Программа дополнительного образования "Лучик"
рабочая программа
Образовательная программа «Лучик» является авторской программой дополнительного образования детей культурологической направленности. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ «СШ№2 г.Валдай» и рекомендована к использованию.
Необходимость её создания продиктована современным обществом, в котором особо остро стоит проблема воспитания нового высоконравственного человека, испытывающего чувство причастности к истории своей Родины, чувство ответственности за ее судьбу и свои поступки, чувство глубокого уважения к людям. Такая причастность и ответственность формируются только в результате глубокого, предметного и вдумчивого знакомства с историей и культурой своего края в единстве и целостности с изучением главных ценностных установок (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и т.д.).
Таким образом, данная программа дополнительного образования направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начального и среднего звена, в ходе которого осуществляется процесс превращения базовых ценностей в личные ценностные смыслы и ориентиры. Для этого необходимо вовлечь ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности и определения собственного отношения к ней, что возможно только на практике.
Актуальность и новизна программы
В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений духовно-нравственного воспитания, в том числе в сотрудничестве с социальными партнерами школ. Родители и учителя – проводники ребенка в мир взрослой жизни – обеспокоены снижением уровня воспитанности детей, часто говорят об утрате ими нравственного стержня, о расшатывании нравственных устоев, о насущной потребности перемен. Причины падения нравственности детей, подростков и молодёжи связываются в сознании взрослых людей с общественно-политической ситуацией в обществе, влиянием СМИ и западного мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа №2
г. Валдай»
175400 г. Валдай Новгородской области, ул.Труда д.63А
тел.881666 20502
УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ «СШ№2 г.Валдай»
«30» августа 2021 г. |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Лучик»
срок реализации – 2 года
возраст обучающихся 10 – 11 лет
Автор программы:
Гаврилова Надежда Ивановна,
учитель русского языка и литературы
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №2
г.Валдай»
Валдай
2021
Пояснительная записка
Образовательная программа «Лучик» является авторской программой дополнительного образования детей культурологической направленности. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ «СШ№2 г.Валдай» и рекомендована к использованию.
Необходимость её создания продиктована современным обществом, в котором особо остро стоит проблема воспитания нового высоконравственного человека, испытывающего чувство причастности к истории своей Родины, чувство ответственности за ее судьбу и свои поступки, чувство глубокого уважения к людям. Такая причастность и ответственность формируются только в результате глубокого, предметного и вдумчивого знакомства с историей и культурой своего края в единстве и целостности с изучением главных ценностных установок (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и т.д.).
Таким образом, данная программа дополнительного образования направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начального и среднего звена, в ходе которого осуществляется процесс превращения базовых ценностей в личные ценностные смыслы и ориентиры. Для этого необходимо вовлечь ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности и определения собственного отношения к ней, что возможно только на практике.
Актуальность и новизна программы
В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений духовно-нравственного воспитания, в том числе в сотрудничестве с социальными партнерами школ. Родители и учителя – проводники ребенка в мир взрослой жизни – обеспокоены снижением уровня воспитанности детей, часто говорят об утрате ими нравственного стержня, о расшатывании нравственных устоев, о насущной потребности перемен. Причины падения нравственности детей, подростков и молодёжи связываются в сознании взрослых людей с общественно-политической ситуацией в обществе, влиянием СМИ и западного мира.
Актуальность предлагаемой образовательной программы также определяется запросом со стороны родителей учащихся 4-5 классов, более 2/3 которых желают, чтобы их дети были знакомы с достопримечательностями и святынями Валдая, проявляли уважительное отношение к прошлому малой Родины.
Новизна дополнительной образовательной программы «Лучик» заключается в организации эффективного взаимодействия школы и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Впервые в рамках предлагаемой программы используется опыт сотрудничества с главной православной святыней Валдая – Иверским Святоозерским Богородицким мужским монастырём, на территории которого происходит «погружение» учащихся в историческое и культурное прошлое и настоящее родного края.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации решается сложнейшая психолого-педагогическая задача – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка посредством ознакомления с историей, культурными традициями и святынями своего родного края. Предлагаемая программа позволяет педагогу дополнительного образования развивать нравственное самосознание учащихся, укреплять их духовное здоровье, формировать позитивное отношение к жизни, прививать чувство доверия к людям и обществу.
Цель программы
Воспитание духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей историческими знаниями и желающей участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.
Задачи программы
- создание ситуаций соприкосновения с историческим и культурным миром через знакомство учащихся с архитектурными особенностями православного монастыря и храмов, произведениями православной книжности, иконописи, этики;
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
- развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- формирование ценностного отношения к семье;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Отличительные особенности программы
Данная программа дополняет курс «Основы православной культуры и светской этики», не повторяя ее. Отличительная особенность методической разработки заключается в эффективном использовании в процессе организации занятий возможностей социума, в том числе демонстрация архитектурных особенностей, архивных материалов Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, организация занятий на его базе, а также на базе музея колоколов, Валдайского национального парка.
Методическая разработка практически значима, реализует системно-деятельностный и культурологический подходы. В рамках Соглашения о сотрудничестве комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Новгородской Митрополии Русской Православной Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности от 11 мая 2012 года данная программа отражает характер продуктивного социального партнерства в воспитании детей.
Данная программа может быть рекомендована для использования педагогами, организующими внеурочную деятельность учащихся, педагогами дополнительного образования.
Принципы педагогического процесса
- принцип добровольности;
- принцип доверия и поддержки;
- принцип гуманизма.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 10 – 11 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая посещение экскурсий.
Режим занятий
Занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).
Форма занятий
Занятия проводятся в групповой форме.
Беседы: изложение и обсуждение теоретических сведений, которые иллюстрируются примерами, наглядными пособиями, презентациями.
Выездные занятия: путешествия по историческим и памятным местам, экскурсии.
Встречи со священнослужителями.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В ходе реализации программы организуются выставки рисунков и поделок учащихся. Программа завершается итоговым праздничным концертом для родителей.
Ожидаемые результаты обучения
Критерии | Показатели |
1. Отношение к изучению истории Иверского монастыря | 1.1. Учащиеся активны в деятельности на занятиях. 1.2. Учащиеся задают много вопросов. |
2. Удовлетворенность учащихся и родителей занятиями | 2.1. Учащиеся и их родители удовлетворены содержанием и формами занятий 2.2. Учащиеся и их родители удовлетворены характером взаимоотношений. |
3. Умение различать хорошие и плохие поступки | 3. Учащиеся правильно оценивают свои действия и поведение одноклассников, соблюдают правила поведения на занятиях |
4. Сформированность моральных норм и правил поведения | 4. Учащиеся знают основные моральные нормы и правила поведения |
5. Ценностное отношение к семье, старшему поколению | 5. Учащиеся имеют ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями |
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Экскурсии |
1. | Валдай. Исторические сведения | 10 | 5 | - | 5 |
2. | История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря | 20 | 20 | - | - |
3. | Колокола Иверского монастыря, XVII век | 50 | 40 | - | 10 |
4. | Схема монастыря | 60 | 30 | - | 30 |
5. | Что узнали об Иверском монастыре? Тест. | 4 | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 144 | 97 | 2 | 45 |
Содержание 1 года обучения
1. Валдай. Исторические сведения (10 часов)
Легенды старого Валдая.
Происхождение названия города. «Преданья старины далекой». Легенды, мифы.
Экскурсия в Музей Уездного города.
2. История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря (20 часов)
История иконы «Иверская икона Божией Матери» (вход в монастырь).
Надвратная церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси,1879г. Иверская икона Божией Матери.
Собор в Честь Иверской иконы Божией Матери (1655 – 1656 г.).
Правила поведения в Храме.
3. Колокола Иверского монастыря, XVII век (50 часов)
Наместнический корпус и колокольня.
Слушание колокольного звона на площадке расположения колоколов.
Колокольное дело на Валдае.
Музей колоколов.
Троицкий Собор и колокольня.
4.Схема монастыря (60 часов)
Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила (1683 – 1685 г.).
Монастырское кладбище.
Монастырская стена.
Церковь Богоявление с трапезною палатою (1657 – 1659 г.).
История монастырской типографии.
Настоятельский корпус с домовой церковью, XVII век.
Окно Настоятельского корпуса с изразцами.
Церковь святого праведного Иакова Боровического с больничными келиями и трапезной палатой (1702 г.).
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Экскурсии |
1. | Культура общения | 9 | 9 | - | - |
2. | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | 10 | - | - |
3. | Искусство и нравственность | 8 | 8 | - | - |
4. | Мир, в котором я живу. Цель Христианской жизни. | 10 | 10 | - | - |
5. | Слово | 6 | 6 | - | - |
6. | Образ | 6 | 6 | - | - |
7. | Книга | 9 | 9 | - | - |
8. | Труд души | 9 | 9 | - | - |
9. | Вера | 9 | 9 | - | - |
10. | Надежда | 8 | 8 | - | - |
11. | Любовь | 9 | 9 | - | - |
12. | Родные образы | 16 | 16 | - | - |
13. | Знакомство с православными молитвами | 10 | 10 | - | - |
14. | Посещение Храмов | 15 | - | - | 15 |
15. | Особенности церковных песнопений. | 5 | - | - | 5 |
16. | Встречи со священнослужителями | 5 | - | - | 5 |
ИТОГО | 144 | 119 | - | 25 |
Содержание 2 года обучения
1. Культура общения (9 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. В мире мудрых мыслей. Ценность жизни человека. Назначение человека в этом мире.
2. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)
Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
3. Искусство и нравственность (8 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность.
4. Мир, в котором я живу (10 часов)
Семья. Школа. Класс. Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, ‒ мир людей. Красота мира. Красота человека – духовная (внутренняя) и внешняя.
5. Слово (10 часов)
Первое слово – исток речи. Общение через слово. Драгоценный дар Слова. Слово как ценность. Мир – глубина смысла в русском языке. Святое слово несет веру, надежду, любовь. Бережное отношение к слову. Родина – святое слово для каждого. Какие слова являются святыми для вас?
6. Образ (5 часов)
ПЕРВЫЙ ОБРАЗ – исток видимого.
Образ матери. Образ отца. Благодатный образ. Образ Родины.
Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность. Духовный образ человека. Образ человека и его имя. Образование – путь по достижению Образа человека.
7. Книга (6 часов)
КНИГА – семья Слова и Образа. Как Книга передает Слово и Образ? Согласие Слова и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы и Слова.
Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. Любимые стихи и сказки.
8. Труд души (9 часов)
Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово священной книги Библии. Чистота слов и речи.
Смысл праздника. Почему праздник называют «труд души». Главные праздники года. Праздники моего народа. Православные праздники. Народные игры.
Почему храм не похож на обычное здание. Строение Храма. Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. Храм в душе человека. Дорога к Храму.
9. Вера (9 часов)
Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
10. Надежда (8 часов)
Стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают.
Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
11. Любовь (9 часов)
Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
Внутренняя духовная близость людей. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев, там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
12. Родные образы (16 часов)
Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды.
13. Знакомство с православными молитвами (10 часов)
14. Посещение Храмов (15 часов)
15. Особенности церковных песнопений (5 часов)
16. Встречи со священнослужителями (5 часов)
Методическое обеспечение программы
- методические разработки занятий к темам: «Валдай. Исторические сведения», «История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря», «Колокола Иверского монастыря, XVII век»;
- методическая разработка родительского собрания «Результативность усвоения программы»;
- учебно-методические комплекты, пособия. Сост. Метлик И.В. Электронный ресурс: http://www.pafnuty-abbey.ru/news/232;
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010;
- Библия в пересказе для детей. - М.: Библейское общество, 1997;
- Киреева Н. История рождественской елочки. - М., 1998.
Дидактическое обеспечение программы
- рабочие тетради;
- карты-схемы монастыря;
- фотографии;
- архивные материалы.
Ресурсное обеспечение программы
- материалы: альбом для рисования, краски, цветные карандаши;
- кабинет для занятий.
Литература для педагога
- Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Сост. протоиерей Серафим Слободской. Издательство «Сатисъ», 2009. – 475 с.
- Закон РФ «Об образовании». Электронный ресурс: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/9/
- Конституция Российской Федерации. Электронный ресурс: http://zakonprost.ru/konstitucija-rf/
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – 2009. – № 17. Электронный ресурс: www.vestnik.edu.ru/proect.html
- Основы религиозных культур и светской этики. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Российская газета. Электронный ресурс: http://www.rg.ru
- Усольцев А.И. Правовые обоснования преподавания основ Православия как обязательного предмета в образовательных учреждениях России. Электронный ресурс: http://www.r-komitet.ru
Литература для учащихся
- Библия в пересказе для детей. – М.: Библейское общество, 1997.
- Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999.
- Киреева Н. История рождественской елочки. – М., 1998.
- Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). – М., 2001.
- Православный мир. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...