РП В МИРЕ МАТЕМАТИКИ 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от .08. 2022 г. | Согласовано с заместителем Директора по ВР _____________/Н.Д.Оразаева/ | Утверждено директором школы _______________/М.С. Алиев/ приказ № от .08.2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по функциональной грамотности
«В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»
для учащихся 14-15 лет
Составитель:
Крякина Надежда Александровна, учитель математики ВК
2022 год
1. Обоснование выбора программы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике «В мире математики» для учащихся 14-15 лет разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 29.12.2014г. № 1644 – для среднего и старшего звена.
- Примерная основная образовательная программа начального (основного) общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2014г. № 1/15
- Приказ Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена ее высокой практической значимостью для обучающихся, которым необходимо овладеть универсальными учебными действиями для успешного решения жизненных задач, в том числе при сдаче государственного экзамена по математике. Программа отвечает социальному запросу общества на успешное участие в диалоге культур и образовательным потребностям детей и их родителей. Рассматриваемые разделы в программе обладают высокой значимостью для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся.
Курс «В мире математики» направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Практическая значимость
Данная программа курса по выбору предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе. Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения с 5 по 9 класс. Курс по выбору «В мире математики» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике, теории вероятностей и геометрии). Данный курс направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Программа курса составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Курс внеурочной деятельности «В мире математики» 9 класс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное обучение учеников 9-х классов на принципах доступности и результативности.
В силу большой практической значимости данный курс представляет собой совокупность важных и полезных советов, знаний, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане подготовки к основному государственному экзамену по математике.
Новизна
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Программа дополняет основную образовательную программу и нацелена на подготовку к ОГЭ по математике. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития. Курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету.
Цели и задачи
Математическая подготовка по программе определяется, с одной стороны, требованиями образовательного стандарта по математике, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче государственного экзамена по математике (ОГЭ). Основной целью программы является развитие математической коммуникативной компетенции, систематизация знаний по математике, и как результат - успешное выполнение заданий экзамена. Овладение учащимися необходимым количеством знаний и умений, которое соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и достаточно для получения положительной оценки по предмету через:
- повторение и систематизацию курса алгебры 7-9;
- расширение содержательных линий;
- планирование курса с учетом психологических особенностей учащихся;
- увеличение доли развивающего и общекультурного направления обучения;
- формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
- разработка технологий, которые позволяют целенаправленно организовывать повторение всего учебного материала;
- разработка системы тестовых задач с использованием информационных технологий;
- разработка системы задач, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся на занятиях и в процессе самостоятельного приобретения знаний учащимися по основным вопросам школьного курса математики;
- использование повторения «по спирали».
В рамках программы реализуются следующие задачи:
образовательные:
- ознакомить обучающихся с экзаменационным форматом;
- повторить и обобщить теоретический материал в соответствии с темами экзамена;
- акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы;
- сформировать умения и навыки при решении разнообразных задач различной сложности;
- повысить уровень математической подготовки учащихся.
развивающие:
- сформировать навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
- развивать умение анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
- развивать общий кругозор обучающихся.
воспитательные
- воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению математики, дальнейшему самообразованию с её помощью, использованию в других областях знаний;
- формирование активной жизненной позиции, приобретение опыта творческой деятельности;
- формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых ученику для общей социальной ориентации;
- воспитание трудолюбия, потребности в приобретении знаний.
Особенности возрастной группы
Программа разработана для обучающихся 14-15 лет, проявляющих особый интерес к изучению математики и планирующих сдавать ОГЭ по математике. Психофизиологические возрастные особенности учащихся этого возраста заключается в пересечении возрастных черт — подростковых и юношеских.
Режим занятий
Программа рассчитана на 34 академических часа и рассчитана на 1 год. Программа курса реализуется во внеурочное время 1 раз в неделю, 1 час, предусматривает как очное, так и дистанционное обучение. Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются следующие формы работы: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная. Также проводится работа с родителями в виде консультационных часов.
Программа предполагает создание специальных условий, способствующих освоению программы:
- обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей обучающихся, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок, соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил).
Занятия проводятся в помещениях образовательного учреждения, соответствующих действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, тренировочных и диагностических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ОГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе. По окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ». Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод контроля и др.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результат обучения
После завершения обучения по данной программе учащиеся будут иметь:
- повышение качества знаний;
- формирование умений и навыков решения основных типовых задач основного государственного экзамена по математике;
- умение применять полученные знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом конкретных жизненных ситуаций;
- психологическую подготовку к сдаче экзамена.
Представленная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- обучающиеся овладеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- обучающиеся смогут приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
- обучающиеся смогут выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения той или иной математической задачи;
- обучающиеся овладеют навыками выполнения экзаменационных заданий.
Личностные результаты:
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные результаты:
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приѐмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. Умение владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания и решать задания на положительную оценку.
Второй уровень результатов
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. Умение владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания и решать задания на четыре и выше самостоятельно и под руководством учителя.
Третий уровень результатов
Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Умение решать задания повышенного уровня сложности.
Основной инструментарий для оценивания результатов
- Он-лайн тестирование.
- Тренировочные тестовые задания.
- Типовые тестовые задания.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Математика в повседневной жизни (9 часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. Математика как язык науки. Использование математического языка для количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация различных процессов и явлений окружающего мира на языке математики. Формирование познавательного интереса учащихся к использованию математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности. Табличное и графическое представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и преобразование величин. Исследование простейших математических моделей. Учащиеся осуществляют расчеты по формулам, выражают зависимости между величинами, вычисляют значения числовых выражений. Выполняют вычисления и преобразования, осуществляют практические расчеты, строят и исследуют математические модели, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Тема 2. Процентные расчёты на каждый день (5 часов)
Нахождение процента от числа; нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого. Процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, изменение тарифов, пеня. Задачи, связанные с банковскими расчётами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Концентрация вещества, процентный раствор. Задачи ОГЭ по теме «Проценты. Сплавы»
Тема 3. Приёмы и методы математики (4 часа)
Читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Анализ информации, её интерпретация. Метод вспомогательной площади. Выбор системы координат. Задачи на построение методом геометрических мест точек.
Тема 4. Задачи на движение (4 часа)
Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
Тема 5. Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (3 часа)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт, выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информации в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертёж. Анализ данных задачи.
Тема 6. Задачи на чертежах
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленной в виде графиков, рисунков, карт.
Тема7. Модуль (4 часа)
Модуль. Определение, свойство модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. Неравенства, содержащие модуль. Уравнения и неравенства, содержащие модуль в модуле. Метод замены переменной. Графики функций, содержащие модуль. Графический способ решения уравнений и неравенств с модулем. Задания ОГЭ, содержащие модуль.
4. Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Математика в повседневной жизни (9 часов) | 4 | 5 | 9 | |
1 | Чтение чертежей | 0 | 1 | 1 |
Задачи про участок | 0 | 1 | 1 | |
2 | Задачи про «Шины» | 1 | 0 | 1 |
3 | Задачи про «Покупки» | 1 | 0 | 1 |
4 | Задачи про «Коммунальные расходы» | 0 | 1 | 1 |
5 | Задачи про «Страховки» | 1 | 0 | 1 |
6 | Ремонт моей квартиры | 0 | 1 | 1 |
7 | Решение задач практической направленности | 1 | 0 | 1 |
8 | Решение задач практической направленности | 0 | 1 | 1 |
9 | Решение задач практической направленности | 0 | 1 | 1 |
Процентные расчёты на каждый день (5 часов) | 2 | 3 | 5 | |
10 | Проценты. Основные задачи на проценты | 1 | 0 | 1 |
11 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 0 | 1 | 1 |
12 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 0 | 1 | 1 |
13 | Задачи на смеси, растворы, сплавы | 1 | 0 | 1 |
14 | Задачи на смеси, растворы, сплавы | 0 | 1 | 1 |
Приёмы и методы математики (4 часа) | 2 | 2 | 4 | |
15 | Метод площадей | 1 | 0 | 1 |
16 | Метод площадей | 0 | 1 | 1 |
17 | Координатный метод | 0 | 1 | 1 |
18 | Метод геометрических мест точек | 1 | 0 | 1 |
Задачи на движение (5 часов) | 2 | 3 | 5 | |
19 | Задачи на движение по прямой, по окружности | 0 | 1 | 1 |
20 | Задачи на движение по воде | 1 | 0 | 1 |
21 | Задачи на движение по воде | 0 | 1 | 1 |
22 | Задачи на совместную работу | 1 | 0 | 1 |
23 | Задачи на совместную работу | 0 | 1 | 1 |
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (3 часа) | 0 | 3 | 3 | |
24 | Геометрические фигуры и их свойства | 0 | 1 | 1 |
25 | Верные и неверные утверждения | 0 | 1 | 1 |
26 | Работа с текстовой информацией | 0 | 1 | 1 |
Задачи на чертежах (4 часа) | 0 | 4 | 4 | |
27 | Задачи на готовых чертежах | 0 | 1 | 1 |
28 | Задачи на готовых чертежах | 0 | 1 | 1 |
29 | Геометрия на клетчатой бумаге | 0 | 1 | 1 |
30 | Геометрия на клетчатой бумаге | 0 | 1 | 1 |
Модуль (4 часа) | 0 | 1 | 1 | |
31 | Преобразование выражений, содержащих модуль | 0 | 1 | 1 |
30 | Решение уравнений, содержащих модуль | 0 | 1 | 1 |
32 | Решение неравенств, содержащих модуль | 0 | 1 | 1 |
33 | Построение графиков функций, содержащих модуль | 0 | 1 | 1 |
34 | Итоговое занятие | 0 | 1 | 1 |
Список литературы и электронных ресурсов
- ОГЭ Математика: типовые экзаменационные материалы: 50 вариантов/под ред. И.В. Ященко.- М.: Издательство «Национальное образование», 2021г.
