Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 8 кл. на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti_8_dlya_fgos.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по (социальному) направлению
« Основы финансовой грамотности»
8 класс
Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
- Проект Минфина России « Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 ( с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644,от 31.12.2015 №1577);
- Образовательная программа НРМОБУ « Усть – Юганская СОШ» п. Усть – Юган, Нефтеюганского района ХМАО- Югра.
Рабочая программа разработана с учетом УМК: Финансовая грамотность. 8 – 9 класс общеобразовательных организаций. Е.Б.Лавренова , О.Н. Лаврентьева – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2019. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Пояснительная записка
Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Основы финансовой грамотности» для 8 класса.
В 8 классе обучаются дети в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни, показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения финансовых проблем семьи.
В данном курсе рассматриваются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Цель изучения:
- формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные ;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами:
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Место учебного предмета в учебном плане ОУ.
На преподавание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» » в 8 классе в учебном плане НРМОБУ « Усть – Юганская СОШ» на 2021 -2022 учебный год отведен 1 час в неделю, всего 34 часов в год , из которых практических занятий (создание проекта) - 5, итоговых занятий (контроль знаний и умений) – 5.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Раздел 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождает
Происхождение денег, что делают деньги деньгами. Какие они современные деньги. Знать, как справляться с особыми жизненными ситуациями с финансовой точки зрения. Риски в мире денег. Уметь пользоваться с дебетовой картой.
Раздел 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе
Современная семья и ее финансы. Источники денежных средств семьи. Как разумно совершать покупки. Знать способы увеличения семейных доходов. Способы увеличения семейных доходов с привлечением услуг финансовых организаций. Как грамотно составлять семейный бюджет.
Раздел 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования
Что такое источники личного дохода подростка. Как может работать и заработать подросток. Какие налоги надо платить, когда работаешь. Дискуссии по вопросу.
Раздел 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку
Какие бывают финансовые организации, что нужно знать современному подростку о них. Как грамотно выбрать вклад, банковскую карту и безопасно ею пользоваться, как накопить на свою мечту. Что такое страховой продукт и как грамотно его выбрать. Можно ли отправиться в путешествие, минимизируя свои расходы, финан- совые затраты. Как защищать свои права потребителя финансовых услуг. Дискуссия по теме « Услуги финансовых организаций», «Учимся защищать свои права- потребителя финансовых услуг».
Раздел 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения.
Финансы современного государства. Какие налоги платят люди, проживающие в РФ, как рассчитать размер налогов, как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет. Уплата налогов- обязанность гражданина РФ.
Раздел 6.Современный человек: как инвестировать в себя.
Что такое человеческий капитал, как инвестировать в человеческий капитал, практические выводы. Дискуссия на тему « Как инвестировать в себя».
Раздел 7. Подведем итоги.
