РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
рабочая программа

Карпова Светлана Владимировна

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение  

   дополнительного образования                                        

 «Курчатовская детская школа искусств»

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

 (аккордеон)

для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности  в области музыкального искусства

«Основы музыкального исполнительства» 

                                              (срок реализации - 3 года)

Разработчик:  С.В. Карпова, преподаватель высшей квалификационной категории по классу аккордеона отделения народных инструментов

  МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ»

Курчатов -  2019г.

                          Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература

-Учебная литература для ансамблей

- Методическая литература

 

                       I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания  одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.  

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Важное место в обучении детей должен занимать донотный период обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  6,5 – 16 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» 3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество

недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

32

38

32

38

32

38

210

Самостоятельная

работа

32

38

32

38

32

38

210

Максимальная

учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

420

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часа.  Из них: 210 часа – аудиторные занятия, 210 часа – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия проводятся в индивидуальной форме урока, продолжительность которого составляет 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории  исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на  аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

  • ознакомление детей с музыкальным инструментом (аккордеон), исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры на нем;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – аккордеоне;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на аккордеоне, симфонической музыки и другие);

- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

   Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.  Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для  ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.

                             II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, транспонированием, подбором мелодии по слуху, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой  аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.

Первый класс.

Годовые требования: 10-12 – различных музыкальных произведений (детские, народные песни и танцы, этюды, пьесы), чтение нот с листа.

Технические требования:  упражнения на различные виды игровых движений, гаммы до, соль мажор правой рукой в одну октаву, длинное арпеджио правой рукой в данных тональностях.

Результаты первого года обучения.

Ученик  должен освоить:

- ознакомление с устройством  инструмента;

- строение правой и левой клавиатуры;

- освоение и развитие первоначальных навыков игры на  аккордеоне   (правильная, удобная посадка, постановка рук);

- первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты, знакомство с основными музыкальными терминами:

- штрихи - non legato, staccato, legato;

-  основные динамические оттенки - forte, piano;

- технику ведения меха;

- освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль, ре,  с мажорными аккордами), игра двумя руками;

- развитие начальных навыков  чтения  нот с листа;

- развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. 

Контрольное прослушивание (2 полугодие):

Исполнение двух разнохарактерных пьес.

    Примерные программы выступления:

1 вариант

 1. русская народная песня «Я на горку шла»;(31)

 2. М. Красев «Осень»;(12)

2 вариант

1. В.Калинников «Журавель»;(1)

2. русская народная песня «Как под горкой, под горой»;(23)

3 вариант

1. Д.Кабалевский «Маленькая полька»;(31)

2.  русская народная песня «Как  пошли наши  подружки»; (11)

Примерный репертуар:

В.Калинников «Тень-тень»; (22)

М.Красев «Зима»;(11)

А.Филиппенко «Про лягушек и комара»;(11)

Р.Бажилин «Кукольный вальс» (8);

М.Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»;(31)

А.Иванов « Полька»; (12)

русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»;(27)

белорусская народная песня «Перепелочка»;(1)

украинская народная песня «Веселые гуси»;(12)

русская народная песня «Как у наших у ворот»;(11)

русская народная песня «Степь да степь кругом»(31)

Этюды:

Л.Гаврилов Этюд (до мажор);(11)

Г.Беренс Этюд (до мажор); (11)

К.Черни Этюд (соль мажор); (22)

А.Талакин Этюд (до мажор); (1)

В.Бухвостов Этюд (до мажор); (12)

Второй класс.

Годовые требования: 8-10 – разнохарактерных  музыкальных произведений: 2 – этюда, 6–7 разнохарактерных произведений (возможно 2-3 пьесы в ансамбле), чтение нот с листа.

Технические требования:  упражнения на различные виды техники, гамма до мажор двумя руками в одну октаву, гаммы соль  и фа мажор отдельно каждой рукой в одну (две) октавы, тонические трезвучия с обращениями  и длинное арпеджио  в тональностях до, соль, фа мажор правой рукой. Гаммы ля, ми минор (натуральный, гармонический, мелодический)  правой рукой в одну октаву, длинное арпеджио правой рукой в данных тональностях.

Результаты второго  года обучения.

Ученик должен:

- освоить  основные средства музыкальной выразительности (динамика, штрихи, ведение меха);

- знать основные музыкальные термины (обозначение темпа, динамических оттенков, знаки альтерации, мелизмы);

- первоначальные навыки исполнения  простых пьес с полифонической фактурой:

- игра в  ансамблях (ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные).

Академический концерт за I   полугодие – 2 разнохарактерных произведения.

Академический концерт за II полугодие – 2 разнохарактерных произведения.

Примерные программы выступления:

1 вариант

1.  С.Бредис «Грустный вальсок»; (14)

2. русская народная песня «Как под яблонькой» обр. Аз.Иванова; (31)

2 вариант

1. Н.Чайкин Танец Снегурочки»; (21)

2. русская народная песня «На горе – то калина» обр. Аз.Иванова; (20)

3 вариант

1.А.Доренский «Хоровод и наигрыш»; (18)

2. русская народная песня «Как пошли наши подружки» обр. И.А.Лаптевой;(32)

Примерный репертуар:

А.Спаддавекиа  «Добрый жук»;(21)

В.Иванов «Юмореска»; (31)

Е.Дербенко «Веселый танец»(19)

С.Бредис Полька;(15)

А.Доренский «Скандинавский напев»; (16)

С.Бредис «Грустный мотив»; (15)

М.Глинка «Полифоническая пьеса»; (22)

чешская народная песня «Аннушка»; (22)

латышская народная пляска; (20)

белорусская полька  «Янка»; (22)

русская народная песня «Во саду ли в огороде» обр. Г.Бойцовой; (12)

русская народная песня обр. В.Лушникова «Вдоль по речке». (23)

Одно произведение можно заменить пьесой, исполняемой в  составе ансамбля (дуэта, трио, квартета или других составов).

Этюды:

Г.Беренс Этюд (до мажор); (1)

Л.Шитте Этюд (соль мажор); (22)

А.Салин Этюд (ля минор); (8)

Л.Шитте Этюд (Ля минор); (1)

В.Риговский Этюд (ля минор);(41)

К.Черни Этюд (Фа мажор); (1)

Репертуар для ансамблей:

М. Красев Маленькая ёлочка»; (4)

В.Калинников «Тень, тень»; (4)

Е.П.Дербенко «Неразлучные друзья»; (5)

Е.П.Дербенко «Тирольская песня»; (5)

М.Блантер «Моя любимая»; (9)

В.Шаинский «Улыбка»; (2)

А.Доренский «Родные просторы»; (6)

русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И.Обликина; (3)

русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я» обр. С.Ю.Лихачёва; (4)

русская народная песня «Ах вы, сени» обр. С.Ю.Лихачёва; (4)

русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. И.Обликина; (3)

словацкая народная полька «Танцуй» обр. Г.Бойцовой. (9)

Третий  класс.

Годовые требования:  6-8 – разнохарактерных музыкальных произведений:     2 – этюда на различные виды техники, 4–6 разнохарактерных произведений,     2 пьесы в ансамбле, чтение нот с листа двумя руками вместе.

Технические требования:  упражнения на различные виды техники, гамма до, соль, ре  мажор двумя руками в одну октаву,  длинное арпеджио правой рукой в данных тональностях, тонические трезвучия с обращениями в тональностях до, соль, ре  мажор двумя руками. Гаммы ля, ми, ре  минор (натуральный, гармонический, мелодический) правой рукой в одну октаву, тонические трезвучия с обращениями и  длинное арпеджио в данных тональностях правой рукой. Гаммы ля минор левой рукой мелодический вид. Хроматическая  гамма от звука «до».

Результаты третьего  года обучения.

Ученик должен:

- играть пьесы, различные по стилю, жанру (включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений);

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике (штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто);

- умеет самостоятельно разбирать несложные музыкальные произведения;

- знать основные музыкальные термины;

- знать буквенные обозначения  партии левой руки, умеет их применять; 

- включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии.

Подготовка и исполнение выпускной программы.

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес.

   

Примерные итоговые  исполнительские программы:

1 вариант

1. И.Кригер «Менуэт»; (31)

2.Л.О.Анцати «Вальс – Мюзетт»; (8)

3. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша», обр. В.Лушникова; (23)

4. В.Переселенцев Этюд (ля минор). (41)

2 вариант

1. А.Гедике «Сарабанда» пер. П.Лондонова; (22)

2. Н.Титов «Вальс»; (20)

3. «Саратовские переборы» обр. В.Кузнецова; (8)

4. К.Черни Этюд (до мажор). (23)

3 вариант

1. Л.Моцарт «Менуэт»; (6)

2. А.Даргомыжский «Меланхолический вальс»; (21)

3. Русская народная песня «Вечор матушка», обр. А.Доренского; (18)

4. Л.О.Анцати Этюд (до мажор). (8)

Примерный репертуар:

Л.Штейбельт Сонатина (до мажор); (31)

А.Доренский Сонатина в классическом стиле; (18)

