Внеурочная деятельность
материал

Архипова Елена Витальевна

Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом № 206 от 31.08.2022 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

возраст обучающихся: 12 класс

срок реализации: 1 год

Учитель: Архипова Е.В.

г. Нефтеюганск – 2022

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно-тематический план

3.

Содержание программы

4.

Методическое обеспечение программы

5.

Список литературы

  1. Пояснительная записка

Программа «Юные экологи» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11. 2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Уставом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» – социально-гуманитарная, уровень – познавательный.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

1.2. Актуальность программы обусловлена необходимостью, связанной с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов образования, призванных обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов общества и семьи. Необходимость развития интересов в области экологии связана и с социальным заказом общества.

В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности обучающегося. Одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.

Курс позволяет обучающемуся на примере ближайшего природного и социального окружения расширить знания об окружающем мире, осознать свое место в нем. Занятия экологической деятельностью развивают интеллект, формируют образно-наглядное мышление, дают возможность развивать творческие способности, элементы самостоятельности, формируют навыки взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

  1. Цель программы

- обучающийся, владеющий   компонентами экологической культуры человека.

Задачи программы: 

- расширить знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве не живой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

- научить применять на практике знания, полученные на уроках

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 18-19 лет.

1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год

1.6. Ожидаемые результаты.

Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Ожидаемые личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный уровни)
представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Личностные результаты

Учащийся понимает и принимает учебную задачу, сформулированную педагогом; осуществляет контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Учащийся понимает и применяет полученную информацию при выполнении заданий; проявляет индивидуальные творческие способности.

Учащийся работает в группе, учитывает мнения партнеров, отличные от собственных; обращается за помощью; слушает собеседника.

Сформированы представления о характерных особенностях   физико-географического положения, природы, этапах исторического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и города Нефтеюганска;

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты родного края.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание географии, истории, экономики и культуры родного края;  

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

1.7. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме анкетирования и собеседования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме выполнения практических работ, подготовке индивидуальных презентаций и творческих заданий.

Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме: тестирования.

Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводиться по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме участия в школьной конференции с защитой проектно-исследовательских работ.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

2. Учебно-тематический план


п/п

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

1

1

-

2.

Мой мир

3

2

1

3.

Хочу все знать

9

8

1

4.

Путешествие по родному краю

14

12

2

5.

Зимушка-зима

3

3

-

6.

Войди в природу другом

14

9

5

7.

Удивительное рядом

9

8

1

8.

Зелёная аптека

15

12

3

Всего

68

55

13

Календарно-тематический план

Наименование тем

Количество часов

Дата

Форма контроля

Введение

1

В стране «Экология»

1

Теория

Мой мир

2

Я и моё окружение

1

Теория

3

Мой дом за окном

1

Теория

4

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени».

1

Практика

                                                   Хочу все знать

5

Явления природы

1

Теория

6

Солнце и свет в нашей жизни

1

Теория

7

Вода – источник жизни

1

Теория

8

Реки и озера

1

Теория

9

Экологические связи между

неживой и живой природой

1

Теория

10

Экологические связи между

неживой и живой природой

1

Теория

11

Тайны камней

1

Теория

12

Правила поведения в природе

1

Теория

13

Экологическая игра «Загадки природы».

1

Практика

Путешествие по родному краю

14

Мой край

Теория

15

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1

Теория

16

Роль света в жизни человека.

1

Теория

17

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

1

Теория

18

Вода в моём доме и в природе.

1

Теория

19

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

1

Практика

20

Экологические связи.

1

Теория

21

Дикорастущие растения луга, водоема и леса.

1

Теория

22

Поверхность земли родного края

и ее охрана

1

Теория

23

Горное производство.

1

Теория

24

Полезные ископаемые – свойства, практическое применение.

1

Теория

25

Историческое прошлое

1

Теория

26

Историческое прошлое

Теория

27

Достопримечательности родного

Края. Экскурсия.

1

Практика

                                                                  Зимушка-зима

28

Зимний сад

1

Теория

29

Ухаживание и выращивание растений.

1

Теория

30

Наблюдение за комнатными растениями.

1

Теория

       Войди в природу другом

31

Загрязнение окружающей среды – влияние на здоровье человека.

1

Теория

32

Меры, направленные на снижение вредного воздействия природы на здоровье человека.

1

Теория

33

Рассказы детей о своих питомцах

1

Практика

34

Викторина «Собаки – наши друзья».

1

Практика

35

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

Практика

36

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

Практика

37

Человек и природа

Теория

38

Человек и животные

1

Теория

39

Красная книга - живой светофор

1

Теория

40

Зарисовка растений, занесенных в Красную Книгу, произрастающих в лесах и на болоте.

1

Теория

41

Значение леса для человека и экологического равновесия в природе.

1

Практика

42

Крик о помощи

1

Теория

43

С благими намерениями

1

Теория

44

Войди в природу другом

1

Теория

Удивительное - рядом

45

Мир насекомых

1

Теория

46

Насекомые нашего края.

1

Теория

47

Грибы.

1

Теория

48

Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

1

Теория

49

Среда обитания

1

Теория

50

Животные

1

Теория

51

Звери, обитающие на территории нашего края.

1

Теория

52

Роль животных в жизни человека. Охрана животных.

