Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (из опыта работы учителя).
статья
....
Скачать:
Предварительный просмотр:
Степанова Н.А., учитель истории и обществознания
ГБОУ школа №618 Приморского района
Санкт-Петербурга
Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (из опыта работы учителя).
Одной из важных современных образовательных задач является не просто вооружение выпускника фиксированным набором знаний, а формирование у него умения и желание учиться всю жизнь. Поэтому стандарты нового поколения ставят перед учителем задачи включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, формирование способностей к структурированию и систематизации учебного материала.
Сама специфика содержания предмета «история» с нагромождение фактов, понятий, явлений, персоналий и т.п. разбросанных по разным параграфам такова, что, безусловно, призывает педагога активно использовать в своей практике приемы и технологии направленные на формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации учебного материала.
Системное мышление развивается с помощью различных видов деятельности. «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»[1]. При таком подходе новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель направляет эту деятельность и подводит итог, задавая алгоритмы действий, а полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Современный подход к преподаванию истории предлагает учителю не мало приемов и методов, а соответственно и видов деятельности для учащихся, способствующих формированию деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала. Заполнение и составление сравнительно-обобщающих таблиц и схем, создание опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, работа с исторической картой и иллюстрациями, подготовка и оформление сообщений и презентаций, анализ исторических источников (документов).
Остановимся отдельно на некоторых из них.
Очень эффективными приемами при изучении курса истории являются составление таблиц и схем. С помощью таблиц можно решить такие дидактические задачи, как усвоение учащимися обязательного минимум исторических дат, рассмотрение периода истории с разных позиций, формирование обобщенного представления о теме и установление причинно-следственные связей. Например, при изучении в 6 классе в курсе истории средних веков темы «Крестовые походы» можно предложить учащимся заполнение сравнительно-обобщающей таблицы по материалу параграфа:
Линии сравнения | Первый Крестовый поход | Третий Крестовый поход | Четвертый Крестовый поход |
Годы | |||
Предводители и организаторы | |||
Участники | |||
Цели | |||
Результаты |
Выбор той или иной формы таблицы на каждом уроке зависит от педагогических, дидактических и предметных целей и задач, которые ставит перед собой учитель. Хронологическую, аналитическую, таблицу и таблицу по формированию базовых знаний можно заполнять, например, в ходе изучения новой темы. Что бы научить грамотному и эффективному отбору материала можно предложить учащимся таблицу с вопросами, которые они заменят ответами, таким образом, заполнив графы таблицы. Например, такую таблицу можно составить при изучении в 7 классе в рамках курса истории нового времени темы «Европейское общество в раннее Новое время»:
Буржуазия | Дворянство | Крестьянство | Наемные рабочие | Нищие и бродяги | |
старое | Новое | ||||
1. Определение 2. Кто составлял верхушку буржуазии? | Кто относился по-прежнему к числу старых дворян? | 1.Определение к понятию Новые дворяне. 2. Как называли Новых дворян в Англии? 3. Что такое «огораживание»? | 1. Какой процент составляли крестьяне от общей массы населения Европы в этот период? 2. Как изменилось положение крестьян по сравнению со средневековьем? 3. Кто такие фермеры? | 1. Кто становился наемными рабочими? 2. Почему положение наемных рабочих этого времени можно назвать тяжелым? | 1. По каким причинам человек мог стать нищим? 2. Каково было отношение к нищим и бродягам со стороны властей? |
При изучении темы «Сословия в XVII веке» в рамках курса истории России в 7 классе, учитель может предложить учащимся самостоятельно сравнить права, обязанности и условия жизни представителей разных сословий в XVII в. и сделать выводы о жизни российского общества в данный период времени. Работая с текстом учебника и историческими документами каждый ученик проходит свой индивидуальный путь познания и как результат этой познавательной деятельности заполняет в тетради таблицу, графы которой также можно предложить учащимся создать самостоятельно.
Не менее эффективным приемом структурирования и систематизации исторического материала является составление схем, оно позволяет соединить части в целое и рассмотреть исторический процесс или явление в динамике. Так, например, при изучении в 6 классе в курсе истории средних веков темы «Возникновение и распад империи Карла Великого» можно предложить учащимся, проанализировав карту и текст параграфа изобразить распад Франкской империи в виде схемы. При этом в схему можно записать не только, на какие части распалась империя, в соответствии с их географическим расположением на карте, но и записать, какие страны будут образованы из этих земель, а так же внести дату и город, где был подписан договор о разделе империи.
Схемы также часто использую, чтобы составить систему органов власти и управления государством, общий портрет эпохи или признаки исторических явлений.
Работа со схемами выдающихся битв и сражений, выполнение заданий на контурной карте, изучение и исследование исторических карт, позволяет получить учащимся не только систематизированную историческую информацию о том или ином историческом событии, процессе, явлении, но и дает возможность научиться ориентироваться в историко-географическом пространстве. Без таких умений историческое знание не может быть достаточно полным и содержательным.
Практический опыт преподавания позволяет прийти к выводам о том, что формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации учебного материала позволяет более эффективно использовать учебное время, как на уроке, так и при самостоятельной подготовке учащихся, создавать устойчивую систему знаний и открывает путь для дальнейшего саморазвития учащихся.
[1] Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
«Интересные результативные предметные методики: из опыта работы учителя иностранного языка».
Данная статья посвящена теме Школа цифрового века и личному опыту В 2001 году появился новый термин, введенный Марком Пренски-"уроженцы и иммигранты цифрового мира" , который сравнива...
Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку
Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку...
Повышение качества обучения как фактор формирования профессиональной компетентности учителя: работа с обучающимися с низкой мотивацией. (Из опыта работы учителя).
Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете комплекса...
Формы работы по формированию экологической работы обучающихся из опыта работы учителя
Выступление на педагогическом совете 05.12.2016 г....
Из опыта работы учителя химии. Формирование предметных и метапредметных компетенций, учащихся в условиях школьного химического образования.
Из опыта работы учителя химии......
"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).
Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...