Внеурочная деятельность
рабочая программа
Данные рабочие программы предназначены для организации внеурочной деятельсти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Разговоры о важном" 5 класс | 248.7 КБ |
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 6 класс | 124.28 КБ |
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 11 класс | 124.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
5 «А» класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Саликова Любовь Евгеньевна,
классный руководитель 5 А класса
г. Нижневартовск
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы ООО
Цели и задачи программы курса
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Общая характеристика программы курса
«Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне.
На следующих ступенях возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно. Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах обучающихся, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование визуализированного контента, интерактивных заданий с применением игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса создают благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения обучающимися нравственных норм.
Описание места рабочей программы в структуре основной образовательной программы ОО
Учебный курс предназначен для обучающихся 5-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в 5 классе.
Формы представления результатов и система оценивания результатов обучения учащихся
При организации курса «Социокультурные истоки» используются следующие формы: экскурсии, лекции, круглые столы, конференции, диспуты, беседы, интерактивные игры,
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
День знаний
Наша страна – Россия
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День пожилого человека
День учителя
День отца
День музыки
Традиционные семейные ценности
День народного единства
Мы разные, мы вместе
Международный день школьных библиотек
День матери
Символы России
Волонтеры
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокады Ленинграда
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День российской науки
Россия и мир
День защитника Отечества
Международный женский день
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы – первые!
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День Труда
День Победы. Бессмертный полк
День детских общественных организаций
Россия – страна возможностей
Тематическое планирование (5 класс)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов, | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь | |||||
1 | День знаний. Зачем учиться? | Интеллектуальный марафон | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 05.09.2022 |
2 | Наша страна - Россия | Интерактивные игры | 1 | 12.09.2022 | |
3 | «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский) | Интерактивные игры | 1 | 19.09.2022 | |
4 | С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках | Социальная реклама | 1 | 26.09.2022 | |
Октябрь | |||||
5 | Ежедневный подвиг учителя | Мини-сочинение | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 03.10.2022 |
6 | Отец-родоначальник | Фотоистории | 1 | 10.10.2022 | |
7 | Моя музыка | Музыкальный конкурс талантов | 1 | 17.10.2022 | |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | Групповая дискуссия | 1 | 24.10.2022 | |
Ноябрь | |||||
9 | Мы – одна страна! | Работа с интерактивной картой | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 07.11.2022 |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Работа с интерактивной картой | 1 | 14.11.2022 | |
11 | О, руки наших матерей | Конкурс стихов, конкурс чтецов | 1 | 21.11.2022 | |
12 | Символы страны | Экспертное интервью | 1 | 28.11.2022 | |
Декабрь | |||||
13 | Жить – значит действовать | Проблемная дискуссия | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 05.12.2022 |
14 | Герои мирной жизни | Встреча с героями нашего времени | 1 | 12.12.2022 | |
15 | «Величественны и просты слова единого Закона всей Отчизны, дарующего главные права: работать, радоваться жизни» | Эвристическая беседа | 1 | 19.12.2022 | |
16 | Зачем мечтать? | Групповое обсуждение | 1 | 26.12.2022 | |
Январь | |||||
17 | «Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» | Музыкальная гостиная | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 09.12.2023 |
18 | «…осталась одна Таня» | Работа с дневником героя | 16.01.2023 | ||
19 | К.С. Станиславский и погружение в волшебный мир театра | Чтение по ролям | 1 | 23.01.2023 | |
20 | «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать…» | Интеллектуальный марафон | 1 | 30.01.2023 | |
Февраль | |||||
21 | Россия в мире | Работа с интерактивной картой | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 13.02.2023 |
22 | На страже Родины | Литературная гостиная: рассказы о войне | 1 | 20.02.2023 | |
23 | «Я знаю, что все женщины прекрасны…» | Конкурс стихов о женщинах | 1 | 27.02.2023 | |
Март | |||||
24 | Гимн России | Работа с газетными и интернет-публикациями | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 06.03.2023 |
25 | Путешествие по Крыму | Виртуальная экскурсия | 1 | 13.03.2023 | |
26 | Искусство и псевдоискусство | Творческая лаборатория | 1 | 20.03.2023 | |
Апрель | |||||
27 | Новость слышала планета: «Русский парень полетел» | Работа с биографией | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 03.04.2023 |
28 | Надо ли вспоминать прошлое? | Проблемная дискуссия | 1 | 10.04.2023 | |
29 | «Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений | Фестиваль идей | 1 | 17.04.2023 | |
30 | Праздник Первомай | Встреча с людьми разных профессий | 1 | 24.04.2023 | |
Май | |||||
31 | «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...» | Литературная гостиная | 1 | https://school-collection.edu.ru/collection/ | 15.05.2023 |
32 | День детских общественных организаций | Работа с видеоматериалами | 1 | 22.05.2023 | |
33 | Перед нами все двери открыты | Творческий флешмоб | 1 | 29.05.2023 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Социокультурные истоки»
духовно-нравственное направление
6 «Б» класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Саликова Любовь Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
г. Нижневартовск
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6 класса разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от17.12.2010г. №1897».
