Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (из опыта работы учителя).
статья

Степанова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Степанова Н.А., учитель истории и обществознания

ГБОУ школа №618 Приморского района

Санкт-Петербурга

Формирование у обучающихся деятельностных  способностей  и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (из опыта работы учителя).

              Одной из важных современных образовательных задач является не просто вооружение  выпускника фиксированным набором знаний, а формирование  у него умения и желание учиться всю жизнь.  Поэтому стандарты нового поколения ставят перед учителем задачи включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, формирование способностей к структурированию и систематизации учебного материала.  

Сама  специфика содержания предмета «история» с  нагромождение фактов, понятий, явлений, персоналий и т.п. разбросанных по разным параграфам такова, что,  безусловно, призывает педагога активно использовать в своей практике приемы и технологии  направленные  на формирование  у учащихся способностей  к структурированию и систематизации учебного материала.

Системное мышление развивается  с помощью различных видов деятельности. «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»[1]. При таком подходе  новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель направляет эту деятельность и подводит итог, задавая  алгоритмы действий, а полученные знания  приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.  

Современный подход к преподаванию истории предлагает учителю не мало приемов и методов, а соответственно и видов деятельности для учащихся, способствующих формированию деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала. Заполнение и составление сравнительно-обобщающих таблиц и схем, создание опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, работа с исторической картой и иллюстрациями, подготовка и оформление сообщений  и презентаций, анализ исторических источников (документов).

Остановимся отдельно на некоторых из них.  

Очень эффективными  приемами при изучении курса истории  являются  составление таблиц и схем.  С помощью таблиц  можно решить такие дидактические задачи, как усвоение учащимися обязательного минимум исторических дат, рассмотрение периода истории  с разных позиций, формирование  обобщенного представления о теме и установление причинно-следственные связей. Например, при изучении в 6 классе в курсе истории средних веков темы «Крестовые походы»  можно предложить учащимся заполнение сравнительно-обобщающей таблицы по материалу параграфа:

Линии сравнения

Первый

Крестовый поход

Третий

Крестовый поход

Четвертый

Крестовый поход

Годы

Предводители и организаторы

Участники

Цели

Результаты

Выбор той или иной формы таблицы на каждом уроке зависит от педагогических, дидактических и предметных целей и задач, которые ставит перед собой учитель.  Хронологическую, аналитическую,  таблицу и таблицу  по формированию базовых знаний можно заполнять, например,   в ходе изучения новой темы.  Что бы научить грамотному и эффективному отбору материала можно предложить учащимся таблицу с вопросами, которые они заменят ответами, таким образом, заполнив графы таблицы.  Например, такую таблицу можно составить при изучении в 7 классе в рамках курса истории нового времени темы «Европейское общество в раннее Новое время»:

Буржуазия

Дворянство

Крестьянство

Наемные рабочие

Нищие и бродяги

старое

Новое

1. Определение

2. Кто составлял верхушку буржуазии?

Кто

относился

по-прежнему к числу старых дворян?

1.Определение к понятию Новые дворяне.

2. Как называли Новых дворян в Англии?

3. Что такое «огораживание»?

1. Какой процент составляли крестьяне от общей массы населения Европы в этот период?

2. Как изменилось положение крестьян по сравнению со средневековьем?

3. Кто такие фермеры?

1. Кто становился наемными рабочими?

2. Почему положение наемных рабочих этого времени можно назвать тяжелым?

1. По каким причинам человек мог стать  нищим?

2. Каково было отношение к нищим и бродягам со стороны властей?

При изучении темы «Сословия в XVII веке» в  рамках курса истории России в 7 классе, учитель может предложить учащимся самостоятельно сравнить права, обязанности и условия жизни представителей разных сословий в XVII в. и сделать выводы о жизни российского общества в данный период времени. Работая с текстом учебника и историческими документами каждый ученик проходит свой индивидуальный путь познания и как результат этой познавательной деятельности заполняет в тетради  таблицу, графы которой также можно предложить учащимся создать самостоятельно.        

Не менее эффективным приемом структурирования и систематизации исторического материала является составление схем, оно  позволяет соединить части в целое и рассмотреть  исторический процесс или явление в динамике.  Так, например, при изучении  в 6 классе в курсе истории средних веков темы «Возникновение и распад империи Карла Великого»  можно предложить учащимся, проанализировав карту и текст параграфа изобразить распад Франкской империи в виде схемы. При этом в схему  можно записать не только, на какие части распалась империя, в соответствии с их географическим расположением на карте, но и записать, какие страны будут образованы из этих земель, а так же внести дату и город, где был подписан договор о разделе империи.

           Схемы  также часто использую, чтобы составить систему органов власти и управления государством, общий портрет эпохи или признаки исторических явлений.  

Работа со схемами выдающихся битв и сражений, выполнение заданий на контурной карте, изучение и исследование исторических карт,  позволяет получить учащимся не только  систематизированную историческую информацию о том или ином историческом событии, процессе, явлении, но и дает возможность научиться ориентироваться в историко-географическом пространстве. Без таких умений историческое знание не может быть достаточно полным и содержательным.

Практический опыт преподавания позволяет прийти к выводам о том, что формирование деятельностных  способностей  и способностей к структурированию и систематизации учебного материала позволяет более  эффективно использовать учебное время, как на уроке, так и при самостоятельной подготовке учащихся, создавать устойчивую систему знаний и  открывает путь для дальнейшего саморазвития учащихся.


[1]  Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

«Интересные результативные предметные методики: из опыта работы учителя иностранного языка».

Данная статья посвящена  теме Школа цифрового века и личному опыту  В 2001 году появился новый термин, введенный Марком Пренски-"уроженцы и иммигранты цифрового мира" , который сравнива...

Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку

Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку...

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...