Л.Келлер Сонатина (соль мажор); (31)

Г.Гендель «Чакона»; (8)

С.Шевченко «Полифоническая пьеса»; (27)

Аз.Иванов «Старинный танец»; (20)

С.Бредис « Родная песня»; (14)

Н.Титов «Вальс»; (33)

С.Бредис «Сказочный вальс»; (14)

Е.Дербенко «Эстрадный вальс»; (19)

Б.Самойленко «Прогулка на велосипеде»; (30)

П.Кухнов « Родные просторы»; (30)

Палмер-Хагес полька «Эмилия»; (8)

Р.Бажилин «Вальс»; (8)

русская народная песня «Метелки» обр. Е.Дербенко; (19)

русская народная песня «Во кузнице» обр. Аз.Иванова; (20)

русская народная песня «Тонкая рябина» обр. Б.Самойленко; (35)

русская народная песня «Светит месяц» обр. Ф.Бушуева; (5)

матросский танец «Яблочко» обр. С.Бубенцовой; (27)

«Русская плясовая» обр. А.Мирека. (36)

Этюды:

Л.Шитте Этюд (соль мажор); (8)

К.Черни Этюд (до мажор); (23)

Э.Арне Этюд (до минор); (22)

А.Ивашечкин Этюд (ре мажор); (41)

С.Рубинштейн Этюд (ля минор); (41)

К.Черни Этюд (до мажор); (22)

П.Лемуан Этюд (до мажор). (8)

Репертуар для ансамблей:

Е.Дербенко  «Веселые музыканты»; (5)

А.Жилинский «Латышская полька»; (3)

Е.Попов «Над окошком месяц»; (9)

А.Доренский «Прелюдия»; (6)

А.Доренский «Веселое настроение»; (6)

Г.Шахов «Хоровод»; (2)

П.Лондонов «Частушка»; (2)

Б.Терентьев «Гвардейская полька»; (9)

белорусский народный танец Янка» обр. С.Ю.Лихачёва; (4)

русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. С.Ю.Лихачёва;(4)

болгарская народная песня «Соборинка» обр.Г.Бойцовой; (9)

русская народная песня «Ах, Самара городок» обр. Г.Бойцовой; (9)

русская народная песня «Перевоз Дуня держала»,  обр. И.Обликина. (3)

      III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

  IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

  • текущий контроль,
  • промежуточная аттестация учащихся,
  • итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

  • систематичность,
  • учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

  • зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
  • переводные зачеты (дифференцированные);
  • академические концерты;
  • контрольные уроки.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.  

Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

           По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.  

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

     V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

VI.        СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература

1. Аккордеон 1 – 3 классы ДШИ.  Хрестоматия. /Составитель В.Н.Мотов, Г.И.Шахов. – М.: «Издательство Кифара»,2002.

2. Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна: учебно-методическое пособие/ сост. и испол. ред. Ю.Шишкина, Е.Лёвина.  – Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

3. Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна: вып.2 / сост. и испол. ред. Е.Лёвина, С.Мажукиной.  – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

4. Аккордеонисту любителю. Вып.- 27. /Ред. В.Коростелев. – М.: «Композитор»,1993.

5. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.-24./ Сост. В.Г.Грачев. – М.: «Советский композитор», 1985.

6. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Вып.51./ Сост. А.А.Крючков. – М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1985.

7.  Беляев Г. Краски музыки 1-3 кл.- Ростов на Дону: «Феникс» 2011.

8. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – М.: Издатель В. Катанский, 1999.

9. Бажилин Р.Н. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 1. Пьесы для начальных классов ДМШ - М.: Издатель В. Катанский, 2006.

10. Бажилин Р. Н. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. Пьесы для начальных классов ДМШ.  - М.: Издатель В. Катанский, 2006.

11. Бойцова.Г. Юный аккордеонист. 1 часть. Изд. Москва «Музыка», 1997.

12. Бойцова.Г. Юный аккордеонист. 2 часть. Изд. Москва «Музыка», 2002.

13. Белоусов А.В. Я играть всегда готов! Педагогический репертуар для младших классов ДМШ. – Тула: ИПП «Гриф и К»,2004.

14. Бредис С.В. Сборник пьес для баяна (аккордеона): 2-4 классы ДМШ и ДШИ / С.В.Бредис. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.

15. Бредис С.В. Хорошее настроение. Сборник пьес для баяна (аккордеона) 2 –4 классы ДШИ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

16. Доренский А.Т. Музыкальный калейдоскоп: избранные произведения для баяна и аккордеона: 2-4 классы: учебно-методическое пособие/ А.Т.Доренский. – Ростов н/Д.: Феникс,2016.

