Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Куликова Е.Н
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которого во многом будет зависеть будущее общество. Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещённый. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием. Духовно – нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Большое место духовно-нравственному воспитанию личности отводится в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, утверждённых Приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009г. №373. В частности ФГОС НОО определяет духовно-нравственное воспитание личности гражданина России как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения, в рамках подготовки которого коллективом под руководством А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова разработана Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
В Концепции отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно- исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально – политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. По этой причине система духовно - нравственного, гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.
В последние годы молодые люди получили возможность свободно передвигаться по странам Старого и Нового света. Возможность работать и учиться «за бугром». И очень часто от них можно услышать: страна, где мы живем, - не самое лучшее место, и любовь к родине – очень относительное понятие. Поэма Блока «Двенадцать», на которой воспитывалось наше старшее поколение, им порой просто непонятна. Блок провозглашает: « Родину люблю уже потому, что она – моя. Люблю, какой бы она ни была». Многие нынешние подростки не понимают, как можно любить страну, где честный труд перестал быть в почете, где процветают нищета и взяточничество. Они не видят главного – возрождения России, которое проходит непросто, мучительно, с огромными издержками. Не понимают, что многое зависит от нас самих, от нашей гражданской позиции. Они считают, что любить можно только ту «родину», где комфортно и хорошо, где дают высокооплачиваемую работу и где можно жить обеспеченным человеком. Один молодой герой одного из фильмов сказал: «Где висит моя шляпа, там и родина». В результате бездушный рационализм перерастает в цинизм или, как сегодня говорят, «пофигизм». Хуже того, у нас стали появляться и новые смердяковы. Помните, у Достоевского лакей говорит: «Я, Марь Ивановна, всю Россию ненавижу!».
Как же обстоят дела с патриотизмом у современной молодежи? Можно констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Патриотизм, развитию которого в советское время посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений во что-то лишнее, несовременное.
Что считает ценным среднестатистический современный молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду… Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. Самое интересное заключается в том, что большинство молодежи понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике.
Задумывался ли кто-либо из вас, почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто видим глобальные проблемы, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
В стране | В школе |
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь) | выпускники школ не возвращаются домой в село, поселок, небольшой город |
безразличие к судьбе Родины | безразличие к школе |
забываются традиции, обычаи своего народа | утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям |
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе | не соблюдаются правила поведения в классе, в школе |
падение культуры | не читаю книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество |
отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания | не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачные |
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
В соответствии с Законом-273 “Об образовании в РФ” и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Перед школой стоит задача создания необходимых условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
- взаимодействие с семьями учащихся;
- учебно-воспитательный процесс;
- информационно - просветительскую работу;
- систему воспитательных мероприятий школы, реализуемых совместно с учреждениями дополнительного образования.
Огромную роль в формировании духовных ценностей играют традиции школы. Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2013-2017 г» является логическим продолжением Программы развития школы и основывается на опыте школы по духовному воспитанию учащихся на основе народных традиций средствами народной культуры, накопленном в предыдущие годы. Данная программа состоит из следующих разделов:
- «Берегите людей»
- «Православная культура»
- «От прекрасного к доброму»
- «В здоровом теле – здоровый дух»
- «Наш дом- Россия»
В школе реализуется изучение учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Классные часы, беседы считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. По данному направлению в школе за истекший период проводились различные внеклассные мероприятия. Регулярно проводились конкурсы и выставки детского рисунка, посвященные светским и православным датам.
В течение года были проведены следующие мероприятия:
Наименование мероприятий | Класс | Ответственный |
Общешкольное мероприятие ко Дню учителя | 1-9 | Инсаркина.Н.Б |
Участие в республиканском конкурсе детского и молодежного творчества «Ушаков. Россия. Флот», посвященном 270-летию со дня рождения святого адмирала Ф.Ф. Ушакова | Сарафанов В | Назимкина.Л.Н |
Участие в открытом районном конкурсе детского художественного творчества «Благовест» | 1-4 | Кл. руководители |
Посещение церкви Святого Николая Чудотворца | 1-9 | Кл. руководители |
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.
В формировании и развитии личности учащихся школа отводит ведущую роль гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям.
В школе проведены следующие акции гражданско-патриотической направленности:
- акции « Мы вместе» (ко Дню народного единства),
- акция «15 дней до Великой Победы»,
- акция «Мы чтим Вас, ветераны»;
В течение года были проведены классные часы, беседы, праздники на военно-патриотическую тему.
В рамках подготовки к празднованию Победы в Великой Отечественной войне в школе разработан и утвержден план работы в рамках достойной встречи 71-годовщины Победы. В течение учебного года в данном направлении проводились общешкольные тематические линейки, уроки мужества в дни знаменательных дат, творческие конкурсы, выставки работ учащихся, проводилась исследовательская и поисковая работа учащимися школы. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
В рамках популяризации государственной символики для учащихся школы стало обязательным исполнение государственного гимна РФ на общешкольных праздниках, а также проведение тематических классных часов и ежегодное участие в районном конкурсе на знание истории государственной символике.
В целях патриотического воспитания учащихся, формирования активной гражданской позиции, раскрытия творческого потенциала детей и подростков, повышения качества и эффективности воспитания патриотизма среди учащихся, в школе проведен месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
Приняли участие в районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (Налейкина Ю- 2 место ), конкурсе народной песни « Живи, народная душа!» (Налейкина Ю),конкурсе на знание истории государственной символике Номинация «Исследовательская работа» (Шишканов В-2 место), муниципальный интеллектуально-творческий конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству » ( Налейкина Ю -2 место, Шакина А -2 место, Сарафанов В-3 место), районном фестивале «Родные напевы», республиканском конкурсе детского и молодежного творчества «Ушаков.Россия.Флот», посвященном 270-летию со дня рождения святого адмирала Ф.Ф. Ушакова. Все учащиеся приняли участие в акции «Бессмертный полк». Также сведения о воинах-односельчанах был представлен в республиканскую газету «Известия Мордовия» в раздел «Бессмертный полк»
В этом году наша страна отмечала 71-годовщину Великой Победы. Были проведено следующие мероприятия:
№ | Наименование мероприятий | класс | Ф.И.О. учителя |
1 | « Есть ли герои нашего времени» | 5-9 | Калеева.Т.Н |
2 | «Дети войны» | 1-4 | Ямашкина.А.А |
3 | «Крым и Россия. Мы вместе» | 5-9 | Инсаркина.Н.Б |
4 | «Герои Советского Союза. Новые имена» | 5-9 | Инсаркина.Н.Б |
Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной школы.
Курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, важнейшими событиями истории Российского государства. Уроки русского языка и литературного чтения содержат богатый материал из литературного наследия нашей страны.
Какие же выводы можно сделать?
- В нашей школе проводится большая работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому направлению. Особую роль тут, конечно, играют традиции школы.
- Учащиеся имеют возможность свое свободное время не просто «проживать», а заниматься полезным для себя делом.
- От нас, учителей, тоже многое зависит. Русский философ И.А. Ильин, касаясь проблем воспитания, настаивал на том, чтобы с пяти-шести лет ребёнок знал своих национальных героев, влюблялся в них. Р. Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее выстрелит в нас из пушки».
Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц.
Народ, потерявший чувство патриотизма, перестает быть единым народом, способным сплотиться ради достижения общих стратегических целей. Сегодня мы прекрасно понимаем: духовным и патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, старшему поколению, которое с пеленок воспитывалось на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...
Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.
Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя
Гражданское самосознание - это осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества правильно понимающего, свои права и обязанности.Цель гражданского воспитания...