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
6. Основная образовательная программа основного общего образования СШ №25
Цели и задачи программы курса
«Социокультурные истоки» — внеурочный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Главной целью курса «Социокультурные истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры.
Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
Задачи курса: приобщение обучающихся к главным категориям жизни Отечества. Универсалии отечественной культуры:
1) универсалии духовного мира;
2) универсалии нравственности;
3) универсалии деятельности;
4) универсалии социума;
5) универсалии природно – культурного пространства.
Необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия.
Общая характеристика программы курса
Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему, призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.
Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.
Методы, технологии, формы и средства организации внеурочной деятельности
При организации курса по внеурочной деятельности возможно использование словесных методов (рассказ, беседа, лекция, объяснение), наглядных методов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация) и практических методов (дидактические и деловые игры, упражнения). Также курса «Социокультурные истоки» предполагает использование таких форм как экскурсия, лекция, круглый стол, конференция, диспут, беседа.
Описание места рабочей программы в структуре основной образовательной программы ОО
Курс «Социокультурные истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс. На изучение курса в 6 классе отводится 1 час при 35 недельной работе. За год на изучение предмета отводится 35 часов.
Формы представления результатов и система оценивания результатов обучения учащихся
При организации курса «Социокультурные истоки» используются следующие формы: экскурсии, лекции, круглые столы, конференции, диспуты, беседы. В конце учебного года выделено 3 часа для активного экзамена для оценивания результатов обучения учащихся.
Планируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание тем курса внеурочной деятельности.
Слово и образ Отечества (10часов)
Отечество (2 часа)
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Признаки единства – вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иепархия земель и городов, святые и памятные места. Образы земледельца и ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.
Святая Русь как обобщённый идеал земного устроения.
Святая Русь – хранительница Православной веры.
Цвета Родины - белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли (6 часов)
Стольный град Москва. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва - «третий Рим». Москва – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Лен и прялка. Кружево. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России.
Сибирь «златокипящая государева вотчина». Путь «встречь Солнцу». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Волга – матушка. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин).
Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы (2 часа)
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встречь Солнцу». Огнедышащая Камчатка. Русская Америка.
Легенды о запредельном - о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья в памяти народной.
Слово и образ малой Родины (12 часов)
Город (6 часов)
Семья русских городов.
Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.
Назначение города - торгово – ремесленный, оборонный, промышленный, информационный и коммуникационный центр, творец и хранитель отечественной культуры., хранитель веры.
Городская среда.
Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.
Посад: концы и слободы, малые миры большого города.
Собор: собор людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иордань».
Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.
Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др.
Православная топонимия русского народа.
Улица: правила застройки, названия улиц, мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.
Памятные места: набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.
Города легендарные – град Китеж.
Деревня (3 часа)
Образы деревни, села, починка, погоста, Торжка, слободы, хутора. Поселения приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные.
Деревенские угодья. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам.
Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образы сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста.
Мир – триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств».
Памятные и приметные места (3 часа)
Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы – памятники.
Дерево. Древо жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре, искусстве. Священные рощи.
Камень. Камни – следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.
Родник. Легенды о родниках. Святой источник.
Остров. Остров как знак иного мира. Острова мёртвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.
Озеро. Великие озёра. Святое озеро.
Излучина. Лука. Лукоморье.
Слово и образ времени (10 часов)
Жизненный круг времени (4 часа)
Век вечность. Век - жизнь. Жизненный круг.
Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крестные родители. Любовь и нежность близких. Колыбельные песни. Познание родного очага.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Покаяние и чаша.
Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.
Семилетия зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Забота о ближнем.
Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев и семейного очага. Сила духа в немощи совершается. Наказы стариков.
