РП В МИРЕ МАТЕМАТИКИ 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_v_mire_matematiki_9_klass.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № от .08. 2022 г.

Согласовано с заместителем

            Директора по ВР

_____________/Н.Д.Оразаева/

                                Утверждено директором школы

                                 _______________/М.С. Алиев/

                               приказ № от .08.2022 г.

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по функциональной грамотности

«В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»

для учащихся 14-15 лет

Составитель:

Крякина Надежда Александровна, учитель математики ВК

2022 год

1. Обоснование выбора программы

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике «В мире математики» для учащихся 14-15 лет разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 29.12.2014г. № 1644 – для среднего и старшего звена.
  3. Примерная основная образовательная программа начального (основного) общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2014г. № 1/15
  4. Приказ Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296.

Актуальность

        Актуальность программы обусловлена ее высокой практической значимостью для обучающихся, которым необходимо овладеть универсальными учебными действиями для успешного решения жизненных задач, в том числе при сдаче государственного экзамена по математике. Программа отвечает социальному запросу общества на успешное участие в диалоге культур и образовательным потребностям детей и их родителей. Рассматриваемые разделы в программе обладают высокой значимостью для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся.

  Курс «В мире математики» направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Актуальность    разработки   и создание   данной  программы    обусловлены   тем,  что она  позволяет   устранить противоречия  между требованиями  программы  предмета  «математика» и  потребностями  учащихся  в  дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Практическая значимость

Данная программа курса по выбору предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе. Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения с 5 по 9 класс. Курс по выбору  «В мире математики» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике, теории вероятностей и геометрии). Данный курс  направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Программа курса составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

        Курс внеурочной деятельности «В мире математики» 9 класс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное обучение учеников 9-х классов на принципах доступности и результативности. 

               В силу большой практической значимости данный курс представляет собой совокупность важных и полезных советов, знаний, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане  математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане подготовки к основному государственному экзамену по математике.

         Новизна

          Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Программа дополняет основную образовательную программу и нацелена на подготовку к ОГЭ по математике. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития. Курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. 

       Цели и задачи

        Математическая  подготовка по программе определяется, с одной стороны, требованиями образовательного стандарта по математике, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче государственного экзамена по математике (ОГЭ). Основной целью программы является развитие математической коммуникативной компетенции, систематизация знаний по математике, и как результат - успешное выполнение заданий экзамена. Овладение учащимися необходимым количеством знаний и умений, которое соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и достаточно для получения положительной оценки по предмету через: 

  • повторение и систематизацию курса алгебры 7-9;
  • расширение содержательных линий;
  • планирование курса с учетом психологических особенностей учащихся;
  • увеличение доли развивающего и общекультурного направления обучения;
  • формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
  • разработка технологий, которые позволяют целенаправленно организовывать повторение всего учебного материала;
  • разработка системы тестовых задач с использованием информационных технологий;
  • разработка системы задач, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся на занятиях и в процессе самостоятельного приобретения знаний учащимися по основным вопросам школьного курса математики;
  • использование повторения «по спирали».

В рамках программы реализуются следующие задачи:

образовательные:

  • ознакомить обучающихся с экзаменационным форматом;
  • повторить и обобщить теоретический материал в соответствии с темами экзамена;
  • акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию  за курс основной  школы;
  • сформировать умения и навыки при решении разнообразных задач различной сложности;
  • повысить уровень математической подготовки учащихся.

развивающие:

  • сформировать навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
  • развивать умение анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
  • развивать общий кругозор обучающихся.

воспитательные

  • воспитание способности и         готовности к         самостоятельному и непрерывному изучению математики,        дальнейшему самообразованию с её помощью, использованию в других областях знаний;
  • формирование активной жизненной позиции, приобретение опыта творческой деятельности;
  • формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых ученику для общей социальной ориентации;
  • воспитание трудолюбия, потребности в приобретении знаний.

           Особенности возрастной группы

            Программа разработана для обучающихся 14-15 лет, проявляющих особый интерес к изучению математики и планирующих сдавать ОГЭ по математике. Психофизиологические возрастные особенности учащихся этого возраста заключается в пересечении возрастных черт — подростковых и юношеских.

          Режим занятий 

          Программа рассчитана на 34 академических часа  и рассчитана на 1 год. Программа курса реализуется во внеурочное время 1 раз в неделю, 1 час, предусматривает как очное, так и дистанционное обучение. Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются следующие формы работы: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная. Также проводится работа с родителями в виде консультационных часов.

Программа предполагает создание специальных условий, способствующих освоению программы:

  • обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей        обучающихся, соблюдение        комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок, соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил).

        Занятия проводятся в помещениях образовательного учреждения, соответствующих действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

                  

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

           Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, тренировочных и диагностических работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ОГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе. По окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ». Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

            Методы работы предусматривают  активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод контроля и др.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результат обучения

После завершения обучения  по данной программе учащиеся будут иметь:

  • повышение качества знаний;
  • формирование умений и навыков решения основных типовых задач основного государственного экзамена по математике;
  • умение применять полученные знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом конкретных жизненных ситуаций;
  • психологическую подготовку к сдаче экзамена.

Представленная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты:

  • обучающиеся овладеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • обучающиеся смогут приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
  • обучающиеся смогут выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и  способов решения той или иной математической задачи;
  • обучающиеся овладеют навыками выполнения экзаменационных заданий.

Личностные результаты:

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

 

Метапредметные результаты:

  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  • применение приѐмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Первый уровень результатов 

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. Умение владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания и решать задания на положительную оценку.

Второй уровень результатов 

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. Умение владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания и решать задания на четыре и выше самостоятельно и под руководством учителя.

Третий уровень результатов 

Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Умение решать задания повышенного уровня сложности.

Основной инструментарий для оценивания результатов

  • Он-лайн тестирование.
  • Тренировочные тестовые задания.
  • Типовые тестовые задания.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

      Тема 1.  Математика в повседневной жизни (9 часов)

Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. Математика как язык науки. Использование математического языка для количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация различных процессов и явлений окружающего мира на языке математики. Формирование познавательного интереса учащихся к использованию математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности. Табличное и графическое представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и преобразование величин. Исследование простейших математических моделей. Учащиеся осуществляют расчеты по формулам, выражают зависимости между величинами, вычисляют значения числовых выражений. Выполняют вычисления и преобразования, осуществляют практические расчеты, строят и исследуют математические модели, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тема 2. Процентные расчёты на каждый день (5 часов)

Нахождение процента от числа; нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого. Процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, изменение тарифов, пеня. Задачи, связанные с банковскими расчётами: вычисление ставок процентов в банках;  процентный прирост; определение начальных вкладов. Концентрация вещества, процентный раствор. Задачи ОГЭ по теме «Проценты. Сплавы»

Тема 3. Приёмы и методы математики (4 часа)

Читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Анализ информации, её интерпретация. Метод вспомогательной площади. Выбор системы координат. Задачи на построение методом геометрических мест точек.

Тема 4. Задачи на движение (4 часа)

Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.

Тема 5. Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (3 часа)

Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт, выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информации в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертёж. Анализ данных задачи.

          Тема 6. Задачи на чертежах

Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленной в виде графиков, рисунков, карт.

          Тема7. Модуль (4 часа) 

Модуль. Определение, свойство модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. Неравенства, содержащие модуль. Уравнения и неравенства, содержащие модуль в модуле. Метод замены переменной. Графики функций, содержащие модуль. Графический способ решения уравнений и неравенств с модулем. Задания ОГЭ, содержащие модуль.

4. Тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  Математика в повседневной жизни (9 часов)

4

5

9

1

Чтение чертежей

0

1

1

Задачи про участок

0

1

1

2

Задачи про «Шины»

1

0

1

3

Задачи про «Покупки»

1

0

1

4

Задачи про «Коммунальные расходы»

0

1

1

5

Задачи про «Страховки»

1

0

1

6

   Ремонт моей квартиры

0

1

1

7

Решение задач практической направленности

1

0

1

8

Решение задач практической направленности

0

1

1

9

Решение задач практической направленности

0

1

1

Процентные расчёты на каждый день  (5 часов)

2

3

5

10

Проценты. Основные задачи на проценты

1

0

1

11

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

0

1

1

12

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

0

1

1

13

Задачи на смеси, растворы, сплавы

1

0

1

14

Задачи на смеси, растворы, сплавы

0

1

1

Приёмы и методы математики (4 часа)

2

2

4

15

Метод площадей

1

0

1

16

Метод площадей

0

1

1

17

Координатный метод

0

1

1

18

Метод геометрических мест точек

1

0

1

Задачи на движение (5 часов)

2

3

5

19

Задачи на движение по прямой,  по окружности

0

1

1

20

Задачи на движение по воде

1

0

1

21

Задачи на движение по воде

0

1

1

22

Задачи на совместную работу

1

0

1

23

Задачи на совместную работу

0

1

1

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (3 часа)

0

3

3

24

Геометрические фигуры и их свойства

0

1

1

25

Верные и неверные утверждения

0

1

1

26

Работа с текстовой информацией

0

1

1

Задачи на чертежах (4 часа)

0

4

4

27

Задачи на готовых чертежах

0

1

1

28

Задачи на готовых чертежах

0

1

1

29

Геометрия на клетчатой бумаге

0

1

1

30

Геометрия на клетчатой бумаге

0

1

1

Модуль (4 часа)

0

1

1

31

Преобразование выражений, содержащих модуль

0

1

1

30

Решение уравнений, содержащих модуль

0

1

1

32

Решение неравенств, содержащих модуль

0

1

1

33

Построение графиков функций, содержащих модуль

0

1

1

34

Итоговое занятие

0

1

1

Список литературы и электронных ресурсов

  • ОГЭ Математика: типовые экзаменационные материалы: 50 вариантов/под  ред. И.В. Ященко.- М.: Издательство «Национальное образование», 2021г.
  • http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки ЕГЭ.
  • http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.  
  • http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
  • http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике.

При реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий могут быть использованы образовательные технологии (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тематические классные часы, конференции, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем).

                                                        5.  Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

   Дата по плану

  Дата по факту

  Математика в повседневной жизни (9 часов)

1

Чтение чертежей

1

7.09

Задачи про участок

1

14.09

2

Задачи про «Шины»

1

21.09

3

Задачи про «Покупки»

1

28.09

4

Задачи про «Коммунальные расходы»

1

5.10

5

Задачи про «Страховки»

1

12.10

6

   Ремонт моей квартиры

1

19.10

7

Решение задач практической направленности

1

26.10

8

Решение задач практической направленности

1

9.11

9

Решение задач практической направленности

1

16.11

Процентные расчёты на каждый день  (5 часов)

10

Проценты. Основные задачи на проценты

1

23.11

11

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

1

30.11

12

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

1

6.12

13

Задачи на смеси, растворы, сплавы

1

13.12

14

Задачи на смеси, растворы, сплавы

1

20.12

Приёмы и методы математики (4 часа)

15

Метод площадей

1

27.12

16

Метод площадей

1

12.01

17

Координатный метод

1

19.01

18

Метод геометрических мест точек

1

26.01

Задачи на движение (5 часов)

19

Задачи на движение по прямой,  по окружности

1

2.02

20

Задачи на движение по воде

1

9.02

21

Задачи на движение по воде

1

16.02

22

Задачи на совместную работу

1

24.02

23

Задачи на совместную работу

1

3.03

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (3 часа)

24

Геометрические фигуры и их свойства

1

10.03

25

Верные и неверные утверждения

1

17.03

26

Работа с текстовой информацией

1

24.03

Задачи на чертежах (4 часа)

27

Задачи на готовых чертежах

1

6.04

28

Задачи на готовых чертежах

1

13.04

29

Геометрия на клетчатой бумаге

1

20.04

30

Геометрия на клетчатой бумаге

1

27.04

Модуль (4 часа)

31

Преобразование выражений, содержащих модуль

1

4.05

32

Решение уравнений, содержащих модуль

1

11.05

33

Решение неравенств, содержащих модуль

1

18.05

34

Построение графиков функций, содержащих модуль

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире». (9 класс)

Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире».(9класс)Подготовлен и проведен 05.04. 2012г. учителями высшей категории МБОУ лицей №1 г.В...

Игра "В мире Математики" 5 класс.

Материалы к игре были взяты из разных источников и приведены к единому стилю. Авторство некоторых материалов доподлинно неизвестно....

Элективный курс по алгебре.9 класс."В мире математики"

Даный курс предназначен для учащихся 9 класса, заинтересованных в изучении математики.Материал не дублирует основную базовую программу ,но идет в тесной связи с ней. Может быть интересен для учителей ...

Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана  на 1 год об...

Программа внеурочной деятельности "В мире математики" (7 класс)

Неотъемлемой  частью процесса обучения в современной школе становится организация занятий по направленниям внеурочной деятельности. Данная программа предназначена для дополнительных занятий с уча...

В мире математики (9-е классы)

Внеклассное мероприятие по математике для трёх 9-х классов (презентация и сценарий). Ребятам предстоит совершить  путешествие в мир математики - разнообразный, интересный и  занимательн...

Внеаудиторное мероприятие по математике «В мире математики»

Устный журнал «В мире математики». Математика – это могучий инструмент познания окружающего мира, но чтобы овладеть математикой требуется повседневная,  кропотливая работа, ведь общепризнано, что...