Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности "ШЕДЕВР"
рабочая программа
Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Дети – настоящие фантазеры и прирожденные художники, они видят мир во всей его красочности и своеобразии. Они любят выдумывать, создавать героев и образы. Рисунок для ребенка является продолжением игры, но именно в рисунке ребенок часто оставляет свой эмоциональный окрас действительности. Рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать.
Актуальность программы заключается в том, что в неё включены учебные элементы и задания по всем основным жанрам изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.); о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства. Результаты освоения программы могут стать отправной точкой для продолжения художественного образования в учебных заведениях художественного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_shedevr.docx | 48.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Коченевского района Новосибирской области.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2020 | «Утверждаю» Директор МКОУ Новомихайловская СОШ ____________Т.Ю. Свиридова Приказ № 262 от 31.08.2020г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности
"Шедевр"
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Позднякова Жанна Григорьевна
Учитель МКОУ Новомихайловская СОШ
I квалификационной категории
с. Новомихайловка 2020 г
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………………...3
Цель и задачи программы…………………………………………………..…5
Содержание программы……………………………………..……………….. 6
Прогнозируемые (планируемые) результаты……………….……………....10
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график………………………………………………. 11
Условия реализации программы……………………...................................... 11
Методические материалы ………………………………….…………………13
Список литературы …...……………………………………….………………16
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы:
художественная
Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Дети – настоящие фантазеры и прирожденные художники, они видят мир во всей его красочности и своеобразии. Они любят выдумывать, создавать героев и образы. Рисунок для ребенка является продолжением игры, но именно в рисунке ребенок часто оставляет свой эмоциональный окрас действительности. Рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать.
Актуальность
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании детей как в младшем школьном возрасте, так и в среднем, а затем в старшем. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости. На занятиях по программе «Шедевр» обучающиеся учатся ценить, любить и уважать художественное наследие своей страны и мировое искусство, что ведет к совершенствованию личности. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Актуальность программы заключается в том, что в неё включены учебные элементы и задания по всем основным жанрам изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.); о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства. Результаты освоения программы могут стать отправной точкой для продолжения художественного образования в учебных заведениях художественного профиля.
Отличительные особенности, новизна.
Материал программы разделён на занятия, им предшествуют «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете ИЗО, проходят инструктаж. Отличительной особенностью программы является то, что вовремя занятия ученики могут почувствовать себя в роли художника, художника - оформителя, дизайнера.
Новизна программы состоит в том, что на занятиях дети используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей, мальчиков и девочек, 7 - 12 лет, мотивированных к данному виду деятельности. Количество обучающихся в группе ограничено до 12-15 человек. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).
Дети младшего школьного возраста настоящие фантазеры и прирожденные художники, они видят мир во всей его красочности и своеобразии и способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Всем известно, что, рисование способствует всестороннему развитию личности. Занятия по программе «Шедевр», обеспечивают «ситуацию успеха», что создает благоприятные условия для социализации ребенка, так как занимающиеся имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей и могут сравнить свои достижения с успехами других детей.
Объем и сроки освоения программы.
Общий объем программа – 72 часа, количество часов в неделю – 2, длительность учебного часа – 45 минут. Программа реализуется в соответствии с учебным планом учреждения с 15 сентября по 25 мая, включая каникулы.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности учащихся:
групповое занятие;
работа по подгруппам;
индивидуальные занятия.
Особенности организации образовательного процесса
Группа разновозрастная, формируется из учащихся 1-6 классов, численный состав группы – 12-15 человек. Состав группы постоянный. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся
Режим занятий.
Занятия проходят в кабинете ИЗО, по утвержденному расписанию, 2 раз в неделю. Длительность каждого занятия 45 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развития творческих способностей детей, средствами художественной выразительности, через практическое применение различных способов и техник изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• знакомство с жанрами изобразительного искусства;
• знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
• овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
• приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
• развитие колористического видения;
• развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
• овладение техническими приемами работы различными художественными материалами и их выразительными возможностями;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучение детей строится на сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного искусства.
