Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
рабочая программа на тему
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программу рекомендуется использовать в коррекционной школе с 1-го по 9-й класс. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить представление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Эта программа является результатом творческого поиска педагога Каримовой Гузалии Радифовны – Специальной (коррекционной) школы-интернат № 11 для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей VIIIвида, Советского р-на г.Казани
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ "Я — человек, Ученик, Гражданин"
События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в коррекционной школе с 1-го по 9-й класс. Она включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить пред ставление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах разви тия личности в формировании гражданина России.
Эта программа является результатом творческого поиска педагога Каримовой Гузалии Радифовны – Специальной (коррекционной) школы-интернат № 11 для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей VIII вида, Советского р-на г.Казани
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
Содержание программы
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников "Я — человек, Ученик, Гражданин"включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить пред ставление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах разви тия личности в формировании гражданина России.
«Я — человек»
Цель направления: Формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека; осмысления ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Задачи:
- Адаптация ребенка к условиям школьной жизни.
- Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.
- Приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им.
- Создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников.
- Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.
- Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
- Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни.
- Формирование и отстаивание своей жизненной позиции.
- Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
Ориентировочные мероприятия
- Клубы:
- «Познай себя»
- «Советы опытных школяров».
- «Общение»
- Экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь Ученики»
- Знакомство с Уставом школы
- Урок-игра «Мой сосед по парте»
- Разработка кодекса чести учащегося школы
- Беседа:
- «Проблема на ладошке»
- «Я и сотни других «Я»
- «Чем я отличаюсь от других»
- «Мои потребности»
- «Расскажи мне обо мне»
- «Как изучить самого себя»
- «Хочу и надо»
- «Мое хобби» и др.
- Классные часы:
- «Как ты сидишь?»
- «Про орехи, репку, зубную щетку»
- «Веселая переменка»
- «Как вести себя дома одному»
- Праздник «Друзья Мойдодыра»
- Дежурство по классу
- Организация физкультминуток, санитарных постов
- Уроки этикета
- Конкурсы:
- фантазеров
- сочинителей
- модельеров
- конструкторов
- художников
- составителей композиций
- оформителей
- чтецов.
- Игры:
- «Школа, которую мы строим»
- «Тайны вокруг нас»
- «По каким правилам мы живем?»
«Я и семья»
Цель направления: Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- Формировать уважение к членам семьи.
- Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
- Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей.
- Формировать умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
- Формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, Родиной.
- Воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем.
Ориентировочные мероприятия
- Клубы:
- «Хозяюшка»
- «Мастера»
- «Дедушкина мастерская»
- «Марьюшка-искусница»
- «Этикет»
- Праздники:
- «Славим руки матери»
- «Праздник семейных династий»
- Устные журналы:
- «Очевидное - невероятное»
- «Моя родословная»
- «Семейные традиции»
- Игры:
- «Добро пожаловать!» (по ведению домашнего хозяйства)
- «Тайны вокруг нас»
- «По каким правилам мы живем?»
- Вечера:
- «Молодость наших бабушек»
- «Орден твоего деда»
- «Чудо родной земли»
- Беседы:
- «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?»
- «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»
- Выставки:
Фотографий:
- «Наша история в семейном альбоме»
- «Наши семейные реликвии».
Рисунков:
- «Золотые бабушкины руки»
- «Родная школа в лицах»
- Встречи с интересными людьми
- «Советы мудрых»
- «Защитники Родины - мои родственники»
- «История глазами моих родственников»
- «Национальные традиции в моей семье»
- «Моя родословная»
- Заочные путешествия:
- «Здесь живут мои родственники»
- Операции:
- «Салют ветеранам»
- «Праздничный сюрприз»
- «Подарок моим друзьям»
- «Снежная сказка» (для малышей).
«Я и мое Отечество»
Цель направления: воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
1. Приобщать учеников к обычаям русской культуры.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего отечества.
Ориентировочные мероприятия
- Беседа «Символы моей Родины»
- Матрёшка (Ярмарка матрёшек)
- Народные игры на Святки
- Праздник русской берёзки
- Классный час «Пионеры-герои»
- Классный час «Люблю тебя, родная речь!»
- Классный час, посвящённый Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться»
- Классный час «Твоя родословная»
- Классный час «Обычаи русской старины»
- «Юный политик».
- «Мое Отечество».
