Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Капелька доброты»
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Капелька доброты» для учащихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. В настоящее время школьники подвергаются большому влиянию окружающей среды, то есть телевидение, радио, СМИ. Родители не всегда имеют возможность проводить беседы на духовно-нравственную тему, так как они стараются обеспечить ребенка материально, а духовная сторона порой остается в тени. Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kapelka_dobroty.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Капелька доброты» для учащихся 5А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. В настоящее время школьники подвергаются большому влиянию окружающей среды, то есть телевидение, радио, СМИ. Родители не всегда имеют возможность проводить беседы на духовно-нравственную тему, так как они стараются обеспечить ребенка материально, а духовная сторона порой остается в тени.
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Связь с общешкольными программами прослеживается на занятиях где вводится игровая драматургия по изучаемой теме, экскурсии с музыкой, литературой, окружающим миром, изобразительным искусством. Огромное значение имеет познание нравственной культуры своего народа.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Цель программы: создание условий для развития, сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья детей.
Задачи:
- формировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.
Ожидаемые результаты реализации программы
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: дружбы, милосердия, сострадания, стремления его к добру и неприятию зла.
Предметные результаты:
- научатся бережно относиться к своей семье и её родословной, будут толерантны в отношениях с представителями разных национальностей;
- будут любить свой народ, родной язык, своих родных и близких;
- сформируют такие понятия как «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
- за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
- получат положительную мотивацию, интерес к учёбе;
- посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
Личностные результаты:
- знание основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- понимание чувств других людей и воспитание чувства сопереживания им.
Особенности возрастной группы детей 5А класса: высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, в следствие чего необходим отдых в течении дня; высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях; предпочтение к шумным коллективным играм; высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; становление независимости; развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы; нередки случаи возникновения различных страхов (боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих); желание быть полезным; становление чувства ответственности; стремление научиться общаться с людьми вне семьи.
Режим занятий включает в себя – 34 часа в год, 1 час в неделю
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разделена на 7 разделов.
Каждый раздел несёт в себе соответствующую воспитательную направленность.
В раздел «Друзья познаются в беде» включены темы на воспитание отношений между сверстниками, правила поведения в общественных местах, в том числе и в храме, отрицательное отношение к вредным привычкам.
В разделе «Волшебные слова» рассматриваются темы: «О силе слова», «Общение между мальчиками и девочками», «Умеешь ли ты прощать?». Во время проведения данных мероприятий детям прививается любовь к родному языку, с помощью специально подобранных форм работы дети должны осознать значение и силу каждого слова.
«Доброму добрая память»- мероприятия, проводимые в рамках данного раздела, воспитывают уважение к предкам, воинам, к русской культуре гостеприимства.
«Если добрый ты…»- в разделе запланированы мероприятия практической направленности, помощь и ухаживание за животными, посещение дома ребёнка, что в свою очередь воспитывает сострадание и милосердие к окружающим. В этом же разделе запланировано мероприятие по уборке территории.
«Какие бывают игры» - дети знакомятся с русскими народными играми, играми разных народов, также проводится целенаправленная работа о вреде и пользе компьютерных игр.
Знакомство с заповедями, которые известны человечеству две тысячи лет, даёт понять детям, что нельзя жить в мире по законам « хочу» и « можно». Эти мероприятия отведены в раздел «Отношения в семье». В разделе уделено внимание отношениям в семье, жизни святых и доброму отношению к хлебу.
