Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников
статья
В статье говорится о том, что проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной в образовательной политике России. В современных условиях, каждое образовательное учреждение осуществляет выбор конкретных технологий и практик, обеспечивающих ресурс развития воспитания в данном направлении. Автор предлагает рассмотреть позиции формирования российской идентичности у современных школьников в разные возрастные периоды и предсталяет модель развития гражданско-патриотического воспитания школьников. В основании данной модели находятся гносеологический, аксиологический и герменевтический подходы. Процесс гражданско-патриотического воспитания школьников представлен как процесс создания условий для: формирования Патриотического сознания обучающихся, формирования Патриотических отношений, реализации Патриотической деятельности. Определены принципы и основные компоненты реализации модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
модель гражданско-патриотического воспитания школьников | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников
Татаринова Валерия Сергеевна -
канд.пед.наук, методист ГБУ ИМЦ
Красносельского района Санкт-Петербурга
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению экономики, культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Поэтому проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной.
По мнению ученых (социологов, педагогов, психологов), в современных условиях гражданская культура учащейся молодежи характеризуется кризисным состоянием, противоречивым поиском мировоззренческих ориентаций, пассивностью в политической и общественной жизни. В системе патриотического воспитания образовательных организаций преобладает «словесное» воспитание, недостаточно формируется опыт деятельности с патриотической направленностью. Вместе с тем возрастает интерес юных и молодых граждан к экспертизе законодательных проектов и локальных управленческих актов, социальному проектированию, развитию благотворительности, к участию в общественных движениях добровольцев, волонтеров.
Целью обновленного гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении, согласно Федеральному государственному стандарту общего образования, является формирование российской идентичности учащихся. Исходя из этого, мы определили позиции формирования российской идентичности у современных школьников в разные возрастные периоды:
“Я - в познании своих возможностей“
“Я- часть своей Семьи”
“Я - продолжатель Рода”
“Я- представитель Народа”
“Я - гражданин Отечества”
“Я- производитель Цивилизации”
“Я - защитник Мироздания”.
Базовой идеей модели гражданско-патриотического воспитания является идея приоритетности в развитии у обучающихся опыта деятельности с гражданским содержанием и патриотической направленностью.
Основаниями модели являются следующие подходы:
Гносеологический подход — рассматривающий все явления и события с точки зрения теории познания. В педагогике и психологии данный подход раскрывает особенности познания человеком объективной реальности, процесс восприятия этой реальности и отражения внутренней и внешней средой. В связи с проблемой патриотического воспитания школьников данный подход полезен и интересен исследованием поведения субъектов и объектов воспитания, особенностей их адаптации, социализации, воспитания, обучения, развития, самосовершенствования, самоактуализации в различных видах деятельности и социальной среде.
Аксиологический подход позволяет решать как общие задачи гуманизации школьной образовательной среды, так и задачи изучения явления с точки зрения удовлетворения ценностных потребностей обучающихся, педагогов и родителей в ситуации оценки, изменяющихся событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации.
Герменевтический подход рассматривается как искусство понимания и постижения смыслов и значений.
Таким образом, мы предполагаем рассматривать процесс гражданско-патриотического воспитания школьников как процесс создания условий для:
- формирования Патриотического сознания обучающихся - рассматривается как отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является морально — нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности.
- формирования Патриотических отношений, которые раскрываются через реальную связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный «канал» трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности.
- реализации Патриотической деятельности, что понимается как способ воплощения патриотического сознания и патриотических отношений.
Определили Принципы реализации модели:
- Принцип связи патриотического воспитания с другими видами воспитания;
- Принцип учета индивидуальных, возрастных особенностей в патриотическом воспитании школьников;
- Принцип межпоколенной преемственности социального опыта;
-Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов России;
-Принцип учёта региональных условий в трансляции патриотических идей и ценностей;
-Принцип интеграции патриотических ценностей в содержание образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования;
-Принцип интерактивности совместной деятельности всех участников процесса воспитания;
-Принцип использования неформального характера взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей);
- Учёт гендерных различий в процессе гражданско-патриотического воспитания.
Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом: в учебном процессе и школьном дополнительном образовании; в общественной среде школы. Общественная среда – это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление и т.п.; во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок участвует в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.
Для развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс, основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.
Для развития первой сферы – учебный процесс и школьное дополнительное образование – наибольший позитивный эффект могут принести технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практики школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности и туристско-краеведческих экспедиций.
Развитие второй сферы гражданско-патриотического воспитания – общественной среды школы – наиболее успешно и интенсивно может осуществляться на основе технологий проблемно-ценностных дискуссий, социально-моделирующей игры, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практик детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, неимитационного детского самоуправления и детско-взрослого соуправления, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.
В развитие третьей сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении – внешкольного социализационного пространства – наибольший вклад могут внести технологии социально-образовательных проектов, социально-моделирующих игр, молодежной переговорной площадки, детско-взрослого образовательного производства и практики детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, центров социального проектирования, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.
Результативность процесса гражданско-патриотического воспитания предполагаем рассматривать по трем основным компонентам:
1) знаниевый компонент (знание и понимание историко-географического образа России; знание и понимание социально-политического устройства страны; знание о своей этнической и региональной принадлежности; знание и понимание культурного и научного наследия России, его места в мировом контексте; ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей; уверенное владение русским языком как языком российской нации);
2) эмоционально-ценностный компонент (гордость за Родину (великодушие к прошлому, творческое отношение к настоящему и будущему); принятие этнической идентичности; толерантность (признание и понимание иного, непохожего на меня); уважение личности, нетерпимость к насилию; присвоение ценности семьи; сформированность морально-нравственной самооценки;
3) деятельностный компонент (участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; выполнение норм и требований школьной и общественной жизни; умение вести диалог, разрешать конфликты; свободное и ответственное следование моральным и нравственным нормам; инициативное участие в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию; умение строить жизненные планы).
Представленная модель развития гражданско-патриотического воспитания носит вариативный характер, то есть выбор конкретных технологий и практик, обеспечивающих ресурс развития воспитания, совершается самим образовательным учреждением с учетом его особенностей, имеющихся традиций, кадрового потенциала, ученического контингента и т.д.
В силу сказанного роль учителя в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны, в сохранении Мироздания в целом трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель духовно-нравственного воспитания школьника. Опыт реализации.
Статья на конференцию 9 Чередовские чтения, где представлен опыт реализации модели духовно-нравстенного воспитания школьников...
Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотического воспитания на базе школьного музейного комплекса
Выступление на городских педчтениях . 2 место....
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....
Сетевое взаимодействие МОУ СШ № 83 и МУ ДО «Центр Пост № 1 Волгограда» как эффективная модель гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
Пост № 1 и МОУ СШ № 83...
Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин»
Сейчас наша страна переживает непростой период своей истории: вооруженные конфликты вблизи границ России, давление со стороны западных стран, демо...
Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях
Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...