Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам: из опыта работы (выступление на РМО)
статья

Лавриненко Анна Петровна

В настоящее время олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября обучающиеся   принимают участие в школьном, муниципальном и региональных этапах предметных олимпиад. В отличие от проводимых нами контрольных, зачётных, самостоятельных работ олимпиады охватывают более широкий круг знаний, требуют от учащихся работы на высоком интеллектуальном уровне, предполагают применения знаний в нестандартной ситуации, владения в совершенстве навыками анализа, синтеза, логически выстроенной системой знаний по предмету. В статье даны некоторые приёмы подготовки детей к предметным олимпиадам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_obuchayushchihsya_k_predmetnym_olimpiadam.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам: из опыта работы

Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Убеждена, что работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе и вести её систематически.

Задача учителя - заметить и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес,  способствовать  достижению высоких результатов в учебе. Уже в 5 классе, наблюдая за учениками на уроках, внеклассных мероприятиях, смотрах знаний, анализируя творческие, проверочные, самостоятельные работы, выявляю потенциальных участников олимпиады. С ними и веду индивидуальную систематическую работу. К 7-му классу имею резерв  обучающихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады.

Методические приёмы подготовки учащихся к олимпиадам в моей практике различные:

1. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

2. Эффективной формой подготовки учащихся является разбор олимпиадных заданий прошлых лет. С их помощью можно выявить «слабые места». Важно понимать, что больше внимания следует уделять сложным заданиям, а не легким вопросам.

3. Анализ собственных результатов прошедших олимпиад  как школьного, так и муниципального  уровней.

При анализе собственных результатов прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности как учителем, так  и учеником. Такой вид деятельности способствует повышению прочности знаний, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

4. Анализ олимпиадных работ победителей и призёров. Этот приём использую больше при подготовке к олимпиаде по литературе. Знакомясь с подобными работами, ученики отмечают для себя удачные находки, интересную  подачу материала, видят допущенные ошибки.

5. Подробный анализ методических рекомендаций к проведению Всероссийской олимпиады различного уровня и критериев оценивания. На протяжении четырёх последних лет они остаются неизменными. Считаю, что этот вид деятельности помогает ученику понимать, что от него требуется, на что нужно обратить внимание.

6. Во внеклассной и внеурочной деятельности происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Здесь следует отметить всевозможные конкурсы различного уровня, в том числе творческого характера. Как правило, в них принимают участие те же дети, что и в олимпиадах. Хочу показать на примере одной ученицы;

Год участия

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений

2016

1 место (литература)

2017

1 место (литература)

1 место

2018

2 место

2019

3 место (литература)

1 место

2020

3 место (русский язык, региональный этап)

В настоящее время девушка – студентка Тюменского государственного университета, направление - Медиакоммуникации: кино и медиа.

7. Необходимо воспитывать в детях чувство здоровой амбициозности, стремление к победе. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не нужно расстраиваться, а делать соответствующие выводы.

Ресурсов, которые помогают готовить обучающихся к олимпиадам, очень много. Самыми интересными и продуктивными, на мой взгляд, являются  РусОлимп (http://rusolimp.kopeisk.ru/); сайт Перовой Инессы Николаевны (https://perova3.jimdofree.com/ ), где представлены материалы по истории языка, презентации, касающиеся анализа древнерусских и старославянских текстов; сайт Всероссийская олимпиада по русскому языку (https://olimpiada.ru/activity/80 ), где можно найти  материалы прошлых лет из различных регионов для подготовки к муниципальному этапу.

Все материалы, которые нахожу и которые кажутся мне интересными, систематизирую по разделам. Например:

1) Фонетика, орфоэпия, графика и орфография (выявление специфики

соотношения буква / звук, особенностей произношения и др.; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности).

Пример задания:

  В  стихотворении «Обвал»   А.С. Пушкин  использовал  звуки, которые способствовали  передаче  зримого поэтического  образа. О каких звуках идет речь? Какую информацию они передают читателю? Как называется такой прием?

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор…

Модель ответа:

Это звуки [Ш] и [Р]. Они передают  шум  и грохот  волн, крик орлов. Такой прием называется аллитерацией.

2) Словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования).

Пример задания:

Определите способ образования однокоренных слов. Укажите производящие слова.

Начерно, очернить, черноволосый, черносливовый, очернение.

Модель ответа:

Предложенные слова образованы следующими способами:

начерно – приставочно-суффиксальный (от черный)

очернить – приставочный (от чернить)

черноволосый – сложение (от черные волосы)

черносливовый – суффиксальный (от чернослив)

очернение – суффиксальный (от очернить)

3) Грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения

давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении).

