Программа курса по здоровьесбережению "ЗОЖ - ЭТО ПРО НАС!"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_-eto_pro_nas.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Петропавловская СОШ №1»
Программа курса
ЗОЖ – ЭТО ПРО НАС!
Для учащихся 8-11 классов
Учитель биологии
Поломошнова Н.И.
с.Петропавловка
Программа курса
ЗОЖ – ЭТО ПРО НАС!
Пояснительная записка
Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения, риска потери здоровья;
Задачи: сформировать представление о многокомпетентности понятия «здоровья», здоровом жизненном стиле; инициировать процесс осознания своего отношения к здоровью.
Данный проект ориентирован на учащихся 8-11 классов, т.к. изучение курса «Человек» начинается в 8 классе, кроме того, учащиеся вступают в сложный подростковый возраст, который чреват желанием попробовать запретный плод.
Проект представлен 3 занятиями, темы которых наиболее актуальны для данной возрастной категории учащихся.
ЗАНЯТИЕ 1
СПИД – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Цель: сформировать представление о болезни СПИД и мерах ее предупреждения.
Задачи: показать тесную связь между образом жизни, нравственностью и здоровьем человека; составить и обосновать требования к образу жизни с целью сохранения и укрепления здоровья; показать пути заражения ВИЧ-инфекцией.
Ход занятия
I.Вводная часть.
Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, что такое ВИЧ, СПИД; о путях передачи ВИЧ. Высказывания фиксируются на доске или листе ватмана. Это помогает выяснить осведомленность учащихся по теме занятия и сконцентрировать внимание на ошибочных мнениях.
2. История болезни.
Июнь 1981 года. США, Лос-Анджелес. Сразу пять молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими условно-патогенными возбудителями, не опасными для здорового человека. Болезнь они вызывают лишь в том случае, когда у людей ослаблена иммунная система. Резко возросла в США также заболеваемость одной из форм рака – саркомой Копоши. Она также поражала людей с ослабленной иммунной системой. Но на этот раз заболевание протекало гораздо тяжелее. Возникло подозрение, что эти болезни – лишь побочные следствия другой, разрушающей иммунную систему человека. Болезнь получила название СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.
Впервые эта болезнь была обнаружена у гомосексуалистов. Однако впоследствии выяснилось, что заболевают не только представители нетрадиционной сексуальной ориентации: СПИД передается и при нормальных половых отношениях, и при переливании крови, и через плохо стерилизованные медицинские инструменты. Наконец, мать заражает ребенка при родах и через молоко при кормлении.
В нашей стране первый случай заболевания СПИДом зарегистрирован в 1987 г. В настоящее время количество зараженных и больных растет очень быстро. По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, с начала эпидемии в мире зарегистрировано 40 млн человек с ВИЧ/СПИД. За эти годы в мире умерло 25 млн взрослых людей.
По внешнему виду человека нельзя определить, является ли он ВИЧ-положительным (т.е инфицированным). Симптомы заболевания развиваются несколько лет. Все эти годы человек может вести обычную жизнь.
Единственный способ определить, является ли человек инфицированным – это сделать анализ крови на ВИЧ.
Что же это за болезнь – СПИД? Как она протекает?
Течение ВИЧ-инфекции.
(На доске демонстрируются информационные плакаты о СПИДе.)
Вирус проникает в кровь и поражает защитные клетки организма – Т-лимфоциты. Это проявляется в симптомах, схожих с гриппозными. Через некоторое время недомогание проходит даже без лечения. В это время вирус уже начинает разрушать иммунную систему.
Анализ на ВИЧ дает «положительный» результат не раньше, чем через три месяца после заражения. В этот период состояние человека не страдает, но сам он является носителем ВИЧ-инфекции и может стать источником заражения. По прошествии нескольких лет (от 3 до 12) проявляются признаки снижения иммунитета:
- частые заболевания, вызываемые бактериями или вирусами (например, воспаление легких);
- слабость;
- потеря веса;
- хронический жидкий стул (диарея);
- увеличение лимфоузлов;
- гнойные и воспалительные поражения крови.
Через несколько месяцев (или нет) заболевание проявляет себя в полную силу: развиваются тяжелые вирусные инфекции, опухоли, нарушения функций нервной системы – наступает СПИД. В конце концов организм ослабевает до такой степени, что наступает смерть.
Лекарства от СПИДа нет. В настоящее время ученые работают над поиском получения лечебных и профилактических препаратов. Однако лечение – это второй этап борьбы. На первом плане – как не заразиться ВИЧ.
3. Игра «Степень риска»
Учащимся раздаются заранее заготовленные карточки, на которых обозначены разные формы контактов:
*Поцелуй в щеку.
*Инъекция в лечебном заведении.
*Половая жизнь в браке.
*Переливание крови.
*Пользование чужой зубной щеткой.
*Плавание в бассейне.
*Половой акт с партнером, употребляющим наркотики.
*Глубокий поцелуй.
*Уход за ВИЧ-инфицированным.
*Укус комара.
*Пользование общей посудой.
*Множественные половые связи.
*Пользование общественным туалетом.
*Прокалывание ушей.
*Проживание с ВИЧ-инфицированным.
*Нанесение татуировки.
*Объятия с ВИЧ-инфицированным.
*Укус постельного клопа.
На стол кладется лист ватмана, на котором выделены три поля: красного, желтого и зеленого цветов. Красное – высокий риск, желтое – небольшой риск, зеленое – отсутствие риска заражения. Учащимся раздаются карточки. Уточняется, что речь идет о контакте с ВИЧ-инфицированным человеком. Каждый участник зачитывает карточку и кладет ее в определенную зону.
Решения обсуждаются группой; после этого учащимся предлагается правильный ответ:
ВИЧ передается через биологические жидкости. Их четыре:
-кровь;
-сперма;
-вагинальный секрет;
-грудное молоко.
ВИЧ не передается:
-при рукопожатиях, объятиях, дружеских поцелуях;
-при кашле и чихании;
-через еду, посуду и столовые приборы;
-через постельное и нательное белье;
-через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
-в общественных местах и транспорте;
-при посещении бани, душа, бассейна, открытых водоемов;
-через деньги;
-при укусах животных, насекомых
Занятие 2
ЧЕМ ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ КУРЕНИЕ
Цель: сформировать у подростков негативное отношение к курению.
Задачи : информировать учащихся о вредном влиянии курения на организм; выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению.
Оборудование: таблицы и плакаты о вреде табакокурения; материалы для практической работы и инструктивные карточки для каждого учащегося.
Ход занятия
1.Введение
Ученикам предлагается высказать свое мнение о высказывании «Табак – самый распространенный легальный наркотик нашего времени»
2. Сообщение учащегося «Из истории табакокурения»
Содержащийся в табаке никотин – очень ядовитое вещество. При первых попытках курить наблюдаются такие симптомы, как тошнота, головокружение, рвота, нарушение сердечного ритма, спазмы в горле, желудке и другие болезненные явления. Однако в первую очередь никотин действует на нервную систему, разрушая ее.
В табачном дыме содержатся и другие вредные вещества: угарный газ, синильная кислота, аммиак, формальдегид. Особенно вреден бензопирен, обладающий канцерогенным действием. Курящие заболевают раком легких в 10 раз чаще, чем некурящие; раком гортани – в 6-7 раз; раком пищевода – в 3-4 раза. Для них обычны бронхиты, туберкулез, хронические воспаления легких, бронхиальная астма.
Курильщик вредит не только себе, но окружающим. Родные и близкие курящего человека становятся «пассивными курильщиками». Человек, который находился час в накуренном помещении, отравляется так же, как тот, который выкурил четыре сигареты.
У курящего школьника снижаются память, внимание, уменьшается работоспособность, появляются частые головные боли.
У женщин курение вызывает преждевременное старение, осложнения при беременности.
Вот самые распространенные болезни курильщиков: стенокардия (боль в сердце, спазм сердечной мышцы, страх смерти); инфаркт миокарда (тяжелое поражение сердца); эндартериит или перемежающаяся хромота (человеку удается пройти несколько шагов, затем в одной или в обеих ногах появляется резкая боль и онемение; и так появляется постоянно). Это приводит к омертвению конечностей.
3. Анкетирование «Так почему же мы курим?».
- Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство не могут бросить курить? Ведь знают: курить – здоровью вредить.
- Почему подросток начинает курить? Перечислите причины.
- Какой способ или метод отказа от курения лучший?
- Какие проблемы возникают у подростка, который курит: а) в настоящее время; б) в будущем? Ответы оформите в виде таблицы:
В настоящее время | Во взрослой жизни |
Проблемы с родителями Где взять деньги на сигареты и т.д | Проблемы со здоровьем и т.д. |
4. Практическая работа «Влияние никотина на ферменты слюны».
Подготовительный этап : дома сварить крахмальный клейстер, смочить в нем кусочек бинта длиной 10-12 см, высушить и принести на занятие.
Оборудование: кусок накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода в йодистом калии, стеклянная палочка, блюдце.
Методика выполнения работы:
- Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на бинте первую букву имени.
- Подержите бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.
- Опустите бинт в блюдце с раствором йода, расправьте стеклянной палочкой и объясните, что произошло.
- Опыт повторите в следующем варианте: намотайте на спичку вату и попросите курильщика смочить ее своей слюной; напишите вторую букву имени; проделайте те же операции.
- Объясните, почему во втором случае опыт не всегда удается. Какое значение имеет нагревание бинта между ладонями? На какое органическое вещество крахмал является реактивом?
Итог занятия
Занятие 3
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Цель: сформировать представление о рациональном здоровом питании.
Задачи: подтвердить фактами, примерами значимость рационального питания как компонента здорового образа жизни; составить и обосновать свой дневной рацион питания.
Оборудование: таблицы по гигиене питания, рациону питания; индивидуальный материал для составления рациона питания; таблица «Витамины», упаковки витаминов; высказывания великих людей о питании на доске.
Ход занятия
Беседа:
Что такое здоровое питание? Какие «здоровые» продукты вы знаете? Кто из вас придерживается здорового питания? Ваши родственники, знакомые придерживаются здорового питания? Кто соблюдает режим питания?
Правильное питание – один из компонентов здорового образа жизни, которому придается в настоящее время большое значение.
Хорошо известны слова С о к р а т а : «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требуют твой голод и жажда. Мы живем не для того, что бы есть, а едим для того, чтобы жить».
Когда человек молод и здоров, он меньше всего обращает внимания на сохранение здоровья. Поистине верна пословица: «Что имеет – не храним, потеряем – плачем». Чтобы иметь хорошее здоровье, надо его беречь в любом возрасте. Но как?
Прежде всего, надо правильно питаться. Это связано с тем, что в основе жизнедеятельности нашего организма лежит обмен веществ. Питательные вещества поступают в организм в процессе пищеварения. (Учитель предлагает учащимся вспомнить, как протекает процесс пищеварения.)
Питание считается рациональным, если оно восполняет энергические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые витамины, минеральные соли, пищевые волокна. Белки, жиры и углеводы – основные компоненты пищи и главное источники энергии.
Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях (калл). Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, возрасту человека, а также на поддержание жизнедеятельности организма. (На доске демонстрируются таблицы: 1. «Расход энергии на различные виды деятельности». 2. «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд».)
III. Практическая работа
(Работа в парах.)
Задание 1.
Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14–17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки – 2600 ккал. Пользуясь данными таблицы 1, подсчитайте ваш расход килокалорий в сутки.
Задание 2.
Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:
Масса тела (в кг) = 50+0,75(Т-150) + (А-20)/4.
Т – рост в см; А – возраст в годах.
Задание 3.
- Объясните смысл пословиц с физиологической точки зрения:
- Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
- Самые точные часы – желудок.
- Не ложись сытым – встанешь здоровым.
- Обед без овощей – праздник без музыки.
IV. Беседа по выполненным заданиям и запись выводов в тетради
Обсуждение принципов рационального питания:
- соотносить калорийность пищи и истраченные калории;
- следить за своим весом;
- принимать пищу в установленные часы;
- обязательно завтракать;
- за обедом обязательно съедать первое блюдо;
- употреблять в пищу свежие овощи и фрукты;
- не переедать перед сном;
- тщательно пережевывать пищу;
- соблюдать эстетику и культуру питания.
Вывод: наука о питании существует в первую очередь для нас, а не для специалистов. В каждом доме, в семье ей должны следовать постоянно, потому что это один из ведущих факторов здоровья. Рациональное питание должно стать с раннего детства для каждого человека одним из важнейших правил.
V. Задание на дом.
Рассчитать дневной рацион питания и составить суточное меню. Результаты запишите в таблицу:
Суточный рацион питания
Прием пищи | Наименование блюд | Общая масса, г | Общая калорийность |
Завтрак | |||
Обед | |||
Полдник | |||
Ужин |
Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Рабочая программа курса Математика (I и II курс)
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...