Урок общения
классный час (5 класс)
Классный час, направленный на развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими, в том числе с одноклассниками и учителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Урок общения" | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Урок общения" в 5 Б классе
Классный руководитель: Кузина Юлиана Вадимовна
Цель: развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими, в том числе с одноклассниками и учителями.
Задачи:
1) развивать навыки эффективного общения;
2) развивать умения адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других людей;
3) создать мотивацию для дальнейшего саморазвития учащихся;
4) способствовать углублению знаний о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Ход занятия.
1. Ребята, у Антуана де Сент-Экзюпери есть высказывание: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Кто из вас согласен с данным высказыванием? Почему вы согласны (или не согласны)? (Почему вы решили, что это действительно так?)
Ответы детей
Действительно, самое большое испытание, наказание для человека – это остаться одному. Как вы думаете, ребята, от чего больше всего страдал Робинзон Крузо на необитаемом острове? (От одиночества)
В местах лишения свободы считается жестким наказание, когда человека помещают в одиночную камеру. Как вы думаете, почему? (Человек не может долго находиться один)
Итак, думаю, вы уже догадались, что мы сегодня будем говорить об общении.
2. Тема нашего занятия звучит так: «Умеем общаться». Начнем с определения. Давайте вспомним, что же такое общение? (Высказывания детей.) Можно сказать, что общение – это:
• взаимодействие двух или более людей;
• одна из основных потребностей человека;
• обмен информацией и эмоциями между людьми;
• восприятие и понимание другого человека;
• основное средство самоутверждения личности.
Из всего, вышесказанного, можем сделать вывод: человеку необходимо разговаривать с другими, исходя из определения, мы понимаем, что разговаривая, человек строит взаимоотношения. Это значит, что он учится понимать других людей, договариваться с ними, находить компромиссы
3. Предлагаю вам послушать притчу «Голова и хвост змеи» (Лавский В.В.)
Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой.
Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела — вот почему меня долж¬но считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмота¬юсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим«.
Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и несколько шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
О чем говорит эта притча? Почему голова и хвост не смогли договориться? (Не воспринимали друг друга, не было желания понять, услышать друг друга, не стремились прийти к компромиссу.) Можем ли мы сказать, что кто-то конкретно виноват в этой ситуации?
Ответы, рассуждения детей
Общение в равной степени зависит от нас и нашего собеседника. Психологи утверждают, будет общение позитивным или негативным зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком, у которого несдержанный, взрывной характер. Чаще всего общение с таким человеком приводит к конфликту.
4. Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет определить конфликтная вы личность или нет. (Приложение 1)
Замечательно, если по результатам теста вы оказались неконфликтной личностью, но всегда есть к чему стремиться и над чем работать.
А чтобы ваше общение было всегда позитивным, существуют секреты общения, которые надо соблюдать.
Для начала в группах придумайте и запишите на листочках ваши идеи, а далее мы их обсудим и добавим.
Их довольно много, вы молодцы!
Я хочу добавить четыре, основные, на мой взгляд:
• умейте выслушивать людей и принимать их мнение (учитесь выслушивать, не перебивая).
Все, что люди говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать каждую мысль собеседника.
• уметь доверять и самим заслуживать доверие (доверие – главная ценность в межличностных отношениях);
• узнавать мир других людей (необходимо учиться понимать, что хочется другому);
• чаще улыбайтесь людям («Улыбка ничего не стоит, но многое дает!»)
4. А сейчас постарайтесь расслабить мышцы вашего лица и улыбнуться. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в знакомой песне поется:
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
Предлагаю выполнить упражнение «Ладошки» (приобретение положительных эмоций, повышение уровня самооценки). Ученикам раздается лист бумаги и фломастер. Каждому участнику необходимо обвести свою ладонь и подписать свое имя.
- «Сейчас мы будем передавать наши «Ладошки» по кругу, получив рисунок другого участника, найдите в нем какое-то хорошее качество и напишите в «Ладошке». Дальше листочки продвигаются по кругу и, заполненные возвращаются владельцу. Зачитайте, пожалуйста, что вы написали друг другу. Какие чувства вы испытали, когда читали? (Ответы детей). Думаю, что если человеку чаще говорить о его положительных качествах, то он станет лучше.
Приложение 1
Тест "Уровень конфликтности личности"
Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.
- Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
а) нет
б) когда как
в) да
- Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?
а) да
б) ответить затрудняюсь
в) нет
- Кто вы в большей степени?
а) пацифист (человек, отказывающийся от любой - даже справедливой – войны)
б) принципиальный (человек, действующий на основе своих принципов)
в) предприимчивый (энергичный, находчивый и изобретательный человек, обладающий практической сметкой.
- Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто
б) периодически
в) редко
- Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще советовался бы с людьми.
- В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
а) пессимизм
б) плохое настроение
в) обида на самого себя
- Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
а) да
б) скорее всего да
в) нет
- Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да
б) скорее всего да
в) нет
- Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе
а) раздражительность
б) обидчивость
в) нетерпимость критики других
- Кто вы в большей степени?
а) независимый
б) лидер
в) генератор идей
- Каким человеком считают вас ваши друзья?
а) экстравагантным
б) оптимистом
в) настойчивым
- С чем вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью
б) с бюрократизмом
в) с эгоизмом
- Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности
б) оцениваю свои способности объективно
в) переоцениваю свои способности
- Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.
а) излишняя инициатива
б) излишняя критичность
в) излишняя прямолинейность
Обработка результатов тестирования
Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.
Номер вопроса | А | Б | В |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 2 | 1 |
3 | 1 | 3 | 2 |
4 | 3 | 2 | 1 |
5 | 3 | 2 | 1 |
6 | 2 | 3 | 1 |
7 | 3 | 2 | 1 |
8 | 3 | 2 | 1 |
9 | 2 | 1 | 3 |
10 | 3 | 1 | 2 |
11 | 2 | 1 | 3 |
12 | 3 | 2 | 1 |
13 | 2 | 1 | 3 |
14 | 1 | 2 | 3 |
Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:
14 - 17 баллов - Очень низкий
18 - 20 баллов - Низкий
21 - 23 балла - Ниже среднего
24 - 26 баллов - Ближе к среднему
27 - 29 баллов - Средний
30 - 32 баллов - Ближе к среднему
33 - 35 баллов - Выше среднего
36 - 38 баллов - Высокий
39 - 42 балла - Очень высокий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"
Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков)...
Урок информатики в 8 классе для учащихся с нарушением слуха Тема урока. Общение – как информационный процесс.
Урок проводится в 8 классе для учащихся с нарушением слуха. Урок проводится в форме игры. Отрабатывается активный словарь, идет повторение основных понятий темы в форме игры - учащи...
Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.
Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....
Урок общения "Пространственная организация общения"
Способствует расширению знаний учащихся о невербальных средствах и способах общения. ...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...