Программа кружка "Введение в литературоведение" 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Литература – это учебный предмет, изучаемый в школе в течение достаточно продолжительного времени. Учащиеся знакомятся с огромным количеством имен и произведений как русской, так и зарубежной литературы. Но упор в школьном курсе литературы делается на изучение хронологии литературного процесса и знание текстов художественных произведений. Безусловно, такая установка является логичной, так как в средней школе среднему ученику сложно освоить такой массив литературы даже в ознакомительном порядке, не говоря уже о глубоком анализе произведения.
Школьные уроки литературы предполагают научить учащегося эмоционально воспринимать произведение, связывать его со своим жизненным опытом, а в старших классах – познакомить учащихся с идейными и художественными особенностями мира того или иного писателя. В первом случае обучающийся учиться относиться к произведению по принципу «нравиться – не нравиться», во втором случае учащийся усваивает некоторые сложившиеся взгляды на творчество того или иного писателя и на основе этой информации может выстроить своё отношение к художественному произведению. В силу перегруженности и школьного курса литературы, и ученика средней школы вообще в классе не остаётся времени на освоение специального инструментария, с помощью которого возможно самостоятельно анализировать текст, приходить к собственным выводам, а не вычитывать их в предисловиях или специальной литературе, поэтому
Основная цель данного курса - овладеть необходимыми понятиями, попробовать применять их на практике, познакомиться с некоторыми методами и приёмами анализа художественного текста.
Курс рассчитан на учеников, интересующихся и увлекающихся литературой.
Но курс, тем не менее, не предполагает подробное знакомство с литературоведческими понятиями. Он должен лишь продемонстрировать возможность иного способа общения с текстом, нежели эмоциональный или репродуктивный.
В процессе изучения курса «Введение в литературоведение» предполагается знакомство со спецификой литературы как вида искусства, некоторыми основными литературоведческими категориями. Большое внимание уделяется практическому применению полученных знаний, после изучения каждой теоретической темы запланирована работа либо по анализу художественного произведения, либо по созданию собственного текста.
Работа по данной программе строится на следующих педагогических принципах:
личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту учащегося; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения предполагается использовать следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, творческий.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическую работу), собеседование, консультация, практические упражнения под руководством педагога, презентация, творческая работа, обсуждение, анализ работ.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, творческая работа, защита выпускной работы.
Формой итоговой отчетности учащихся может стать представление итогов самостоятельной работы по анализу или интерпретации художественного произведения.
Курс рассчитан на учащихся 8 класса.
Продолжительность курса – 34 часа.
Примерная структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов | Из них: | |
Лекция (теория) | практических занятий | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Фольклор. Жанры фольклора. Фольклор и литература. | 2 | 1 | 1 |
3. | Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры. | 2 | 1 | 1 |
4. | Сюжет и фабула литературного произведения. Композиция . Конфликт. | 3 | 1 | 2 |
5. | Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием. | 1 | 1 | - |
6. | Роль пейзажа в художественном произведении | 1 | 1 | - |
7. | Портрет в художественном произведении. Типология портретов | 2 | 1 | 1 |
8. | Типы организации художественной речи | 5 | 2 | 3 |
9. | Анализ поэтического текста | 7 | 1 | 6 |
10. | Изобразительно- выразительные средства поэтической речи | 8 | 1 | 7 |
11. | Заключительное занятие. Представление самостоятельных работ. | 2 | - | 2 |
Всего: | 34 | 11 | 23 |
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Литературоведение как наука. Предмет изучения. Литература как вид искусства.
(1 час)
Тема 2.
Фольклор.Жанры фольклора. Фольклор и литература (1час)
Практическая работа «Определение жанров УНТ» (1час)
Тема 3.
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры (1час)
Практическая работа «Определи жанр» (1час)
Тема 4.
Сюжет и фабула литературного произведения. Композиция. Конфликт (1час)
Практическая работа «Элементы сюжета» (2часа)
Тема 5.
Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием.(1час)
Тема 6.
Роль пейзажа в художественном произведении (1час)
Тема 7.