- http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки ЕГЭ.
- http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
- http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
- http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике.
При реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий могут быть использованы образовательные технологии (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тематические классные часы, конференции, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем).
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Математика в повседневной жизни (9 часов) | ||||
1 | Чтение чертежей | 1 | 7.09 | |
Задачи про участок | 1 | 14.09 | ||
2 | Задачи про «Шины» | 1 | 21.09 | |
3 | Задачи про «Покупки» | 1 | 28.09 | |
4 | Задачи про «Коммунальные расходы» | 1 | 5.10 | |
5 | Задачи про «Страховки» | 1 | 12.10 | |
6 | Ремонт моей квартиры | 1 | 19.10 | |
7 | Решение задач практической направленности | 1 | 26.10 | |
8 | Решение задач практической направленности | 1 | 9.11 | |
9 | Решение задач практической направленности | 1 | 16.11 | |
Процентные расчёты на каждый день (5 часов) | ||||
10 | Проценты. Основные задачи на проценты | 1 | 23.11 | |
11 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 1 | 30.11 | |
12 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 1 | 6.12 | |
13 | Задачи на смеси, растворы, сплавы | 1 | 13.12 | |
14 | Задачи на смеси, растворы, сплавы | 1 | 20.12 | |
Приёмы и методы математики (4 часа) | ||||
15 | Метод площадей | 1 | 27.12 | |
16 | Метод площадей | 1 | 12.01 | |
17 | Координатный метод | 1 | 19.01 | |
18 | Метод геометрических мест точек | 1 | 26.01 | |
Задачи на движение (5 часов) | ||||
19 | Задачи на движение по прямой, по окружности | 1 | 2.02 | |
20 | Задачи на движение по воде | 1 | 9.02 | |
21 | Задачи на движение по воде | 1 | 16.02 | |
22 | Задачи на совместную работу | 1 | 24.02 | |
23 | Задачи на совместную работу | 1 | 3.03 | |
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (3 часа) | ||||
24 | Геометрические фигуры и их свойства | 1 | 10.03 | |
25 | Верные и неверные утверждения | 1 | 17.03 | |
26 | Работа с текстовой информацией | 1 | 24.03 | |
Задачи на чертежах (4 часа) | ||||
27 | Задачи на готовых чертежах | 1 | 6.04 | |
28 | Задачи на готовых чертежах | 1 | 13.04 | |
29 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | 20.04 | |
30 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | 27.04 | |
Модуль (4 часа) | ||||
31 | Преобразование выражений, содержащих модуль | 1 | 4.05 | |
32 | Решение уравнений, содержащих модуль | 1 | 11.05 | |
33 | Решение неравенств, содержащих модуль | 1 | 18.05 | |
34 | Построение графиков функций, содержащих модуль | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире». (9 класс)
Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире».(9класс)Подготовлен и проведен 05.04. 2012г. учителями высшей категории МБОУ лицей №1 г.В...
Игра "В мире Математики" 5 класс.
Материалы к игре были взяты из разных источников и приведены к единому стилю. Авторство некоторых материалов доподлинно неизвестно....
Элективный курс по алгебре.9 класс."В мире математики"
Даный курс предназначен для учащихся 9 класса, заинтересованных в изучении математики.Материал не дублирует основную базовую программу ,но идет в тесной связи с ней. Может быть интересен для учителей ...
Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год об...
Программа внеурочной деятельности "В мире математики" (7 класс)
Неотъемлемой частью процесса обучения в современной школе становится организация занятий по направленниям внеурочной деятельности. Данная программа предназначена для дополнительных занятий с уча...
В мире математики (9-е классы)
Внеклассное мероприятие по математике для трёх 9-х классов (презентация и сценарий). Ребятам предстоит совершить путешествие в мир математики - разнообразный, интересный и занимательн...
Внеаудиторное мероприятие по математике «В мире математики»
Устный журнал «В мире математики». Математика – это могучий инструмент познания окружающего мира, но чтобы овладеть математикой требуется повседневная, кропотливая работа, ведь общепризнано, что...