Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (8 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 8 кл. на 2022-2023 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

 Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности

 по  (социальному)  направлению

« Основы финансовой грамотности»

8 класс

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и  составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция Национальной  программы повышения уровня финансовой грамотности  населения  РФ;
  3. Проект Минфина России « Содействие повышению уровня финансовой грамотности  населения и развитию финансового образования в РФ»;
  4. Федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897                  ( с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644,от 31.12.2015 №1577);
  5. Образовательная  программа НРМОБУ « Усть – Юганская СОШ»  п. Усть – Юган,  Нефтеюганского  района ХМАО- Югра.

Рабочая программа разработана с учетом УМК: Финансовая грамотность. 8 – 9 класс общеобразовательных организаций.  Е.Б.Лавренова , О.Н. Лаврентьева  – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2019.  Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

                                     Пояснительная записка

Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Основы финансовой грамотности» для 8 класса.

        В 8 классе обучаются  дети в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8 класса  способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни, показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения финансовых проблем семьи.

        В данном курсе рассматриваются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Цель изучения:

-  формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные ;

-   формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами:

-  формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

  Место учебного предмета в учебном плане ОУ.

На преподавание  курса внеурочной деятельности  «Основы финансовой грамотности» » в 8 классе в учебном плане НРМОБУ « Усть – Юганская СОШ» на 2021 -2022 учебный  год  отведен 1 час в неделю, всего 34 часов в год , из которых практических занятий (создание проекта)  - 5, итоговых занятий (контроль знаний и умений) – 5.

 Содержание курса внеурочной деятельности:

Раздел 1. Современные деньги: что это такое  и какие  риски их сопровождает

                 Происхождение денег, что делают деньги деньгами. Какие они современные деньги. Знать, как справляться с особыми жизненными ситуациями с финансовой точки зрения. Риски в мире денег. Уметь пользоваться с дебетовой картой.

Раздел 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе

                Современная семья и ее финансы. Источники денежных средств семьи. Как разумно совершать покупки. Знать способы увеличения семейных доходов. Способы увеличения семейных доходов с привлечением услуг финансовых организаций. Как грамотно составлять семейный бюджет.

Раздел 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном  обществе для его формирования

                Что такое источники личного дохода подростка. Как может работать и заработать подросток. Какие налоги надо платить, когда работаешь. Дискуссии по вопросу.

Раздел 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку

                  Какие бывают  финансовые организации, что нужно знать современному подростку о них. Как грамотно выбрать вклад, банковскую карту и безопасно ею пользоваться, как накопить на свою мечту. Что такое страховой продукт и как грамотно его выбрать. Можно ли отправиться в путешествие, минимизируя свои расходы, финан-  совые  затраты. Как защищать свои права потребителя финансовых услуг. Дискуссия по теме « Услуги финансовых организаций», «Учимся защищать свои права- потребителя финансовых услуг».

Раздел 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения.

                    Финансы современного государства. Какие налоги платят люди, проживающие в РФ, как рассчитать размер налогов, как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет. Уплата налогов- обязанность гражданина РФ.

Раздел 6.Современный человек: как инвестировать в себя.

                  Что такое человеческий капитал, как инвестировать в человеческий капитал, практические выводы. Дискуссия на тему « Как инвестировать в себя».

Раздел 7. Подведем итоги.

                  Проверяем свой уровень финансовой грамотности, диагностическая работа по финансовой грамотности в формате ОГЭ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Планируемые результаты освоения курса основ финансовой грамотности в 8 классе включают:

 Личностные:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере, исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Метапредметные:

- сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

- владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

- сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

- сформированность коммуникативной компетенции:

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Предметные:

- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

- владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей, семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания всложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

                                     Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

                               Тема

Кол-во

часов

Вводный

Предмет и задачи курса» Основы финансовой грамотности»

     1

1

Современные деньги.

Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождает.

     

      5

2.

Семейный бюджет.

Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе.

       6

3.

Личный доход подростка.

Личный доход подростка: какие  возможности есть  в современном обществе для его формирования.

       4

4.

Финансовые организации и их услуги.

Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку.

        8

5.

Человек и государство.

Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения.

        5

6.

Современный человек: как инвестировать в себя.

Что такое человеческий капитал, как инвестировать в себя.

        3

7.

Подведем итоги.

Проверяем свой уровень финансовой грамотности.

        2

        34 часа

                       Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

                 Содержание

Часы

Дата

1.

Вводный урок. Основы финансовой грамотности»

Предмет и задачи курса. Знакомство с учебником и планом работы.

  1

2.

Деньги и их функции.

 Как работают деньги. Как деньги стали деньгами. История появления бумажных денег.

    1

3.

Что делает деньги деньгами.

Что позволяет деньгам выполнять свои функции. Двухуровневая банковская система в РФ. Денежно- кредитная политика. Эмиссия денег. Основные функции коммерческих банков.

    1

4.

Какие они современные деньги.

Деньги наличные и безналичные. Электронные и цифровые деньги. Конвертируемость валюты.

   1

5.

Риски в мире денег.

Что такое финансовые риски и какие они бывают. Виды финансовых рисков: инфляционные, валютные, процентные. Девальвация и ревальвация.

   1

6.

Повторение и обобщение по разделу 1.

Закрепить знания, полученные по теме. Творческая мастерская. Проверка знания теоретического материала. Объяснение ключевых финансовых аспектов  тематики раздела.

    1

 7.

Современная семья и ее финансы.

Особенности семейных финансов. Современная семья и домашнее хозяйство. Что такое потребление. Отличие семьи от других социальных институтов.

   1

8.

Что входит в расходную часть семейного бюджета.

Какие бывают расходы семьи. Как оптимизировать семейные расходы. Статьи расходов семьи.

   1

9.

Как разумно совершать покупки

Понятие обдуманные и эмоциональные покупки. Особенности дистанционных покупок. Маленькие хитрости при планировании покупок.

   1

10.

Откуда берутся доходы в семейном бюджете.

Какие бывают доходы по форме, по регулярности, по усилиям, по содержанию. Как увеличить семейный доход.

    1

11.

Как грамотно составлять семейный бюджет.

Что значит грамотно вести семейный бюджет. Какими способами можно вести семейный бюджет. Чем можно пользоваться при ведении семейного бюджета.

    1

12.

Проектная работа:                      »  Бюджет моей семьи »

Семейный бюджет. Приходные и расходные статьи бюджета. Дефицитный и профицитный бюджет.

    1

13.

Источники личного дохода подростка.

Особенности правового статуса ребенка. Полная дееспособность, эмансипация. Права и ответственность детей до достижения 18 лет.

    1

14.

Как может работать подросток.

Основные различия трудовых и гражданско- правовых отношений. Особенности трудовых прав подростков. На что нужно обращать внимание при устройстве на работу. Трудовой договор и его особенности.

   1

15.

Какие налоги необходимо платить, когда работаешь.

Что надо знать о налогах. Подоходный налог и его особенности в нашей стране. ИНН, СНИЛС, МФЦ.

    1

16.

Творческая мастерская. Проект.

Как можно заработать. Работа по составлению тестовых заданий по изучаемой теме.

    1

17.

Финансовые организации и их услуги.

Финансовые организации,какие они бывают. Финансовые услуги и потребности. Микрофинансовые организации- польза или вред? Инвестиционные компании, страховые компании и их деятельность. Услуги финансовых организаций. Что надо знать о негосударственном пенсионном фонде.

    1

 18.

Как грамотно выбрать вклад.

Банковский счет и для чего он нужен. Что такое банковский вклад и каковы его основные параметры, как рассчитать доход по вкладу.

    1

 19.

Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться.

Понятие что такое банковская карта. Карта дебетовая, кредитная. Пластиковые, виртуальные. Льготный период по кредитной карте, как не переплатить. ПИН-код карты, какие риски существуют. Каковы выгоды и издержки пользования банковской картой.

    1

20.

Как накопить на свою мечту.

Формирование знаний как правильно определять цели накопления, грамотно составлять план накоплений. Как не сбиться с пути и воплотить свой план в жизнь.

    1

 21.

Как грамотно выбрать страховой продукт.

Что такое страхование и для чего оно нужно. Формирование страхового фонда. Виды страхования, азбука страхования. Взаимосвязь объектов и видов страхования.

