Рабочая программа кружка "Практическая биология" ("Точка роста"), 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Рабочая программа кружка "Практическая биология" (с использованием оборудования "Точка роста"), 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

естественно-математического цикла

_____________  Л.А. Зарубина

Протокол № _____

от  «___»_____________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________ Т.В. Янжимаева

 

«___»________________2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

_____________  Т. Ю. Дансарунова

Приказ №_____

от  «____»______________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка

«Практическая биология» («Точка роста»)

   БИОЛОГИЯ    6   класс  

предмет, класс

на 2021 – 2022 учебный год

срок реализации

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ:    в неделю __1 час_;      всего за год __ 34 часа__

УЧИТЕЛЬ   (ФИО)__              Зарубина    Лариса    Александровна__

КАТЕГОРИЯ __                        первая  квалификационная  категория_

с. Верхняя Иволга

2021 г.

Раздел I.   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Планируемые образовательные результаты

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса: 

Выпускник научится: 

  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий); 

  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека; 

  выявлятьпримерыи  раскрывать  сущность  приспособленности  организмов  к

среде обитания; 

  различатьпо  внешнему  виду,  схемам  и  описаниям  реальные  биологические 

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; 

  сравнивать  биологические  объекты  (растения,  животные,  бактерии,  грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 

  использовать  методы  биологической  науки:наблюдать  и  описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты; 

  знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 

  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 

  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. 

Выпускник получит возможность научиться: 

  находить  информацию  о  растениях,  животных  грибах  и  бактерияхв  научно-

популярной  литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет  ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 

  использовать  приемы  оказания  первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;  

  ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по  отношению  к

объектам  живой  природы  (признание  высокой  ценности  жизни  во  всех  ее  проявлениях,

экологическое  сознание,  эмоционально-ценностное  отношение  к  объектам  живой

природы); 

  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой

природе;  

  создавать  собственные  письменные  и  устные  сообщения  о  растениях,

животных,  бактерия  и  грибах  на  основе  нескольких  источников  информации,

сопровождать  выступление  презентацией,  учитывая  особенности  аудитории

сверстников; 

  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий,  планировать  совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса: 

Выпускник научится: 

  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий); 

  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека; 

  выявлятьпримерыи  раскрывать  сущность  приспособленности  организмов  к

среде обитания; 

  различатьпо  внешнему  виду,  схемам  и  описаниям  реальные  биологические 

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; 

  сравнивать  биологические  объекты  (растения,  животные,  бактерии,  грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 

  использовать  методы  биологической  науки:наблюдать  и  описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты; 

  знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 

  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 

  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. 

Выпускник получит возможность научиться: 

  находить  информацию  о  растениях,  животных  грибах  и  бактерияхв  научно-

популярной  литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет  ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 

  использовать  приемы  оказания  первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;  

  ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по  отношению  к

объектам  живой  природы  (признание  высокой  ценности  жизни  во  всех  ее  проявлениях,

экологическое  сознание,  эмоционально-ценностное  отношение  к  объектам  живой

природы); 

  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой

природе;  

  создавать  собственные  письменные  и  устные  сообщения  о  растениях,

животных,  бактерия  и  грибах  на  основе  нескольких  источников  информации,

сопровождать  выступление  презентацией,  учитывая  особенности  аудитории

сверстников; 

  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий,  планировать  совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса: 

Выпускник научится: 

  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий); 

  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека; 

  выявлятьпримерыи  раскрывать  сущность  приспособленности  организмов  к

среде обитания; 

  различатьпо  внешнему  виду,  схемам  и  описаниям  реальные  биологические 

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; 

  сравнивать  биологические  объекты  (растения,  животные,  бактерии,  грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 

  использовать  методы  биологической  науки:наблюдать  и  описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты; 

  знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 

  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 

  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. 

Выпускник получит возможность научиться: 

  находить  информацию  о  растениях,  животных  грибах  и  бактерияхв  научно-

популярной  литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет  ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 

  использовать  приемы  оказания  первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;  

  ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по  отношению  к

объектам  живой  природы  (признание  высокой  ценности  жизни  во  всех  ее  проявлениях,

экологическое  сознание,  эмоционально-ценностное  отношение  к  объектам  живой

природы); 

  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой

природе;  

  создавать  собственные  письменные  и  устные  сообщения  о  растениях,

животных,  бактерия  и  грибах  на  основе  нескольких  источников  информации,

сопровождать  выступление  презентацией,  учитывая  особенности  аудитории

сверстников; 

  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий,  планировать  совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

таты изучения курса биологии 5 класса: 

Выпускник научится: 

  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий); 

  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека; 

  выявлятьпримерыи  раскрывать  сущность  приспособленности  организмов  к

среде обитания; 

  различатьпо  внешнему  виду,  схемам  и  описаниям  реальные  биологические 

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; 

  сравнивать  биологические  объекты  (растения,  животные,  бактерии,  грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 

  использовать  методы  биологической  науки:наблюдать  и  описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты; 

  знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 

  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 

  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. 

Выпускник получит возможность научиться: 

  находить  информацию  о  растениях,  животных  грибах  и  бактерияхв  научно-

популярной  литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет  ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 

  использовать  приемы  оказания  первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;  

  ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по  отношению  к

объектам  живой  природы  (признание  высокой  ценности  жизни  во  всех  ее  проявлениях,

экологическое  сознание,  эмоционально-ценностное  отношение  к  объектам  живой

природы); 

  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой

природе;  

  создавать  собственные  письменные  и  устные  сообщения  о  растениях,

животных,  бактерия  и  грибах  на  основе  нескольких  источников  информации,

сопровождать  выступление  презентацией,  учитывая  особенности  аудитории

сверстников; 

  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий,  планировать  совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса: 

Выпускник научится: 

  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий); 

  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека; 

  выявлятьпримерыи  раскрывать  сущность  приспособленности  организмов  к

среде обитания; 

  различатьпо  внешнему  виду,  схемам  и  описаниям  реальные  биологические 

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; 

  сравнивать  биологические  объекты  (растения,  животные,  бактерии,  грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 

  использовать  методы  биологической  науки:наблюдать  и  описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты; 

  знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 

  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 

  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. 

