Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектория» для 5–9-х классов
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектория» для 5–9-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektoriya_5-9_1.docx | 91.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
МБОУ Арефинской СОШ
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Проектория»
2022 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектория» для 5–9-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; или основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы НОО МБОУ МБОУ Арефинской СОШ
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ Арефинской СОШ: учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю (33 часа в год в каждом классе).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности социального направления развития личности «Проектория» разработана для учащихся 5-9 классов.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «Проектория» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
- Выявление интересов, склонностей и личностных особенностей учащихся , необходимых для осознанного профильного и личностного самоопределения;
- Овладение школьниками информацией о мире профессий, путях, условиях их получения, состоянии рынка труда;
- Формирование у учащихся устойчивой системы мотивов, интересов, развитие способностей и возможностей;
- Развитие у учащихся самосознания, потребности самовыражения и самоутверждения в будущей профессиональной деятельности;
- Формирование у школьников социальных и профессиональных качеств, навыков, установок, ориентаций, позволяющих стать конкурентноспособным на рынке труда, самостоятельно принимать необходимые решения.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа предназначена для обучающихся 5–9-х классов; рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год в каждом классе). Занятия проводятся в форме деловых игр, викторин, мини-проектов, а также видео-уроки по отдельным профессиям и направлениям профессиональной деятельности человека. Программа предусматривает итоговую работу в форме мини-сочинения, теста, проекта.
Программа даёт информацию о мире профессий, знакомит с профессиями своих родителей, c умениями и навыками общего труда на пользу людям, культурой труда, расширяет знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании и уважении к людям труда, значения труда в жизни человека. Труд– как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Программа помогает учащимся
разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Проектория» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи.
Ожидаемые результаты обучения
К концу обучения дети должны знать/понимать:
- виды профессий;
-об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
-алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного
рынка труда, пути получения профессии.
- иметь представление о себе и своём профессиональном соответствии;
- уметь принимать предварительное решение в профессиональном выборе;
Способы отслеживания результатов освоения программы
Программа курса предусматривает вводный, текущий и итоговый контроль. В начале года – вводное тестирование, которое помогает выявить уже имеющиеся знания и скорректировать работу в соответствии с уровнем подготовленности. Роль текущего контроля выполняют деловые игры, викторины, ребусы, кроссворды.
По завершении каждого года обучения курса учащиеся делают итоговую работу: пишут письменную работу в форме мини-сочинения 5 класс « Моя любимая профессия», 6 класс
«Как выбор профессии поможет мне в будущем »,7 класс «Мой успех в профессии……», 8
класс «Моя карьера.», 9 класс - проект по профориентации.
Критериии оценивания итоговой работы
№ | Параметры | Наличие |
1 | Знает виды профессий | Да / нет |
2 | Имеет представления о требованиях, предъявляемых к выбранной профессии | Да / нет |
3 | Имеет представление о себе и своём профессиональном соответствии | Да / нет |
4 | Видит перспективы своего развития в профессии | Да / нет |
5 | Понимает необходимость сверять свой выбор с востребованностью на рынке труда | Да / нет |
При наличии в оценке работы обучающегося трёх параметров итоговая работа считается зачтенной.
