Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы" (по технологии смешанного обучения)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Дмитриева Ольга Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка" 10 класс (по технологии смешанного обучения (подходит для проведения урока в дистанционном формате))

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе

(по технологии смешанного обучения)

Тема: Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Цель урока: актуализация знаний, умений и навыков у обучающихся с целью применения орфоэпических норм современного русского литературного языка в практике речевого общения.

Задачи:

Образовательные: обобщение и систематизация знаний у обучающихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики; повторение основных правил произношения гласных и согласных звуков, норм ударения в современном русском языке.

Развивающие: развитие умений у обучающихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; совершенствование умений находить в слове основные звуковые процессы; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствование навыков работы с различными видами словарей и умений извлекать необходимую информацию из справочной литературы.

Воспитательные: воспитание в детях чувства любви к русскому языку, чувства глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание обучающимися смыслоразличительной роли звука и ударения в русском языке, понимание важности правильной грамотной устной и письменной речи в жизни человека.

Метапредметные: совершенствование умения работать с разными источниками информации; совершенствование умения применять полученную информацию в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.

Предметные: совершенствование умения видеть в слове основные звуковые процессы; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер (ноутбук) с выходом в Интернет, на котором установлена платформа для организации видеоконференций Zoom.

Ресурсы:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4552/start/109258/

http://dic.gramota.ru/slovari/dic/?word=яичница&all=x&lop=x&bts=x&ro=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x 

https://onlinetestpad.com/ru/testresult/16934-orfoepiya-normy-udareniya-i-proiznosheniya-i?res=hlcvf3a5es4nm

для выполнения домашнего задания - https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

Ход урока

Учитель заранее планирует видеоконференцию, сообщает обучающимся идентификатор и пароль, высылает ссылки, необходимые для работы на уроке.

Установление видеосвязи.  Обучающиеся в определённое время входят в Zoom, устанавливают звук и видео.

  1. Организационный момент 

Учитель и обучающиеся приветствуют друг друга.

- Скажите, пожалуйста, ребята, какие знания проверяет четвёртое задание ЕГЭ по русскому языку? (Знание орфоэпических норм.)

- Как звучит это задание? (в одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.)

  1. Целеполагание.

- Сформулируйте тему урока. (Нормы ударения.)

- Запишите тему в тетради.

- Какие задачи будут стоять перед нами сегодня на уроке? (Иметь четкое представление о нормах ударения, знать особенности русского ударения, приводить свою речь в соответствие с нормами литературного языка.)

  1. Актуализация знаний

- Скажите, пожалуйста, ребята, в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? Важно ли соблюдать орфоэпические нормы? Ответы обучающихся.

- Говорить правильно. Что обозначает это выражение? Ответы обучающихся.

Постановка проблемного вопроса.

Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию?

Работа по теме урока. Лингвистическая задача.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеосюжет, пройдя по ссылке, и ответить на вопрос: в чём особенность русского ударения? https://resh.edu.ru/subject/lesson/4552/start/109258/ (РЭШ, основная часть, шаг 1)  Обучающиеся просматривают видеосюжет, ответ на вопрос записывают в тетрадь, приводят примеры.

- Давайте вспомним, куда падает ударение в предложенных вам словах.  https://resh.edu.ru/subject/lesson/4552/start/109258/ (РЭШ, начнём урок, шаг 4) Обучающиеся выполняют задание, включают демонстрацию экрана. Учитель просит произвести взаимопроверку.

- Ребята, теперь давайте обратимся к некоторым трудным случаям постановки ударения в словах. Прочитайте формы глаголов 1, 2 и 3 лица правильно. Учитель включает демонстрацию экрана, слайд № 1 презентации (см. приложение). Обучающиеся поочерёдно читают слова вслух. 

  1. Операционно-познавательный блок 

Работа по теме урока в парах.  

- Ребята, вспомните, в видеосюжете говорилось о том, какую функцию выполняет ударение в русском языке. (Ударение в русском языке выполняет смыслоразличительную функцию.)

- Составьте, работая в парах, со словами, которые вы видите на экране словосочетания. Запишите их в тетрадь. Учитель включает демонстрацию экрана, слайд № 2 презентации. Обучающиеся общаются в паре в чате, составляют словосочетания, записывают в тетрадь.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какой раздел науки о языке изучает нормативное произношение слов? (Орфоэпия.)

- На что, помимо ударения, обращается внимание в орфоэпии? (На литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний.)

Групповая работа по учебнику.

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 339. Выполните упр. 233. Выписать слова по трём группам вам поможет таблица на стр. 335 «Нормы в области произношения сочетаний звуков» и орфоэпический словарь. http://dic.gramota.ru/slovari/dic/?word=яичница&all=x&lop=x&bts=x&ro=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x 

Обучающиеся работают в группе по три человека. Общаются друг с другом в чате или по телефону. Каждый записывает слова определённой группы в тетрадь.

Учитель включает демонстрацию экрана, слайд № 3 презентации. Обучающиеся проверяют правильность выполнения задания.

Закрепление материала. Работа с текстом.

- Прочитайте, пожалуйста, текст, соблюдая нормы литературного произношения. Вначале самостоятельно, затем вслух. Учитель включает демонстрацию экрана, слайд № 4 презентации. Обучающиеся читают текст.

  1. Гимнастика для глаз 

Обучающиеся под руководством учителя выполняют несколько упражнений для снятия напряжения с глаз (можно под музыкальное сопровождение).

  1. Промежуточная диагностика усвоения знаний

Самостоятельная работа.

- Ребята, теперь, пройдя по ссылке, выполните, пожалуйста, тестовое задание: https://onlinetestpad.com/ru/testresult/16934-orfoepiya-normy-udareniya-i-proiznosheniya-i?res=hlcvf3a5es4nm

Обучающиеся выполняют тест, затем включают демонстрацию экрана. Учитель видит результат выполнения теста.

  1. Рефлексивно-оценочный блок

Домашнее задание.

- Ребята, я предлагаю вам после урока повторить материал учебника на стр. 336 и выполнить тренировочные упражнения из открытого банка заданий ЕГЭ, пройдя по ссылке https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (ФИПИ, открытый банк заданий ЕГЭ).

Подведение итогов. Рефлексия.

- Подводя итог урока, может быть, вы вспомните высказывания известных русских писателей, относящихся к теме сегодняшнего урока? Ответы обучающихся. Учитель включает демонстрацию экрана, слайд № 5 презентации.

- Давайте вернёмся к проблемному вопросу, о котором шла речь в начале урока: нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения писателей. Ответы обучающихся.

Анализ и оценка проделанной работы. 

Учитель предлагает обучающимся проанализировать работу на уроке и задать вопросы, если они есть. Обучающиеся оценивают свою деятельность и знания. Учитель выставляет оценки за урок, выборочно может попросить сфотографировать работу в тетради и прислать на проверку.            

-  Я надеюсь, что теперь вы будете говорить правильно, красиво, с соблюдением всех норм. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)

Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)»  – систематизация и обобщение знаний учащихся о русском ударении.Урок по авторской образовательной программе факульта...

Самостоятельная работа по русскому языку по разделу "Орфоэпические нормы" (10 класс)

Самостоятельная работа по русскому языку по разделу "Орфоэпические нормы" (10 класс)...

Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»

Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи» с применением образовательной технологии «Сотрудничество»

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Нормы употребления местоимения в речи" с применением образовательной технологии сотрудничества....

Конспект урока русского языка по теме "Диалектизмы" с применением технологии активных форм и методов обучения

Урок разработан с применением технологии активных форм и методов обучения...