Учебный план
Допускается корректировка программного содержания занятия,
количество установленных для каждого цикла учебных часов,
последовательности изучения тем в зависимости от конкретных условий работы,
особенностей детей.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Графика | 10 | 3 | 7 | Текущий контроль |
2.1 Техника работы простым карандашом и ластиком | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
2.2 Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | |
2.3 Граттаж – освоение техники | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
3 | По страницам русских народных сказок и литературных произведений | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль |
3.1 Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
3.2 Иллюстрация литературного произведения | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
4 | Пейзаж 10 2 8 | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль |
4.1 Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция | 6 | 1 | 5 | Практическое задание | |
4.2 Времена года | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль | |
5 | Натюрморт | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
5.1 Виды натюрморта. Композиция | 2 | 1 | 1 | Практическое задание | |
6 | Портрет | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль |
6.1 Виды портретов. Портрет любимого литературного героя | 6 | 1 | 5 | Практическое задание | |
6.2 Я и моя семья | 4 | 1 | 3 | ||
7 | Жанровая композиция | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль |
7.1 Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы». Композиция | 5 | 1 | 4 | Практическое задание | |
7.2 Творческая работа на свободную тему | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
8 | Город | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль |
8.1 «Сказочный город» 4 1 3 | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | |
8.2 Наш город | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | |
9 | Творческая работа | 14 | 3 | 11 | Текущий контроль |
9.1 Виды оформления работ. | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | |
9.2 Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике | 10 | 2 | 8 | Практическое задание | |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Выставка |
Всего | 72 | 18 | 54 |
Содержание разделов и тем
Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности.
Практика. Выполнение творческого задания.
Раздел 2. Графика
2.1. Техника работы простым карандашом и ластиком
Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. Работа макетным резаком.
2.2. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки
Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы
фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Акриловыми красками по пластику и стеклу.
2.3. Граттаж – освоение техники
Теория. Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы.
Практика. Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка.
Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных
произведений
3.1. Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция
Теория. Беседа о сказке. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение темы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
3.2. Иллюстрация литературного произведения
Теория. Выбор сюжета. Композиция. Обсуждение темы.
Практика. Выполнение творческого задания.
Раздел 4. Пейзаж
4.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция
Теория. Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
4.2. Времена года
Теория. Особенности пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Последовательность выполнения работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 5. Натюрморт
5.1. Виды натюрморта. Композиция
Теория. Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 6. Портрет
6.1. Виды портретов. Портрет любимого литературного героя
Теория. Виды портретов. Беседа о литературных героях. Характер образа.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
6.2. Я и моя семья
Теория. Беседа о семье. Характеры образов. Обсуждение темы. Последовательность выполнения работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 7. Жанровая композиция
7.1. Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы».
Композиция
Теория. Беседа о видах жанровой композиции. Выбор темы. Композиция. Обсуждение выбранной техники.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
7.2. Творческая работа на свободную тему
Теория. Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 8. Город
8.1. Сказочный город
Теория. Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
8.2. Наш город
Теория. Беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы. Композиция. Обсуждение последовательности работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 9. Творческая работа
9.1. Виды оформления работ
Теория. Беседа о видах оформления работы. Обсуждение последовательности работы.
Практика. Выполнение творческого задания.
9.2. Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике
Теория. Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Раздел 10. Итоговое занятие
Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.
Прогнозируемые (планируемые) результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу года обучения дети будут знать:
• основные цвета, цветовую гамму красок, контрасты цвета;
• понятие композиция листа;
• понятие симметрии;
• свойства красок и графических материалов;
• азы линейной и воздушной перспективы;
• пропорции плоскостных и объемных предметов;
Будут уметь:
• смешивать цвета на палитре;
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
• работать самостоятельно и в коллективе;
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
• работать с натуры;
• доводить работу до конца;
• использовать различные техники рисования гуашью.