Содержание курса внеурочной деятельности. (5 класс)
Краткое описание содержания раздела, темы | Основные понятия | Виды деятельности учащихся |
1. Вводное занятие. Что такое профессия? | ||
Понятие профессии .Какие бывают профессии? Классификация типов профессий по предметам труда. Тренинг «Утро профессионал начинает с…» | «Человек – Природа» (П) «Человек – Техника» (Т) «Человек – Человек» (Ч) «Человек – знаковая система» (З) «Человек – Художественный образ» (Х) | В ходе беседы дают определение профессии. –Классифицируют типы профессий по предметам труда. –Классифицируют типы профессий по фото. |
2.Опасные в мире профессии. | ||
Пожарный,шахтёр, и т.д. Важность опасных профессий.Плюс и минус опасных профессий. | Героизм, отвага, ответственность | Просмотр видеофильма . Называют опасные профессии. Называют плюсы и минусы данной профессии .В ходе игры определяют профессию по предметам труда, классифицируют её тип. Составляют характеристику специалисту по выбору (работа в группах). Выполняют рисунок (презентуют ) |
3. Викторина «Мир профессий» | ||
Викторина по темам:«Мир профессий», «Классификация типов профессий», «Характеристика профессий», «Качества и | Характеристика ,качества,способности | Классифицируют тип профессии по орудиям труда. Определяют профессии по характеристике. |
способности специалиста» | Называют важные качества специалиста. Определяют профессии по загадкам. | ||
4.Экскурсия в столовую. Знакомство с профессией повар. | |||
Повар.Характеристика и классификация профессии .Плюс и минус профессии. Место работы и способности повара. | Шеф-повар, повар-кондитер ,повар-технолог, повар-кулинар. | Экскурсия. Беседа по профессии повар. Просмотр мультфильма. Рисунок . | |
5. Экскурсия в библиотеку. .Знакомство с профессией библиотекарь. | |||
Библиотекарь.Характеристика профессии. Обязанности библиотекаря. | Коммуникативные навыки. Библиотечный фонд | Экскурсия. Беседа по профессии библиотекарь. Просмотр мультфильма Рисунок. | |
6.Знакомство с профессией учитель. | |||
История возникновения профессии учитель . Характеристика профессии . Основные задачи и обязанности учителя. Требования к профессии. | Педагогический такт, этика, дикция, чуткость, выдержка, самообладание, доброжелательность | Просмотр мультфильма. Беседа по профессии учитель . Составляют характеристику учителя. Рисуют в группе портрет идеального учителя и подписывают основные качества . | |
7.Викторина «Все профессии важны!» | |||
Профессии которые нас окружают .Важность любой профессии. | Все профессии важны! | Отгадывают загадки по профессиям, выполняют задания в командах: «Закончи пословицу», «Отгадай профессию по рисунку», «Пантомима» | |
8. Профессии родителей. | |||
Важность выбранной профессии. Место работы и обязанности родителей как специалиста. | Качества, обязанности, основные требования к профессии. | Беседа по профессиям родителей. Называют место работы родителей . Указывают профессиональные качества родителей .Составляют коллаж из профессий родителей (в группе) |
9. Мини-сочинение на тему «Моя любимая профессия» | ||
Моя любимая профессия. Почему я выбрал именно её? Какую пользу я принесу обществу? | Профессия, выбор, польза обществу | Составляют мини –сочинение по теме «Моя любимая профессия» . |
Содержание курса внеурочной деятельности. (6 класс)
Краткое описание содержания раздела, темы | Основные понятия | Виды деятельности учащихся |
1.Вводное занятие. Что такое профессия? | ||
Понятие профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Тренинг «Цепочка профессий.» | Профессия,специальность,должность. | Знакомятся с понятием профессия, специальность,должность,различием этих понятий . Упражнение: определяют по рисунку профессию ,называют специальность .Тренинг |
2.Человек и профессия. | ||
Как человек выбирает профессию. | Способности, интерес, склонности | Дают определение способностям, интересу, склонностям. Делают выводы об их влиянии на выбор профессии. |
3.Ошибки при выборе профессии. | ||
Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии | Ошибки при выборе профессии | Знакомятся с ошибками при выборе профессии. Дают полезные советы для избегания ошибок при выборе профессии.(составляют кластер) |
4. .Мифы выбора профессии. |
Пять мифов. | Миф | Знакомятся с понятием миф. Рассматривают пять мифов в выборе профессии. Приходят к выводы, что к выбору профессии стоит подходить очень ответственно, обращая внимание на все нюансы. | ||
5. «Все работы хороши,выбирай на вкус!» | ||||
Игра | Все работы хороши,выбирай на вкус!» | Отгадывают загадки по профессиям, выполняют задания в командах: «Закончи пословицу», «Отгадай профессию по рисунку», «Отгадай профессию в слове» | ||