Теория

53

Экскурсия в «Музей реки Обь»

1

Практика

Зелёная аптека

54

Воздух и здоровье

1

Теория

55

Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

1

Теория

56

Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

1

Практика

57

Ознакомление с лекарственными растениями своего региона.

1

Теория

58

Особенности сбора лекарственных растений.

1

Теория

59

Способы приготовления лекарственных средств (настои, отвары, чаи).

1

Теория

60

Дикорастущие травянистые растения, используемые как пряности и витаминные продукты: крапива, щавель, мята, тмин и т.д.

1

Теория

61

Зелёные целители

1

Теория

62

Зелёные целители

1

Теория

63

Фитостоловая

1

Теория

64

Фитостоловая. Экскурсия в аптеку

1

Практика

65

Живые синоптики

1

Теория

66

Экология и охрана природы

1

Теория

67

Экскурсия по улицам Нефтеюганска

1

Практика

68

Итоговое занятие

1

Теория

3. Содержание программы

Вводное занятие. В стране «Экология».

Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Мой мир

Деревья твоего двора. Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени». Акция «Наш чистый школьный двор».

Хочу всё знать

Гроза… Расследование «Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?» Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков. Экологическая игра «Загадки природы».

        Путешествие по родному краю

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

Вода в моём доме и в природе. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Водные процедуры, закаливание водой. Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

Экологические связи. Цепь питания. Тесная связь организмов в окружающей среде. Кто улетает, а кто остаётся. Дикорастущие растения луга, водоема и леса.

Каменное царство. Горные породы. Горное производство. Полезные ископаемые – свойства, практическое применение.

Зимушка-зима

Ухаживание и выращивание растений. Наблюдение за комнатными растениями.

Войди в природу другом.

Организм человека. Загрязнение окружающей среды – влияние на здоровье человека. Меры, направленные на снижение вредного воздействия природы на здоровье человека.

Жизнь среди людей. Жизнь в городах. Ролевая игра «Это все кошки». Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Викторина «Собаки – наши друзья». Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Уход за домашними животными. Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Зарисовка растений, занесенных в Красную Книгу, произрастающих в лесах и на болоте. Значение леса для человека и экологического равновесия в природе. Животные, обитающие в тайге. Викторина для закрепления тем: «Комнатные цветы», «Растения-санитары воздуха», «Красная книга». Крик о помощи.

Удивительное рядом

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашего края.

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашего края. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных.

Зелёная аптека

Воздух и здоровье. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

Ознакомление с лекарственными растениями своего региона. Особенности сбора лекарственных растений. Способы приготовления лекарственных средств (настои, отвары, чаи).

Дикорастущие травянистые растения, используемые как пряности и витаминные продукты: крапива, щавель, мята, тмин и т.д. Их полезные свойства. Это быстро и вкусно- способы сбора питательных растений и способы приготовления блюд.

Растения и животные, помогающие предсказывать погоду. Народные приметы. Подведение итогов работы. Уход за растениями в летние каникулы.

4. Методическое обеспечение программы

        

Технические средства обучения (ТСО)

  1. Мультимедийный компьютер. Интерактивная доска.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Принтер.

Учебно-практическое оборудование

  1. Географическая карта ХМАО-Югры.
  2. Коллекции горных пород и минералов.

5. Список литературы

  1. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Под ред. Д. А. Редина, А.Т. Шашкова. - Екатеринбург, 2009.
  2. Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2013.С.9-17.
  3. Электронная книга: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года)

Интернет - ресурсы

1. Большая биографическая энциклопедия. 2009.

2. Электронный атлас: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»,

3. В. Сафронов «Откуда земля Сибирская пошла»,

4. Центр охраны культурного наследия (сайт автономного учреждения ХМАО – Югры)

5. Названия географических объектов – краткий топонимический словарь водоемов и населенных пунктов Западной Сибири.

6. Официальный сайт города Нефтеюганска и ХМАО-Югры.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.1.

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании методического

объединения учителей

основного уровня обучения

 Протокол № 1 от «30» 08.2018г.

График

проведения внеклассных мероприятий

на I полугодие 2018 -2019 учебного года

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Ответственные  

Сентябрь

1

07.09

Международный день распространения грамотности

 

Белякова Р.Ю.

2

14.09

«Очей очарованье – поэзия осени».

Архипова Е.В.

3

27.09

Мероприятие по правилам дорожного движения

Омарова П.И.

Октябрь

4

05.10

«День учителя» Линейка.

 Омарова П.И., Архипова Е.В., Долока Е.Г., Гаджиева А.О., Моржанаева И.Н., Белякова Р.Ю.

5

12.10

«Мой город»,  викторина

Долока Е.Г., И.Н.Моржанаева

6

26.10

Всероссийский урок, посвященный жизни  и творчеству  Ивана Сергеевича Тургенева

Омарова П.И., Панченко О.А.

Ноябрь

7

01.11

День народного единства.

Гаджиева А.О.

8

22.11

Предметная неделя «Живое русское слово»

Омарова П.И., Архипова Е.В., Долока Е.Г., Гаджиева А.О., Моржанаева И.Н., Белякова Р.Ю., Панченко О.А,

9

29.11

В стране вежливых слов.

Джанхуватова А.О.  

Декабрь

10

07.12.

День Героев Отечества.

Панченко О.А.

11

20.12

Конкурс «Талисман года»

Джанхуватова А.О.

12

28.12

Добрый праздник Новый Год

Сатиаджиев Д.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...