- «Родное слово».
- «Летопись».
- «Я - житель планеты Земля»;
- «Человек и закон».
- «Твои гражданские права»
- Игры:
- «Тайны вокруг нас»
- «Твои гражданские права».
«Я и здоровый образ жизни»
Цель направления: приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Привитие санитарно-гигиенических навыков.
2. Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья.
3. Формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене.
4. Воспитание потребности в регулярных занятиях спортом.
5. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
Ориентировочные мероприятия
- Классный час «Внешний вид человека»
- Классный час «Учись быть здоровым»
- Спортивные соревнования
- День здоровья
- Спортивный час
- Спортивный праздник:
- «Мама, папа, я – спортивная семья»
- «Весёлые старты»
- Посещение спортивных секций
- КВН «Мы и наше здоровье»
- Беседа «Кожа человека и её здоровье»
- Мероприятия:
- «Новые приключения бобра Суперзуба»
- Операция «Здоровье»
- Уроки Мойдодыра
- «Вредным привычкам скажем: "нет!"»
- "Мы за здоровый образ жизни!"
- Уроки здоровья (тренинги)
- ФакультативЫ:
- «Знай и люби себя»
- Час тихого чтения
- «Смешинка»
- «Лукошко»
- Экскурсии и другие.
«Я и искусство»
Цель: воспитание интереса и любви к искусству своего народа.
Задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
2. Развивать у детей интерес к живописи известных русских художников.
3. Познакомить детей с различными видами искусства.
4. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного, развитие человеческой культуры, творческой деятельности учащихся.
5. Познакомить с народными ремёслами России.
Ориентировочные мероприятия
- Самоделки из природного материала
- Самоделки из пластилина
- Выставки работ
- Посещение кружков музыки и рисования
- Знакомство с картинами известных художников
- Внеклассное мероприятие по музыке «В мире музыки»
- Праздник музыки
- Фестиваль искусств
- Внеклассное мероприятие «В мире красок и мелодий»
- Викторина:
- «Классики литературы о добре и зле».
«Я и труд»
Цель направления: воспитание трудолюбия.
Задачи:
- Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
- Прививать трудолюбие.
- Дать знания о разнообразии и значимости профессий.
Ориентировочные мероприятия
- Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём»
- Дежурство в классе
- Генеральные уборки
- БУНТ (большая уборка на территории)
- Праздник труда
- Выставки работ
- Беседа «Мои обязанности в семье»
- Знакомство с профессиями
- Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства.
«Я и друзья»
Цель направления: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.
4. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе.
5. Воспитание у детей уважения к людям, достигшим успеха в жизни трудом.
6. Развитие активности во всех сферах жизни.
Ориентировочные мероприятия
- Классный час:
- «Знакомство»
- «Мальчики и девочки»
- «Настоящий друг»
- «Приветствия»
- «Вежливость»
- «Будь справедлив в словах и поступках»
- «Правда и ложь»
- «Мы идём в гости» - правела поведения в гостях
- Беседы:
- «Правила общения»
- «Внешний вид человека»
- «Настроение»
- «Человек среди людей»
- «Поведение в общественных местах»
- «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?»
- Практическое занятие «Мимика и жесты»
- Практическое занятие «Доброта»
- Практическое занятие «Влияние характера на поступки и поведение человека»
- Игры-доказательства:
- «Суд над пороками людей»
- «Суд над наркоманией»
- «Суд над алкоголизмом»
- «Ложь на скамье подсудимых»
- «Суд над воровством»
- «Расскажи мне о себе»
- «В дружбе - сила»
- «Чтобы иметь друга, надо быть им»
- «Человек - мыслитель и творец»
«Я и Закон»
Цель направления: знакомство детей с основами российского законодательства.
Задачи:
- Познакомить детей с основными разделами Конвенцией о правах ребёнка.
- Дать представление об основных законах РФ.
Ориентировочные мероприятия
- Беседы:
- «Семья – ячейка общества»
- «Что такое выборы?»
- «Толерантность – это…»
- «Религии»
- «День Конституции РФ – что это за праздник?»
- Классный час:
- «Законопослушные родители»
- «Образование в современном мире»
- «Правонарушения»
- Конкурс «Знаток Конвенции о правах ребёнка»
- Беседы с участковым уполномоченным милиции
- Конкурс рисунков «Наши права и обязанности»
- Телегазета «азбука юного гражданина»
«Я и моя малая родина»
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Задачи:
1. Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, людям родного края.