Проверяем свой уровень финансовой грамотности, диагностическая работа по финансовой грамотности в формате ОГЭ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения курса основ финансовой грамотности в 8 классе включают:
Личностные:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере, исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Метапредметные:
- сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
- сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
- сформированность коммуникативной компетенции:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Предметные:
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей, семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания всложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов |
Вводный | Предмет и задачи курса» Основы финансовой грамотности» | 1 | |
1 | Современные деньги. | Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождает. |
5 |
2. | Семейный бюджет. | Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе. | 6 |
3. | Личный доход подростка. | Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования. | 4 |
4. | Финансовые организации и их услуги. | Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку. | 8 |
5. | Человек и государство. | Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения. | 5 |
6. | Современный человек: как инвестировать в себя. | Что такое человеческий капитал, как инвестировать в себя. | 3 |
7. | Подведем итоги. | Проверяем свой уровень финансовой грамотности. | 2 |
34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание | Часы | Дата |
1. | Вводный урок. Основы финансовой грамотности» | Предмет и задачи курса. Знакомство с учебником и планом работы. | 1 | |
2. | Деньги и их функции. | Как работают деньги. Как деньги стали деньгами. История появления бумажных денег. | 1 | |
3. | Что делает деньги деньгами. | Что позволяет деньгам выполнять свои функции. Двухуровневая банковская система в РФ. Денежно- кредитная политика. Эмиссия денег. Основные функции коммерческих банков. | 1 | |
4. | Какие они современные деньги. | Деньги наличные и безналичные. Электронные и цифровые деньги. Конвертируемость валюты. | 1 | |
5. | Риски в мире денег. | Что такое финансовые риски и какие они бывают. Виды финансовых рисков: инфляционные, валютные, процентные. Девальвация и ревальвация. | 1 | |
6. | Повторение и обобщение по разделу 1. | Закрепить знания, полученные по теме. Творческая мастерская. Проверка знания теоретического материала. Объяснение ключевых финансовых аспектов тематики раздела. | 1 | |
7. | Современная семья и ее финансы. | Особенности семейных финансов. Современная семья и домашнее хозяйство. Что такое потребление. Отличие семьи от других социальных институтов. | 1 | |
8. | Что входит в расходную часть семейного бюджета. | Какие бывают расходы семьи. Как оптимизировать семейные расходы. Статьи расходов семьи. | 1 | |
9. | Как разумно совершать покупки | Понятие обдуманные и эмоциональные покупки. Особенности дистанционных покупок. Маленькие хитрости при планировании покупок. | 1 | |
10. | Откуда берутся доходы в семейном бюджете. | Какие бывают доходы по форме, по регулярности, по усилиям, по содержанию. Как увеличить семейный доход. | 1 | |
11. | Как грамотно составлять семейный бюджет. | Что значит грамотно вести семейный бюджет. Какими способами можно вести семейный бюджет. Чем можно пользоваться при ведении семейного бюджета. | 1 | |
12. | Проектная работа: » Бюджет моей семьи » | Семейный бюджет. Приходные и расходные статьи бюджета. Дефицитный и профицитный бюджет. | 1 | |
13. | Источники личного дохода подростка. | Особенности правового статуса ребенка. Полная дееспособность, эмансипация. Права и ответственность детей до достижения 18 лет. | 1 | |
14. | Как может работать подросток. | Основные различия трудовых и гражданско- правовых отношений. Особенности трудовых прав подростков. На что нужно обращать внимание при устройстве на работу. Трудовой договор и его особенности. | 1 | |
15. | Какие налоги необходимо платить, когда работаешь. | Что надо знать о налогах. Подоходный налог и его особенности в нашей стране. ИНН, СНИЛС, МФЦ. | 1 | |
16. | Творческая мастерская. Проект. | Как можно заработать. Работа по составлению тестовых заданий по изучаемой теме. | 1 | |
17. | Финансовые организации и их услуги. | Финансовые организации,какие они бывают. Финансовые услуги и потребности. Микрофинансовые организации- польза или вред? Инвестиционные компании, страховые компании и их деятельность. Услуги финансовых организаций. Что надо знать о негосударственном пенсионном фонде. | 1 | |
18. | Как грамотно выбрать вклад. | Банковский счет и для чего он нужен. Что такое банковский вклад и каковы его основные параметры, как рассчитать доход по вкладу. | 1 | |
19. | Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться. | Понятие что такое банковская карта. Карта дебетовая, кредитная. Пластиковые, виртуальные. Льготный период по кредитной карте, как не переплатить. ПИН-код карты, какие риски существуют. Каковы выгоды и издержки пользования банковской картой. | 1 | |
