ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
статья
В условиях активной модернизации современного образовательного пространства в России особое место занимает воспитание обучающейся молодежи, которая должно иметь высокий уровень нравственности, порядочности, патриотизма, творческой активности, профессионализма.
В тоже время, наблюдается тенденция к подмене традиционных основ воспитания и образования «более современными», западными явлениями:
· христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
· педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
· целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
· любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
· интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoy_vospitanie.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Алексеев Яков Валерьевич, преподаватель
КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей»
«Образованию ума всегда должно
предшествовать воспитание сердца»
Митрополит Иннокентий (Вениаминов)
В условиях активной модернизации современного образовательного пространства в России особое место занимает воспитание обучающейся молодежи, которая должно иметь высокий уровень нравственности, порядочности, патриотизма, творческой активности, профессионализма.
В тоже время, наблюдается тенденция к подмене традиционных основ воспитания и образования «более современными», западными явлениями:
· христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
· педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
· целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
· любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
· интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире существует множество разнообразных источников сильного воздействия на неокрепшую психику молодого человека как позитивного, так и негативного характера.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют обучающегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Россия выросла на духовных основаниях православного верования.
Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со «Словом о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным предводительством преподобного Сергия Радонежского.
Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ духовной культуры.
Поэтому, для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.
Воспитательное пространство КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей» основано на воспитании, формировании высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного лицеиста и гражданина России.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
– создание условий для формирования профессионального мышления, расширения кругозора будущих специалистов;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, нормам морали, межнациональным устоям и традициям;
– обеспечение социальной защищённости и социально-психологической поддержки обучающихся;
– формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
– привлечение обучающихся к организаторской деятельности, развитие самоуправления;
– создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся;
– формирование здорового образа жизни в студенческой среде.
Основными направлениями воспитательной работы в КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей» являются:
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
2. Духовно-нравственное воспитание.
3. Профессиональное трудовое и экономическое воспитание.
4. Художественно-эстетическое воспитание.
5. Воспитание культуры здоровья (физического, психического и социального).
6. Семейное воспитание.
7. Экологическое воспитание и самовоспитание.
Особая значимость придается психолого-педагогическому сопровождению по процессу духовно-нравственного воспитания молодежи со стороны педагогического коллектива КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей».
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовному и нравственному становлению человека: формирования у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобливости), нравственной позиции (способности различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения к людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
С целью формирования активной гражданской позиции студентов, содействия развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самореализации и саморазвитию в лицее созданы условия для деятельности Совета студенческого самоуправления лицея.
Мероприятия по духовно – нравственному воспитанию направлены на нормативно – правовое обеспечение духовно – нравственного воспитания, использование различных педагогических форм средств и методов воспитания, информационно - просветительское обеспечение с целью популяризации и распространения основных идей и результатов духовно – нравственного воспитания обучающихс, организацию творческой, исследовательской работы студентов и преподавателей в сфере духовно – нравственного воспитания.
Формированию у молодого поколения мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании традиций православной культуры и уважении к ним, осознании ответственности за благосостояние родного Отечества способствуют встречи обучающихся КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей» за круглым столом с настоятелем Благовещенской церкви Иеромонахом Филимоном.
В рамках Всемирного дня православной молодежи учащиеся школ Благовещенки и студентов лицея с настоятелем Благовещенского храма обсуждают проблемы отношения молодого поколения к православной вере. Классные часы, беседы, открытые внеклассные мероприятия духовно-нравственного направления, участие педагогов лицея в Сретенском форуме православной молодёжи Славгородской епархии «Православные духовные ценности как основа мировоззренческого выбора молодого поколения», участие обучающихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях создают условия для развития духовной, внутренне свободной и ответственной нравственной личности.
Большое значение классные руководители уделяют формированию у обучающихся веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество, и с их активным участием проводят циклы классных часов: «День солидарности в борьбе с терроризмом», «Города-герои России», «Что такое патриотизм в наши дни?», «День снятия блокады Ленинграда», «Афганская война. Мы помним», конкурсы «А ну-ка, парни!», «Фестиваль патриотической песни», месячники оборонно-массовой работы посвященные Дню защитника Отечества. Студенты лицея - активные участники патриотических акций («Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Ветеран живёт рядом»).
Воспитание духовно богатой личности – наша общая задача. И мы стремимся поставить обучающихся в такие условия, когда они совершенно сознательно и индивидуально могут работать над формированием своих взглядов, характера, поступков с позиции духовности, нравственности.
Список используемых источников:
Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 2019. - 240 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Духовно-нравственное здоровье педагога как основа его профессиональной культуры"
Практико-значимый проект...
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключев...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...
Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)
Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности...