Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)
проект

Наталья Викторовна Ярмак

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Актуальность проекта становится очевидна по анализу Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р, где среди основных задач, является задача сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

Новизна проекта заключается в создании  взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ НЕТ ЦЕНЫ…»

Краткосрочный проект МБОУ НОШ № 40, направленный на

сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

  1. ИДЕЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ.  ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Человек может стать человеком только путем воспитания.

Он — то, что делает из него воспитание.

Кант Иммануил

Изменения, происходящие сегодня в новой России, влияют на различные сферы человеческой жизни. Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у детей с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали детей в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Ведь основа духовно-нравственного воспитания закладывается у ребенка с рождения. Испокон веков воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, бабушки и дедушки. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.  Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, от того, как они  его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствуют доверие и уважение между всеми членами семьи.                        

Воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в начальной школе. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а теплоты и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у детей  формируются представления о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упуская  огромный пласт-воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому существует необходимость формирования у детей начала семейных ценностей. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.

Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются: ценности, на основе которых строятся отношения между членами всей семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Анализ работы с родительской общественностью показывает, что семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций постепенно утрачивается высокую значимость в современном мире.

Всё это ведёт к тому, что у дошкольников, младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознает актуальность данной темы и вряд ли знаком сам с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательного-образовательного процесса.

Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для данной работы. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологом), способными обеспечить ведение эффективной работы по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка, через сохранение и  распространение опыта семейных традиций.

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Актуальность проекта становится очевидна по анализу Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р, где среди основных задач, является задача сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

Новизна проекта заключается в создании  взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.

Основанием для разработки проекта послужили следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 67
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р
  • Закон ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО-Югре»
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.09.2003 № 387-п «О концепции демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2015 года».
  • Постановление Администрации города Сургута от 13.12.2013 N 8995 (ред. от 28.08.2014) "Об утверждении муниципальной программы "Сургутская семья на 2014 - 2016 годы".

Все вышеперечисленное послужило толчком к созданию и реализации на базе МБОУ НОШ № 40 проекта образовательных событий «ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ НЕТ ЦЕНЫ...»

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта – формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством сохранения и передачи семейных традиций и ценностей.

Задачи проекта:

  1. Создать на базе МБОУ НОШ № 40 и реализовать педагогическую систему работы с семьями детей по выявлению и изучению опыта семейного воспитания, через включенность всех членов семьи в деятельность  воспитательных событий  с родителями «Ценности, которым нет цены...»
  2. Воспитать у детей взаимоуважение друг друга, почитание старшего поколения, бережного отношения к культуре и традициям своей семьи (своего народа)

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Место реализации проекта – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 40

Этапы реализации проекта

Этап

Цель

Сроки

Основное содержание деятельности

1 этап

Проектный

Определение    готовности к построению воспитательного пространства и подготовка условий совершенствования воспитательного взаимодействия с родительской общественностью.

май - сентябрь 2014г.

  • Проанализировать образовательные возможности Учреждения.
  • Выявить потребности общественности (анкетирование, опрос)
  • Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

2 этап

Практический

Реализация проекта «Ценности, которым нет цены...»

сентябрь-май 2015 г.

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы с родителями.
  • Расширять и укреплять связи и отношения Учреждения с родителями.
  • Принимать участие в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях и акциях.
  • Проводить мониторинг реализации проекта.

3 этап

Аналитический

Анализ итогов реализации проекта.

июнь

2015 г.

  • Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
  • Спланировать работу на следующий период.

  1. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

В основу реализации проекта заложены воспитательно-образовательные события. Работа строится на принципах добровольности, личной заинтересованности родителей. Родители на личном примере демонстрируют свой жизненный уклад, через включенность в различные виды деятельности. Основные этапы проекта реализуется под целенаправленным педагогическим воздействием по 2 направлениям:

1. Информационный блок. Просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей  в форме консультаций.

