Внеклассное мероприятие "Математические софизмы"
методическая разработка (9 класс)

Татьяна Алексеевна Буянова

Внеклассное мероприятие для 9 класса "Математические софизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_matematicheskie_sofizmy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 17»

Внеклассное мероприятие

«Математические софизмы»

для учащихся 9 класса

Учитель- Буянова Т.А.

08.11.2019

               Данное мероприятие выполнено в рамках мастер-класса по теме: «Предметная среда как пространство реализации детской инициативы». Мастер-класс проводился на «Учебная инициатика – путь к повышению качества образования»  

        Цели и задачи: представление опыта применения некоторых средств (а именно детской инициативы) для формирования положительных мотивов к изучению математики во внеурочное время.

           

  • Вступительное слово учителя.

     Низкий уровень внутренней мотивации подростков к обучению – одна из проблем сегодняшней школы, к решению которой должен стремиться учитель-практик

      Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

     Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Основная задача учителя - повышение внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

         Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

     Как замотивировать школьников на изучение математики? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя математики. Поэтому стратегической целью представленного занятия является формирование положительных мотивов к изучению математики во внеурочное время. Данное занятие должно способствовать расширению кругозора учащихся, развивать у них творческое мышление, самостоятельность при поиске решений, способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии, формировать культуру умственного труда,  научное мировоззрение, воспитывать умения работать в различных организационных формах.

  • Теоретическое обоснование темы, проводимое в виде лекции. Презентация.
  • Практическая часть. «Одним разрезом»

(Математические этюды).

                Итоги:

Понять софизм как таковой (решить его и найти ошибку) получается не сразу. Требуются определенный навык и смекалка. Что касается меня, то некоторые софизмы приходилось разбирать по нескольку раз, чтобы действительно в них разобраться, некоторые же наоборот, казались очень простыми. Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но еще может пригодиться в жизни.

Исследовать софизмы действительно очень интересно и необычно. Порой сам попадаешься на уловки софиста, на столь безукоризненность его рассуждений. Перед тобой открывается какой-то особый мир рассуждений, которые поистине кажутся верными. Благодаря софизмам и парадоксам можно научиться искать ошибки в рассуждениях других, научиться грамотно строить свои рассуждения и логические объяснения. Если есть желание, то можно стать искусным софистом, добиться исключительного мастерства в искусстве красноречия или просто на досуге проверить свою смекалку.

В результате проведенного занятия у учащихся формируются:

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
  • социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

Приложение №1.Технологическая карта занятия.

 «Математические софизмы»

Цели и задачи: представление опыта применения некоторых средств для формирования положительных мотивов к изучению математики во внеурочное время.

           Данное занятие представляет фрагмент факультатива в рамках проводимых научно-популярных лекций по математике по теме «Математические софизмы». Занятие проводится учащимися 11 класса для учащихся 9В класса.

Цели и задачи занятия:

образовательные

  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • применение знаний и умений учащихся при моделировании практических ситуаций;

развивающие

  • мотивация познавательной деятельности;
  • развитие у учащихся творческого мышления;
  • развитие самостоятельности при поиске, способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии;
  • создание условий для развития информационной, учебно-познавательной компетентности;

воспитательные

  • формирование культуры умственного труда;
  • формирование научного мировоззрения;
  • воспитание умения работать в различных организационных формах.

      Занятие состоит из двух частей: теоретическое обоснование темы, проводимое в виде лекции, и практическая часть.

Структура:

1.Организационный этап.

2.Вступительное слово учителя.

3.Научно-популярная лекция по теме «Математические софизмы», презентация (теоретический  материал представляет ученица 11 класса Габдрахимова Евгения).

4.Обсуждение примеров с учащимися, нахождение ошибок в них, раскрытие софизмов (проводит ученица 11 класса Станичникова Татьяна).

5.Практическая часть темы:

  • математического этюда «Одним разрезом» (предлагается задание:раздаются листы с нарисованной звездой, надо сложить этот многоугольник так ,чтобы можно было с помощью одного разреза получить звезду).

6.Подведение итогов работы.

Вступительное слово учителя.

        Эпиграфом сегодняшнего мероприятия я взяла слова Б. Паскаля:

Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая

сделать его немного занимательным.

                               Б.Паскаль

Еще в начале сентября ко мне подошли учащиеся 11 класса с вопросом, а знаю ли я что такое софизмы.  Как вы думаете, что я ответила?  (ну, конечно же - не знаю)   Затем мы разобрали несколько софизмов и девочки предложили рассказать об этом своим одноклассникам. Инициативу я поддержала, но выдвинула встречное предложение – поделиться интересной информацией с вами.

        Сегодня мы представляем вам два интересных направления в математике – 1. Математические софизмы и 2. назовем это так «Математические этюды» (представить девочек).

Не буду раскрывать секретов – вы все сейчас сами узнаете.

Заключительное слово учителя.

Ну как, интересно было? Теперь вы можете выиграть спор, доказав, что 2=3 или 4=5, показать математические уловки. А может у вас появилось желание стать искусным софистом, здесь можно добиться исключительного мастерства красноречия  или просто на досуге проверить свою смекалку. Благодаря софизмам можно научиться искать ошибки в рассуждениях других, научиться грамотно строить свои рассуждения и логические объяснения.

Я вам предлагаю найти на просторах интернета тоже что-нибудь интересное с точки зрения математики и поделиться с нами.

Хочу поблагодарить девочек за интересный материал, и вас, уважаемые 9-классники. за то, что не остались равнодушными и поддержали их инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ софизмов и парадоксов

Поиск заключенных в софизмах ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики. Софизмы, как и парадоксы, намеренно противоречат здравому смыслу. Софизмы и парадоксы одинако...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мир математических софизмов"

Внеклассное мероприятие  представляет собой игру,в которой раскрывется суть математических софизмов и предлагаеться разобраться с некоторыми из софизмов самостоятельно....

"Софизмы и парадоксы"

Исторический материал по теме "Софизмы и парадоксы"...

Внеаудиторное мероприятие по математике на тему: СОФИЗМЫ И ПАРАДОКСЫ

Материал об удивительных понятиях в математике, философии, логике, риторике, которые  своими корнями уходит в далекую старину. Может проходить как  внеаудиторное мероприятие по предмету...

Софизмы на уроках математики

В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости в математических рассуждениях и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математи...

Презентация к внеклассной работе по математике на тему "Софизмы вокруг нас"

Презентация визуализирует представления о софизмах в математике и не только...

План-конспект внеклассного мероприятия "Софизмы и Парадоксы"

Данный урок способствует формированию способности обучающихся  уметь связывать различные научные дисциплины. В частности, математическую логику и литературу, ораторское искусство.Кроме того, расш...