17. Дороенский А.Т.  Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 1-3 классы ДМШ: учебно-методическое пособие /А.Т.Доренский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.

  18. Дороенский А.Т.  Музыка для детей. Педагогический репертуар баянист. Вып.2-й. 2-3 класс. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.      

  19. Дербенко Е.П. Юным музыкантам. Пьесы для баяна, аккордеона, гармони.: - Орел, 2009.

20. Иванов Аз.  Руководство для игры на аккордеоне. / Под ред. В.Говорушко. – Ленинград: изд. МУЗГИЗ, 1962.

21. Любимая классика: в простом переложении для баяна и аккордеона. / авт.-сост. Е.Левин. – Изд. 2-е,стер.- Ростов н/Д.: Феникс,2013.

22. Лондонов П.П. Школа игры на аккордеоне. –М: изд. «Музыка»,1987.

23. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. - Москва: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1982.

24. Лёгкие пьесы для чтения с листа на аккордеоне./ Сост. П.Шашкин. -М.: Советский композитор, 1983.                                                                                                    

25. Мы - музыканты, яркие таланты. Сборник пьес и песен для баяна (аккордеона).  Автор: Л. Архипова. – М.: Издательство «Феникс», 2011.

26. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Учебное пособие. – Ленинград: «Советский композитор», 1989.

27. Мирек А.М. Самоучитель игры на аккордеоне. - М.: Изд. «Советский композитор», 1982.

28. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. – Москва: «Советский композитор»,1972.

29. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. / Сост. Г.И.Шахов. – М.: «Советский композитор»,1987.

30. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 2-3 классы ДМШ: учебно-методическое пособие / ред. сост. В.В.Ушенин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

31. Педагогический репертуар баяниста выпуск – 1, 1-2 классы. /Составитель И.Н.Бойко. – Ростов-на-Дону изд. «Феникс», 1998.

32. Путь к мастерству. Исполнительский репертуар баяниста аккордеониста. В-1, /Исп. ред. И.А.Лаптева. – Энгельс: 2016.

33. Репертуар аккордеониста. Вып.27. Редактор А.Судариков. - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1972.

34. Самойленко Б. Музыкальные картинки. – Саратов: «Орион», 2008.

35.  Самойленко Б. Педагогический репертуар баяниста – аккордеониста: 2 – 7 классы ДМШ.- Саратов: Регион. Приволж., изд. «Детская книга», 2000.

36. Самоучитель игры на аккордеоне / авт.-сост. Е.И.Желнова. - М.:АСТ.2005. .                                                                                                          

37. Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. - Ростов на Дону: «Феникс», 2013.

38. Шплатова О.М. Первая ступенька. Юным аккордеонистам и баянистам Учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

39. Шулешко В.Этюды-картинки для аккордеона и баяна - М.: Аллегро, 2010.
40. Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв. - СПб,:Композитор, 2002.    

41. Этюды для аккордеона. Вып. 9./ Состав. и исп. ред. М.Двилянского. – М.: «Советский композитор», 1976.                                                                        

                                                                                             

Учебная литература для  ансамблей

1. Ансамбли баянов-аккордеонов вып.1 /сост Л.Гаврилов. - М.: Престо, 1992.

2. Аккордеон 1 – 3 классы ДШИ.  Хрестоматия. Составитель В.Н.Мотов, Г.И.Шахов. – М.: «Издательство Кифара»,2002.

3. Ансамбли  русских народных инструментов. Дуэты баянистов-аккордеонистов. Вып. 1./ И.Обликин, - М.: Музыка, 2003.                                                                                                                  

4.  Ансамбли. Для баянов  и аккордеонов / Сост. С.Ю.Лихачёв. – СП.: Изд-во «Композитор», 2014.

5. Дербенко Е.П. Гармонь. Баян. Аккордеон №7. Пьесы для дуэтов. – Курган: МирНот, 2005.

6. Дороенский А.Т.  Музыка для детей. Педагогический репертуар баянист. Вып.2-й. 2-3 класс. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

7. Играем вместе. Сборник ансамблей для баяна (аккордеона). Левин Е. Учебно-методическое пособие. – М.: Феникс, 2010.

8. Коробейников А. Детский альбом для баяна или аккордеона. – СП.: Композитор, 2004.

9. Хрестоматия для ансамблей аккордеонистов ДМШ. / Сост. Г.Бойцова. – М.: «Музыка», 1999.

10. Хрестоматия для ансамблей  баянистов 2 – 5 классы ДМШ. / Сост. А.С.Крылусов. – М.:  «Музыка», 1999.