    1

  22.

Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты.

Как организовать путешествие, минимизируя все расходы. Выбор туроператора, места для посещения, оформить страховой полис.

    1

 23.

Как защитить свои права потребителя финансовых услуг.

Потребители финансовых услуг, права потребителей финансовых услуг. Как защищать права, в какой суд надо обращаться. Как нужно вести себя, если нарушаются твои права- потребителя финансовых услуг.

    1

 24.

Урок - путешествие в отделение Сбербанка.

Сбербанк как финансовая организация на территории сельского поселения. Знакомство с механизмом оказания финансовых услуг.

   1

 25.

Финансы современного государства.

Структура финансовой системы государства. Государственный бюджет и из чего он состоит. Понятие консолидированного бюджета. Доходы и расходы госу3дарственного бюджета.

   1

 26.

Какие налоги платят люди, проживающие в РФ.

Устройство налоговой системы РФ. Три уровня налогов: федеральные, региональные, местные. Имущественный   и земельный налоги. Налоговая ставка на личные автомобили. Что такое НДФЛ.

    1

27.

Как рассчитать размер налогов , уплачиваемых жителями страны.

Как рассчитать НДФЛ,  налог на имущество. Виды налогов - прямые и косвенные. Прогрессивное налогообложение.

    1

 28.

Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет.

Понятие что такое налоговый вычет и как его оформить. Стандартные, социальные профессиональные, имущественные налоговые вычеты. Инвестиционный налоговый вычет.

    1

 29.

Круглый стол « Нужны ли государству налоги».

Повторение и обобщение пройденного материала. Закрепление теоретических терминов и понятийЮ повторение пройденного материала. Решение практических задач.

    1

  30.

Что такое человеческий капитал.

Индивидуальный человеческий капитал, факторы, влияющие на формирование человеческого капитала. Понятие ИЧР - индекса человеческого развития.

    1

  31.

Как инвестировать в человеческий капитал.

Что такое инвестиции в человеческий капитал, инвестиции в образование и свое здоровье. Как накапливать опыт и налаживать деловые связи. Что значит быть современным человеком.

    1

  32.

Повторение и обобщение по теме « современный человек: как инвестировать в себя».

Творческая мастерская. Вопросы на знание теоретических аспектов тематики раздела, вопросы на объяснение ключевых финансовых аспектов. Решение тестовых заданий ОГЭ.

    1

   33.

Повторение и обобщение пройденного материала за курс «Основы финансовой грамотности» 8 кл.

Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Решение ситуационных и тестовых заданий.

    1

  34.

Диагностическая проверочная работа в формате ОГЭ.

    1

Виды и методы контроля знаний

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.

Базовые понятия и знания:

        Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

        Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

• Лекция-беседа.

В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.

• Практикум.

Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.

Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:

– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

– поиск и анализ правовых документов по теме;

– разработка индивидуальных или групповых проектов;

– проведение мини-исследований;

– составление и решение финансовых кроссвордов.

• Игра.

Наряду с практикумом является ведущей формой занятий,так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретныефинансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

Семинар.

 В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен самопределить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8 классов будетвыглядеть так:

1. Определение цели семинара

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)

3. Представление результатов обсуждения группами

4. Общее обсуждение

Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний иумений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:

– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

– устный опрос;

– викторина;

– конкурс;

– творческий отчёт;

– защита проекта;

– защита исследовательской работы;

– написание эссе;

– решение практических задач;

– выполнение тематических заданий.

Список литературы и интернет – источников:

  1. .Лавренова Е.Б., Лаврентьева О.Н. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. М.; Просвещение, 2019.
  2. Кишенкова О.В. диагностические тестовые материалы по курсу «Основы финансовой грамотности», М.:Интеллект-Центр, 2018.
  3. http://fincult.info/ - сайт Банка России по фин.просвещению
  4. http://ncfg.ru/ - национальный центр финграмотности
  5. http://wellf.ru/ - финансовое здоровье
  6. http://www.testfin.ru/ - практические финансы
  7. http://fgramota.org/ - проект РЭШ
  8. вашифинансы.рф - сайт национальной програмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...