Поддержка индивидуальности учащихся с помощью технологии смешанного обучения грамматике французского языка
статья (7 класс)
Представлен опыт апробации онлайн-курса «Французская грамматика для учащихся 7-8-х классов» с применением технологических моделей «Смена рабочих зон», «Перевёрнутый класс». Раскрыты возможности поддержки индивидуальности учащихся в образовательном процессе с применением технологии смешанного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка индивидуальности учащихся
с помощью технологии смешанного обучения
грамматике французского языка
Селявкина Наталья Николаевна
МОУ «Лицей № 9 им. заслуженного учителя РФ А.Н. Неверова
Дзержинского района Волгограда»
Аннотация. Представлен опыт апробации онлайн-курса «Французская грамматика для учащихся 7-8-х классов» с применением технологических моделей «Смена рабочих зон», «Перевёрнутый класс». Раскрыты возможности поддержки индивидуальности учащихся в образовательном процессе с применением технологии смешанного обучения.
Ключевые слова: технология смешанного обучения, поддержка индивидуальности, технологические модели «Смена рабочих зон», «Перевёрнутый класс».
Французский язык – один из официальных языков ООН и Олимпийских игр, что вызывает определенный интерес обучающихся в общеобразовательных организациях к его изучению. Однако во время обучения учащиеся встречают много непривычного по сравнению с их родным языком. В частности, иную грамматическую систему языка, незнакомые грамматические явления и способы их функционирования. Учителю приходится решать важную задачу – содействовать включению форм и правил употребления французского языка в область бессознательного, чтобы добиться автоматического употребления языковых конструкций учащимися.
Французский язык является одним из предметов по выбору учащихся для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). В тесты, предлагаемые выпускникам во время ЕГЭ, включаются задания и по грамматике. Более того, они составляет отдельный блок. Выпускнику следует правильно выбрать форму слова, время, залог и управление. Для того чтобы справиться с этими заданиями учащиеся должны знать правила и уметь применять их на практике. Грамматика вообще занимает центральное место в курсе французского языка. По программе изучаются грамматический строй языка, закономерности построения осмысленных предложений на языке. Благодаря грамматике язык превращается в речь.
Чтобы помочь учащимся выработать требуемые знания и овладеть необходимыми способами выполнения предметных и метапредметных действий, нами создан онлайн-курс «Французская грамматика для учащихся 7-8-х классов». Курс размещен на образовательном портале МОУ «Лицей № 9»[1].
Цель онлайн-курса – углубленное изучение основных разделов грамматики французского языка. Материал онлайн-курса по каждой изучаемой теме представлен структурно состоящим из трех частей: «Обязательный материал», «Дополнительный материал», «Контроль по теме»[2].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предполагает построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся[3]. Учет индивидуальных особенностей, обучающихся означает, прежде всего, поддержку индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения. Для этого педагог подбирает формы, средства, методы обучения сообразно индивидуальным особенностям каждого учащегося, не теряя при этом общую цель процесса обучения[4].
Данный подход применен нами при разработке онлайн-курса «Французская грамматика для учащихся 7-8-х классов». В нем теоретический материал, предназначенный для освоения учащимися новых знаний, предлагается им в виде презентаций, видеороликов, Web-страниц, что удобно для индивидуального изучения. Овладению способами действий на уровне умений служат различного рода тренажеры и тренировочные тесты. В качестве контрольных инструментов используются Задания и Тесты пакета LMS Moodle.
Возможности поддержки индивидуальности учащихся обеспечиваются применением при освоении онлайн-курса двух технологических моделей смешанного обучения – «Смена рабочих зон» и «Перевёрнутый класс». Они разработаны в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного традиционного и электронного обучения для введения в массовую практику образовательных организаций»[5].
Рассмотрим примеры использования данных технологических моделей. Так, в рамках модели «Смена рабочих зон»» применяются специально подобранные ресурсы, позволяющие учащимся, обладающим навыками самостоятельной работы, выполнять индивидуальную работу по инструкциям учителя, размещенным на страницах онлайн-курса. Затем происходит смена рабочих зон.
Например, при изучении темы 2 «Le conditionnel présent» во время урока часть учащихся, обладающих самостоятельностью, работают за компьютером (ПК). Им необходимо самостоятельно изучить презентацию «Образование le conditionnel présent» и ответить на вопросы:
- Что такое«Le conditionnel present»?
- Как образуется«Le conditionnel present»?
Затем выполнить упражнения и тренировочный тест, также размещенные на странице онлайн-курса.
Другая часть учащихся класса работают вместе с учителем.
Через определенный промежуток времени группы учащихся меняются рабочими местами. Учащиеся, которые осваивали материал за ПК, обсуждают положения, вызвавшие у них затруднения. Учащиеся, изучившие под руководством учителя основные понятия по образованию le conditionnel présent, закрепляют материал за ПК.
Цель применения данной модели – повышение эффективности обучения на уроке за счет учета уровня подготовки учащихся и их индивидуальных особенностей.
Напротив, работа с применением технологической модели «Перевёрнутый класс» предполагает самостоятельное изучение нового материала учащимися дома. Так, в рамках обучения грамматике французского языка учащиеся в течение недели до изучения темы 3 «Le plus-que -parfait» работают с онлайн-курсом дома. Они находят на странице онлайн-курса видеоролик «Образование le plus-que -parfait», внимательно просматривают его и формулируют правило «Как образуется le plus-que - parfait?». Правило учащиеся записывают в рабочей тетради.
Урок начинается с того, что учитель демонстрирует на экране текст задания к модулю «Тема 3» онлайн-курса. Учащиеся предлагают свои варианты составленного правила, приводят примеры. Материал совместно с учителем обобщается и формулируется вывод.
При такой организации урока экономится время, так как учитель не излагает, как ранее, новый материал. Помимо этого, каждый учащийся имеет возможность проявлять свою индивидуальность, придумывая и предлагая собственные примеры, работая в удобное для него время и в подходящем темпе.
В заключение отметим, что применение технологии смешанного обучения, в частности, технологических моделей «Смена рабочих зон» и «Перевёрнутый класс», позволяет «смешивать» традиционное обучение и обучение с использованием онлайн-ресурсов. Благодаря такой интеграции обеспечивается интерактивность обучения, побуждающая учащихся с любой подготовкой к большей самостоятельности и активности, усиливающая их мотивацию к обучению. Одновременно расширяются возможности для поддержки индивидуальности каждого учащегося.
[2] Соколова Н.Ф. К вопросу методического проектирования и оценке качества контента дистанционных курсов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – № 1 (115). – С. 62-68.
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) // https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
[4] Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 6
[5] Жигульская И.В. Федеральный проект «Проектирование моделей смешанного традиционного и электронного обучения для введения в массовую практику образовательных организаций» // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36661245
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по французскому языку. Тесты по грамматике французского языка.
Тесты по грамматике, материал для расширения кругозора и развития интереса при изучении иностранного языка....
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Аннотация.В статье представлены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения на базе общеобразовательного учреждения. Смешанное обучение позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного...

ИНТЕРРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Урок по технологии смешанное обучение с элементами сингапурской методики. Тема Reported Speech
Тема урока: общие и специальные вопросы в косвенной речи. Тип урока: урок усвоения новых знаний (с применением технологий смешанного и кооперативного обучения)...

О некоторых аспектах обучения фонетике, лексике и грамматике французского языка с опорой на родной язык
В настоящее время очень важно научиться преодолевать возникающие при взаимодействии разных культур трудности, обусловленные своеобразием исторического, политического и культурного развития. Имен...

Использование технологии смешанного обучения на уроке английского языка
laquo;Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, те...

Игровая технология обучения грамматике английского языка в начальной школе
Современный урок английского языка в начальной школе – это урок на котором ученики самостоятельно получают новые знания через организованную учителем образовательную деятельность. Организовать о...

Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы" (по технологии смешанного обучения)
Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка" 10 класс (по технологии смешанного обучения (подходит для проведения урока в дистанционном ...