РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_klub_-_kopiya.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Новоусманский образовательный центр»
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО _____________ Пр. № __ от «__» ____202_г. | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по ВР _______ «___» _____________202_г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор ________________ «____» _____________202_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по курсу внеурочной деятельности
Музейный клуб «ПОИСК»
для обучающихся 6-7 классов
на 2022 — 2023 учебный год
Составитель: учитель истории
и обществознания
Жигульская М.И.
2022г.
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
- Авторская программа Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» // Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. – М.: Просвещение. 2011 год.
Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Курс ориентирован на освоение учащимися теоретического материала музееведческого содержания и закрепления его в ходе практической деятельности.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
-Привлечение учащихся средего звена к созданию в НОЦ школьного краеведческого музея «Поиск»
Задачи:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы, творческой деятельности;
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
3. знакомство с историей музейного дела, формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.
В процессе обучения у учащихся происходит:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии
По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 6-7 классов в течение двух лет в объёме 70 часов. Согласно учебному плану школы на 2022-2023 учебный год изучение курса рассчитано на 1 час в неделю – 34 часа в год.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные :
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Методы обучения
- Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
- Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
- Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
- Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов будущего школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Подведение итогов реализации программы:
По окончании реализации программы участники должны подвести итоги. Формами итогов могут быть:
- Совершение экскурсии в музеи.
- Открытие школьного музея.
- Проведение экскурсий для учащихся, родителей и гостей школы.
- Участие в школьных, районных и областных конкурсах
- Оформление экспозиций.
- Оформление и защита проектов.
- Публикации в сборниках работ учащихся школ
Содержание курса
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений округа Муром.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.
Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.
Практическая работа: знакомство с программой работы музейного клуба «Поиск» с целью создания школьного краеведческого музея , планом работы на год, планом поисково-экспедиционной деятельности.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Роль музеев в жизни города, села, школы. Функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность.
Практическая работа: Обзорные экскурсии в музей Арсенал и краеведческий музей г.Воронежа, по итогам экскурсий определить социальные функции музеев. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ХVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII — первая половина ХIХ в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.
Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Классификация музеев. Школьный краеведческий музей.
Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Воронежа. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона.
7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей»
8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: знакомство с особенностями экспозиции в школьном музее. Составление плана тематических экспозиций на учебный год. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея.
9. Поисково- исследовательская деятельность школьного музея
Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.
10. Выставочная деятельность школьного музея.
Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.
11. Экскурсионная деятельность школьного музея
Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее.
12. Поисковая деятельность учащихся
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, Муромском историко-художественном музее; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания.
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково- исследовательских работ.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
14. Подготовка и проведение итогового мероприятия.
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности всех членов клуба, их вклад в общее дело – формирование экспозиций будущего школьного музея.
Практическая работа: Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, подготовка докладов, написание исследовательских работ, представление работ на краеведческих конференциях, оформление стендов, публикации в СМИ. Оформление экспозиций и выставок, подготовка презентационных материалов и видеофильма. Проведение школьной краеведческой конференции.
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 4 | 1 | 3 |
2 | Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея. | 4 | 2 | 2 |
3 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 4 | 2 | 3 |
4 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) | 5 | 3 | 2 |
5 | История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 5 | 3 | 2 |
6 | Классификация музеев. Музеи Мурома. Школьный краеведческий музей. | 4 | 2 | 3 |
7 | Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. | 8 | 2 | 6 |
8 | Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций. | 4 | 2 | 2 |
9 | Поисково-исследовательская деятельность школьного музея. | 6 | 2 | 4 |
10 | Выставочная деятельность школьного музея. | 4 | 2 | 2 |
11 | Экскурсионная деятельность музея. | 4 | 2 | 2 |
12 | Поисковая деятельность учащихся. | 8 | 2 | 6 |
13 | Организация краеведческой работы в экспедициях. | 4 | 2 | 4 |
14 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 6 | 2 | 4 |
ИТОГО | 70 | 29 | 41 |
Содержание курса с основными видами учебной деятельности.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Содержание | Вид учебной деятельности ученика |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 4 | Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений Воронежской области. | Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами. |
2 | Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея. | 4 | Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея. | знакомство с программой работы музейного клуба «Поиск» с целью создания школьного краеведческого музея, планом работы на год, планом поисково-экспедиционной деятельности. |
3 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 4 | Роль музеев в жизни города, функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность. | Обзорные экскурсии в музей Арсенал и краеведческий музей г.Воронежа, по итогам экскурсий определить социальные функции музеев. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися. |
4 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) | 5 | Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии. Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. | Просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей). |
5 | История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 5 | Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в. | Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися. |
6 | Классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | 4 | Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Воронежа. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. | Участие в планировании создания школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи района. |
7 | Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. | 8 | Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее | Знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей» |
