Грех отвечать им колко, с криком, с насмешливой улыбкой или в насмешливом тоне. Грех без всякой нужды противоречить им. Грех только лишь с угрюмым взглядом обращаться к ним, только лишь не выражать к их положению особенного участия, вообще – не показывать пред ними ласк: Грех делать родителям укоризны за их недостатки, между тем как они терпели же слабости самих детей, были же снисходительны к детям, когда дети в отрочестве досаждали им своим упрямством или шалостями. (Сир.3:13). Грех осуждать их, или переговаривать в своем семейном кругу, между братьями и сестрами. Наконец, когда грубое обхождение с родителями доходит до ругательных слов, прямо в глаза или заочно (у иных с скверною матернею бранью или только в присутствии других малых детей их); когда сын или дочь, посмеиваются над родителями в том или другом положении их, когда порочат родителей пред посторонними лицами или в постороннем доме, тогда припоминается древний закон: «иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет» (Исх.21:16). Итак, горе дерзким детям!

Оставление беспомощными родителей в несчастье их, в болезни и при старости лет считается грехом.

«Коль хулен оставляяй отца» (Сир.3:16). Кратко: постыднейшее это дело покидать беспомощных родителей: «чадо, заступи в старости отца своего..» (Сир.312).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=111e83de6c51bd59283a97dc517d95a06394ef9f14818b7e-5570994-images-thumbs&n=13

4. Творческая работа (Инсценировка или чтение по ролям).

- О хорошем ли сыне написана басня Пинаева Александра Константиновича, Кузбасского поэта «Сынок»?

- Почему сынок назван жестоким?

- Что ему надо изменить в своём поведении?

- Как вы понимаете этот рисунок? Что хотел сказать художник?  

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ab7b0f9758a387b4b549d40a21c7c538cc60d562-4451422-images-thumbs&n=13

- Будет ли такой сынок ухаживать за своей старенькой мамой?

- Чем похожи эти сыновья? (из басни и с иллюстрации)

Заповеди Божии непреложны, их силу и действие никто не может отменить. Будем почитать родителей — тех, кто дал нам жизнь, и Бог даст нам счастье. Не зря Господь говорит: «Родительское благословение созидает дома детей».

 5.Творческая работа. Игра «Заботься  о  родителях».

Взрослый бросает шарик по очереди каждому из представителей от команд и спрашивает, как можно проявить заботу к родителям в следующих ситуациях:

у мамы плохое настроение;

маме нагрубил прохожий человек;

у мамы вечером много дел по хозяйству;

папа плохо себя чувствует;

у папы неприятности на работе;

Например: если у папы неприятности на работе, нужно, когда он придет домой, улыбнуться ему и сказать что-то доброе. Тот, кто первый нашел способ помочь родителям, делает шаг вперед. Самый лучший помощник тот, кто первым дойдет до взрослого. Попросите детей выполнять в жизни то, о чем они говорили в игре.

6. Итог урока

Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение: - Я должен...

- я должен помогать родителям;

- я должен быть со всеми вежливым;

- я должен почитать своих родителей;

- я должен здороваться со взрослыми;

- я должен слушаться старших;

- я должен защитить маленьких;

- я должен быть благодарным родителям за их заботу. И т.д.

7. Песня мама. (Любая)

Пока звучит песня, напишите своим родителям, бабушкам и дедушкам несколько добрых слов.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cb1e842debd48e33ccb8938450ffea3bcec916b7-9875416-images-thumbs&n=13

8. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали?

Литература:

  1. Библия
  2. Тихон Задонский «О детях»
  3. О. Стеняев «Семейная драма царя Давида»
  4. А. К. Пинаев, apinaev.ru басни
  5. Азбука. ру. Библия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Знай свои права"

Как оформить выставку и провести мероприятие....

Внеклассное мероприятие "Научите свое сердце добру"

Данный мастер-класс представляет собой урок нравственности с элементами  этической беседы  «Научите свое сердце добру». На современном этапе данная тема и форма работы достаточно актуальны....

Внеклассное мероприятие "Отцы и дети"

Внеклассное мероприятие "Отцы и дети" пропагандирует здоровый образ жизни и активный отдых...

Занятие Заповедь Чти отца твоего и мать твою

Азбука православной культуры...

Внеклассное мероприятие "Отцы" и "дети"

Игровая программа. Цель мероприятия: - способствование укреплению взаимопонимания детей и родителейЗадачи:- повысить педагогическую культуру  родителей,- развить коммуникационные способности учащ...