РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год
рабочая программа по истории (7, 8 класс)

Жигульская Марина Ивановна
Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Авторская программа Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» // Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. М.: Просвещение. 2011 год. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Курс ориентирован на освоение учащимися теоретического материала музееведческого содержания и закрепления его в ходе практической деятельности. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Новоусманский образовательный центр»

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании  ШМО

Руководитель  ШМО

_____________Е.В. Бохан

Пр. № __ от «__» ____202_г.

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

_______Л.И Понаморева

«___» _____________202_г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор ________________

Д.А. Высотин

«____» _____________202_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по курсу внеурочной деятельности

 Музейный клуб «ПОИСК»

для обучающихся 7-8 классов

на 2021 — 2023 учебный год

                                                                                                           Учитель:

Жигульская М.И.

        

2021г.

                                              Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности музейного клуба  «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

           -Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012;

           -Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

           -Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);

           - Авторская  программа Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» // Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. – М.: Просвещение. 2011 год.  

              Программа музейного клуба  «Поиск» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.  Курс ориентирован на освоение учащимися теоретического материала музееведческого содержания и  закрепления его в ходе практической деятельности.

            Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет научно-познавательную  (общеинтеллектуальную)  направленность и представляет собой вариант   программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

                                 Актуальность программы.

              Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

             Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

             Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать  и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

-Привлечение учащихся средего звена к созданию в НОЦ школьного краеведческого музея «Поиск»

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы, творческой деятельности;

2.Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

      3. знакомство с историей музейного дела, формирование навыков работы с архивными документами.

     4. Развитие  навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

      5. Обучение методикам проведения  экскурсий в школьном музее.

      6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:  

- Формирование представления об историческом времени  и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

           По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

           Программа включает в себя  проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской  деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-8 классов в течении двух лет в объёме 70 часов.

Объём программы  на год -35 часов, которые распределяются следующим образом:

7 класс – 17,5 часов (1-4 раздел)

8 класс – 17,5часов ( 5-7 раздел)

Планируемые результаты деятельности:

Личностные:

- формирование   коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах  и индивидуально;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

 - толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные :

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

     Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций  и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов будущего школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

           

Подведение итогов реализации программы:

По окончании реализации программы участники должны подвести итоги. Формами итогов могут быть:

  1. Совершение экскурсии в музеи.
  2. Открытие школьного музея.
  3. Проведение экскурсий для учащихся, родителей и гостей школы.
  4. Участие в школьных, районных и областных  конкурсах
  5. Оформление экспозиций.
  6. Оформление и защита проектов.
  7. Публикации в сборниках работ учащихся школ

Содержание курса

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений округа Муром.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.

Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.

Практическая работа: знакомство с программой работы музейного клуба «Поиск» с целью создания школьного краеведческого  музея , планом работы на год, планом поисково-экспедиционной деятельности.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

Роль музеев в жизни города, села, школы. Функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность.

Практическая работа: Обзорные экскурсии в музей Арсенал и краеведческий музей г.Воронежа, по итогам экскурсий определить социальные функции музеев. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ХVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII — первая половина ХIХ в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Классификация музеев.  Школьный краеведческий музей.

Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Воронежа. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона.

7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей»

8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: знакомство с особенностями экспозиции в  школьном музее. Составление плана тематических экспозиций на учебный год. Участие в подготовке тематической  экспозиции школьного музея.

9. Поисково- исследовательская  деятельность  школьного музея

Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.

10. Выставочная деятельность школьного музея.

Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.

11. Экскурсионная деятельность школьного музея

Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее.

12. Поисковая деятельность учащихся

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, Муромском историко-художественном  музее; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: овладение основными формами поисково-исследовательской  работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов;  документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания.

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково- исследовательских работ.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности всех членов клуба, их вклад  в общее дело – создание школьного краеведческого музея.

Практическая работа: Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, подготовка докладов, написание исследовательских работ, представление работ на краеведческих конференциях, оформление стендов, публикации в СМИ. Оформление экспозиций и выставок, подготовка презентационных материалов и видеофильма. Подведение школьной краеведческой конференции.

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

4

1

3

2

Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.

4

2

2

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

4

2

3

4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.)

5

3

2

5

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)

5

3

2

6

Классификация музеев. Музеи Мурома.  Школьный краеведческий музей.

4

2

3

7

Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

8

2

6

8

Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.

4

2

2

9

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

6

2

4

10

Выставочная деятельность школьного музея.

4

2

2

11

Экскурсионная деятельность музея.

4

2

2

12

Поисковая деятельность учащихся.

8

2

6

13

Организация краеведческой работы в экспедициях.

4

2

4

14

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

6

2

4

ИТОГО

70

29

41

                Содержание курса с основными видами учебной деятельности.

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Содержание

Вид учебной деятельности ученика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

4

Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений Воронежской области.

Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.

2

Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.

4

Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.

знакомство с программой работы музейного клуба «Поиск» с целью создания школьного краеведческого  музея, планом работы на год, планом поисково-экспедиционной деятельности.

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

4

Роль музеев в жизни города, функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность.

Обзорные экскурсии в музей Арсенал и краеведческий музей г.Воронежа, по итогам экскурсий определить социальные функции музеев. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.)

5

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)

5

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.

Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

6

Классификация музеев.  Школьный краеведческий музей.

4

Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Воронежа. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея.

Участие в планировании создания школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи района.

7

Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

8

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее

Знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей»

8

Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.

4

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Знакомство с особенностями экспозиции в  школьном музее. Составление плана тематических экспозиций  будущего музея Участие в подготовке тематической  экспозиции школьного музея. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

9

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

6

Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.

Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.

10

Выставочная деятельность школьного музея.

4

Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные).

Участие в подготовке тематической выставки в школьном музее. Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

11

Экскурсионная деятельность музея.

4

Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

 Подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее.

12

Поисковая деятельность учащихся.

8

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Овладение основными формами поисково-исследовательской  работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов;  документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания.

13

Организация краеведческой работы в экспедициях.

4

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково- исследовательских работ.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

6

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности всх членов клуба, их вклад  в общее дело – создание школьного краеведческого музея.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, подготовка докладов, написание исследовательских работ, представление работ на краеведческих конференциях, оформление стендов, публикации в СМИ. Оформление экспозиций и выставок, подготовка презентационных материалов и видеофильма. Подведение школьной краеведческой конференции.

ИТОГО

70

                 

            Календарно - тематическое планирование 70 часов (2 года)

         

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата проведения

7 класс

Дата проведения

8 класс

план

факт

план

факт

  Раздел 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

4

1

 Вводное занятие.

Цели и задачи занятий клуба.

1

2

Основные понятия и термины в музейном деле

1

3

Основные понятия и термины в музейном деле

1

4

Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений Воронежской области.

1

Раздел2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея

4

5

Современное понимание термина «музееведение».

1

6

Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея.

1

7

Предметность и наглядность в школьном музее.

1

8

Основные направления деятельности школьного музея.

1

Раздел 3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

4

9

Роль музеев в жизни города, села, школы.

10

Основные  функции музеев.

11

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития.

12

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития.

Раздел 4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.)

5

13

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху

14

Коллекционирование в эпоху Средневековья

15

Исторические предпосылки возникновения музеев

16

Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVIII вв.

17

Западноевропейские музеи в ХVIII в.

Раздел 5

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) 

5

18

Первые музеи в России.

19

Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в.

20

Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Императорский музей Эрмитаж.

21

Кабинеты учебных и научных учреждений.

22

Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.

Раздел 6

Классификация музеев.  Школьный краеведческий музей. 

4

23

Музейная сеть и классификация музеев.

24

Музеи города Воронежа.

25

Профили школьных музеев.

26

Особенности деятельности школьного краеведческого музея.

Раздел 7

Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

8

27

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов»,

28

Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея.

29

Научная организация фондов музеев.

30

Состав и структура музейных фондов.

31

Пополнение фондов школьного краеведческого музея.

32

Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий.

33

Учёт фондов школьного музея.

34

Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее

Раздел 8

Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.

4

35

Экспозиционные материалы.

36

Экспозиции  в школьном краеведческом музее.

37

Обновление экспозиций школьного краеведческого музея.

38

Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Раздел 9

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

6

39

Основные направления поисково-исследовательской деятельности.

40

Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея.

41

Формы поисково-собирательской работы

42

 Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

43

Направления научно-исследовательской деятельности

44

Презентация.

Раздел 10

Выставочная деятельность школьного музея.

4

45

Термины «Выставка» и «выставочная деятельность»

46

Задачи и функции выставки школьного музея.

47

Классификация выставок.

48

Организация выставок в школьном музее

Раздел 11

Экскурсионная деятельность музея.

4

49

Экскурсия: цели, задачи, виды.

50

Основные требования к проведению экскурсии.

51

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности.

52

Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Раздел 12

Поисковая деятельность учащихся.

8

53

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея.

54

Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея

55

Формы поисково—собирательской работы учащихся

56

Этапы подготовки исследовательской работы

57

Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности.

58

Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей

59

Цитирование и ссылки.

60

Культура научного исследования.

Раздел 13

Организация краеведческой работы в экспедициях.

4

61

Понятие «краеведческая экспедиция».

62

Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции

63

Права и обязанности краеведа-исследователя.

64

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Раздел 14

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

6

65

Подготовка докладов, исследовательских работ.

66

Участи в школьной краеведческой конференции

67

Подготовка к открытию  школьного краеведческого музея

68

Открытие школьного краеведческого музея.

69

Открытие школьного краеведческого музея.

70

Подведение итогов обучения.

ИТОГО 

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа основного общего образования элективного курса «Практическая грамматика английского языка» для 5 классов

Предлагаемый школьный курс «Практическая грамматика английского языка» относится к числу элективных курсов, которые являются неотъемлемой составной частью образования, предлагаемого учащимся 3-11 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год

Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 5-9 классы

Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит целевой раздел, содержательный, организационный....

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с ОВЗ (ТНР, РАС) 5 - 9 классы

Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.2) и растройствами аустистического спектра (Вариант 8.2) содержит в себе един...

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 8 класс

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежд...