Курс внеурочной деятельности
занимательные факты (7 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Азбука добра»
7 класс
2020 г.
Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности для 7 класса «Азбука добра» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа кружка разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Духовно-нравственное направление.
Цель: формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 класса.
Занятия продолжительностью 40 мин проводятся 1 раз в неделю. Всего за курс изучения 34 часа.
Срок реализации 1 год.
Планируемые результаты освоения курса программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Азбука добра»
В результате прохождения программного материала к концу 7 класса
обучающиеся должны знать:
- Заповеди и афоризмы.
- Каким должен быть воспитанный человек.
- Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
- Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении
- своих нравственных убеждений.
- Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
- Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
- Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
- На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
- Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
- Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
- Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
- Быть сострадательными к чужому горю.
- Не обижать животных и птиц.
- Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных
- героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
- Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У школьника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Методы и формы работы
- беседы;
- творческие задания;
- тесты;
-исследования;
- конкурсы;
- семинары
- проекты
- практические работы;
- игры.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию «Азбука добра»
Раздел №1. Культура общения (7 часов)
Традиции общения в семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Вежливый отказ, несогласие. Афоризмы о культуре общения. Этикетные ситуации. Играем роль воспитанного человека. В мире мудрых мыслей.
Раздел № 2. Самопознание и самовоспитание (14 часов)
Познай самого себя. Мои достоинства и недостатки. Значение имени в судьбе человека. Мой тип темперамента. Большое значение маленьким радостям. Три ступени, ведущие вниз (пагубные привычки). Как я работаю над собой. Афоризмы о самовоспитании. Тренинг: Мои сильные и слабые стороны. Внутренняя и внешняя красота человека. Тренинг: Загляни в себя. Моё место в жизни. Вверх по лестнице жизни. Письмо в будущее.
Раздел № 3. Общечеловеческие нормы нравственности (7 часов)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Тренинг: Умей сказать «Нет».
Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел № 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (6 часов)
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Выстраиваем правильное общение друг с другом. Чему мы научились на уроках этики.
Формы проведения занятия и виды деятельности
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический, теоретический.
Виды деятельности: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, публикации в школьной газете, экскурсионная деятельность, выставки работ
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
1 | Культура общения | 7 |
2 | Самопознание и самовоспитание | 14 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 7 |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 6 |
ИТОГО | 34 |
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Дата занятий | ||
Раздел №1 Культура общения | Кол-во часов | план | Факт | |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 | ||
2. | Культура общения в современной семье. | 1 | ||
3. | Вежливый отказ, несогласие. | 1 | ||
4. | Афоризмы о культуре общения. | 1 | ||
5. | Этикетные ситуации. | 1 | ||
6. | Играем роль воспитанного человека. | 1 | ||
7. | В мире мудрых мыслей. | 1 | ||
Раздел № 2 Самопознание и самовоспитание | ||||
8. | Познай самого себя. | 1 | ||
9. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | ||
10. | Значение имени в судьбе человека. | 1 | ||
11. | Мой тип темперамента. | 1 | ||
12. | Большое значение маленьким радостям. | 1 | ||
13. | Три ступени, ведущие вниз (пагубные привычки). | 1 | ||
14. | Как я работаю над собой. | 1 | ||
15. | Афоризмы о самовоспитании. | 1 | ||
16. | Тренинг: Мои сильные и слабые стороны. | 1 | ||
17. | Внутренняя и внешняя красота человека. | 1 | ||
18. | Тренинг: Загляни в себя. | 1 | ||
19. | Моё место в жизни. | 1 | ||
20. | Вверх по лестнице жизни. | 1 | ||
21. | Письмо в будущее. | 1 | ||
Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | ||||
22. | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 | ||
23. | О сострадании и жестокосердии. | 1 | ||
24. | Тренинг: Умей сказать «Нет». | 1 | ||
25. | Лгать нельзя, но если...? | 1 | ||
26. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | ||
27. | Спешите делать добро. | 1 | ||
28. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 | ||
Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | ||||
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | ||
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 | ||
31. | Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 1 | ||
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 | ||
33. | Выстраиваем правильное общение друг с другом. | 1 | ||
34. | Чему мы научились на уроках этики. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности...
Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"
Материалы внеурочного занятия представленные на этой страницеможно использовать на занятиях внеурочной деятельности...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)
Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....
Внеурочное занятие Курса внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс» для учащихся 8-11 классов
Занятие по веурочной деятельности для учащихся 8-11 классов...