Обще-учебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место;
• трудолюбие;
• самостоятельность;
• уверенность в своих способностях;
• умение работать в группе;
• умения принимать конструктивную критику;
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей.
Раздел 2. Комплекс организационно–педагогических условий
Календарный учебный график (в разработке)
Месяцы | Дни недели | Время | Форма занятий | Кол. часов | Тема занятия | Место | Форма контроля | |
1 | Сентябрь | Вторник, | 15.00- 15.45 | Беседа | 1 | Вводное занятие | Кабинет ИЗО | Собеседование |
2 | Сентябрь | Среда | 15.00- 15.45 | Индивидуально-групповая | 1 | Техника работы простым карандашом и ластиком | Кабинет ИЗО | Текущий контроль Практическое задание |
Наблюдение, организация выставок детских работ. |
Условия реализации программы
Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Материально-техническое обеспечение
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования.
Оборудование и материалы
• парты;
• мольберты;
• стулья;
• доска;
• жалюзи;
учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная программа, учебно-методический комплект: дидактические материалы, видеотека, методические рекомендации, объяснительно-иллюстративный материал;
• изделия народных промыслов;
• репродукции картин;
• натюрмортный фонд;
инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, ноутбуки, канцелярские принадлежности), расходные материалы• учебные пособия;
•
художественные материалы
• гуашь художественная;
• краски акварельные;
• сухая художественная пастель;
• кисти плоские, овальные, круглые;
• бумага;
• картон;
• баночки для воды;
• тряпочки для вытирания кистей.
Информационное обеспечение:
∙ компьютер;
∙ средства аудио - и видеовизуализации;
∙ мультимедийные пособия.
Кадровое обеспечение программы
Учебный процесс должен организовывать квалифицированный педагог, соответствующий требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых». Привлечение к работе узких специалистов (художников, художников-оформителей)
Формы аттестации и оценочные материалы
В процессе реализации Программы используются следующие виды
контроля:
- входное собеседование осуществляется в форме ознакомительной
беседы с обучающимися с целью введения их в мир изобразительного
искусства, правил организации рабочего места, санитарии, гигиены и
безопасной работы;
- текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение
практических заданий;
- итоговый контроль осуществляется в форме выставки
творческих работ, включающие обобщающие задания по пройденным темам.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости; собеседования; смотр достижения планируемых результатов; взаимоконтроль; самоконтроль; отзыв детей и родителей;
Каждый раздел программы закрепляется творческим заданием, в котором обучающиеся показывают свои знания, умения работать с художественными материалами, самостоятельность и творческие способности, приобретённые на практических и теоретических уроках.
Формами промежуточной аттестации также являются открытые занятия в любое время учебного года, на которых можно показать приобретённые обучающимися навыки, умения, усвоенные знания.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Отчётная итоговая выставка в стенах образовательной организации
Ребёнок вместе с педагогом выбирает и готовит для выставки одну из лучших своих работ.
Методические материалы
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (лекция, объяснение, беседа, диалог, консультация), репродуктивный метод – метод практического показа наглядный метод: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации учебного занятия: лекции; экскурсии; беседы об изобразительном искусстве; интерактивные занятия; рисование с натуры; рисование по представлению; приобретение новых знаний (теоретических); занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога); повторение, подобные занятия являются заключительными; комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.
Педагогические технологии:
- Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному знакомству.
- Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
- Технология проблемного обучения. Преобразующая деятельность школьников может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
- Технология проектного обучения.
- Обучение в сотрудничестве.
- Здоровьесберегающая технология направлена на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
Алгоритм учебного занятия:
- организационный этап (приветствие, концентрация внимания, настройка на работу);
- проверочный этап (проверяется готовность к занятию);
- подготовительный этап (объявления темы и целей, знакомство с планом занятия);
- этап актуализации имеющихся у обучающихся знаний;
- этап работы по новому материалу;
- этап первичного закрепления полученных знаний умений и навыков;
- этап повторения изученного материала;
- этап обобщения пройденного материала (обучающимся предлагается самим дать оценку информацией и выделить основную мысль заложенную в материале);
- этап закрепления новых знаний умений и навыков;
- физкультминутка или этап релаксации;
- контрольный этап
- итоговый этап (педагог анализирует деятельность обучающихся или направляет их на самооценку)
- этап рефлексии (педагог мобилизует обучающихся на оценку самого занятия что даст возможность оценить правильность выбора формы и методов работы)
- информационный этап (обучающимся сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить к следующему занятию)
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а также, выбранной педагогом формы проведения.
Особые условия проведения
Материалы для работы на занятиях приобретаются самостоятельно. Обучение бесплатное.
Дидактические материалы На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов; изделия народных промыслов; репродукции картин; натюрмортный фонд;
Список литературы.
Нормативные документы
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ), (ред. От 21.07.2014);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее -Концепция);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196;
- «Об утверждении целевой модели развития региональных систем ДОД». Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями);
- Устав МКОУ Новомихайловская СОШ;
Список литературы, используемой при написании программы:
1. Ильина О.В., Бондарева К.Ю. Цветоведение и колористика: учебное пособие/ ГОУ ВПО СПбГТУРП. СПб., 2015 – 120с.
2. Основы графики, учебное пособие, Лещинский А.А., 2013.
3. Евтых С.Ш. Е 27 Наброски. Зарисовки. Эскизы: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013. – 115 с.: ил.
4. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: учебное пособие. – М.: Владос, 2015.
5. Джереми, Форд Школа рисования. Акварель / Форд Джереми. - М.: Контэнт, 2011. 14
6. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб: Кристалл, 2001.
7. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Просвещение, 1996.
8. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
10. Хейзел Соун. Лучшие уроки. Акварель за 30 минут. Учебное пособие. – М.: Издательство АСТ, 2016.
11. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
12. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М.: «Просвещение», 2006. 13. Ятухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.
14. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Литература и источники информации для обучающихся и родителей.
1. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.;
2. Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.
3. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007;
4. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996;
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996;
6. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980;
7. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005;
8. Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999;
9. Шнейдер, Петер Основы рисования акварелью. Горы и долины / Петер Шнейдер. – М.: Арт-Родник, 2010;
10. Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста / А.С. Хворостов. – М.: Гамма, 2010;
11.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Графика | 10 | 3 | 7 | Текущий контроль |
2.1 Техника работы простым карандашом и ластиком | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы. Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. Работа макетным резаком. | |||||
2.2 Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки | 4 | 1 | 3 | Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы. Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. Работа макетным резаком. | |
2.3 Граттаж – освоение техники | 3 | 1 | 2 | Теория. Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы. Практика. Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка. | |
3 | По страницам русских народных сказок и литературных произведений | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль |
3.1 Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
3.2 Иллюстрация литературного произведения | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
4 | Пейзаж 10 2 8 | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль |
4.1 Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция | 6 | 1 | 5 | Практическое задание | |
4.2 Времена года | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль | |
5 | Натюрморт | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
5.1 Виды натюрморта. Композиция | 2 | 1 | 1 | Практическое задание | |
6 | Портрет | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль |
6.1 Виды портретов. Портрет любимого литературного героя | 6 | 1 | 5 | Практическое задание | |
6.2 Я и моя семья | 4 | 1 | 3 | ||
7 | Жанровая композиция | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль |
7.1 Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы». Композиция | 5 | 1 | 4 | Практическое задание | |
7.2 Творческая работа на свободную тему | 3 | 1 | 2 | Практическое задание | |
8 | Город | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль |
8.1 «Сказочный город» 4 1 3 | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | |
8.2 Наш город | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | |
9 | Творческая работа | 14 | 3 | 11 | Текущий контроль |
9.1 Виды оформления работ. | 4 | 1 | 3 | Практическое задание | |
9.2 Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике | 10 | 2 | 8 | Практическое задание | |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Выставка |
Всего | 72 | 18 | 54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...