6.Профессии которые нас окружают | ||||
Профессии нашего города. Характеристика профессий.Какими качествами должен обладать специалист? Тренинг «Утро профессионал начинает с…» | Характеристика специалиста, профессиональные качества | Называют профессии нашего города. Дают характеристику профессии по выбору.(в группе) Определяют какими качествами должен обладать специалист.(рисунок) Тренинг. | ||
7.В каких профессиях не обойтись без души ? | ||||
Профессия учитель, врач. | Гуманность, милосердие, терпение, мудрость, доброта | Беседа по профессиям. Знакомятся с профессией учитель ,врач. Называют положительные и отрицательные стороны профессии. Определяют какими качествами должен обладать специалист. Сравнивают две профессии .Находят сходства и различия.(рисунок) | ||
8.Опасные профессии в жизни человека. |
Пожарный, шахтёр, сапёр и т .д Важность опасных профессий. Плюс и минус опасных профессий. | Героизм, отвага, ответственность | Знакомятся с опасными профессиями. Определяют профессию по предметам труда, классифицируют её тип. Составляют характеристику профессии по выбору (работа в группах) .Называют плюсы и минусы данной профессии.(рисунок) | |
9. Профориентационная игра «Угадай профессии.» | |||
Конкурсы по теме «Профессии» | Предмет труда, профессия. | Делятся на группы ,участвуют в конкурсах : « Зашифрованные профессии», «Кто потерял свой инструмент», «Человек какой профессии так говорит…» Подводят итог, делают выводы. | |
10. « Счастье в труде» . | |||
Высказывания мудрецов о труде. Упражнение «Профессии на букву…» | Мудрец, труд, счастье, уважение. | Знакомятся с мудрецами древности . Беседа о мудрых высказываниях . Рассуждают о значении пословиц. Составляют свои пословицы о труде . Упражнение. | |
11.« Как выбор профессии поможет мне в будущем.» | |||
Мини -сочинения | Профессия, выбор, способности, успех, карьера. | С помощью основных слов составляют мини-сочинение по теме : « Как выбор профессии поможет мне в будущем.» |
Содержание курса внеурочной деятельности. (7 класс)
Краткое описание содержания раздела, темы | Основные понятия | Виды деятельности учащихся |
1. . Что такое профориентация | ||
Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Анкета на определение основных мотивов выбора профессии. Тренинг «Утро профессионал начинает с….» | Профориентация | Знакомятся с понятием профориентация , влиянием её на выбор профессии. Работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии. Тренинг. |
2 .Профессиональный тип личности | ||
Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии . Тест «Профессиональный тип личности» Дж .Голланда. | Тип личности | Знакомятся с понятием профессиональный тип личности, влиянием его на выбор профессии. Определяют свой тип личности по тесту.( Дж. Голланда). Обсуждают результаты тестов. |
3. Влияние темперамента на выбор профессии | ||
Темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии. «Определение типа темперамента», методика Айзенка | Темперамент. | Знакомятся с понятием темперамент, как влияет темперамент на выбор профессии. По тесту определяют свой тип темперамента ,обсуждают результат диагностического теста. |
4. .Профессиональные стереотипы | |||
Как формируются стереотипы. Чем опасно стереотипное мышление. Как противостоять стереотипам. | Стереотип. | Знакомятся с понятием стереотип. Рассуждают, чем опасно стереотипное мышление. Вырабатывают правила, как противостоять стереотипам. | |
5.Деловая игра «Кадровый вопрос» | |||
Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства. | Целеполагание. Планирование. | Знакомятся с новыми профессиями, как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента). | |
6..Типичные ошибки при выборе профессии. | |||
Типичные ошибки при выборе профессии.«8 углов при выборе профессии. Упражнение «Самая, самая. ..» | Ошибки при выборе профессии | Знакомятся с понятием ошибка в выборе профессии. Выявляют причины возникновения ошибок . Дают полезные советы для избегания ошибок при выборе профессии. (составляют кластер) Упражнение. | |
7.Здоровье и выбор профессии | |||
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы».Работоспособность. Условия и режим работы. | Нервная система. Неблагоприятные производственные факторы. Работоспособность. Условие и режим работы. | Знакомятся с понятием нервная система ,значением нервной системы в профессиональной деятельности человека. Раскрывают понятие «неблагоприятные производственные факторы»работоспособность,условие и режим работы. Знакомятся с нормативными документами по охране |
труда. | |||