11. Мал? Да удал!: сборник народных ансамблей для малого состава / Ю. И. Тимонин. - Москва: ФАИНА, 2014.

12. Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 кл. вып. 9. - М.: Музыка, 1980.

13. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. Р.Бажилин, - М.: «Издательство Владимира Катанского», 2000.

14. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С.Лихачев. Вып. 1-4.- СПб.: Композитор, 1999.    

15. Просчитай до трех.  Эстрадные композиции для дуэта аккордеонистов. Сост. В.Ходукин. – СПб.: Композитор, 1999.          

16. Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. – СПб.: Композитор, 1999.

17. Ушенин В.В.  Школа игры на аккордеоне. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

18. Ушенин В.В.  Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов): Часть-1: 2-4 классы ДМШ: учебно-методическое пособие/В.Ушенин. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс»,2011.

19. Эстрадный калейдоскоп. 2-4 классы ДМШ. В.Шулешко. Вып.1. - М.: «Музыка», 2002.

Методическая  литература

1. Аккордеонно – баянное исполнительство: вопросы методики, теории и истории/ сост. О.Шаров. - Санкт-Петербург: «Композитор», 2006.

2. Антонова Е, Криштоп Л.  «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые   пути его преодоления.- Санкт-Петербург: «Северный олень», 1997.

3. Аппликатура как средство развития прфессионального мастерства баяниста и аккордеониста. Г.Шахов. – М.: Музыка, 1991.

4.Белецкая Л.И. Основы музыкального времени. – Омск: РЭМИС, 2002.

5.Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – М.:  Издатель В. Катанский, 1999.

6. Бубен В.П. Теория и практика обучения игре на аккордеоне / В.П.Бубен.  –Минск: БГПУ, 2005.

7. Биткова Л. Учимся играть по нотам. Начальный курс игры на аккордеоне для детей. – С-Пб.: ГБУДО, 2016.

8. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.

9. Воспитание творческого воображения учащихся музыкальных школ. /Сост. Т.Ермолаева. - Москва, 1989.

10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. /Сост. П.Говорушко. Л. –М.: Музыка, 1975.

11. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве.  – М.: Музыка, 1985.

12. Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. - М., 1980.

13. Землянский Б.  О музыкальной педагогике.  – Москва: «Музыка», 1987.

14. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. –М.: РАМ им. Гнесиных, 2006,

15. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. –М.: РАМ им. Гнесиных, 1997,

16. Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне под редакцией П.Говорушко. – С/Пб.: «Музыка». 1990.

17. Кислицин Н. Артикуляция и произношение в музыкальной речи баяниста. – Саратов: СГК им. Л.В.Собинова,2015.

18. Климова Е.В. Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося аккордеониста. – Екатеринбург, 2002.

19. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – Москва: «Музыка». 2004.

20. Мотов. В.Н. Простейшие приемы варьирования на баяне, аккордеоне. – М.: Музыка, 1989.

21. Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов. -  М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004.

22. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.:Кифара, 2002.

23. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Учебное пособие. – Ленинград.: «Советский композитор», 1989.

24. Мирек А. Основы постановки аккордеониста. -М.: «Молодая гвардия» 1991.

25. Мирек А. Беседы о народных музыкальных инструментах. Баян.Аккордеон. - Москва, 1969.

26. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ. Москва, 1988

27.  Петрушин В.И. Музыкальная психология.  - М.2008.

28. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI, 2004.

29. Специальный инструмент баян (аккордеон). Основы выразительного исполнения музыкальных произведений. /Сост. Т.Лушникова. - Москва, 1986.

30. Ушенин В.В. Школа игры на аккордеоне. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

31. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7. - М.,1987.

32.  Шахов Г. Аппликатура как средство развития баяниста и аккордеониста. –Москва: «Музыка», 1991.

33. Шахов Г.  Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. – Москва: «Музыка», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальное исполнительство»

Дополнительная образовательная программа является модифицированной, составлена на основе программы студии эстрадного вокала «Запевала» г. Москвы педагога дополнительного образования Власов...

Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)программе художественной направленности "Сундучок феи"

Актуальность программы обучения по индивидуальному образовательному маршруту   представляет собой широкие возможности получения ребенком углубленных знаний по данному направлению. При этом с...

Дополнительная Общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА) Слушание музыки

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе сучетом федеральных государственных требований к дополнительнымпредпрофессиональным общеобразовательным программам в обл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музицирование. Аккордеон. Основы музыкального исполнительства»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музицирование. Аккордеон» предполагает знакомство с курсом и освоение навыков музицирования на аккордеоне у обучающихся различных возрастн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...