20. | Как накопить на свою мечту. | Формирование знаний как правильно определять цели накопления, грамотно составлять план накоплений. Как не сбиться с пути и воплотить свой план в жизнь. | 1 | |
21. | Как грамотно выбрать страховой продукт. | Что такое страхование и для чего оно нужно. Формирование страхового фонда. Виды страхования, азбука страхования. Взаимосвязь объектов и видов страхования. | 1 | |
22. | Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты. | Как организовать путешествие, минимизируя все расходы. Выбор туроператора, места для посещения, оформить страховой полис. | 1 | |
23. | Как защитить свои права потребителя финансовых услуг. | Потребители финансовых услуг, права потребителей финансовых услуг. Как защищать права, в какой суд надо обращаться. Как нужно вести себя, если нарушаются твои права- потребителя финансовых услуг. | 1 | |
24. | Урок - путешествие в отделение Сбербанка. | Сбербанк как финансовая организация на территории сельского поселения. Знакомство с механизмом оказания финансовых услуг. | 1 | |
25. | Финансы современного государства. | Структура финансовой системы государства. Государственный бюджет и из чего он состоит. Понятие консолидированного бюджета. Доходы и расходы госу3дарственного бюджета. | 1 | |
26. | Какие налоги платят люди, проживающие в РФ. | Устройство налоговой системы РФ. Три уровня налогов: федеральные, региональные, местные. Имущественный и земельный налоги. Налоговая ставка на личные автомобили. Что такое НДФЛ. | 1 | |
27. | Как рассчитать размер налогов , уплачиваемых жителями страны. | Как рассчитать НДФЛ, налог на имущество. Виды налогов - прямые и косвенные. Прогрессивное налогообложение. | 1 | |
28. | Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет. | Понятие что такое налоговый вычет и как его оформить. Стандартные, социальные профессиональные, имущественные налоговые вычеты. Инвестиционный налоговый вычет. | 1 | |
29. | Круглый стол « Нужны ли государству налоги». | Повторение и обобщение пройденного материала. Закрепление теоретических терминов и понятийЮ повторение пройденного материала. Решение практических задач. | 1 | |
30. | Что такое человеческий капитал. | Индивидуальный человеческий капитал, факторы, влияющие на формирование человеческого капитала. Понятие ИЧР - индекса человеческого развития. | 1 | |
31. | Как инвестировать в человеческий капитал. | Что такое инвестиции в человеческий капитал, инвестиции в образование и свое здоровье. Как накапливать опыт и налаживать деловые связи. Что значит быть современным человеком. | 1 | |
32. | Повторение и обобщение по теме « современный человек: как инвестировать в себя». | Творческая мастерская. Вопросы на знание теоретических аспектов тематики раздела, вопросы на объяснение ключевых финансовых аспектов. Решение тестовых заданий ОГЭ. | 1 | |
33. | Повторение и обобщение пройденного материала за курс «Основы финансовой грамотности» 8 кл. | Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Решение ситуационных и тестовых заданий. | 1 | |
34. | Диагностическая проверочная работа в формате ОГЭ. | 1 |
Виды и методы контроля знаний
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:
• Лекция-беседа.
В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.
• Практикум.
Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.
Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:
– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
– поиск и анализ правовых документов по теме;
– разработка индивидуальных или групповых проектов;
– проведение мини-исследований;
– составление и решение финансовых кроссвордов.
• Игра.
Наряду с практикумом является ведущей формой занятий,так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретныефинансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.
Семинар.
В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен самопределить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8 классов будетвыглядеть так:
1. Определение цели семинара
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)
3. Представление результатов обсуждения группами
4. Общее обсуждение
Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний иумений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
– устный опрос;
– викторина;
– конкурс;
– творческий отчёт;
– защита проекта;
– защита исследовательской работы;
– написание эссе;
– решение практических задач;
– выполнение тематических заданий.
Список литературы и интернет – источников:
- .Лавренова Е.Б., Лаврентьева О.Н. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. М.; Просвещение, 2019.
- Кишенкова О.В. диагностические тестовые материалы по курсу «Основы финансовой грамотности», М.:Интеллект-Центр, 2018.
- http://fincult.info/ - сайт Банка России по фин.просвещению
- http://ncfg.ru/ - национальный центр финграмотности
- http://wellf.ru/ - финансовое здоровье
- http://www.testfin.ru/ - практические финансы
- http://fgramota.org/ - проект РЭШ
- вашифинансы.рф - сайт национальной програмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...