8.Задатки и склонности. | |||
Как развивать способности. | Способности. | Знакомятся с понятиями способности, задатки.Упражнение «Я умею…», «Кто ближе? « | |
9.Формула профессии. «Хочу – могу - надо». | |||
Классификация профессий по системе Е.А.Климова. | «Хочу – могу - надо». | Знакомятся с формулой выбора профессии,системой классификации профессий Е.А. Климова. Распределяют по группам список профессий,согласно типологии Е.А.Климова. | |
10. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры | |||
Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление. | Самопрезентация | Знакомятся с понятием самопрезентация, деловой этикет, профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Инсценировка самопрезентации.. | |
11. «Мой успех в профессии……» | |||
Мини -сочинения | Способности,желание, успех, карьера. | Написание мини-сочинения с помощью опорных слов. |
Содержание курса внеурочной деятельности. (8 класс)
Краткое описание содержания раздела, темы | Основные понятия | Виды деятельности учащихся |
1.Вводное занятие.Многообразие мира профессий. | ||
История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориентационная анкета «Ориентация» | Профессия, специальность ,должность. | Знакомятся с понятиями профессия ,специальность, должность. Находят отличия между профессиями, дают характеристику профессиям. Работают с анкетой «Ориентация» |
2.Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». | ||
Знакомство с подходом Е.А.Климова Самый надежный способ выбора профессии. Упражнением «Символ моего дела» | «Хочу – могу - надо». | Знакомятся с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо». Объясняют значение компонентов формулы ,Составляют кластер по формуле (в группе) .Упражнение |
3. Проектория. . | ||
«Проснулся утром - убери свою планету.» (видеоурок) | Экология. | В ходе просмотра видеоурока , знакомятся с профессиями, которые будут востребованы в экологической сфере. Выявляют, почему так важно прививать себе культуру раздельного сбора мусора.Знакомятся с секретами, как превратить экологичный образ жизни в бизнес. |
4. Проектория. . | ||
«Менделеев? Элементарно!» (видеоурок) | Химическая отрасль. | В ходе просмотра видеоурока , делают выводы, какое значение |
имеет химия для различных сфер нашей жизни? Как создаются новые материалы и элементы? Какое применение в химической отрасли сегодня находят искусственный интеллект, машинное обучение и другие инновации. | ||
5. Проектория. . | ||
«Настройся на будущее» (градостроение, «умные города»)(видеоурок) | Градостроение ,BIM-технологии . | В ходе просмотра видеоурока , знакомятся с понятием BIM- технологии .Делают выводы ,чем отличается современное проектирование и как технологии меняют сферу строительства . Выявляют, какие специалисты задействованы в сфере эксплуатации зданий. |
6. Проектория. . | ||
«Ура!Мультики!»(мультипликация) (видеоурок) | Мультипликация. | В ходе просмотра видеоурока знакомятся с мультипликацией. Находят ответ на вопрос : «Как создаётся сценарий мультфильма? «Кто «оживляет» персонажей? И что нужно, чтобы мультик полюбили во всём мире? |
7. Проектория. | ||
«Нереальноя реальность» (видеоурок) | IT технологии . | В ходе просмотра видеоурока знакомятся с понятием IT |
технологии и как традиционные отрасли экономики существенно трансформировались под воздействием IT за последние 20 лет. Делают вывод ,что информационные технологии для России – новая визитная карточка. | |||
8. Проектория. | |||
«Наперегонки со временем» (жд-транспорт) (видеоурок) | Промышленный дизайнер.Проектировщик. Логист. | В ходе просмотра видеоурока знакомятся с профессиями, которые связаны с железной дорогой. Делают выводы,как железная дорога обеспечивает комфорт пассажиров и преображает города. Узнают ,кто и как создаёт для пассажиров современные вагоны и сервисы. | |
9. Проектория. | |||
«Быстрее! Выше! Умнее!» (здоровый образ жизни)(видеоурок) | ЗОЖ.Нейронаука. | В ходе просмотра видеоурока приходят к выводу, о влияния физических нагрузок на здоровье организма. Узнают,какие специалисты занимаются исследованиями мозга и как правильно готовиться к экзаменам. | |
10. Проектория. | |||
« Профессия-Чемпион» (видеоурок) | Спортивная индустрия. | В ходе просмотра видеоурока выявляют список самых востребованных профессий в спортивной индустрии. | |
11. «Моя карьера.» |
Мини -сочинения | Профессия,выбор,способности, успех,карьера. | Написание мини- сочинения. |
Содержание курса внеурочной деятельности.(9 класс)
Краткое описание содержания раздела, темы | Основные понятия | Виды деятельности учащихся |
1.Вводное занятие.Многообразие мира профессий. | ||
История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориентационная анкета «Ориентация» | Профессия, специальность ,должность. | Знакомятся с понятиями профессия ,специальность, должность. Находят отличия между профессиями, дают характеристику профессиям. Работают с анкетой «Ориентация» |
2.Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». | ||
Знакомство с подходом Е.А.Климова Самый надежный способ выбора профессии. Упражнением «Символ моего дела» | «Хочу – могу - надо». | Знакомятся с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо». Объясняют значение компонентов формулы ,Составляют кластер по формуле (в группе) .Упражнение |
3.Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. | ||
Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика. | «Хочу – могу - надо». | Объясняют значение компонента «(«хочу») формулы «Хочу – могу - надо». На собственном примере объясняют значение компонента относительно понравившейся профессии. |
4.Склонности и профессиональная направленность («могу»). |
Упражнение «Продолжение сказки «Хочу- могу надо.» | «Хочу – могу - надо». | Знакомятся с компонентом формулы Хочу – могу - надо». Участвуют в упражнении «Продолжение сказки «Хочу-могу -надо ,где на основе формулы пытаются составить продолжение сказки.»(в группе)Зарисовка. |
5. Мои достоинства и недостатки | ||
Характер .Привычка .Упражнение «Цветок моей души.» | Характер, привычка. | Знакомятся с понятием характер, привычка, положительные и отрицательные черты характера. Упражнение «Закончи мысль.» Анализируют диалог «Лавка садовника «,Чтение по ролям фрагмента «Маленький принц « ,анализ качеств характеров героев .Упражнение « Цветок моей души.» |
6. Задатки и склонности. | ||
Как развивать способности. | Способности. | Знакомятся с понятиями способности,задатки.Упражнение «Я умею…», «Кто ближе? « |
7.Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. | ||
Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, чтобы быть востребованным специалистом. | Продавец , покупатель.Работоискатель. Биржа труда. | Знакомятся с понятиями продавец и покупатель на рынке труда, функцией биржи труда. Рассуждают по теме «Куда пойти учиться,чтобы быть востребованным.» |
8.Построение профессиональной перспективы . Карьера. | ||
Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу. | Резюме.Карьера. | Знакомятся с понятиями резюме, Упражнение «Резюме.» своё собственное резюме. |
9. Уровни образования.Правила поступления. | ||
Правила поступления. Планирование своих действий при поступлении. | Уровни образования. | Знакомятся с уровнями образования,в чём их различие. Оценивают возможности на какой уровень они могут претендовать . Составляют список вопросов, которые их интересуют о профессиональной образовательной организации.(в группе) |
10. .Элементы самопрезентации при собеседовании. | ||
Основы самопрезентации.Семь простых правил самопрезентации. | Самопрезентация. | Знакомятся с понятием самопрезентация. Составляют в группе основные правила самопрезентации .(презентация правил.) |
11. «Моя карьера.» | ||
Проект. | Профессия,выбор,способности, успех,карьера. | Защита проекта. |
- Календарно – тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности .
5класс
№ | Дата | Перечень разделов и тем | Количество часов | Характеристика видов деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Что такое профессия? | 1 | 1 | Знакомство с понятием профессия. Классификация типов профессий по предметам труда | ||
2 | Опасные профессии. | 1 | 1 | Знакомство с опасными профессиями.(презентация). | ||
3 | Викторина «Мир профессий» | 1 | 1 | Участие в викторине. | ||
4 | Знакомство с профессией повар. | 1 | 0,5 | 0,5 | Экскурсия в столовую.Знакомство с профессией повар.Определение плюсов и минусов профессии.(рисунок) | |
5 | Знакомство с профессией библиотекарь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Экскурсия в библиотеку.Знакомство с профессией библиотекарь.(рисунок) | |
6 | Знакомство с профессией учитель(презентация) | 1 | 1 | Знакомство с профессией учитель. Определение важных качеств специалиста. | ||
7 | Викторина «Все профессии важны!» | 1 | 1 | Участие в викторине | ||
8 | Профессии родителей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с профессиями родителей. Коллаж. |
9 | Итоговое занятие: Мини-сочинение на тему «Моя любимая профессия» | 1 | 1 | Написание мини -сочинения | ||
Итого | 9 | 4,5 | 4,5 |
6 класс
№ | Дата | Перечень разделов и тем | Количество часов | Характеристика видов деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Что такое профессия? | 1 | 1 | Знакомство с понятием профессия.Классификация профессий по предметам труда | ||
