Биографический метод в литературоведении
план-конспект занятия (10 класс)
Внеклассное занятие по литературе " Удивительное рядом"( Биографический метод в литературоведении. Встреча с писателем Л.К. Никитиной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biograficheskiy_metod_v_literaturovedenii.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по литературе «Удивительное рядом…»
Данное мероприятие организуется с целью приобщения детей к русской литературе, пропаганды художественными средствами литературного наследия страны и создания условий для воспитания в подростках уважения к национальной культуре нашей страны, для формирования стремления к успеху.
Оно направлено на реализацию следующих задач:
- повышение мотивации обучающихся к чтению и изучению творческого наследия писателей и поэтов, а также к литературно-художественному творчеству;
- формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся через обращение к лучшим текстам художественных, артистических дарований и литературного вкуса;
-развитие умения слушать, вести диалог.
Участники:
-учащиеся 10 класса;
-администрация гимназии №13;
-участники семинара
Руководитель:
-Каштанова Валентина Николаевна– учитель русского языка и литературы
Оборудование:
- материалы стенда – уголка, посвящённого творчеству и достижениям писателя:
- выставка книг Л.К. Никитиной;
-мультимедиапроектор;
Ход мероприятия
Каштанова В.Н.: Сегодня мы проводим внеклассное занятие по литературе «Удивительное рядом». Предлагаю послушать миниатюру «Разрешите подарить цветы».
Видео. Миниатюра «Разрешите подарить цветы» ( читает Владислав Витковский)
-Какие мысли и чувства вызвала миниатюра «Разрешите подарить цветы»?
(Ответы учащихся).
1 слайд
Каштанова В.Н.: Автором этих проникновенных строк является Лидолия Константиновна Никитина, поэт, прозаик, член Союза писателей СССР, член Союза писателей России, лауреат Всероссийского конкурса «Проза-детям». Под занавес Года молодых - 2020 в Ульяновской области вышла в свет новая книга Никитиной «Разрешите подарить цветы», так и называется один из рассказов, который вы услышали в исполнении Владислава Витковского, журналиста, диктора местного телевидения.
1 слайд.
Выступление учащихся
Каштанова В.Н.: Ребята подготовили материал о биографии Лидолии Константиновны. Послушаем.
Ученик 1
Лидолия Константиновна Никитина родилась в г. Ташкенте. Мать – Галина Владимировна, была художницей по росписи тканей, отец – Константин Андреевич, астроном, открывший пять комет, одной из которых он дал свою фамилию Никитин. Рано выучившись играть в шахматы, участвовала в республиканских и всесоюзных соревнованиях. В 1955 г. стала чемпионкой Узбекистана по шахматам среди девушек. «Шахматы научили меня сидеть по 4 часа, не вставая», вспоминает писательница. Будучи студенткой филологического факультета Ташкентского государственного университета, в 1964 г. участвовала в спартакиаде народов СССР.
Первой публикацией писательницы стала миниатюра «Зелёная Веточка», напечатанная в студенческой многотиражке.
Сегодня Л.К. Никитина - автор более 20 сборников миниатюр, стихов, новелл, рассказов, воспоминаний. Ее творческой активности и работоспособности сможет позавидовать молодой человек. Ни дня без строчки - это про нее.
Ученица 2
Главные темы всего творчества писательницы — любовь, добро, жизнь, судьба! Увлекательнейшее путешествие во внутренний мир современной женщины — таков лейтмотив многих ее рассказов. Лидолия Никитина известна прежде всего как автор нескольких книг, написанных преимущественно в жанре лирической миниатюры. Несмотря на кажущуюся простоту и малый объем, это один из самых сложных жанров в литературе, требующий огромного мастерства. Ведь в совершенно небольшое произведение, а иногда и одну строчку, нужно вместить весь опыт большой души и мудрого сердца. Не должно быть ни одной лишней или бессмысленной фразы, каждое слово отточено, выверено. Ювелирная работа! Миниатюры Никитино переведены на 17 языков мира. Её кредо: «Каждый мой день задаю себе задачу-каждый день её решаю. И только так. Ведь ежедневно чего-то хочешь».
За большой вклад в развитие культуры, создание высокохудожественных произведений, воспитание творческой молодёжи Л. К. Никитина награждена Почётными грамотами Ульяновской Городской Думы, Управления по делам культуры и искусства администрации Ульяновской области. 25 июня 2011 г. за многолетнюю плодотворную деятельность, изучение и сохранение исторического наследия нашего края Л. К. Никитиной был вручён Почётный знак Ульяновской области «За веру и добродетель».
-Что в биографии писателя считаете важным?
-Каковы особенности творчества Л.К. Никитиной?
2 слайд.