2. Организационный блок. Организация досуга семьи через воспитательные события.

Направления реализации проекта

Организационное:

  • построение воспитательного пространства;
  • подготовка условий совершенствования воспитательно-образовательного воздействия системы воспитания;
  • формирование условий, способствующих развитию инициативы и самодеятельности;
  • развитие нормативно-методической базы.

Информационное:

  • информирование родительской общественности о проекте;
  • создание информационного центра  (сайта), освещающего реализацию проекта;
  • анализ результативности реализации проекта.

1. Информационный  блок «Из уст в уста».

Формирование информационной культуры в вопросах сохранения семейных ценностях, семейного воспитания. Знакомство с важными международными документами: Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года,  Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р (среди основных задач повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

2. Организационный блок «Ладушки-ладошки». Направлен на привлечение учащихся и их родителей к установлению правил, норм поведения, обычаев, традиций т.е. потребность к формированию семейных ценностей через комплекс событий общественно-значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.

Привлечение детей к проявлению сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Привлечение родительской общественности к осмыслению и обсуждению вопросов формирования и поддержания семьи, традиционных семейных ценностей, ценности человеческой жизни, отцовства, материнства и детства, милосердия и помощи нуждающимся, отношений между людьми, ценностной модели восприятия семьи в современном общественном сознании.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…»
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ…»
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «КУЛИНАРНЫЙ ПОЕДИНОК…»
  4. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»
  5. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК…»
  6. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО…»

Формы работы:

Методы работы:

В работе с детьми используются методы и приемы Ю. Бабанского:

1. Методы организации и осуществления деятельности:

словесные — убеждение, дискуссии, поощрение, отвлечённая тема, внушение, беседа, объяснение, пояснение, вопросы к детям, чтение детям, решение задач по различным жизненным ситуациям и др.;

наглядные – показ наглядных материалов, показ фильмов, и др.;

практические – упражнения, обыгрывание жизненных ситуаций, трудовые задания.

2. Методы стимулирования и мотивации деятельности (социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения), разные виды игр – дидактические, интерактивные (игры на взаимодействие), ролевые, спортивные, подвижные, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, анализ поступков детей и взрослых, анализ детской деятельности, сообщение мотива детской деятельности и др.);

3. Методы контроля и самоконтроля (сравнение, приемы «бессловесного» педагогического воздействия – ненавязчивое назидание, мимика, жесты, личный пример своей деятельности и др.)

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Достижение цели и решение задач проекта «Ценности, которым нет цены…» обеспечиваются путем реализации системы воспитательных событий на основе взаимодействия с родителями по основным направлениям деятельности. Основные ценностные установки семьи, которые реализуются в проекте:

1. Ценность сохранения традиций веры

2. Ценность любви и добра к родным и близким людям

3. Ценность безопасного образа жизни

4. Ценность передачи и сохранения кулинарных традиций

5. Ценность развития  творческого таланта в семье

6. Ценность укрепления здоровья

7. Ценность почитания старшего поколения

Головными исполнителями мероприятий проекта являются: администрация, педагогический коллектив МБОУ НОШ № 40. Они обеспечивают реализацию запланированных событий, предусмотренных в проекте.

Основные мероприятия программы

Блоки

Мероприятия

Информационно-правовой

«Из уст в уста»

  • Диагностика детей
  • анкетирование, изучение нравственных основ семьи, диагностика «Моя семья»
  • тематические беседы на темы ««Ребенок -главная ценность семьи», «Психологическая культура семьи, «Семейные ценности и семья как ценность»
  • создание с детьми информационных проектов «Я и семья», «Семейные традиции», «Мой дом» и др.

