Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников
статья

Татаринова Валерия Сергеевна

В статье говорится о том, что проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной в образовательной политике России. В современных условиях, каждое образовательное учреждение осуществляет выбор конкретных технологий и практик, обеспечивающих ресурс развития воспитания в данном направлении. Автор предлагает рассмотреть позиции формирования российской идентичности у современных школьников в разные возрастные периоды и предсталяет модель развития гражданско-патриотического воспитания школьников. В основании данной модели находятся гносеологический, аксиологический и герменевтический подходы. Процесс гражданско-патриотического воспитания школьников представлен как процесс создания условий для: формирования Патриотического сознания обучающихся, формирования Патриотических отношений, реализации Патриотической деятельности. Определены принципы и основные компоненты реализации модели. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников

Татаринова Валерия Сергеевна -

канд.пед.наук, методист ГБУ ИМЦ

Красносельского района Санкт-Петербурга

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению экономики, культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Поэтому проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной.

По мнению ученых (социологов, педагогов, психологов), в современных условиях  гражданская культура учащейся молодежи характеризуется кризисным состоянием, противоречивым поиском мировоззренческих ориентаций, пассивностью в политической и общественной жизни. В системе патриотического воспитания образовательных организаций преобладает «словесное» воспитание, недостаточно формируется опыт деятельности с патриотической направленностью. Вместе с тем возрастает  интерес юных и молодых граждан к экспертизе законодательных проектов и локальных управленческих актов, социальному проектированию, развитию благотворительности, к участию в общественных движениях  добровольцев, волонтеров. 

Целью обновленного гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении, согласно Федеральному государственному стандарту общего образования, является формирование российской идентичности учащихся. Исходя из этого, мы определили позиции формирования российской идентичности у современных школьников в разные возрастные периоды:

“Я - в познании своих возможностей“

“Я- часть своей Семьи”

“Я -  продолжатель Рода”

“Я- представитель Народа”

“Я - гражданин Отечества”

“Я- производитель Цивилизации”

“Я - защитник Мироздания”.

Базовой идеей модели гражданско-патриотического воспитания является идея приоритетности в развитии у обучающихся опыта деятельности с гражданским содержанием и патриотической направленностью.

Основаниями модели являются следующие подходы:

Гносеологический подход — рассматривающий все явления и события с точки зрения теории познания. В педагогике и психологии данный подход раскрывает особенности познания человеком объективной реальности, процесс восприятия этой реальности и отражения внутренней и внешней средой. В связи с проблемой патриотического воспитания школьников данный подход полезен и интересен исследованием поведения субъектов и объектов воспитания, особенностей их адаптации, социализации, воспитания, обучения, развития, самосовершенствования, самоактуализации в различных видах деятельности и социальной среде.

 Аксиологический подход позволяет решать как общие задачи гуманизации школьной образовательной среды, так и задачи изучения явления с точки зрения удовлетворения ценностных потребностей обучающихся, педагогов и родителей в ситуации оценки, изменяющихся событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации.

Герменевтический подход рассматривается как искусство понимания и постижения смыслов и значений.

Таким образом, мы предполагаем рассматривать процесс гражданско-патриотического воспитания школьников как процесс создания условий для:

  1. формирования Патриотического сознания обучающихся - рассматривается как отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является морально — нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности.
  2. формирования Патриотических отношений, которые раскрываются через реальную связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный «канал» трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности.
  3. реализации Патриотической деятельности, что  понимается как способ воплощения патриотического сознания и патриотических отношений.

Определили Принципы реализации модели:

- Принцип связи  патриотического  воспитания с другими  видами воспитания;

- Принцип учета  индивидуальных,  возрастных особенностей в  патриотическом  воспитании  школьников;

- Принцип межпоколенной  преемственности  социального опыта;

-Принцип опоры на  культурные, исторические, боевые и  трудовые традиции  народов России;

-Принцип учёта региональных условий в трансляции  патриотических идей и ценностей;

-Принцип интеграции патриотических ценностей в содержание образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования;

-Принцип интерактивности совместной деятельности всех участников процесса воспитания;

-Принцип использования неформального характера взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей);

- Учёт гендерных различий в процессе гражданско-патриотического воспитания.

Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом: в учебном процессе и школьном дополнительном образовании; в общественной среде школы. Общественная среда – это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление и т.п.; во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок участвует в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.

Для развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс, основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.

Для развития первой сферы – учебный процесс и школьное дополнительное образование – наибольший позитивный эффект могут принести технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практики школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности и туристско-краеведческих экспедиций.

Развитие второй сферы гражданско-патриотического воспитания – общественной среды школы – наиболее успешно и интенсивно может осуществляться на основе технологий проблемно-ценностных дискуссий, социально-моделирующей игры, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практик детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, неимитационного детского самоуправления и детско-взрослого соуправления, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

В развитие третьей сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении – внешкольного  социализационного пространства – наибольший вклад могут внести технологии социально-образовательных проектов, социально-моделирующих игр, молодежной переговорной площадки, детско-взрослого образовательного производства и практики детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, центров социального проектирования, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

Результативность процесса гражданско-патриотического воспитания предполагаем рассматривать по трем основным компонентам:

1) знаниевый компонент (знание и понимание историко-географического образа России; знание и понимание социально-политического устройства страны; знание о своей этнической и региональной принадлежности; знание и понимание культурного и научного наследия России, его места в мировом контексте; ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей; уверенное владение русским языком как языком российской нации);

2) эмоционально-ценностный компонент (гордость за Родину (великодушие к прошлому, творческое отношение к настоящему и будущему); принятие этнической идентичности; толерантность (признание и понимание иного, непохожего на меня); уважение личности, нетерпимость к насилию; присвоение ценности семьи; сформированность морально-нравственной самооценки;

3) деятельностный компонент (участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; выполнение норм и требований школьной и общественной жизни; умение вести диалог, разрешать конфликты; свободное и ответственное следование моральным и нравственным  нормам; инициативное участие в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию; умение строить жизненные планы).

Представленная модель развития гражданско-патриотического воспитания носит вариативный характер, то есть выбор конкретных технологий и практик, обеспечивающих ресурс развития воспитания, совершается самим образовательным учреждением с учетом его особенностей, имеющихся традиций, кадрового потенциала, ученического контингента и т.д.

В силу сказанного роль учителя в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны, в сохранении Мироздания в целом  трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель духовно-нравственного воспитания школьника. Опыт реализации.

Статья на конференцию 9 Чередовские чтения, где представлен опыт реализации модели духовно-нравстенного воспитания школьников...

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....

Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин»

Сейчас наша страна переживает непростой период своей истории:  вооруженные  конфликты  вблизи границ России,  давление  со  стороны  западных  стран,  демо...

Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях

Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...