В современном мире музыка несёт в себе мощную психологическую направленность. Учёными доказано, положительное влияние классической и духовной музыки на здоровье и психику человека. В раздел «Аккорды музыки» включены мероприятия для ознакомления с культурой духовных песнопений, красотой колокольного звона и необъяснимым задором и весельем русской народной песни.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |||||
План | Факт | |||||||
I четверть – 8 часов | ||||||||
«Друзья познаются в беде»(6 часов) | ||||||||
Принятие основных правил дружбы. | 1ч | |||||||
Разучивание песни «Дружба крепкая…» | 1ч | |||||||
Беседа « Я живу среди людей». | 1ч | |||||||
Беседа « Правила поведения в обществе». | 1ч | |||||||
Мероприятие « Привычки вредные и полезные». | 1ч | |||||||
Беседа « Я и мои друзья». | 1ч | |||||||
«Волшебные слова» (6 часов) | ||||||||
7 | «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» (конкурс стихов, пословиц, рисунков». | 1ч | ||||||
8 | Чтение книг православного автора Б. Ганаго «О силе слова». | 1ч | ||||||
II четверть – 8 часов | ||||||||
9 | Беседа « О дружбе мальчиков и девочек». | 1ч | ||||||
10 | Просмотр фильма « Приключения Тома Сойэра». | 1ч | ||||||
11 | Конкурс « Знатоки родной природы». | 1ч | ||||||
12 | Просмотр фильма «Тимур и его команда». | 1ч | ||||||
«Доброму добрая память» (4 часа) | ||||||||
13 | Презентация на тему: « Их почитают на Руси». | 1ч | ||||||
14 | Просмотр фильма о детях участвующих в Великой Отечественной войне. | 1ч | ||||||
15 | Презентация «На пути к высотам мудрости». Материал о жизни М.В. Ломоносова. | 1ч | ||||||
16 | Просмотр мультфильмов о школе. | 1ч | ||||||
III четверть – 10 часов | ||||||||
«Если добрый ты…» (4 часа) | ||||||||
17 | Беседа «Мы и пернатые». | 1ч | ||||||
18 | Беседа « Моё любимое животное». | 1ч | ||||||
19 | «Как завоевать доброту»? | 1ч | ||||||
20 | Инсценирование сказки « Кошкин дом». | 1ч | ||||||
«Какие бывают игры?» (6 часов) | ||||||||
21 | Знакомство и с русскими народными играми. | 1ч | ||||||
22 | Русские народные состязания. Игра« Лапта». | 1ч | ||||||
23 | Беседа « Компьютерные игры - вредные и полезные». | 1ч | ||||||
24 | Конкурс «Игры разных народов». | 1ч | ||||||
25 | Изготовление русских народных игрушек из любых материалов. | 1ч | ||||||
26 | Знакомство с русскими народными играми для девочек и мальчиков. | 1ч | ||||||
III четверть – 9 часов | ||||||||
«Отношения в семье» (4 часа) | ||||||||
27 | Беседа « Дерево добра». | 1ч | ||||||
28 | Просмотр мультфильмов из серии «Простоквашино». | 1ч | ||||||
29 | Презентация «Путешествие зёрнышка» (отношение к хлебу). | 1ч | ||||||
30 | Экскурсия в библиотеку « «Хлеба к обеду в меру бери». | 1ч | ||||||
«Аккорды музыки» (4 часа) | ||||||||
31 | Знакомство с историей изготовления колоколов. | 1ч | ||||||
33 | Как звучит Царь-колокол. | 1ч | ||||||
33 | Просмотр фильма об искусстве отливания колоколов. « О чём поёт колокол?». | 1ч | ||||||
34 | Музыка в храме. | 1ч |
Учебно-методическое обеспечение
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников / Н.Г. Аверина //. – 2005 - №11
- Библиотека « Первое сентября», « Основы православной культуры».
- Газета « Православная народная газета» № 11- 15 июня 2007г.,№ 18-1 октября 2011г.
- «Духовно-нравственное воспитание: теоретический аспект».СИПКРО, Самара, издательство «Книга», 2010 год.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методические рекомендации. // В 2-х ч. // М– «Просвещение» 2011 (Работаем по новым стандартам).
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- портативный компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- цифровые образовательные ресурсы;
- компьютерные презентации к занятиям;
- художественные рисунки и иллюстрации;
- настольные игры;
- книги со сказками;
- диски с мультфильмами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Learn and play»
Программа «Learn and play» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников. Программ...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Изонить"
Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей 7 - 10 лет с особыми образовательными потребностями....
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) по иностранному языку (английскому языку) «Путешествие по Англии» для 5 класса
Программа «Путешествие по Англии» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся. Программа предполагает занятия с учащимися 12-13 лет.Цель: Дать представление о социокультурном по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (кружка) «Занимательная биология»
Пояснительная записка Программа имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 34 часа в год.Актуальность создания программы обусловлена...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка по английскому языку «Учимся дружить!» в рамках клуба интернациональной дружбы. ФГОС
Уровень общего образования: основная школаРуководитель: Чайникова Е.К.Срок реализации программы: 1 годКоличество часов по учебному плану: всего 35 часовРабочая программа составлена н...
Рабочая программа внеурочной деятельности/кружка английского языка 7-9 классы
Пояснительная записка и планирование."Современная грамматика и лексика", 2 ч/нед. Повторение и обобщение грамматики и лексики в рамках ОГЭ по книге: "Учебное пособие для подготовки к ГИ...