Каштанова В.Н.: С Лидолией Константиновной я давно знакома, несколько раз организовывала встречи с моими учениками. Однажды учащимся 9 класса познакомила с творчеством Л.К., одна из учениц так заинтересовалась, что рассказала бабушке, которая тоже увлеклась творчеством Никитиной. Это было в период майских праздников, они нашли в Интернете её телефон, позвонили ей и по приглашению Лидолии Константиновны побывали у неё в гостях и принесли мне большой привет от неё и книгу с дарственной надписью.
Я собрала воедино текст интервью разных лет с писательницей, для того чтобы познакомить вас с ней поближе. Просьба быть внимательными, позже будем анализировать. Вопросы читает Ляхов Ваня, ответы – Казакова Юлиана.
Интервью.
4 слайд.
- Лидолия Константиновна, Ваше наследие поражает: и стихи к песням, и рассказы, и пьесы по вашим произведениям ставили… Что было началом?
- Лет в двадцать у меня появилось стремление к самовыражению и утверждению себя как личности. Начинала своё творчество с миниатюр, с маленьких лирических рассказиков. Правда, я тогда даже не знала, как они называются. С ними я пошла к маминой подруге Татьяне Сергеевне Есениной, дочке прославленного поэта. Она и направила меня, посоветовав уйти в журналистику, чтобы получить доступ ко всем аспектам жизни. А собственно стихи я пишу недавно, около 10 лет всего…
- Есть ли любимое стихотворение, которым вы особенно гордитесь?
- Одним стихотворением не обходишься. Темы ведь разные. Стихотворения все разные: есть и грустные, и позитивные. Последних все-таки больше, мы должны дарить людям положительные эмоции. Здесь затронуты все важнейшие темы нашего времени. Эти стихи нужны вам, молодёжи!
- Почему?
- Они влияют на души молодых людей. Поэт, как скрипка, настраивает их на нужный лад. И не случайно главной темой всех стихотворений стала любовь. Именно это чувство сегодня не воспитывается. Я хочу исправить эту ситуацию. Ведь именно стихи помогают в самых тяжёлых ситуациях. Они дают советы, энергетическую подпитку. Они помогают жить!
- Почему именно для молодёжи?
- У меня всегда было стремление приучить молодёжь к литературе. Чтобы молодые люди не только своей профессией занимались, но и читали новые книги и знакомились с писателями. Мое стремление работать с молодежью реализовалось в полной мере в Ульяновске. После распада СССР и закрытия замечательной литературной студии «Надежда», которая была во Дворце профсоюзов, где я была ее последним руководителем, я создала на общественных началах свою литературную студию «Лидолия», и 15 лет мы с молодыми поэтами учились писать стихи. У меня много друзей среди молодёжи, и мы общаемся на равных. Многие из них сейчас вспоминают меня с благодарностью. Так, известная поэтесса Марина Шкробова - моя ученица. И приятно, что она меня не забыла и часто упоминает моё имя. Со временем я поняла, что мои произведения очень емкие по содержанию, потому что я начала свой творческий путь с миниатюр, а они требуют мысль, сюжет и безупречный язык. Если в миниатюре запятая не там поставлена, уже другой смысл. Поэтому своим ученикам я рассказывала, как нужно на самых высоких примерах относиться к слову, к самому себе, к своему труду. Если ты в первую очередь не уважаешь творческого человека в себе, то и другие уважать не будут.
- Ваше отношение к критике? Наверно, вам самим нередко приходится рецензировать чужие стихи?
- Да, мне часто пишут письма, начинающие поэты просят оценить свои стихотворения. Все-таки я 50 лет отдала литературе, а потому приобрела какой-то навык. Вообще критика – для меня хороший допинг. Вот и я не хвалю, а ругаю! А если у человека не получается, то ему лучше вовремя уйти, чтобы заниматься своим делом и не тратить годы зря.
- А если у него получается хорошо, должен ли поэт знакомить со своим творчеством окружающих?
- Когда пишешь стихи для себя – это правильно! Ты оформляешь свои эмоции в тексты. Но потом, если чувствуешь, что они успешные, тебе хочется поделиться ими с другими. Этого требует душа, таков закон творчества.
-Были ли у Вас ещё какие-то увлечения в жизни?
-Когда мне исполнилось 5 лет, мама научила меня играть в шахматы, а в 13 я стала чемпионом Узбекистана по шахматам среди девушек.
- Есть ли у вас ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни?
- Я считаю, что в том, чему ты посвятил всю жизнь, и есть ее смысл. Лично для меня смысл жизни в творчестве. Порой получаешь такое наслаждение от какой-то внутренней победы, от преодоления какого-то материала! Ничто не может с этим сравниться…
Найдешь какую-то строчку, какой-то сюжет, и все – жизнь прекрасна!
- Назовите три ваших лучших качества, которые позволяют добиваться успеха.
- Настойчивость, целеустремленность и вера в собственные силы… Я очень рано поверила в то, что у меня есть талант, и этот талант достоин того, чтобы я на него положила всю свою жизнь. Эту веру не могли поколебать никакие отрицательные рецензии, вроде: «Нечего марать бумагу. Лучше займитесь домашним хозяйством»…
- Назовите ваши худшие качества, которые мешают вам жить.