Годичный круг времени (4 часа)
Год и лето. Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ – Образ Христа – Спасителя. Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения; центральный образ – Образ Богородицы – Заступницы. Год мартовский от весны до весны, центральный образ – образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.
Зима: «умирание» природы. Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, Рождественская ёлка; Новый год, святки – детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие – время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.
Весна: пробуждение природы и Масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.
Лето: полнота возрождённой природы; молодая берёзка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.
Осень: угасание природы. Рождество Богородицы и Воздвижение Креста - знаки надежды на новое возрождение; Покров как символ защиты и покровительства.
Всему своё время. У Бога живы все – дни поминовения предков. Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скоромная, ритуальная.
Малые круги: седмица и день (2 часа)
Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
День и час. День красный, чёрный, белый, пёстрый. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
Активный экзамен (3 часа)
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
Список методических и учебных пособий.
- Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).
- Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
- Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II. / Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2013).
- «Истоки» -6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, 2009, с.265-316).
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Григорьев, Д.В. – М.: Просвещение, 2010.
- Программа «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы проведения | Дата проведения | Причина корректировки | |
по плану | по факту | |||||
1 | Отечество (вводный урок) | 1 | Лекция | |||
2 | Святая Русь | 1 | Беседа | |||
3 | Столица | 1 | Диалог | |||
4 | Стольный град Москва | 1 | Игра | |||
5 | Ядро земли Русской | 1 | Круглый стол | |||
6 | Северная Фиваида | 1 | Беседа | |||
7 | Поморье. Земля Новгородская. | 1 | Лекция | |||
8 | Поволжье. Сибирь | 1 | Конференция | |||
9 | Рубежи и пределы. | 1 | Лекция | |||
10 | Образ Отечества | 1 | Презентация | |||
11 | Город. Семейство городов русских. | 1 | Беседа | |||
12 | С чего начинается город. Кремль. Посад. | 1 | Диалог | |||
13 | Духовная жизнь города. Собор. Площадь. | 1 | Игра | |||
14 | Храмы города. | 1 | Круглый стол | |||
15 | Образ города | 1 | Беседа | |||
16 | Улицы, дворы. Поклонная гора. Жизнь и быт горожан. | 1 | Лекция | |||
17 | Деревня. | 1 | Конференция | |||
18 | Памятные и приметные места. Гора. | 1 | Беседа | |||
19 | Дерево. Камень. Родник. | 1 | Беседа | |||
2 | Остров. Озеро. | 1 | Диалог | |||
21 | Образ деревни. | 1 | Игра | |||
22 | Слово и образ Малой родины. | 1 | Круглый стол | |||
23 | Младенчество и детство. | 1 | Беседа | |||
24 | Отрочество и юность. | 1 | Лекция | |||
25 | Зрелость. Пожилые и старые. | 1 | Конференция | |||
26 | Жизненный круг | 1 | Беседа | |||
27 | Год и лето. Годичный круг. | 1 | Диалог | |||
28 | Зима, весна, лето, осень. | 1 | Игра | |||
29 | Самый светлый праздник | 1 | Круглый стол | |||
30 | Седмица и день | 1 | Беседа | |||
31 | Слово и образ времени | 1 | Беседа | |||
32 | Наше Отечество | 1 | Круглый стол | |||
33 | Слово и образ России | 1 | Конференция | |||
34 | Слово и образ России | 1 | Конференция | |||
35 | Слово и образ России | 1 | Конференция |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по курсу «Финансовая грамотность»
общеинтеллектуальное направление
11 «А» класс на 2022-2023 учебный год
Составитель: Саликова Любовь Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
г. Нижневартовск
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 11 класса разработана на основе нормативных документов:
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВАКО, 2018. – 400 с.(Учимся разумному финансовому поведению)
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 232 с. (Учимся разумному финансовому поведению)
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 48 с. (Учимся разумному финансовому поведению)
- Основная образовательная программа среднего общего образования СШ №25
Цели и задачи программы курса
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.
Цель программы: формирование у учащихся 10 класса необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи программы:
- повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния;
- приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений;
- усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.
Общая характеристика программы курса
Содержание курса существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Требования к личностным результатам освоения курса:
- понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
- владение умением решать практические финансовые задачи:
- владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
- определение стратегических целей в области управления личными финансами;
- постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей; • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами; • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
- владение коммуникативными компетенциями:
- нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников. Требования к предметным результатам освоения курса:
- владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового. Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры. Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.
