Внеурочное мероприятие
методическая разработка (6 класс)
Внеурочное мероприятие в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_meropriyatie_v_6_klasse.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие в 6 классе
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Автор Гуссалова Я.Ч.
Виды внеурочной деятельности: практическая, познавательная
Тема «Роль национальных музыкальных инструментов в культуре осетин»
Цели:
-расширить и систематизировать знания учащихся о национальных музыкальных инструментах осетин;
-формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС
Задачи
Развивающие: развитие интереса к музыке, истории;
пробуждать интерес к музыкальному творчеству народа.
Познавательные: обобщить и систематизировать у детей знания о том, какую роль играла музыка в культуре народа.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к прошлому своего народа.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Метапредметные:
познавательные:
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
регулятивные:
принимать и сохранять задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: проектор, компьютер , фломастеры, ватманы, готовые материалы по теме.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
- Постановка темы и цели занятия.
Просмотр видеоролика. Дети сами определяют тему и ставят цель занятия.
- Новый материал. Работа с презентацией.
При всей схожести музыкальной культуры народов мира, каждый из них имеет свой несомненный традиционный набор музыкальных инструментов. Так и у осетин. Какими предстают в понимании современного осетина традиционные народные инструменты? Это, прежде всего, гармоника и барабан - доули. Большинство наших соотечественников именно так и представляют себе инструменты наших предков. Однако отметим, что ни гармонь, ни барабан не являются традиционными осетинскими инструментами, и вошли в нашу музыкальную культуру народа относительно недавно.
«Хъисынфандыр» и бубен-дайра, да еще дощечки были основными музыкальными инструментами до середины прошлого века. Я лично еще в 70-х годах в ряде сел Знаурского района встречал женщин, которые выбивали музыкальный ритм на бубне.
Впрочем, каждая эпоха определяла свой набор музыкальных инструментов. Одни выходили из употребления, а новые инструменты по прошествии времени становились частью музыкальной традиции народа. В эпических сказаниях о нартах мы встречаем большой набор музыкальных инструментов. При этом одни имеют статусный характер, другие ограничиваются узкой сферой профессионального применения.
Существует профессиональная градация народных музыкальных инструментов. Это так называемые струнно-щипковые: дыууадæстæнонфæндыр и дала-фандыр; струнно-смычковые: хъисынфæндыр и хъырнæгфæндыр; духовые: уадындз, хъазын уадындз, лалымуадындз, удавдз, фидиуаг; ударные: къарцганан, гуымсаг, дала (дайра) и представитель так называемой группы пневматических инструментов – иронхъандзал фæндыр. Последнее есть ничто иное, как обычная гармонь. В более позднее время в Осетии встречаются балалайка и скрипка, которые настраиваются на определенный лад.
В «Сказаниях о нартах» мы можем познакомиться с наиболее древними из этих инструментов, которые и составляют основу осетинской музыкальной традиции. Изучая сказания о нартах, мы видим, что песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древнеосетинского быта. Герои эпоса предаются им с такой страстью и увлечением, что забывают порой даже о военной опасности. В среде народа всегда гордились теми, кто под свой аккомпанемент мог исполнить шуточные песни, но более всего героические или сказания из эпоса. Поэтому музыкальные инструменты занимают важное место в музыкальной культуре осетин. Обычно певец и аккомпаниатор в одном лице восхвалял в своих песнях героев, воинов, борцов. Эти музыкально-поэтические композиции служили средством не только сохранения исторической памяти, но и устанавливали нравственные и воспитательные критерии. На похождениях и поведении героев этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любовь к личной свободе, осознанию своего человеческого достоинства, неприятие всякой несправедливости и угнетения, беззаветного мужества.
Дала-фандыр хотя и не имеет такую богатую эпическую историю, тем не менее, был широко распространен в музыкальной культуре осетин. Однако и этот инструмент к XIX веку постепенно выходит из обихода. Только благодаря тому, что его начали использовать в ансамбле «Симд» с 30-х годов прошлого века, дала-фандыр снова возвращается на музыкальный подиум.