2. Прививать любовь к родному языку.
3. Развивать потребности к изучению истории своей Родины, своего народа, города;
4. Изучать и развивать национальные традиций.
Ориентировочные мероприятия
- Слушание народных сказок
- Конкурс татарских пословиц и поговорок
- Праздник «Наврыз»
- Конкурс стихов татарских поэтов
- Разучивание национальных игр
- Беседы:
- «Народные традиции, обычаи и обряды»
- «Их именами названы улицы нашего города»
- «Символика республики Татарстана»
- «Татарские национальные праздники»
- «Красная книга Татарстана »
- Литературное слушание «Мифы и легенды Татарстана»
- Мероприятие «История моего города»
- Экскурсия в «Краеведческий музей»
- Викторина «Животные Татарстана»
- Рисование по национальным мотивам
- Практическое занятие «Изготовление панно»
- Конкурс чтецов «Юные мастера художественного слова
- Конкурс рисунков « Моя Родина»
- Встреча с ветеранами ВОВ
- Концерт для ветеранов ВОВ «Эта песня посвящается Вам»
- Огонёк памяти, посвященный Дню юного героя-антифашиста
«Я и планета»
Цель: Формирование культуры отношения к природе Родины.
Задачи:
1. О взаимодействии общества и природы,
2. Ознакомить с многообразием флоры и фауны.
3. Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе России и родного края.
Ориентировочные мероприятия
- Международный день Мира
- Единый информационный час «Мир глазами детей»
- Праздник «Добрая волшебница - осень»
- Мастерская кормушек «Покорми птиц зимой»
- Выставка рисунков «День птиц»
- Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»
- КТД с элементами викторины «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях)
- Факультатив «Экологическая азбука»
- Выставки:
Фотографий:
- «Мой любимый край »
- «Птицы нашего края»
Рисунков:
- «Природа и фантазия»
- Заочные путешествия:
- «Здесь живут мои родственники».
- «Дорогами великих географический открытий»
- «По странам и континентам»
- «Здесь живут мои родственники».
- «Дорогами великих географический открытий»
- «По странам и континентам»
- Игры-путешествия:
- «Имена путешественников на карте нашей страны»
- «По маршрутам Колумба».
Основные принципы организации воспитания:
- Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”. - Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
- Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
- Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
- Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
- Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: воспитанники коррекционной школы - интернат №11
Основные признаки сформированности гражданских качеств личности учащихся:
- Гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.
- Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.
- Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.
Уровни гражданской воспитанности
Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.
Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.
Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.
Своеобразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Многие коррекционные школы страны имеют богатый опыт гражданского воспитания учащихся.
Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений.
Как уже подчеркивалось, учащиеся с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.
Отечественная педагогика придает большое значение труду в процессе формирования социально правильного поведения человека. Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.
Включение в коллективный производственный труд при правильной его организации является «переломным моментом» в жизни учащихся коррекционной школы, поскольку здесь ученики вводятся в систему общественных отношений, основанных на товариществе, деловом сотрудничестве, ответственности, взаимопомощи. При этом ученики практически убеждаются в том, что успехи в трудовой деятельности возможны при условии выполнения установленных правил, в том числе правил поведения в коллективном труде.
Литература
1. Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение, 1989 год
2. Божович Л И «Личность и ее формирование в детском возрасте»
3. Гилязутдиновы Салим и Асия. Казань в легендах. Казань, Дом печати, 2003 г.
4. Игры: Учение, тренинг, досуг. -М., 1994. С. 237 - 351).
5. Журналы «Воспитание школьников» № 1,2,6 2003год
6. Журналы «Досуг в школе № 2003 – 2008г
7. Журнал «Классный руководитель» М. 2000№4 стр.21-32 )
8. Журнал «Классный руководитель» М. 2002№8 стр.8-12
9. Конвенция ООН о правах ребенка.
10. Конституция Республики Татарстан, - Казань: Татар. Кн. Изд-во,1993 г.
11. Можейко И В «Государственная символика России» Москва, 2003
12. Н.В. Чудакова. «Я познаю мир».МЛ 998
13. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 312с. (Метод, биб-ка)
14. Под ред./ А.М. Щербаковой. «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.» Книга вторая. М.2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегриро...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...
программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"
Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...
«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно вли...