календарно-тематическое планирование по литературоведению
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме
планирование курса "Основы стихосложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_slihoslozheniya_morozova_iv.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая программа “Основы стихосложения” составлена в соответствии с Государственным стандартом средноего (полного) общего образования по литературе, входит в образовательную область “филология”, художественно-эстетической направленности.
Программа представляет собой модифицированный курс, планирование которого составлено на основе учебно-методического пособия для учителей-словесников: Тим J. Скоренко «Учебник Стихосложения». Курс предназначен для работы с учащимися 7-9 классов, проявляющими интерес к изучению литературы. Курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы, которая предусматривает изучение и освоение учащимися элементарных понятий по теории литературы и стихосложения. Предлагаемый курс способен восполнить отдельные пробелы в знаниях учащихся.
Целью данного курса, прежде всего, является то, чтобы помочь детям освоить основные понятия по теории литературы, связанные с темой «Рифма», «Размер и слог», «Рифмовка», «Спецэффекты в стихосложении», «Средства художественной выразительности».
- освоение понятий «ритм», «рифма», «стихотворный размер» и их взаимосвязь;
- практическое усвоение терминов «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора», «гипербола» и др.;
- развитие творческих способностей обучающихся, их способности чутко воспринимать художественное слово.
Продолжительность реализации программы – 70 часов.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- виды стихосложения, основные формы стихотворений, стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения;
- основы стихосложения (стопа, ритм, стихотворный размер, виды рифмы);
- особенности стиля и языка изучаемого поэтического произведения;
Уметь:
- формулировать свое восприятие стихотворения на уровне первичного впечатления;
- выстраивать все возможные ассоциативные ряды, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла;
- составлять стихотворные строки, используя различные виды рифмовки;
№ п.п | Раздел. Тема раздела. | Содержание раздела. | Кол-во часов | Дата |
РИФМА | ||||
1. | Стихотворения без рифмы | Понятие белый стих. Безрифменный стих. Верлибр. Стихотворение в прозе. Хокку. Танка. Арифмия. | 2 | |
2. | Рифма, как получить красивую рифму | Понятия авторская рифма. Мужская и женская рифма. Акустическая и йотированная рифма. Неравносложные рифмы. Ассонансная и дружественная рифма. Абсолютная рифма. | 2 | |
3. | Плохие рифмы | Понятия созвучий и неверной рифмы. Однокоренные рифмы. Эпифора. Бедная рифма. Однородная, графическая и банальная рифма. | 2 | |
4. | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 2 | |
5. | Рифмы различных частей речи | Виды рифм по частям речи. Глагольные, существительные, прилагательные. Одинаковые части речи при создании рифмы. | 2 | |
6. | Лексическое разнообразие рифмы | Словообразование. Одинаковые слова в рифме. Неожиданность рифмы. | 2 | |
7. | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 2 | |
8. | Составные рифмы как вершина поэзии | Рифмы-переносы. Составные и оборванные рифмы. Панторифма. | 2 | |
9. | Сквозные рифмы | Понятие сквозной рифмы. Цезура. Медиана. Авторифма. Внутренняя, начальная и стыковая рифма. | 2 | |
10. | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 2 | |
РАЗМЕР И СЛОГ | ||||
11. | Виды стихосложения | Понятие силлабического и тонического стихосложения. Акцентный стих. | 2 | |
12-13. | Основные поэтические размеры | Понятие стопа. Хорей. Ямб. Анакруза. Клаузула. Дактиль. Амфибрахий. Анапест. | 4 | |
14. | Дополнительные поэтические размеры | Пэоны. Пэнтоны. четырехдольники, пятидольники и шестидольники. Брахиколоны. Александрийский стих. Холиямб. Одиннадцатисложник и тринадцатисложник. | 2 | |
15. | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 2 | |
16. | Античное стихосложение | Гекзаметр. Пентаметр. Тетраметр. Ионик. Спандей. Диспондей. Диямб. Дихорей. Адонический стих. Алкеева строфа. | 2 | |
17. | Как сделать слог нестандартным | Понятие дольника. | 2 | |
18. | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 2 | |
РИФМОВКА | ||||
19-20. | Формы стихотворений | Понятие одностишия и трехстишия. Дистих и терцина. Капитоло. Вилланелла. Катрен. Холостая рифма. Леонинский стих. Лимерик. Шестистишье. Рансарова строфа. Тройной триолет. Сонет. | 4 | |
21. | Восточные формы строф | Газель. Касыда. Муссадас. Мухаммас. | 2 | |
22. | Еще несколько слов о построении | Прием комбинирования. Эхо-рифмы. Рефрен. | 2 | |
23. | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 2 | |
"СПЕЦЭФФЕКТЫ" В СТИХОСЛОЖЕНИИ | ||||
24. | Звукопись | . Звукопись. Звукоподражание. Ассонанс. Аллитерация. | 2 | |
25-26. | Стилистические фигуры | Понятие анафоры. Перечисление. Анадиплосис. Инверсия. Метафора. Тропы | 4 | |
27. | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 2 | |
28. | Нестандартные украшения стихотворений | Применение неологизмов. Понятие муфтолингвов. Контаминация. Игра слов. | 2 | |
29. | Построение предложений | Система построения предложений. | 2 | |
30. | Стилистический мусор | Понятие стилистического мусора. | 2 | |
31-32 | Занимательное стихосложение | Работа над созданием собственных стихов. | 4 | |
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ | ||||
33 -34 | Стихи собственного сочинения | Работа над созданием собственных стихов. | 4 | |
35-36 | Стихи собственного сочинения | Работа над созданием собственных стихов. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...