Выпускник получит возможность научиться: 

  находить  информацию  о  растениях,  животных  грибах  и  бактерияхв  научно-

популярной  литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет  ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 

  использовать  приемы  оказания  первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;  

  ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по  отношению  к

объектам  живой  природы  (признание  высокой  ценности  жизни  во  всех  ее  проявлениях,

экологическое  сознание,  эмоционально-ценностное  отношение  к  объектам  живой

природы); 

  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой

природе;  

  создавать  собственные  письменные  и  устные  сообщения  о  растениях,

животных,  бактерия  и  грибах  на  основе  нескольких  источников  информации,

сопровождать  выступление  презентацией,  учитывая  особенности  аудитории

сверстников; 

  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий,  планировать  совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

        Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует   раскрытию   внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

        Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

        На дополнительных занятиях по биологии в 6 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 6 классе достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

        Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

        Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии,   основ исследовательской деятельности.

        Задачи:

  • Формирование системы научных        знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических      экспериментов;
  • Содействие развитию умения работать на практике с оборудованием цифровой лаборатории;
  • Развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
  • Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
  • Формирование основ экологической грамотности.

        Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям,  работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

        Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
  • развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы   и другое);
  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  •         овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  •         умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  •         умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической     группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
  1. Планируемые воспитательные результаты

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров. 

Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне основного общего образования

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей.

Познавательное

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

        При изучении разделов курса «Практическая биология» учащиеся смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства  животных.        Микология — наука о грибах. Физиология — наука о жизненных процессах.        Экология — наука о  взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология — наука о бактериях. Орнитология — раздел  зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография — наука, которая изучает закономерности географического        распространения и распределения организмов.

Введение.

        Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)

        Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

        Практические и лабораторные работы:

  • Устройство микроскопа;
  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов;
  • Зарисовка биологических объектов.

        Проектно-исследовательская деятельность:

  • Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

        Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и  монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Бурятии.

        Практические и лабораторные работы:

  • Морфологическое описание растений;
  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии;
  • Монтировка гербария.

        Проектно-исследовательская деятельность:

- Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»;

-  Проект «Редкие растения Бурятии».

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

        Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.

Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

        Практические и лабораторные работы:

- Работа по определению животных;

- Составление пищевых цепочек;

- Определение экологической группы животных по внешнему виду;

- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

        Проектно-исследовательская деятельность:

- Мини – исследование «Птицы на кормушке»;

- Проект «Красная книга животных Бурятии».

Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)

        Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

        Практические и лабораторные работы:

- Работа с информацией (посещение библиотеки);

- Оформление доклада и презентации по определенной теме.

        Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»:

  • Движение растений.
  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.
  • Прорастание семян.
  • Влияние прищипки на рост корня.

Модуль «Экологический практикум»

  • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.
  • Определение запыленности воздуха в помещениях.

Раздел III.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружок «Практическая биология»

п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение (1 час)

1

Вводный инструктаж по ТБ.

1

01.09

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)

2

Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

1

08.09

3

Знакомство с устройством микроскопа.

1

15.09

4

Техника биологического рисунка  и приготовление микропрепаратов.

1

22.09

5

Мини-исследование «Микромир».

1

29.09

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

6

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».

1

06.10

7

Техника сбора, высушивания и монтировки  гербария.

1

13.10

8

Техника сбора, высушивания и монтировки  гербария.

1

20.10

9

Виртуальная экскурсия «Изучение растений леса».

1

27.10

10

Виртуальная экскурсия «Изучение растений луга».

1

10.11

11

Виртуальная экскурсия «Изучение растений водоема».

1

17.11

12

Виртуальная экскурсия «Изучение растений степи».

1

24.11

13

Определяем и классифицируем.

1

01.12

14

Морфологическое описание растений.

1

08.12

15

Морфологическое описание растений.

1

15.12

16

Определение        растений в безлиственном состоянии.

1

22.12

17

Создание каталога «Видовое разнообразие  растений пришкольной территории».

1

12.01

18

Создание каталога «Видовое разнообразие  растений пришкольной территории».

1

19.01

19

Редкие растения Бурятии.

1

26.01

20

Редкие растения Бурятии.

1

02.02

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

21

Система животного мира.

1

09.02

22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

1

16.02

23

Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе»

1

02.03

24

Определяем и классифицируем.

1

09.03

25

Определяем животных по следам и контуру.

1

16.03

26

Определение экологической группы животных по внешнему виду.

1

30.03

27

Практическая орнитология.

Мини- исследование «Птицы на кормушке».

1

06.04

28

Проект «Красная книга Бурятии».

1

13.04

29

Проект «Красная книга Бурятии».

1

20.04

Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)

30

Как выбрать тему для исследования.

Постановка целей         и задач. Источники      информации

1

27.04

31

Как оформить результаты исследования.

1

04.05

32

Физиология растений.

1

11.05

33

Экологический практикум.

1

18.05

34

Оформление доклада и презентации по определенной теме.

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"

Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 класса составлена на основе программы по  биологии  для  5–9  классов  автора: Сивоглазов В. И. Биология. Рабочие про...