Проект "Духовно-нравственное здоровье педагога как основа его профессиональной культуры"
план-конспект по теме
Практико-значимый проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_duhovno-nravstvennoy_kulture_pedagoga.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области
( ГОУ Педагогическая академия)
Итоговый практико-значимый проект
«Духовно-нравственное здоровье педагога как основа его профессиональной культуры»
по курсу инвариантного академического учебного модуля
«Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки»
Слушатель:
Гусева Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №20 г. Воскресенска
Московской области
Научный руководитель проекта:
доцент, канд.пед.наук
Цветков Владимир Николаевич
2011
Содержание.
Введение.
1. Духовно - нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры.
1.1.Духовная культура учителя – приоритетный компонент его профессиональной культуры.
1.2.Взаимосвязь духовно – нравственной культуры педагога и социальной атмосферы общества.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
На фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей, проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. Как и чему учить в наше непростое время? Какие нравственно - духовные ценности воспитывать в детях? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно – нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам. Безусловно, это тяжело. Ещё апостол Иаков предупреждал: «...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2). В этой связи несомненный интерес представляет рассмотрение проблемы духовного развития учителя как приоритетного компонента его профессиональной культуры и взаимосвязи духовно-нравственной культуры педагога и социально-психологической атмосферы общества. Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию - все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение.
Мировоззрение представляет собой комплекс взглядов на мир, самого себя, других людей и содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, самого бытия человека и мира, принятие определенных критериев добра и зла. Важнейшей составляющей мировоззрения личности учителя являются её ценностные ориентации, которые позволяют отделять значимое от второстепенного, выявляя существенное и структруируя жизненный опыт.
1.Духовно – нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры.
Научить можно тому, что знаешь и делаешь сам. Анализируя сегодня процессы воспитания и образования, учитель признаёт ведущую роль в первую очередь духовных ценностей в формировании мировоззрения подрастающих поколений. Вот почему в истории педагогического образования, начиная с Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, большое значение придавалось религиозному образованию учителей. Мировоззрение педагога, по представлению названных ученых, должно основываться на вере, знаниях и добром отношении к ученикам.
Одним из первых в отечественной литературе описание педагога дал В.Н. Татищев. Он выделил следующие важнейшие качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинному богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жен и детей имеющие, к науке способные, в своей науке довольно ученые, способные к научению других...» ( Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. С. 130) Определяющим фактором мировосприятия педагога являлась приверженность «истинному богословию».
В своей программной работе «Вопросы о народных школах» К.Д. Ушинский называет два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ - христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. Для ученого-педагога два названных критерия являются взаимосвязанными. Указывая, что недоученные учителя становятся потенциально опасными для общества, К.Д. Ушинский пишет: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Призывая не жалеть сил и средств для университетской подготовки педагогов народных школ, основоположник русской педагогики подчеркивает: «Ожидать, чтобы учитель народной школы сам... достиг того высшего образования, которое снова возвращает человека к религии, никак нельзя. При образовании учителей более всего надо бояться этого полуобразования, возбуждающего самонадеянность и не дающего положительных и полезных знаний...» (Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Т. 2, с.85)
1.1.Духовная культура учителя – приоритетный компонент его профессиональной культуры.
Целью своего выступления я не считаю пропаганду церкви, религии, но современная педагогика определяет духовную культуру учителя в качестве приоритетного компонента его профессиональной культуры. Возращение сокровищницы православной культуры в профессиональное педагогическое образование делает процесс подготовки учителей логически завершённым и осмысленным. Стало доброй традицией проведение в школах Воскресенского района ежегодных «Рождественских встреч». Представители Благочиния, Управления образования, учителя района проводят семинары, чтения, открытые уроки, посвящённые духовно – нравственному воспитанию учащихся. Такие мероприятия имеют положительное значение не только для детей (конечно, на уроках русского языка, литературы, истории мы имеем большую возможность рассуждать на морально – нравственные темы), но и для учителей, «сеющих вечное, разумное, доброе» в душах своих учеников. Несмотря на ежедневные трудности, проблемы и высокий темп нашей современной жизни, учитель не забывает главного своего назначения – давать образование учащимся, развивать их способности, формировать характер, осознавать свою ответственность за детские судьбы.
Проведённые социологические исследования со всей очевидностью свидетельствуют о том, что духовно-нравственная культура нашего соотечественника напрямую соотносится с его религиозными установками и образом жизни. Наиболее логично эта связь проявляется в педагогической культуре и деятельности.
Педагогические исследования последних лет показывают устойчивую динамику зависимости духовно-нравственной культуры педагогов от того, насколько они знакомы с основами православной культуры.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно - нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
1.2.Взаимосвязь духовно – нравственной культуры педагога и социальной атмосферы общества.
В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, говорится о ценностно - нормативной основе взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А.Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Организация социально педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.
Развитие социально педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики. Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно - нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество - всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно - воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненного опыта своих родителей, предков;
традиционных российских религий;
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России;
общественно полезной и личностно значимой деятельности;
учебных дисциплин;
других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно - нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно - нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Результатом духовно-нравственного развития учащихся должно быть воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, раскрытие его способностей и талантов, подготовка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Это реализуется нашим образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: Домом Культуры г. Воскресенска, школьной и городской библиотеками.
Ценностные ориентации педагога позволяют с большой степенью эффективности противостоять разлагающему влиянию СМИ. В информационном поле, которое давно уже утратило нравственную систему координат, где добро и зло - всё стало тенью, заблудиться нетрудно не только ребёнку, но и взрослому человеку. Абсолютные ценности размываются, оказываются не столь уж и абсолютными, а вполне относительными - рождается мода на предательство (Евангелие от Иуды), происходит девальвация всех тайн (Код да Винчи). Устоять при такой массированной атаке massmedia способен человек с крепким нравственным стержнем. Именно такие люди могут укрепить детские души в противостоянии приманкам информационных технологий, проповедующих ложь и тиражирующих пороки.
Напряжённая сфера межнациональных отношений также нуждается в специалистах, знающих цену национальной культуре и воспринимающих границы национального и религиозного факторов в жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных представлений о духовных основаниях национальной культуры, о взаимосвязи особенностей национального характерами религиозной жизни народа приводит порой к страшным событиям.
Заключение.
В заключение следует отметить, что здоровое и благополучное общество состоит и здоровых и благополучных граждан. Роль учителя велика: он занимается духовно - нравственным развитием и воспитанием юных граждан России, что является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя учителя, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции педагога, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Список литературы.© «KM Онлайн», 2002-2011 - © «Кирилл и Мефодий», 1998-2001
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2007, 2008 г.г.
Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Т. 2, с.85
Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. С. 130
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
"Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы".
В статье раскрывается сущность здоровьесбережения и создания здоровьесберегающего пространства, рассматриваются вопросы использования современных здоровьесберегающих технологий для улучшения физическо...
Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы.
Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий без которых немыслим педагогический процесс....
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;-систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...
ПМ 3 ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
-анализ деятельности других педагогов в областифизической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта иобразовательных технологий на основе изученияпрофессиональной литературы по физическ...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;-систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...