Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Изонить"
рабочая программа по теме

Даминева Аниса Зиннуровна

Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей 7 - 10 лет с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_izonit.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

                                       Рабочая программа                                                    

                  внеурочной деятельности кружка «Изонить»

                           для учащихся начальных классов

                                     

Срок реализации  - 3 года

Возраст обучающихся   - 7 – 10 лет

Количество часов в неделю  - 1 час  

Воспитатель:    Даминева Аниса Зиннуровна                                                        

                                                                     

                                                                       

                                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной доске.  А еще детей можно научить рисовать  нитью. Изонить – так называется этот вид деятельности.

       Изонить (или нитяная графика) -  это оригинальный вид декоративно – прикладного доступна человеку в любом возрасте. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Основные элементы натяжения нитей – угол, круг, эллипс и заполнение фигур частями со смещённым центром. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна.

       Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия   при создании геометрического узора. При выполнении работ по изонити у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы натяжения нитей – всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике изонити; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно – прикладного искусства. Работа в технике изонити формирует такие волевые качества, как настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, самостоятельность, развивают собственный творческий потенциал, то есть способствует развитию личности ребенка, что является основным требованием нового образовательного стандарта.

       Данная программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 7 -10 лет с особыми образовательными потребностями. Важным элементом программы является большое количество практических занятий, на которые отводится больше времени, чем на теоретическую часть обучения, что способствует лучшему усвоению материала. Для стимулирования самостоятельной деятельности варьируется темп работы с учетом интересов учащихся. Занятия проводятся  небольшими группами по 4-6 человек и индивидуально в зависимости от степени заболевания и уровня подготовленности детей,      по 1часу в неделю, 33 часа  в год. Обучение происходит постепенно от простого к сложному.  

        В первый год обучения дети получают элементарные навыки  работы с иглой, ножницами, шилом, знакомятся с техникой безопасности при работе с этими инструментами, с основными приемами графического переплетения нитей.   Во второй              год дети закрепляют уже полученные знания, умения, навыки; продолжают овладевать более сложными приемами графического переплетения нитей. Именно на этом этапе проявляется творческая активность, способность мыслить, создавать необычные узоры на основе полученных ранее знаний. Третий год обучения  предполагает работу с наиболее увлеченными детьми и оформление сложных работ. В данном случае внимание уделяется индивидуальной работе и личному творческому поиску ребят.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  Способствовать успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путем создания условий для их самореализации в творчестве, закрепления  и расширения знаний, полученных на уроках математики, трудового обучения, изобразительного искусства.

ЗАДАЧИ:

1.Образовательные:                                                                                                                                                                                                      *  Расширение знаний о видах декоративно – прикладного искусства.

* Знакомство с приёмами  работы  в технике  «изонить».                                                                                                                                                                                                                                      * Формирование у детей навыков ручного труда  (научить владеть иголкой, ниткой, шилом, различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия).                                                                                                                                                          *  Обучение работе с трафаретом.                                                                                                                                                                                     *  Расширение  знаний учащихся  о геометрических фигурах, используемых в работе.                                                                                                    *  Обучение плоскостному моделированию.                                                                                                                                                                    *  Знакомство с  понятием  «зеркальное изображение».  

2. Развивающие:                                                                                                                                                                                          

*  Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

*  Развитие цветового восприятия (понятия о холодных и теплых тонах; умение подбирать контрастные цвета и цвета, оттеняющие друг друга).                                                                                                                                 

*  Развитие абстрактное мышления,  умения создавать новые композиционные решения.                                                                                                                                                     

*  Развитие активного  и пассивного словарного запаса (введение в активный словарь детей математических терминов). 

*  Развитие  объяснительной и доказательной речи.                                                                                                                               

* Развитие  мелкой мускулатуру  пальцев, глазомера, остроты зрения, координации движений рук под контролем глаз.                                                                                                                   

3. Воспитательные:             

* Воспитание эстетического вкуса, интереса к прекрасному.

*  Воспитание осознанного положительного отношения к труду, потребности трудиться.                                                                                                                                                                    

*  Воспитание  усидчивости, терпения, внимательности, аккуратности при выполнении работы.

*  Воспитание активности и самостоятельности.                                                                                                                                                                                               

* Воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, чувства ответственности  и взаимопомощи.                                                                                                                                                                                                

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

- Словесные: рассказ, объяснение.

- Наглядные: демонстрация (показ) изображений, образцов; самостоятельные наблюдения, сравнение и анализ; выставки готовых изделий.