Методы, технологии, формы и средства организации внеурочной
деятельности
При организации курса по внеурочной деятельности возможно использование словесных методов (рассказ, беседа, лекция, объяснение), наглядных методов
(наблюдение, иллюстрация, демонстрация) и практических методов (дидактические и деловые игры, упражнения). Также курс «Финансовая грамотность» предполагает использование таких форм как экскурсия, лекция, круглый стол, конференция, диспут, беседа.
Описание места рабочей программы в структуре основной образовательной программы ОО
Курс «Финансовая грамотность» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана 10- 11 класс. На изучение курса в 11 классе отводится 1 час при 35 недельной работе. За год на изучение предмета отводится 35 часов.
Формы представления результатов и система оценивания результатов обучения учащихся
При организации курса «Финансовая грамотность» используются следующие формы: экскурсии, лекции, круглые столы, конференции, диспуты, беседы. В конце учебного года выделено 2 часа для активного экзамена для оценивания результатов обучения учащихся.
Планируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
- понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов;
- воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее;
- собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства;
- самоопределение учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость.
Предметные
- Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях;
- Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
- Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
- Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
- Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии
- Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
- Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
- Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.
- Знать и выбирать инструменты фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
- Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
- Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.
- Знать ключевые этапы создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.
- Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
- Управлять собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
Содержание курса с указанием форм и видов деятельности
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач.
Форма организации учебной деятельности:
- фронтальная (работа в коллективе при объяснения нового материала или отработке определённой темы);
- индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможности);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определённой работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). интеллектуально-познавательные игры; Виды деятельности учащихся:
- решения занимательных задач;
- исследовательская;
- знакомство с научно-популярной литературой;
- решение проективных задач;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
Содержание тем курса внеурочной деятельности.
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита. Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок РОКЕХ.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок. Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке. Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов. Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых
для управления вновь созданным предприятием.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды. Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Список методических и учебных пособий.
- Брехова Ю, Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 1011 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 400 с.
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 80 с.
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 16 с.
- Брехова Ю, Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 48 с.
- Брехова Ю, Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 112 с.
- Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: Играя- учимся, играя – познаем, методическое пособие для педагогов, Волгоград 2016, 279 с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы проведения | Дата проведения | Причина корректировки | |
по плану | по факту | |||||
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду ( 6 часов) | ||||||
1 | Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании | 1 | Лекция |
|
|
|
2 | Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании | 1 | Диалог |
|
|
|
3 | Если нанесён ущерб третьим лицам | 1 | Беседа |
|
|
|
4 | Если нанесён ущерб третьим лицам | 1 | Лекция |
|
|
|
5 | Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика | 1 | Беседа |
|
|
|
6 | Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика | 1 | Диалог |
|
|
|
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (10 часов) | ||||||
7 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать | 1 | Презентация |
|
|
|
8 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать | 1 | Диалог |
|
|
|
9 | Пишем бизнес-план | 1 | Лекция |
|
|
|
10 | Пишем бизнес-план | 1 | Круглый стол |
|
|
|
11 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | Лекция |
|
|
|
12 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | Диалог |
|
|
|
13 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | Беседа |
|
|
|
14 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | Конференция |
|
|
|
15 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | Диалог |
|
|
|
16 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | Игра |
|
|
|
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой ( 10 часов) | ||||||
17 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | 1 | Лекция |
|
|
|
18 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | 1 | Круглый стол |
|
|
|
19 | Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников | 1 | Лекция |
|
|
|
20 | Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников | 1 | Беседа |
|
|
|
21 | Виды финансовых пирамид | 1 | Лекция |
|
|
|
22 | Виды финансовых пирамид | 1 | Конференция |
|
|
|
23 | Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 1 | Лекция |
|
|
|
24 | Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 1 | Круглый стол |
|
|
|
25 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | 1 | Делова игра |
|
|
|
26 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | 1 | Делова игра |
|
|
|
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (8 часов) | ||||||
27 | Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия | 1 | Лекция |
|
|
|
28 | Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия | 1 | Круглый стол |
|
|
|
29 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | 1 | Беседа |
|
|
|
30 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | 1 | Диалог |
|
|
|
31 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | 1 | Беседа |
|
|
|
32 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | Круглый стол |
|
|
|
33 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | Круглый стол |
|
|
|
34 | Итоговый контроль по курсу | 1 | Защита творческих проектов |
|
|
|
35 | Итоговый контроль по курсу | 1 | Защита творческих проектов |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...