Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (10 класс)

Громова Тамара Викторовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Проектноисследовательская деятельность» 10 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnoissledov._deyat._10_klass_gromova_t.v._1.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №102»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Проектноисследовательская деятельность» 10 классы

2022 – 2023 учебный год

                                                                                                                    Составитель:

                                                                                          Громова Тамара      Викторовна,

                                                                                            учитель биологии,

                                                                                         высшая квалификационная категория.

                     

                                                                                       

Барнаул, 2022

Пояснительная записка

Актуальность и назначение программы

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Важность реализации программы обусловлена особенностью

проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким

образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала учительницей жизни, важно

учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности.

Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам естественного цикла..

Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ

организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе,

вузе и в перспективе во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область естественных наук, также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной

социализации и гармоничного вхождения в современный мир:

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. 

Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях и ориентирована на то, что учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

 Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в средней и старшей школе. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. 

1.2. Цели и задачи программы:

Цель программы — создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности и формирование экологически целесообразного поведения школьников, ориентированное на здоровый образ жизни, и умение транслировать полученные знания и навыки окружающим, применять свои знания и навыки в повседневной деятельности.

Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:

- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

- развивать познавательные потребности и способности, креативность; - формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизни; - развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных подросткам, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Программа рассчитана на 1 час в неделю – 35 часов в год.

Результаты реализации курса внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности исследователей природы распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов — получение школьником позитивного отношения к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов — получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям,  конференции.

Итоги реализации программы могут быть представлены через:

- отчет – сообщение по результатам исследования;

- публичные выступления и защита на мини - конференциях, семинарах;

- оформят «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

- выставки творческих работ;

- участие в конкурсах.

 Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности  способствует формированию личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

широкая мотивационная основа деятельности, включающая:

- социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности; - внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - устойчивый интерес к новым способам познания.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения: - принимать и сохранять учебно – творческую задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- осуществлять проектно-исследовательскую деятельность;

- развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией;

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно – творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов сети Интернет: ИКТ- компетентность; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать методы и приёмы эколого-биологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - оговариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции действия; - контролировать действия партнёра. -учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Должны научиться

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

-основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

-общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;

-способы хранения информации;

-что такое социологический опрос, микроисследование;

-что такое учебное сотрудничество;

-способы преодоления трудностей в реализации проектов

уметь:

самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

выбирать пути решения задачи исследования ;

составлять план действий совместного коллективного исследования;

адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

В ходе решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Реализация программы предусматривает

  • Обобщение результатов
  • Формирование банка данных

    Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях,  интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

формы занятий и видов деятельности

  • Мозговой штурм
  • Индивидуальная
  • Групповая

Формы и виды контроля

Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

 школьная научно – практическая конференция;

Содержание тем учебного курса

№ /№

        

 Разделы курса  (применяемые формы  внеурочной деятельности:

беседа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад,  выступление,  участие в конкурсах ) 

Кол-во часов

1

 Введение в исследовательскую деятельность

 Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

7

2

  Проработка индивидуальных исследовательских тем

Актуальные темы эколого-биологических исследований.Выбор тем для самостоятельного изучения. Обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным эколого-биологическим проблемам современности.Консультации по индивидуальным исследовательским темам. 

7

3

 Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов»   Подготовка, проведение и анализ совместных экспериментов : - «Можно ли пить воду из-под крана в школе?»; - «Вредна ли кока-кола?»; - «Мороженое – вред или польза?»; - «Здоровый образ жизни».

8

4

  Конференция научного общества учащихся

Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение школьной конференции.Организация участия учащихся со своими работами в конкурсах различного уровня.Подведение итогов работы научного общества учащихся. 

13

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Введение в исследовательскую деятельность

7

1

Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы, требования к работе.

1

2

Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.Знакомятся с образцами исследовательских проектов

1

3

Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования.

1

4

Выдвижение гипотезы исследования.

1

5

Учимся постановки цели и задач

1

6

Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости.

1

7

Культура оформления исследовательской работы

1

  Проработка индивидуальных исследовательских тем

7

8

Актуальные темы эколого-биологических исследований

1

9-10

Выбор тем для самостоятельного изучения

2

11-12

Обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным эколого-биологическим проблемам современности

2

13-14

Консультации по индивидуальным исследовательским темам. 

2

Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов»   

8

15-16

Подготовка, проведение и анализ совместных экспериментов:

 «Можно ли пить воду из-под крана в школе?»

2

17-18

«Вредна ли кока-кола?»;

2

19-20

«Мороженое – вред или польза?»

2

21-22

«Здоровый образ жизни».

2

Конференция научного общества учащихся

13

23

Разработка программы конференции

1

24-26

Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. 

3

27

Проведение школьной конференции

1

28-30

Организация участия учащихся со своими работами в конкурсах различного уровня

3

31-34

Консультации по индивидуальным исследовательским темам. 

3

35

Подведение итогов работы научного общества учащихся. 

1


Список литературы

  1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
  2.  Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
  3. Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
  4.  Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.

    5.     «Внеурочная деятельность школьников»: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

  6.     Программа внеурочной проектной деятельности для 5-7 классов по теме:      «Живой мир моей малой родины»: учебно-методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Биология. 5-9 классы» \ Л.А. Громова. – Вентана-Граф, 2014

  7.     Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...