- Практические: выполнение трудовых заданий.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 

Освоение детьми программы «Изонить» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:                                                                                                                                            

- правила безопасного пользования инструментами;

- основные виды ручных швов;

- основные приемы работы в технике «Изонить»;

должны уметь: 

 - владеть иглой, ниткой, шилом;                                                                                                                                                

 - работать с трафаретом;                                                                                                                                                                                                         - различать изнаночную и лицевую стороны изделия;                                                                                                                                                      - давать оценку изготовленному изделию;                                                                                                                                                          - пользоваться принципами сочетания цветов и оттенков при выполнении практических работ;                                                                - выполнять простейшие миниатюры по схеме;                                                                                                                        

- доводить выполняемую работу до конца.                                                      

В сфере коммуникативных  отношений учащиеся научатся:

-первоначальному опыту совместной творческой деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить общение со сверстниками и взрослыми;

 - высказывать собственное мнение;

В личностной сфере у учащихся будут сформированы:

-   познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к своему и чужому труду.

                                              КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

                                                                           Первый год обучения

Дата

           Тема

Кол-во

часов

                         Цели и задачи

1

Сентябрь

Вводное занятие.

Общие сведения о материалах и инструментах.

Как работать безопасно.

   1

Знакомство с целями кружка,  с необходимыми для работы материалами и инструментами. Знакомство с правилами поведения безопасной работы во время занятий.

Учить отмерять нить, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.

2

Сентябрь

Знакомство  с работами в технике «Изонить».

Основы цветовой гармонии.

   1

Ознакомление с выставкой работ в технике «изонить».

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, способах подбора цвета к фону; контрастных цветах и цветах, оттеняющих друг друга.     

Учить подбирать цветовую гамму нити к рабочей основе.                                                                                                                            

3

Сентябрь

Октябрь

Шитье по контуру рисунка:

- шов «вперед иголка»;

- шов «назад иголка»

  2

   

  2

Знакомить с основными швами шитья. Учить шить по контуру рисунка. Продолжать учить отмерять нить, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.

 Закреплять правила поведения безопасной работы во время занятий.

Воспитывать аккуратность при работе, самостоятельность.

4

Октябрь

Знакомство с разными видами углов. Приемы заполнения угла.

-Зонт (закрытый и открытый).

- Домик.

 

   3

Знакомить с видами углов (прямой,  острый, тупой), учить находить углы в окружающем мире, различать их по форме.

Познакомить с приемами заполнения углов.

Учить делать разметку угла с помощью линейки и карандаша.

Закреплять приемы заполнения угла, создавая разные образы. Развивать координацию и согласованность движения рук.

5

Ноябрь

Приемы заполнения круга с разной хордой.

       - Цветок.

       - Закладка.

  3

Познакомить с приемами заполнения круга с разной хордой.

Закреплять приемы заполнения кругов разных размеров и с разными хордами.   Закреплять  умение отмерять нить, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.  Воспитывать аккуратность при работе.

6

Декабрь

  Совмещенные узоры (угол + круг)

      -  Зимняя картинка.

     

  4

 

 

Закреплять приемы заполнения угла, круга.

Учить продумывать будущий узор, делать разметки с помощью взрослого, подбирать цвет основы и нитей.

Развивать творческое воображение.

Развивать координацию и согласованность движения рук.

7

Январь

Совмещенные узоры (угол + круг)

-  Золотая  рыбка.

  3

Закреплять приемы заполнения угла, круга.

Учить продумывать будущий узор, самостоятельно делать разметки, подбирать цвет основы и нитей. Развивать творческое воображение.

Развивать координацию и согласованность движения рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца.

8

Февраль

Маленький круг в большом

  2

Закреплять приемы заполнения кругов с разными хордами: маленький круг в большом.

Развивать координацию и согласованность движения рук.

Воспитывать аккуратность, терпение.

Поощрять желание помощь товарищам, если требуется помощь.

9

Февраль

Заполнение овала, полукруга.

- Цыпленок.

 2

Познакомить с приемами заполнения овала, полукруга.

Развивать координацию и согласованность движения рук.

 Развивать творческое воображение, поощрять желание добавить в рисунок свои детали.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить работу до конца.

10

Март

Работа с трафаретом.  «Звезда»

  3

Познакомить с трафаретами, учить пользоваться ими.  

Закреплять правила поведения безопасной работы во время занятий.