- Некоторая несобранность и неорганизованность. То вдруг начинаю запоем читать книги, то начинаю наводить порядок в квартире. Творчеству это вредит, потому что потом долго не могу вновь войти в творческое, созидательное состояние…
Беседа с учащимися
5 слайд
-Итак, мы прослушали интервью с Л.К. Никитиной.
-С чего началось её увлечение литературой? (С желания самовыразиться. Значит, если человек в чём-то чувствует свой талант, надо пробовать, советоваться со знающими людьми).
-Какие факты из её биографии считаете важными? (Знакомство с дочерью поэта С.А. Есенина; увлечение шахматами-в 13 лет стала чемпионом Узбекистана; работа с молодёжью)
-Что привело её к успеху? (трудолюбие- «ни дня без строчки»; настойчивость, целеустремлённость, филологическое образование)
-Очень многое повлияло на её успех. Это и благоприятная обстановке в семье, окружение, образование, и , конечно, личностные качества: трудолюбие, настойчивость , целеустремлённость…
-Ребята кто-нибудь из вас пишет стихотворения, рассказы…?
(Возможно, вы скромничаете, поэтому не говорите. Но никогда не поздно начинать писать, если есть для этого душевная потребность. Л.К. начала в писать в юности с миниатюр, а стихотворения -уже в зрелом возрасте. Главное, сейчас для вас -учёба, и через 1,5 года выбрать такую профессию, которая поможет вам самореализоваться, а успех обязательно придет, если вы будете трудиться , преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей).
(В продолжение этого разговора предлагаю вам послушать интервью, которое она давала каналу Арт-студия).
-В конце нашей встречи я спросила Л.К.: «Что бы Вы пожелали нашим ученикам?»
Она ответила: «В человеке прежде всего должна быть вера, она не даст взять верх негативным силам. Всегда идите вперед, нехожеными тропами. Главное, чтобы впереди вас всегда был зелёный свет. И много читайте. Но «стихи – не поученья», они повод глубже заглянуть в свою душу».
- Предлагаю прослушать миниатюру «Снежинка». Читает .
Снежинка. Л. Никитина.
«Шел Человек. Вдруг ему на ладонь упала Снежинка. Она была необыкновенная - умела говорить.
- Родилась я во время первой весенней капели. Радовалась солнцу, первым подснежникам, пению птиц. И не знала, что кроме весны и лета есть еще промозглая осень и злющая зимняя стужа.
Однажды с севера налетел на землю ураган. Он забросил меня высоко в темное небо, а там до бесконечности долго кружил, стараясь выпить тепло, чуточку которого я утаила в своем сердце.
Когда же отнять его урагану не удалось, он зло швырнул меня на землю! Я очень боялась упасть и разбиться, ведь не могла знать, что из капли воды превращусь в Снежинку!
Человек, затаив дыхание, держал перед собой на ладони сверкающую белизной звездочку, которая в любую секунду могла растаять…
И чувствовал свое бессилие перед хрупкой небесной красотой».
-О чём эта миниатюра?
(Эта миниатюра заставляет задуматься над важными вопросами: что есть красота? как влияют на человека жизненные трудности?)
-Можно ли Л.К. Никитину можно назвать успешным человеком?
(Даже тот факт, что сегодня мы изучаем её биографию, читаем её миниатюры, говорит о том, что она успешный человек, потому что для каждого писателя главное, чтобы его произведения дошли до читателя. Произведения Никитиной интересны и молодым, и людям зрелого возраста.)
-Надеюсь, что вы согласны со мной , что ,как правило, удивительное всегда рядом…
-Ребята, вы сможете назвать имена других , таких же успешных писателей, поэтов нашего края, как Лидолия Константиновна Никитина?
На следующих занятиях мы продолжим знакомство с писателями и поэтами нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературоведению
планирование курса "Основы стихосложения"...
Программа кружка "Введение в литературоведение" 8 класс
Данная программа составлена для подготовки учащихся 8 класса к переводным экзаменам. За основу взяла программу Якимовой Г.А., дополнила темами, необходимыми для экзамена....
Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"
Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"...
Рабочая программа по курсу "Занимательное литературоведение"
Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса....
Программа элективного курса для 9 класса "Литературоведение стран АТР"
Актуальность данного элективного курса в том, что он формирует устойчивое умение работы с текстом путем анализа, сравнения и создания собственного творческого продукта. Это уме...
Практическое занятие по курсу «Введение в литературоведение», на тему «Смыслообразующая роль элементов композиции»
Предложенное практическое занятие следует провести в группах с дополнительной филологической подготовкой. Оно разработано в рамках технологии сотрудничества и опирается на интерактивные методы работы....
Викторина "Занимательное литературоведение"
Литературная викторина - способ не только весело провести время, но и возможность повторить изученное на уроках, обратить внимание учеников на детали, которые дети часто не замечают.Данная викто...