Портрет в художественном произведении. Типология портретов(1час)
Практическая работа «Описание портрета» (1час)
Тема 8. Типы организации художественной речи. (5 часов):
Поэзия и проза. Ритм. (1 час)
Стих. Стихосложение. Стихотворный размер. Рифма. Виды рифм. (1 час)
Практическая работа «Определение стихотворного размера, видов рифм в произведении». (3 час)
Тема 9. Анализ поэтического текста (7часа):
План анализа поэтического текста ( 1 час)
Практическая работа «Анализ поэтического текста»(6часов)
Тема 10. Изобразительно- выразительные средства поэтической речи (8часов):
Теория: изобразительно- выразительные средства поэтической речи (2час)
Практическая работа «Эпитет. Сравнение. Метафора» (3часа)
Практическая работа «Гипербола. Литота» (1час)
Практическая работа «Аллегория. Антитеза. Контраст. Сопоставление» (2часа)
Тема 11. Представление самостоятельных работ (анализ отдельных элементов художественного текста или интерпретация художественного текста). (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма урока | Дата по плану | Факти ческая дата |
1. | Литературоведение как наука. Предмет изучения. Литература как вид искусства. | 1 | лекция | 07.09 | |
2. | Фольклор.Жанры фольклора. Фольклор и литература | 1 | лекция | 14.09 | |
3. | П/р.Определение жанров УНТ | 1 | практикум | 21.09 | |
4. | Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры | 1 | лекция | 28.09 | |
5. | П/р. Определи жанр | 1 | практикум | 05.10 | |
6. | Сюжет и фабула литературного произведения. Композиция. Конфликт | 1 | лекция | 12.10 | |
7-8 | П/р. Элементы сюжета | 2 | практикум | 19.10 26.10 | |
9. | Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием. | 1 | лекция | 09.11 | |
10. | Роль пейзажа в художественном произведении . | 1 | лекция | 16.11 | |
11. | Портрет в художественном произведении. Типология портретов. | 1 | лекция | 23.11 | |
12. | П/р Описание портрета | 1 | практикум | 30.11 | |
13. | Типы организации художественной речи. Поэзия и проза. Ритм. | 1 | лекция | 07.12 | |
14. | Стих. Стихосложение. Стихотворный размер. Рифма. Виды рифм. | 1 | лекция | 14.12 | |
15-17 | П/р Определение стихотворного размера, видов рифм в произведении | 3 | практикум | 21.12 28.12 | |
18 | План анализа поэтического текста | 1 | лекция | 11.01 | |
19-21 | П/р Анализ поэтического текста | 3 | практикум | 18.01 25.01 01.02 | |
22-23 | Изобразительно- выразительные средства поэтической речи | 2 | лекция | 08.02 15.02 | |
24-26 | П/р Эпитет. Сравнение. Метафора | 3 | практикум | 22.02 01.03 15.03 | |
27 | П/р Гипербола. Литота | 1 | практикум | 05.04 | |
28-29 | П/р Аллегория. Антитеза. Контраст. Сопоставление | 2 | практикум | 12.04 19.04 | |
30-32 | П/р Анализ поэтического текста | 3 | практикум | 26.04 03.05 10.05 | |
33-34 | Представление самостоятельных работ (анализ отдельных элементов художественного текста или интерпретация художественного текста). | 2 | практикум | 17.05 24.05 |
Список литературы:
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть 1 и 2. – Москва, «Аванта+», 2000 год
Энциклопедия для детей. Том 9. Литература. – Москва, «Аванта+», 2002 год
Литературный энциклопедический словарь – Москва, «Советская энциклопедия», 1987 год
Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва, «Педагогика», 1984 год
А. Квятковский. Поэтический словарь. – Москва, «Дрофа», 2000 год
А. Архангельский. Введение в литературоведение. – Москва, 1985 год
А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. – Москва, 1961 год
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации:
Роды литературы
Фольклор
Характеристика жанров
Изобразительно-выразительные средства
Стихотворные размеры
Виды рифмы.
Теория литературы в таблицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...