Закреплять умение подбирать цвет основы и рисунка.  Развивать  

аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца

10

Апрель

Работа с трафаретом.  «Птица» или  «Корабль в море»  (на выбор)

  2

Закреплять умение пользоваться трафаретом.

Закреплять умение подбирать цвет основы и рисунка.  Учить добавлять в работу свои детали. Развивать координацию и согласованность движения рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца.

13

Апрель

Май

Самостоятельная  творческая работа.

 4

 Самостоятельный выбор рисунка для работы, выполнение разметок, выбор цвета основы и нитей. Развитие творческого воображения.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца.  Поощрять желание помощь товарищам.

14

Май

Подведение итогов. Выставка творческих работ детей.

  1

Подведение итогов работы кружковцев. Оформление детских работ для выставки.

                                                                                 Второй год обучения.

                                                                                                                                                     

Дата

           Тема

Часы

                         Цели и задачи

1

Сентябрь

Вводное занятие.

   1

Знакомство с целями кружка на второй год обучения. Подготовка  материалов и инструментов, необходимых для работы. Закрепление правил поведения безопасной работы во время занятий. Повторение основных приемов работы в технике «изонить».

2

Сентябрь

Повторение:

- Основы цветовой гармонии.

- Заполнение угла, полукруга.

- Заполнение круга и овала.

   3

   

Повторить основные приемы работы. Закрепить знания о холодных и теплых тонах, способах подбора цвета к фону; контрастных цветах и цветах, оттеняющих друг друга. Развивать цветовое восприятие.  

Воспитывать аккуратность при выполнении практических работ.

3

Октябрь

Практическая работа «Осенние мотивы»

   3

   

 

Учить создавать рисунок  из мотивов по заданной теме. Закрепить все известные приемы. Развивать цветовое восприятие.  

Воспитывать аккуратность при работе, самостоятельность.

4

Октябрь

Совмещенные углы:

«Паутинка»

  2

Знакомство с понятием «совмещенные углы». Учить выполнять разметку самостоятельно. Поощрять стремление детей вносить дополнения в свою работу.

5

Ноябрь

Работа с трафаретом.

  3  

   

Повторить приемы работы с трафаретом. Учить выполнять работу самостоятельно на всех этапах. Поощрять стремление детей вносить дополнения в свою работу. Воспитывать аккуратность при работе, самостоятельность, желание помогать товарищам.

6

Декабрь

Самостоятельная работа  

«С Новым годом!»

  4

Предложить самостоятельно выполнить работу по заданной теме: нарисовать рисунок, подобрать цвета основы и нити, приемы работы.

Развивать творческое воображение. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность. Учить оценивать качество и сложность выполненных работ.

7

Январь

Симметричные узоры

  3

Познакомить с понятием «симметрии», с приемами выполнения симметричных узоров.  Учить выполнять симметричные узоры в квадрате и круге,  продумывать будущий узор, самостоятельно делать разметки, подбирать цвет основы и нитей.

8

Февраль

  Самостоятельная работа

     

  2  

 

 

Закрепить приемы  выполнения симметричных узоров, умения  про-думывать будущий узор, самостоятельно делать разметки, подбирать цвет основы и нитей.  Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца.

9

Февраль

«Сердечко для мамы»

  2

Учить использовать приобретенные  знания и навыки при работе с незнакомыми формами.  Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к близким людям, желание сделать приятное.  

10

Март

Изображение листьев и цветов

  3

Познакомить с приемами изображения цветов и листьев. Развивать творческое воображение, поощрять желание добавить в рисунок свои детали. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить работу до конца.

11

Апрель

С амостоятельная работа «Букет цветов»

  2

Закрепить приемы  изображения цветов и листьев. Развивать творческое воображение при составлении рисунка. Закреплять умение подбирать

цвет основы и рисунка.  Развивать   аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца.

12

Апрель

Работа с трафаретом

 «Звезда ветерану»

  2  

Закрепить умения пользоваться трафаретом,  подбирать цвет основы и рисунка.  Развивать творческое воображение, поощрять желание  добавлять в работу свои детали.

Воспитывать чувство благодарности ветеранам за их героизм. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца.

13

Май

Итоговая самостоятельная   творческая работа.

   4

Самостоятельный выбор рисунка для работы, выполнение разметок, выбор цвета основы и нитей. Развитие творческого воображения.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца. Поощрять желание помощь товарищам, если требуется помощь. Оценка качества и сложности выполненных работ.