Организационный

«Ладушки-ладошки»

  • Праздник «Ценности, которым нет цены…» старт проекта;
  • День мамы «Целую руки мамочки своей…»;
  • День бабушки «Ладушки-ладошки»;
  • Кулинарный поединок;
  • Вечер «Дружной семьи»;
  • Акция «Лицо Победы»;
  • Вместе с папой «Сильные, смелые, ловки»;
  • Вечер «Дружной семьи»;
  • коллективная развлекательная игра «Дом, в котором мы живем…»
  • Акция «Позаботимся о родителях»
  • коллективная спортивная эстафета «Веселые старты» 
  • Мы за безопасность детей «Самая заметная семья на дороге», «Автопробег-2014»

  1. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Функция в системе управления проектом

Перечень обязательств, необходимых для реализации данной функции

Наименование ответственной организации, группы физических лиц

Общее руководство проектом

Координация разработки и реализации проекта

Директор МБОУ НОШ №40

Руководитель проекта

Исполнительная

Непосредственная реализация мероприятий проекта

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагоги дополнительного образования

Информационная

Мониторинг информационного пространства и материалов, касающихся освещения хода реализации проекта

Администрация МБОУ НОШ № 40

Руководитель проекта

Контрольная (контроль и мониторинг за ходом реализации проекта)

Финансово-ресурсный аудит

Грантодатель

Департамент образования Администрации города Сургут

Стратегическое планирование

Планирование перспектив развития проектных мероприятий, проекта в целом

Авторский коллектив

Проект относится к социально-педагогическим, затрагивающим  интересы большого количества людей и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.

Количественная и качественная оценки связаны с созданием принципиально иной системы обучения и воспитания на основе системного, личностно-деятельностного, ресурсного подхода.

Мониторинг реализации проекта:

  • Отслеживание результатов каждого этапа проектной деятельности;
  • Рефлексия всех проектных мероприятий;
  • Итоговая оценка проекта.

Критерий оценки процесса реализации проекта

Показатель реализации

Индикатор

1.

Выполнение мероприятий, утвержденных на каждом этапе реализации проекта

  • срок реализации
  • объем выполненной работы
  • полученный результат
  •     выполнение
  • % реализации
  • наличие результата

2.

Финансирование мероприятий

  • соответствие фактического финансирования требуемому
  • % финансирования от требуемого

Вся система управления проектом в МБОУ НОШ № 40 будет оцениваться по двум критериям: критерий эффективности процесса управления и критерий действенности (результата) управления проектом (таблица № 1).

Таблица № 1

Показатели критериев оценки эффективности

системы управления воспитательным проектом

Критерии

Показатели

Эффективность процесса управления

  • проводится целесообразная систематическая учеба педагогического коллектива по актуальным проблемам семейного воспитания;
  • рекомендуемые методики используются педагогическим коллективом в практической деятельности;
  • педагоги активно используют форму индивидуальных консультаций;
  • педагоги переведены на рефлексивное управление: самоконтроль, самоанализ, самооценку;
  • основными формами реализации педагогических целей становятся сотрудничество, взаимодействие с родителями;

Действенность (результат) управления

  • у педагогов сформирована потребность к повышению профессионального мастерства, коллектив мотивирован  на творческую деятельность, педагоги восприимчивы к инновациям;
  • управление является системным, так как выходит на все звенья педагогического процесса: педагогов, воспитанников, их родителей, внешнюю среду;
  • повышается компетентность участников проекта, сохраняется здоровье, и эта тенденция носит устойчивый характер.

7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,

ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

7.1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Качественные результаты:

  • Совершенствование и развитие системы работы с родителями;
  • Воспитание  нравственности, формирование культуры ценностей в семьях;
  • Повышение квалификации классных руководителей по проблемам семьи и семейных ценностей;
  • Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;
  • Положительная оценка результата проекта родителями (законными представителями) участников проекта.