Еще один музыкальный инструмент, встречающийся в «Сказаниях о нартах» – свирель «уадындз». В духовом инструментарии осетинского народа этот инструмент до недавнего времени имел широкое распространение в основном в пастушьем быту. Имя нартского героя Ацамаза ассоциируется со свирелью-уадындз. Кстати, многие ошибочно считают Ацамаза пастушком. Между тем он был одним из сильнейших нартских богатырей, которого в состязаниях не смог победить даже сам Сослан.
Отметим практическую особенность пастушеской свирели. Понятно, что свирель была не для простого музыкального развлечения при выпасе скотины. Давно было подмечено, что музыкальные наигрыши пастухов непосредственно воздействовали на коров и овец. Мелодия свирели была призывом к тому, чтобы скотина паслась. Понятно, что барашков и овечек заставляет пастись не музыкальное сопровождение, а чувство голода. Тем не менее, у осетин, да и у многих кавказских народов считалось, что именно мелодичные напевы пастушеской дудки помогают пастуху лучше выпасти свой скот. Существовала даже поговорка: «Хороший пастух руководит своим стадом не окриками и палкой, а игрой на своем уадындзе». По большому счету и люди, сидящие в ресторане, так же предпочитают дегустировать блюда под музыку и пение. Так что взаимосвязь приема пищи и музыки вполне оправдана.
Интересен и духовой инструмент «лалымуадындз» – волынка. Встречается только у осетин Кударского ущелья. Здесь непроизвольно напрашиваются параллели с шотландцами, где волынка является национальным символом. Наша газета уже писала о том, что в формировании шотландского этноса большую роль сыграли аланы, в средние века переселившиеся туда из Франции. Возможно, что аланы имели в своей музыкальной культуре этот инструмент, который они привезли с собой на территорию современной Шотландии. Но, так же как и многие инструменты, он позже вышел из быта на остальной территории расселения народа.
Трещотки «къарцганан» и барабан« гуымсаг», как и гармонь «хъандзалфæндыр» привнесены в традиционный быт многим позже. Тем не менее, именно они вытеснили другие традиционные инструменты. И уже сами стали частью народной традиции музыкальной культуры осетин.
Была и особенность в персоналиях исполнителей. Так, в основном на музыкальных инструментах играли мужчины, но, например, бубен и трещотки были исключительно женским инструментарием. Как и гармонь. Только недавно на гармони стали играть и мужчины.
- Физкультминутка.
- А сейчас мы немного отдохнем. Я буду произносить фразы, и если вы относите себя к следующей категории, необходимо хлопнуть в ладоши.
- Хлопают все присутствующие.
- Только девочки.
- Только мальчики.
- Только те, кто может назвать себя настоящим другом.
- Только те, у кого есть настоящий друг, а еще те, у кого есть два друга и больше.
- Только те, у кого сегодня прекрасное настроение.
- Творческая работа учащихся. Оформление информационных плакатов. Представление проектов.
- Подведение итогов и рефлексия.
Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Вы уходите с занятия с хорошим настроением?
Вы будете расширять свои знания по этой теме?
Всем спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное мероприятие по предмету МХК "Знатоки"
Конкурс "Знатоки" рассчитано на учащихся среднего школьного возраста изучающих предмет "Мировая художественная культура" не менее двух лет.Цель: Определение развития интереса к изучаемому предмету и к...
Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни".
Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни"....
Внеурочное мероприятие "Добру откроются сердца"
Данный материал служит приложением к игре-путешествию "Добру откроются сердца". Содержит высказывания знаменитых людей о добре и зле, картинки по станциям путешествия, задания для учащихся....
внеурочное мероприятие"Рождественские символы"
Старшеклассники рассказывают учащимся младших классов о рождественских символах на английском языке. Младшие школьники заранее разучивают рождественские песенки и стихи.Они также принимают участие в к...
Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.
Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...
Открытое внеурочное мероприятие по СБО по теме «Питание» Сценарий мероприятия «Кулинарный поединок».
Цели:Дидактические: знать - ТБ при кулинарных работах;- санитарные требования при приготовлении пищи;- способы нарезки различных продуктов;- сервировку стола.Уметь – применять правила ТБ при выполнени...