2 | Человек и профессия. | 1 | 1 | Знакомство с понятиями :способности, интерес., склонности | ||
3 | Ошибки при выборе профессии | 1 | 1 | Знакомство с ошибками,которые может допустить человек при выборе профессии. | ||
4 | Мифы выбора профессии. | 1 | 1 | Знакомство с понятием миф. | ||
5 | Игра «Все работы хороши,выбирай на вкус!» | 1 | 1 | Участие в игре. | ||
6 | Профессии которые нас окружают | 1 | 1 | Знакомство с профессиями которые нас окружают.(профессии нашего города.) | ||
7 | В каких профессиях не обойтись без души . | 1 | 1 | Знакомство с профессией учитель,врач . Определение важных качеств специалиста. |
8 | Опасные профессии в жизни человека. | 1 | 1 | Знакомство с опасными профессиями.(презентация). | ||
9 | Профориентационная игра «Угадай профессии.» | 1 | 1 | Участие в игре | ||
10 | « Счастье в труде» .Высказывания мудрецов о труде. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа по теме .Составление пословиц. | |
11 | « Как выбор профессии поможет мне в будущем.» | 1-2 | 1 | Написание мини -сочинения | ||
Итого | 11-12 | 7,5 | 3,5 |
7 класс
№ | Дата | Перечень разделов и тем | Количество часов | Характеристика видов деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Что такое профориентация | 1 | 1 | Знакомство с понятием профориентация. | ||
2 | Профессиональный тип личности | 1 | 1 | Знакомство с понятием профессиональный тип личности. | ||
3 | Влияние темперамента на выбор профессии | 1 | 1 | Знакомство с понятием темперамент, влиянием темперамента на выбор профессии | ||
4 | Профессиональные стереотипы | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятием стереотип. Выработка правил, противостоять стереотипам. | |
5 | Деловая игра «Кадровый вопрос» | 1 | 1 | Знакомство с новыми профессиями. Игра. | ||
6 | Типичные ошибки при выборе | Знакомство с ошибками в выборе |
профессии. | 1 | 1 | профессии. Выявление причин. | |||
7 | Здоровье и выбор профессии | 1 | 1 | Знакомство с понятием нервная система . Выявление взаимосвязи между индивидуальными особенностями поведения личности и выбором профессии. | ||
8 | Задатки и склонности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятием способности, задатки. Выявление своих способностей и задатков с помощью упражнений. | |
9 | Формула профессии. «Хочу – могу - надо». | 1 | 1 | Знакомство с формулой выбора профессии и системой классификации профессий Е.А. Климова. | ||
10 | Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятием самопрезентация, деловой этикет, профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Инсценирование. | |
11 | «Мой успех в профессии……» | 1-2 | 1 | Написание мини -сочинения | ||
Итого | 11-12 | 5,5 | 5,5 |
8 класс
№ | Дата | Перечень разделов и тем | Количество часов | Характеристика видов деятельности | ||
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятиями профессия, специальность,должность.Анкетиров ание. | |
2 | Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо» .Составление кластера. | |
3 | Проектория. . «Проснулся утром - убери свою планету.»(видеоурок) | 1 | 1 | Просмотр видеоурока .Знакомство с профессиями, которые будут востребованы в экологической сфере.Беседа. | ||
4 | Проектория . «Менделеев? Элементарно!» (видеоурок) | 1 | 1 | Просмотр видеоурока.Знакомство с понятием искусственный интеллект, машинное обучение и другие инновации.Беседа. | ||
5 | Проектория. . "Настройся на будущее» (градостроение, "умные города") (видеоурок) | 1 | 1 | Знакомство с понятием BIM- технологии и специалистами,которые задействованы в сфере эксплуатации зданий.Беседа. | ||
6 | Проектория . "Ура! Мультики!" (мультипликация)(видеоурок) | 1 | 1 | Знакомство с мультипликацией и профессиями , которые задействованы при создании мультфильма.Беседа. | ||
7 | Проектория . «Нереальноя реальность» (видеоурок) | 1 | 1 | Знакомство с понятием IT технологии и как традиционные отрасли экономики существенно трансформировались под воздействием IT за последние 20 лет. |
Беседа. | ||||||
8 | Проектория . «Наперегонки с будущим » (жд-транспорт) (видеоурок) | 1 | 1 | Знакомство с профессиями,которые связаны с железной дорогой. Беседа. | ||
9 | Проектория. «Быстрее! Выше! Умнее!» (здоровый образ жизни)(видеоурок) | 1 | 1 | Знакомство с понятием Нейронаука и специалистами,которые занимаются исследованиями мозга. Беседа. | ||
10 | Проектория . « Профессия-Чемпион» (видеоурок) | 1 | 1 | Знакомство со спортивной индустрией и самыми востребованными профессиями в спорте.Беседа. | ||
11 | «Моя карьера.» | 1-2 | 1 | Написание мини- сочинения. | ||
Итого | 11-12 | 9 | 2 |