Количественные результаты:

  • 100 % охват участия в проекте семей;
  • успешное выступление участников проекта в школьных и городских мероприятиях и конкурсах, спортивных соревнованиях (не менее 80%)
  • публичная диссеминация опыта семейного воспитания и наличия семейных традиций (не 50% участников проекта)

7.2. Критерии оценки эффективности проекта:

  • количество привлеченных участников в реализации проекта;
  • численность тех, для кого реализуется проект;
  • разнообразие форм реализации проекта;
  • количество собранных  материалов по проведенной  деятельности.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.  Конечным результатом реализации  проекта должны стать сформированные семейные ценности у детей, такие как любовь к родным, кровное родство, здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Перспектива распространения проекта:

  • Проблема организации работы с родителями актуальна и проект может стать моделью для других школ.
  • Информационный центр освещает реализацию проекта в местной прессе.
  • Информация о реализации проекта размещается на сайте Учреждения.
  • Результаты мониторинга реализации проекта используются в учебно-воспитательной работе.

Мероприятия Проекта предусматривают решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

                         

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Структурные подразделения школы

Применение

Источник финансирования и материальная база

Кабинет начальных классов

Общение детей

(Комната отдыха, игровая комната, соответствующая требованиям СанПин)

Материальная база Учреждения

Спортивный
зал

Занятие спортом, состязания

Материальная база
Учреждения

Спортивная площадка

Проведение игр и мероприятий проекта, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база
Учреждения

Актовый
зал

Мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база Учреждения

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей и их родителей

Материальная база Учреждения

Бассейн

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, релаксационные занятия

Материальная база Учреждения

Кабинет педагога-психолога

Диагностические работы

Материальная база Учреждения

Мультимедийный кабинет ПДД

Интерактивные игры, профилактические игры, занятия

Материальная база Учреждения

Кабинет ЛЕГОконструирования

Интерактивные игры, занятия, мероприятия

Материальная база Учреждения

ИЗО-студия

Конкурсы, занятия, мероприятия.

Материальная база Учреждения

Методический кабинет

Творческая мастерская педагогического коллектива

Материальная база Учреждения

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база Учреждения

Кабинет информатики

Пользование Интернет ресурсом, мультимедийным комплексом, оргтехникой

Материальная база Учреждения

Фойе школы

Сборы детей, информационный стенд

Материальная база Учреждения

Материально-техническое обеспечение

Игровой материал и инвентарь физкультурное оборудование

Мячи, физкультурные коврики, палки гимнастические, обручи, пособия и оборудование по формированию у детей здорового образа жизни, кегли, скакалки и др.

Оборудование и материалы для художественно-эстетической деятельности

Мольберты, кисти, карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага разного формата и цвета, клей, бросовый материал, предметы искусства, краски, одежда для ряженья, музыкальные инструменты др.

Пособия и материалы для познавательной деятельности

Логические игры, дидактические игры и пособия по темам «Моя страна», «Я человек», «Культура поведения» и др.

Технические средства обучения

Интерактивные комплексы, магнитофон, телевизор, компьютер, проектор, принтер

Оборудования и материалы для игровой деятельности (сюжетно-ролевой, спортивной и др.)

Кадровое обеспечение

Должность

Ф.И.О. специалиста

Директор

Кочина Светлана Владимировна

Руководитель проекта

Ярмак Наталья Викторовна

Педагог организатор

Мишагина Галина Ивановна

Педагог-психолог

Власова Юлия Александровна

Педагоги дополнительного образования

Надршина Алина Федоровна

Шакирзянова Эльвира Наильевна

Вратновская Ольга Викторовна

Классные руководители 1-4 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная                                       общеобразовательная школа № 40 город Сургут              Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения националь...

Проект "Духовно-нравственное воспитание посредством эстетической деятельности"

Проект "Духовно-нравственнон воспитание посредством эстетической деятельности" имеет свою цель: способствовать формированиюу обучающихся творческих объединений четкого представления о духовно-нра...

Проект детско-родительских работ "Мой режим дня" (в рамках городской эксперементальной площадки программы "Золотой ключик").

Проект детско-родительских работ "Мой режим дня" (в рамках городской эксперементальной площадки программы "Золотой ключик")....