14

Май

Подведение итогов. Выставка творческих работ детей.

  1

Подведение итогов работы кружковцев.  Оформление детских работ для выставки.  

                                                                        Третий год обучения.

Дата

           Тема

Часы

                         Цели и задачи

1

Сентябрь

Вводное занятие.

   1

Знакомство с целями кружка на третий год обучения. Анализ и оценка работ за прошлый год.  Повторение основных приемов работы в технике «изонить». Закрепление правил поведения безопасной работы во время занятий.

2

Сентябрь

Повторение:

- Совмещенные углы.

- Симметричные узоры.

   3

   

Актуализировать знания, полученные ранее.  Закрепить понятие «симметрии»,   умение выполнять симметричные узоры в квадрате и круге,  продумывать будущий узор, самостоятельно делать разметки, подбирать цвет основы и нитей.  Развивать творческое воображение.

3

Октябрь

Повторение:

- Изображение листьев и цветов.

  1

   

 

Актуализировать знания, полученные ранее.  Закрепить приемы изображения листьев и цветов. Развивать цветовое восприятие.  

Воспитывать аккуратность при работе, самостоятельность.

4

Октябрь

Двойные открытки:

- «Василек»

- «Ромашка»

  4

Учить готовить основу для двойной открытки,  самостоятельно выполнять разметку.  Развивать цветовое восприятие.  

Закрепить правила поведения безопасной работы во время занятий. Воспитывать аккуратность при работе, самостоятельность.

5

Ноябрь

Двойные открытки:

- «Аленький цветочек»

  3  

   

Закрепить умение  готовить основу для двойной открытки,  самостоятельно выполнять разметку.  Развивать цветовое восприятие.   Воспитывать целеустремленность, аккуратность  в работе.

6

Декабрь

Натюрморт в технике «изонить» (трафарет)

  3

Познакомить детей с натюрмортами, выполненными в технике «изонить».  Обратить внимание на лаконичность работ, выполненных в одном цвете. Закрепить навыки работы с трафаретом, добиваться самостоятельного выполнения работы   на всех этапах. Поощрять стремление детей вносить дополнения в свою работу. Воспитывать аккуратность при работе, самостоятельность, желание помогать товарищам.

7

Декабрь

Выставка творческих работ детей.

  1

Учить детей оценивать качество и сложность выполненных работ, уметь отмечать достоинства и видеть недоработки. Учить оформлять готовые  работы в рамки. Воспитывать умение адекватно относится к оценке своих работ и справедливо оценивать работы товарищей.

7

Январь

Изображение людей.  

  3

Познакомить детей с приемами изображения животных  в технике «изонить».  Закрепить умение подбирать цветовую палитру,  навыки работы с трафаретом. Развивать творческое воображение. Учить оценивать качество и сложность выполненных работ.

Закрепить правила поведения безопасной работы во время занятий.

8

Февраль

Изображение животных.  

  4

Познакомить детей с приемами изображения животных  в технике «изонить». Закрепить умение подбирать цветовую палитру,  навыки работы с трафаретом. Развивать творческое воображение.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность. Учить оценивать качество и сложность выполненных работ.

9

Март

Пейзаж  в технике «изонить»

  3

Познакомить детей с пейзажами, выполненными в технике «изонить».   Учить подбирать цветовую палитру в зависимости  от времени года. Закрепить навык самостоятельного создания рисунка по заданной теме. Развивать творческое воображение.

10

Апрель

Май

Итоговая самостоятельная  творческая работа.

  4  

  2

Самостоятельный выбор рисунка для работы, выполнение разметок, выбор цвета основы и нитей. Развитие творческого воображения.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить работу до конца. Поощрять желание помощь товарищам, если требуется помощь.

Оценка качества и сложности выполненных работ.

11

Май

Подведение итогов.

  1

Подведение итогов работы кружковцев.  Оформление детских работ для выставки.

 

                                                                     

Оценка  планируемых результатов освоения программы:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит через участие их в выставках,  конкурсах, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

однодневные  - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

тематические  - проводятся в классе по итогом изучения отдельной темы;

итоговые -  проводятся в конце года с участием педагогов, родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1.  Закон РФ «Об образовании», 2013 год.

2.  «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»  (Постановление Правительства  

      РФ от 08.08.2003 г.,  №470) 

3.  Еременко Т. И. "Иголка - волшебница" - М., 1987 г.

4.  Браницкая Г.А. «Картины из цветных ниток и гвоздей». Минск,1995г.

5.  Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...