Подготовка к олимпиаде (Из опыта работы-сообщение на районном МО)
олимпиадные задания по русскому языку по теме

олимпиада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_uchenikov_k_olimpiade.uro_.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧЕНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Представленные методические рекомендации с учётом характеристики заданий регионального этапа  будут полезными при проведении школьного и муниципального этапов  Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Данные рекомендации разработаны на основании «Положения о Всероссийской олимпиаде школьников».

Общая характеристика заданий регионального этапа

Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку

Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей,

способных к углубленному изучению и научному исследованию языка,

выбор сильнейших из них.

В методических рекомендациях четко указано, какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями: 

Участники Олимпиады должны продемонстрировать:

владение орфоэпическими нормами русского литературного языка

(ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые

согласные и т. д.);

знание истории русского алфавита и основных этапов становления

русской орфографии;

знание семантической системы современного русского литературного

языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание

закономерностей исторического развития лексического значения слова;

знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование

фразеологизмов в художественном тексте;

знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности

языковой системой;

навыки синхронного и диахронического морфемного и

словообразовательного анализа;

знание морфологической системы русского языка и навыки

морфологического анализа слова;

знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать

синтаксические явления повышенной сложности;

элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;

коммуникативные умения и навыки;

творческие способности.

Работу по подготовке к олимпиадам можно вести в двух направлениях: в урочной и внеурочной деятельности.

На этапе попутного повторения на уроках регулярно предусматривать задания по орфоэпическому, морфологическому анализу слова, предлагая для анализа  слова со сложным орфоэпическим строением, при этом распределяя задания дифференцированно.

При подготовке к олимпиаде необходимо обратить внимание на морфемный разбор слов. Здесь надо отработать как можно больше вариантов этимологического(исторического) и современного разбора слов.

Как известно, олимпиадные задания включают обширный материал по фразеологии. Поэтому много времени отводится на тренировку по данному разделу. Здесь изучается история рождения фразеологизмов и их лексическое значение.

Основательно повторяем к олимпиаде раздел «Синтаксис» и тренируемся в синтаксическом разборе и составлении схем довольно сложных по конструкции предложений.

Достаточно отводим времени на раздел «Морфология» и морфологический разбор частей речи.

Обязательно знакомимся с разными видами словарей и известными лингвистами.

Проблемным остаётся материал за рамками программы: перевод древнерусского текста, определение семантики слова с учётом исторических процессов в языке, изучение исторического языкознания. Считаю, что данный материал рассчитан на учащихся с повышенным уровнем знаний, требует нестандартного  мышления, что выражается  в способности находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Это требует  серьёзной проработки в течение всего учебного года или хотя бы одного полугодия, Думаю, будет целесообразным изучение исторического языкознания на занятиях факультативного курса для отдельных заинтересованных учащихся, способных осмыслить древнерусский текст с учётом его специфики и умеющих переводить подобные тексты. В данном случае продуктивным будет  обращение к письменным  памятникам, которые отражают в написании, с одной стороны, уже отжившие элементы фонетической и грамматической системы, звуки и формы, исчезнувшие в языке, но продолжающие сохраняться в письменности по традиции, с другой - звуки и формы живой речи.

В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов.

1. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач ;

2. Консультация преподавателя.

3. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи

   За две недели до олимпиад происходит «погружение в предмет», который предполагает усиленное усвоение материала по предмету. В нашей школе есть практика координации с другими предметниками во избежание перегрузки учащихся, в результате  ребята освобождаются от объемных письменных заданий с целью интенсивной подготовки. Концепция изменений заключается в том, что создается коллектив «олимпийцев», в котором дети занимаются все вместе, несмотря на их разный возраст; подготовка ведется комплексно, сразу по двум предметам: по русскому языку и литературе

 Можно четко отследить, что более половины условий повторяется из года в год. Считаю особенно важным этап обсуждения олимпиадных заданий с учеником, потому  что, как показывает опыт, дети очень хотят знать, почему они набрали так

мало баллов, где допущены ошибки, ведь они так старались. Анализ олимпиады самим учителем позволяет нам скоординировать работу на будущее, обратить внимание на слабые места.

                                             Бадмаева Е.А, учитель русского языка и литературы  

                                                                                   МБОУ «Хилганайская сош»

rusolimp.kopeisk.ru Сайт для подготовки к олимпиаде, состоит из 10 разделов

 Всякий человек... должен упражняться в том, 
в чем хочет достигнуть совершенства. 
Сократ  
rus_pism.jpg

Здравствуйте! Вы зашли на сайт подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.  Язык - одно из самых сложных явлений жизни человеческого общества. Возможно, материалы нашего сайта помогут вам проникнуть в его тайны, постичь законы его развития, усвоить нормы, осознать его богатство, красоту и неповторимость и ... подготовиться к лингвистическим олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям. Нет сухих, скучных правил, есть только жизнь языка, его законы, отражающие эту жизнь.

1.    Сайт состоит из 10 разделов: "История Русского Языка", "Фонетика",  "Орфоэпия",  "Орфография", "Лексика", "Морфемика",  "Словообразование", "Морфология", "Синтаксис", "Пунктуация". Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам языкознания.

2.    Каждый из разделов включает в себя  4 вкладки: теоретические сведения по разделу лингвистики, словарь лингвистических терминов, «проверь себя» (вопросы с ответами для самопроверки), контрольное тестирование.

3.    После ознакомления с теоретическим материалом, выполнения тренировочных и контрольных заданий учащимся предлагается выполнить дистанционную олимпиаду в соответствии со ступенью обучения. Олимпиаду могут пройти организованные учителем-предметником группы учащихся. После выполнения заданий олимпиады учитель получает ключи с ответами от организаторов сайта, самостоятельно проверяет работы учащихся и отчет по результатам олимпиады отправляет организаторам. На сайте постоянно заполняются рейтинговые таблицы. Форма организации сайта позволяет сделать олимпиаду максимально творческой: мы предлагаем задания, требующие развернутого ответа, умения анализировать текст.

http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олипиады школьников

по русскому языку.

http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, учащий

читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных

задач.

ознакомление с работой страниц Интернета gramota.ru,  gramma.ru,

slovari.ru, 1september.ru, rosolymp.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

Авторская методика подготовки школьников к предметным олимпиадам (из опыта работы)

Материалы были подготовлены для работы круглого стола в рамках мероприятий региональныхэтапов Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву. Нижегородский Государственный Унив...

из опыта подготовки к олимпиадам

может быть плезно учителю биологии...

Из опыта работы: "Подготовка к олимпиадам через уроки занимательной математики"

Перед учителями, занимающимися с сильными школьниками, встаёт вопрос как подготовить школьников к олимпиадам или к «серьёзной» математике. Некоторые думают, что надо прорешивать задачи пос...

Из опыта работы по подготовке к олимпиадам по географии

Приводятся вопросы общей направленности работы по данной теме, а так же конкретный олимпиадные задания по географии....

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы". Презентация. Кардава В. А.

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы учителя Кардава В. А." Презентация...