Пример задания:

От невозвратных глаголов образовать возвратные, и наоборот. Указать случаи, где это сделать невозможно. Объяснить почему?

Бороться, виднеться, дышать, обмениваться, перезнакомиться, победить, показать, пререкаться, разбежаться, развивать, развеселить, условиться.

Модель ответа:

Бороться – бороть (напр., бороть в себе страх)

Виднеться (без –ся не употребляется)

Дышать – дышаться

Обмениваться – обменивать

Перезнакомиться – перезнакомить

Победить (у глагола совершенного вида соотносительный возвратный глагол отсутствует, но: побеждать – побеждаться)

Показать (показаться – другое значение)

Пререкаться (без –ся не употребляется)

Разбежаться (без –ся не употребляется)

Развивать – развиваться

Развеселить – развеселиться

Условиться (без –ся не употребляется)

4) Лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной

тематической группы; знание семантики фразеологизмов);

Пример задания:

Распределите фразеологизмы по семантическим группам, каждую озаглавьте. Какой фразеологизм не вошёл ни в одну из групп? Каково его значение?

Высунув язык, со всех ног, лодыря корчить, втирать очки, заправлять арапа, сломя голову, ни богу свечка ни чёрту кочерга, собак гонять, водить за нос, бить баклуши, во все лопатки.

Модель ответа:

1. Быстро: высунув язык, со всех ног, сломя голову,  во все лопатки.

2. Лениться: лодыря корчить, заправлять арапа, собак гонять, бить баклуши.

3. Обманывать: втирать очки, водить за нос.

4. Не вошёл ни в одну из групп фразеологизм ни богу свечка ни чёрту кочерга, обозначающий никчемного человека.

5) История языка, диалектология (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм и др.).

Пример задания:

Переведите древнерусский текст и дайте лексико-словообразовательный комментарий* к выделенным словам.

Рекъ Боянъ и Ходына Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы», Руской земли безъ Игоря!

*Лексико-словообразовательный комментарий включает: 1. Исконное значение слова, отраженное в тексте. 2. Словообразовательный анализ слова с исторической точки зрения (может совпадать или не совпадать с современным морфемным членением слова). 3. Доказательство путем подбора родственных слов со сходным морфемным составом или сходным значением (не менее трех слов).

В северных говорах одно из значений слова плечо отражено в следующем диалектном контексте: «Садим невод по локтю, по плечу». Каково значение слова плечо в указанном предложении?

Модель ответа:

Сказали Боян и Ходына Святославовы, песнотворцы старого времени Ярославова: «Тяжко ведь голове без плеч, горе и телу без головы». Так и Русской земле без Игоря.

Комментарий.

Руской – рус-к-ой. Исконное значение слова, отраженное в тексте: ʻотносящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуреʼ.

Однокоренные слова: Русь, русый, Россия, русист, русистика,

плечю – плеч-ю. Исконное значение слова, отраженное в тексте: ʻчасть туловища от шеи до рукиʼ.

Однокоренные слова: плечистый, сплеча, заплечный, предплечевой.

В диалектном контексте: «Садим невод по локтю, по плечу» слово плечо имеет значение: ‘мера длины, равная длине руки, от сжатой в кулак кисти до плеча’.

Подготовка к олимпиаде по литературе включает в себя чтение художественных произведений и критической литературы. Учащиеся должны знать не только их сюжет и основные темы, но и уметь анализировать произведения. Участник олимпиады по литературе должен знать основные понятия теории литературы, которые изучаются постепенно, от класса к классу. Для выполнения заданий олимпиады по литературе участникам необходимы следующие умения и навыки:

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; знать особенности стихосложения;
  • определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

Данные  умения и навыки отрабатываем на уроках литературы, занятиях внеурочной деятельности и при подготовке к олимпиаде по предмету литература.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся творческие способности, стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и   саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

Авторская методика подготовки школьников к предметным олимпиадам (из опыта работы)

Материалы были подготовлены для работы круглого стола в рамках мероприятий региональныхэтапов Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву. Нижегородский Государственный Унив...

Работа "Алгоритм работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре"

В материале описывается алгоритм работы по подготовке одареных детей к участию в предметной олимпиаде по физической культуре....

2.1.Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад Министерства образования РФ, РТ

2.Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся1.Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад Министерства образования РФ, РТУро...

«ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

laquo;Опыт работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической  культуре»...