9 класс
№ | Дата | Перечень разделов и тем | Количество часов | Характеристика видов деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятиями профессия, специальность,должность.Анкетиров ание. | |
2 | Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо» .Составление кластера. | |
3 | Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. | 1 | 0,5 | 0,5 | Усвоение значения компонента «(«хочу») формулы «Хочу – могу - надо» на собственном примере. | |
4 | Склонности и профессиональная направленность («могу»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Закрепление полученных знаний с помощью упражнения «Продолжение сказки «Хочу-могу надо.» |
5 | Мои достоинства и недостатки | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятием характер, привычка. Выявление достоинств и недостатков на примере диалога персонажей сказки | |
6 | Задатки и склонности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятиями способности, задатки. Закрепление полученных знаний с помощью упражнений. | |
7 | Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. | 1 | 1 | Знакомство с понятиями продавец и покупатель на рынке труда,функцией биржи труда. | ||
8 | Построение профессиональной перспективы . Карьера. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятиями резюме .Закрепление полученных знаний с помощью составления собственного резюме. | |
9 | Уровни образования. Правила поступления. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с уровнями образования и правилами поступления. Определение своего уровня согласно своих возможностей. | |
10 | Элементы самопрезентации при собеседовании | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с понятием самопрезентация, деловой этикет, профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Инсценирование. | |
11 | «Моя карьера.» | 1-2 | 1 | Написание мини- сочинения. |
Итого | 11-12 | 5,5 | 5,5 |
Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности «Проектория»
Используемая литература
- Обществознание 5кл. Учебник. Комплект с CD /ФГОС/ Боголюбов Л.Н. Просвещение,
2018
- Обществознание 6 кл. Учебник. Комплект с CD /ФГОС/ Боголюбов Л.Н. Просвещение,
2018
- Обществознание 7 класс ФГОС Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Просвещение, 2017
- Обществознание 8 класс Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./Под ред. Боголюбова Л.Н. 2018 Русское слово
- Обществознание 9 класс ФГОС Боголюбов Л.Н. 2019 Русское слово
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование Под редакцией В.А. Горского Просвещение, 2014
- Профориентация.Личностное развитие.Тренинг готовностик экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. М.Ю.Савченко – М.: «ВАКО» , 2005
- Профориентация в школе: игры,упражнения,опросники.
Практическое руководство для классных руководителей , школьных психологов, социальных педагогов. Н.С.Пряжников - М.: «ВАКО» , 2005
- Профориентационная поддержка старшеклассников.
Учебно-методическое пособие / Т. В. Черникова – М.: « Глобус», 2006
- Игры и методики для профессионального самоопределения школьников.. Н.С.Пряжников .,Е.Ю.Пряжникова - М.: Academia , 2005,
- Скорая помощь в выборе профессии. Практическое и методическое руководство для профконсультантов, школьных психологов и учителей, Г.В.Резапкина – М.: «Генезис»
,2010
Список полезных интернет – ресурсов для педагога Презентации по профориентации:
- PPt4WEB.ru “Вернисаж профессий»;
- http://www.myshare “Профориентация. Как правильно выбрать профессию?»;
- Prezentacii.com “Такие разные профессии»;
27
28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Компьютерное сопровождение проекта» для 5 класса
Рабочая программа курса «Компьютерное сопровождение проекта» составлен на основе авторской программы Цветковой М.С. «Мой инструмент - компьютер», изложенной в сборнике «Информатика. Математика. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский для общения» для 8 класса
Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8 классах ФГОС...
Календарно-тематическое планирование Рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я расту» (спортивно - оздоровительная) 4 класс
Календарно-тематическое планированиеРабочей программы курса внеурочной деятельности «Я расту»(спортивно - оздоровительная)4 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мультимедийное сопровождение выступления" в 7 классе
Для успешного публичного выступления в рамках проектной деятельности в школе и затем в будущей жизни необходима тщательная разноплановая подготовка как самого выступающего, так и представляемого проек...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...