8 | Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций. | 4 | Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. | Знакомство с особенностями экспозиции в школьном музее. Составление плана тематических экспозиций будущего музея Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися. |
9 | Поисково-исследовательская деятельность школьного музея. | 6 | Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация. | Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. |
10 | Выставочная деятельность школьного музея. | 4 | Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные). | Участие в подготовке тематической выставки в школьном музее. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися. |
11 | Экскурсионная деятельность музея. | 4 | Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию. Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея. | Подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее. |
12 | Поисковая деятельность учащихся. | 8 | Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. | Овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания. |
13 | Организация краеведческой работы в экспедициях. | 4 | Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково- исследовательских работ. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции. | Помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания. |
14 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 6 | Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности всх членов клуба, их вклад в общее дело – создание экспозиций будущего школьного краеведческого музея. | Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, подготовка докладов, написание исследовательских работ, представление работ на краеведческих конференциях, оформление стендов, публикации в СМИ. Оформление экспозиций и выставок, подготовка презентационных материалов и видеофильма. Подведение школьной краеведческой конференции. |
ИТОГО | 70 |
Календарно - тематическое планирование 6-7 класс 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения 6-7 класс | |
план | факт | |||
Раздел 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 3 | |||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи занятий клуба. | |||
2 | Основные понятия и термины в музейном деле | |||
3 | Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений Воронежской области. | |||
Раздел2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея | 4 | |||
4 | Современное понимание термина «музееведение». | |||
5 | Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. | |||
6 | Предметность и наглядность в школьном музее. | |||
7 | Основные направления деятельности школьного музея. | |||
Раздел 3 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 4 | |||
8 | Роль музеев в жизни города, села, школы. | |||
9 | Основные функции музеев. | |||
10 | Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. | |||
11 | Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. | |||
Раздел 4 История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) | 5 | |||
12 | Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху | |||
13 | Коллекционирование в эпоху Средневековья | |||
14 | Исторические предпосылки возникновения музеев | |||
15 | Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVIII вв. | |||
16 | Западноевропейские музеи в ХVIII в. | |||
Раздел 5 История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 5 | |||
17 | Первые музеи в России. | |||
18 | Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. | |||
19 | Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. | |||
20 | Кабинеты учебных и научных учреждений. | |||
21 | Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в. | |||
Раздел 6 Классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | 4 | |||
22 | Музейная сеть и классификация музеев. | |||
23 | Музеи города Воронежа. | |||
24 | Профили школьных музеев. | |||
25 | Особенности деятельности школьного краеведческого музея. | |||
Раздел 7 Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. | 8 | |||
26 | Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», | |||
27 | Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. | |||
28 | Научная организация фондов музеев. | |||
29 | Состав и структура музейных фондов. | |||
30 | Пополнение фондов школьного краеведческого музея. | |||
31 | Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. | |||
32 | Учёт фондов школьного музея. | |||
33 | Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее | |||
34 | Подведение итогов. | |||
итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование 6-7 классы 2023-2024 учебный год
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения 6-7 класс | ||
план | факт | ||||
Раздел 8 Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций. | 4 | ||||
1 | Экспозиционные материалы. | ||||
2 | Экспозиции в школьном краеведческом музее. | ||||
3 | Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. | ||||
4 | Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. | ||||
Раздел 9 Поисково-исследовательская деятельность школьного музея. | 5 | ||||
5 | Основные направления поисково-исследовательской деятельности. | ||||
6 | Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. | ||||
7 | Формы поисково-собирательской работы | ||||
8 | Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. | ||||
9 | Направления научно-исследовательской деятельности | ||||
Раздел 10 Выставочная деятельность школьного музея. | 4 | ||||
10 | Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» | ||||
11 | Задачи и функции выставки школьного музея. | ||||
12 | Классификация выставок. | ||||
13 | Организация выставок в школьном музее | ||||
Раздел 11 Экскурсионная деятельность музея. | 4 | ||||
14 | Экскурсия: цели, задачи, виды. | ||||
15 | Основные требования к проведению экскурсии. | ||||
16 | Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. | ||||
17 | Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея. | ||||
Раздел 12 Поисковая деятельность учащихся. | 8 | ||||
18 | Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. | ||||
19 | Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея | ||||
20 | Формы поисково—собирательской работы учащихся | ||||
21 | Этапы подготовки исследовательской работы | ||||
22 | Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. | ||||
23 | Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей | ||||
24 | Цитирование и ссылки. | ||||
25 | Культура научного исследования. | ||||
Раздел 13 Организация краеведческой работы в экспедициях. | 4 | ||||
26 | Понятие «краеведческая экспедиция». | ||||
27 | Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции | ||||
28 | Права и обязанности краеведа-исследователя. | ||||
29 | Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции. | ||||
Раздел 14 Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 4 | ||||
30 | Подготовка к проведению школьной краеведческой конференции. | ||||
31 | Подготовка докладов, исследовательских работ. | ||||
33 | Участие в школьной краеведческой конференции | ||||
34 | Подведение итогов обучения. | ||||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования элективного курса «Практическая грамматика английского языка» для 5 классов
Предлагаемый школьный курс «Практическая грамматика английского языка» относится к числу элективных курсов, которые являются неотъемлемой составной частью образования, предлагаемого учащимся 3-11 клас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год
Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 5-9 классы
Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит целевой раздел, содержательный, организационный....
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с ОВЗ (ТНР, РАС) 5 - 9 классы
Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.2) и растройствами аустистического спектра (Вариант 8.2) содержит в себе един...
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 8 класс
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежд...