Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (10 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектноисследовательская деятельность» 10 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoissledov._deyat._10_klass_gromova_t.v._1.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №102»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектноисследовательская деятельность» 10 классы
2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория.
Барнаул, 2022
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Важность реализации программы обусловлена особенностью
проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким
образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала ≪учительницей жизни≫, важно
учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности.
Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам естественного цикла..
Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ
организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе,
вузе и в перспективе во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область естественных наук, также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной
социализации и гармоничного вхождения в современный мир:
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях и ориентирована на то, что учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в средней и старшей школе. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель программы — создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности и формирование экологически целесообразного поведения школьников, ориентированное на здоровый образ жизни, и умение транслировать полученные знания и навыки окружающим, применять свои знания и навыки в повседневной деятельности.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность; - формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизни; - развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных подросткам, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Программа рассчитана на 1 час в неделю – 35 часов в год.
Результаты реализации курса внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности исследователей природы распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов — получение школьником позитивного отношения к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов — получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференции.
Итоги реализации программы могут быть представлены через:
- отчет – сообщение по результатам исследования;
- публичные выступления и защита на мини - конференциях, семинарах;
- оформят «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
- выставки творческих работ;
- участие в конкурсах.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности способствует формированию личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
широкая мотивационная основа деятельности, включающая:
- социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности; - внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - устойчивый интерес к новым способам познания.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения: - принимать и сохранять учебно – творческую задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- осуществлять проектно-исследовательскую деятельность;
- развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно – творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов сети Интернет: ИКТ- компетентность; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать методы и приёмы эколого-биологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - оговариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции действия; - контролировать действия партнёра. -учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Должны научиться
Обучающиеся должны научиться
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
-основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
-общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
-способы хранения информации;
-что такое социологический опрос, микроисследование;
-что такое учебное сотрудничество;
-способы преодоления трудностей в реализации проектов
уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
выбирать пути решения задачи исследования ;
составлять план действий совместного коллективного исследования;
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
В ходе решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Реализация программы предусматривает
- Обобщение результатов
- Формирование банка данных
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
формы занятий и видов деятельности
- Мозговой штурм
- Индивидуальная
- Групповая
Формы и виды контроля
Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
- мини – конференции по защите исследовательских проектов;
школьная научно – практическая конференция;
Содержание тем учебного курса
№ /№
| Разделы курса (применяемые формы внеурочной деятельности: беседа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, участие в конкурсах ) | Кол-во часов |
1 | Введение в исследовательскую деятельность Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы. | 7 |
2 | Проработка индивидуальных исследовательских тем Актуальные темы эколого-биологических исследований.Выбор тем для самостоятельного изучения. Обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным эколого-биологическим проблемам современности.Консультации по индивидуальным исследовательским темам. | 7 |
3 | Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов» Подготовка, проведение и анализ совместных экспериментов : - «Можно ли пить воду из-под крана в школе?»; - «Вредна ли кока-кола?»; - «Мороженое – вред или польза?»; - «Здоровый образ жизни». | 8 |
4 | Конференция научного общества учащихся Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение школьной конференции.Организация участия учащихся со своими работами в конкурсах различного уровня.Подведение итогов работы научного общества учащихся. | 13 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов |
Введение в исследовательскую деятельность | 7 | |
1 | Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы, требования к работе. | 1 |
2 | Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.Знакомятся с образцами исследовательских проектов | 1 |
3 | Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. | 1 |
4 | Выдвижение гипотезы исследования. | 1 |
5 | Учимся постановки цели и задач | 1 |
6 | Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. | 1 |
7 | Культура оформления исследовательской работы | 1 |
Проработка индивидуальных исследовательских тем | 7 | |
8 | Актуальные темы эколого-биологических исследований | 1 |
9-10 | Выбор тем для самостоятельного изучения | 2 |
11-12 | Обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным эколого-биологическим проблемам современности | 2 |
13-14 | Консультации по индивидуальным исследовательским темам. | 2 |
Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов» | 8 | |
15-16 | Подготовка, проведение и анализ совместных экспериментов: «Можно ли пить воду из-под крана в школе?» | 2 |
17-18 | «Вредна ли кока-кола?»; | 2 |
19-20 | «Мороженое – вред или польза?» | 2 |
21-22 | «Здоровый образ жизни». | 2 |
Конференция научного общества учащихся | 13 | |
23 | Разработка программы конференции | 1 |
24-26 | Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. | 3 |
27 | Проведение школьной конференции | 1 |
28-30 | Организация участия учащихся со своими работами в конкурсах различного уровня | 3 |
31-34 | Консультации по индивидуальным исследовательским темам. | 3 |
35 | Подведение итогов работы научного общества учащихся. | 1 |
Список литературы
- Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
- Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
- Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
- Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
5. «Внеурочная деятельность школьников»: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
6. Программа внеурочной проектной деятельности для 5-7 классов по теме: «Живой мир моей малой родины»: учебно-методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Биология. 5-9 классы» \ Л.А. Громова. – Вентана-Граф, 2014
7. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...