Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные ладошки"
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moy_mir_dlya_1_klassa_1.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №3 к ООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 7 с художественно-эстетическим направлением г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Утверждена приказом
по школе №_____
от «____»____________2021г.
Директор
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир»
духовно-нравственного направления
на 2021 – 2022 уч. год.
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: – 1 год
Составила Дронова Е.И.,
Педагог-психолог
г. Грязи
2021г.
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности.
Полное название программы: рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мой мир».
Рабочая программа разработана на основе развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цель программы: Научить детей. осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции, помочь в адаптации к школе.
Задачи программы:
- формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
- развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
- обучить детей приёмам саморегуляции;
- научить способам анализа своего поведения и поведения других людей;
- развивать навыки сотрудничества;
- формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций
Срок реализации:1 год
Согласно плану внеурочной деятельности программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Форма организации: кружок
В рабочей программе отражены результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Ф. И. О. автора-составителя: Дронова Елена Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов НОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Мой мир» составлена на основе развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М: Генезис. 2002) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. Данная программа реализуется в условиях внедрения ФГОС начального и общего образования, способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий. Её реализация запланирована в рамках внеурочной деятельности.
Программа «Мой мир» рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста. Развивающие занятия способствуют формированию социально корректного поведения, помогают научить детей с проблемами в развитии понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка.
Основной целью программы является развитие эмоциональной регуляции поведения детей, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь произвольности, а так же предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, помочь в адаптации к школе.
Задачи программы:
• формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
• развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
• обучить детей приёмам саморегуляции;
• научить способам анализа своего поведения и поведения других людей;
• развивать навыки сотрудничества;
• формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Особенность ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Программа помогает решать проблемы адаптации детей психокоррекционными методами. Основная особенность программы заключается в формировании устойчивой саморегуляции школьников.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, конструктивно выходить из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотредактированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации: в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы, работа в парах.
Виды занятий:
Теоретические (беседы, просмотр и обсуждение видеоматериала, анализ и обыгрывание проблемных ситуаций);
практические(занятия с элементами тренинга, соревнования, выступления, викторины, познавательные игры, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, конкурсы).
Занятия продуманы с учетом того, чтобы атмосфера на них распространялась по типу «заражения эмоциями» и являлась основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и контроля.
Формирование уверенности в себе и снятие тревожности осуществлялось по таким направлениям, как формирование у детей оптимистического взгляда и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, освобождаться от текущих жизненных стрессов, укрепления уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Актуальность программы
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в
первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к
повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них. школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника - для них период адаптации к школе может быть травмирующим. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его
адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
- в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
- в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Описание места курса.
Рабочая программа курса «Мой мир» предназначена для учащихся 1 классов и рассчитана
на 33 часа (занятия). Продолжительность одного занятия – до 40 минут. Периодичность занятий – 1 раз в неделю в группах из 10-12 человек.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
- учиться прогнозировать последствия своих поступков
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
Познавательные :
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать
- моделировать ситуацию с помощью учителя
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
- делать выводы в результате совместной работы в группе
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
- учиться позитивно проявлять себя в общении.
- учиться договариваться и приходить к общему решению.
- учиться понимать эмоции и поступки других людей.
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является занятие с элементами тренинга.
В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны знать
- «секреты» эффективного взаимодействия с окружающими
- понятия эмоции, настроение, общение.
Уметь:
- анализировать свои поступки и поступки других людей;
- выражать свои эмоции и управлять ими;
- искать выход из трудных ситуаций, менять отношение к ситуации;
Основные результаты:
- повышение эмоциональной стабильности,
- положительная самооценка,
- социальная адаптация.
Содержание курса внеурочной деятельности
Такие разные настроения
Что такое настроение. Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения.
Знакомство со сказочным персонажем Памси
Мысли и настроение. Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Упражнение «Мысли и настроения»
Эмоциональные ощущения. Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций. Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика эмоционального восприятия школьной действительности
Как справиться с плохим настроением
Управление настроением. Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом. Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Опыт «Сломалась игрушка». Рефлексия
Трудная ситуация. Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Знакомство с методом «позитивного переформулирования». Работа с текстом. Рефлексия, переосмысление своего опыта. Упражнение «Даже если…» – «в любом случае…»
Трудная ситуация. Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации. Работа с художественным текстом. Упражнение «Я справился». Рефлексия
Как стать уверенным в себе
Мысли и поведение. Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций, разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь». Диагностика самооценки
Позитивные мысли. Закрепление умения работать с позитивными мыслями. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Мышечный тренинг (психогимнастика)
Саморегуляция. Способы саморегуляции. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации
Как делать выбор
Чашка доброты. Осознание понятия добра. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Упражнение-релаксация «Волшебная чашка»
Выбор. Что значит делать выбор. Как научиться прогнозировать ситуацию. Работа с художественным текстом. Анализ и обсуждение жизненных ситуации. Вывод правила
Ответственность. Знакомство с понятием ответственности за свой выбор. Ролевая игра «Магнит». Рефлексия
Правила осуществления выбора. Развитие умения анализировать свои поступки и поступки других людей. Упражнение-релаксация. «Рисуем картинки в уме». Игра-упражнение «Догадайся, из какой коробки». Игра-упражнение «Догадайся о выборе, если…»
Как добиваться успеха
Успех. Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности
Условия достижения успеха. Работа с художественным текстом. Упражнение визуализации «Звезда удачи», «Нарисуй успех». Рефлексия
Составляющие успеха. Применение полученных знаний в конкретных ситуациях. Ролевые игры: «Знакомство», «Подари подарок другу». Упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме»
Трудное слово «нет»
Когда трудно сказать «нет». Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия
Учимся говорить «нет». Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения
Чем мы отличаемся друг от друга
Уверенность в себе. Развитие уверенности в себе. Работа с художественным текстом «Соревнование». Рефлексия. Игровые упражнения для выработки уверенности в собственных силах
Помоги себе быть уверенным. Как помочь самому себе. Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия
Индивидуальность. Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость». Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый»
Тренинг развития коммуникативных умений. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так!» (Коррекция самооценки игровыми средствами)
Учимся говорить себе «стоп»
Саморегуляция. Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм-аут». Игра «Если нравится тебе, то делай так»
Тренинг саморегуляции. Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности
Как победить свой страх
Мой самый страшный страх. Рисуем свой страх. Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга»
Предупреждение и коррекция страхов. Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика
Общаемся без конфликтов Работа с художественным текстом «Два барана» Рефлексия. Игровые упражнения для выработки навыков бесконфликтного поведения.
Завершающее занятие. Итоговый контроль. Игра «Путешествие в страну эмоций» Организация подведения итогов, обратной связи. Награждение дипломами-сертификатами.
Игровой поведенческий тренинг 1
Знакомство. Упражнения «Моё имя», «Снежный ком». Введение ритуала приветствия и прощания. Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Молекулы и атомы», «Пчёлы и змеи». Рефлексия
Игровой поведенческий тренинг 2
Коммуникативная игра «Я люблю всех, но особенно тех…» упражнения «Угадай, кто это», «Нарисуй имя». Игра «Поймай свой хвост». Рефлексия
Игровой поведенческий тренинг 3
Игры на взаимодействие. Игра «Паровозик», игра «Сборщики предметов», игра «Найди свой домик». Упражнение «Коллективный рисунок». Рефлексия
Игровой поведенческий тренинг 4
Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны»
Для проведения занятий используются следующие методы:
∙ имитационные и ролевые игры,
∙ психогимнастика,
∙ рисуночные методы,
∙ элементы групповой дискуссии,
∙ техники и приёмы саморегуляции,
∙ метод направленного воображения,
∙ элементы социально-психологического тренинга.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, коммуникативных навыков.
Отработка навыков происходит в три этапа:
- получение информации о содержании того или иного навыка,
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка),
- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.
Тематическое планирование.
№ п.п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Такие разные настроения | 3 | 1 | 2 | наблюдение, опрос, беседа, игра,. |
2 | Как справиться с плохим настроением | 2 | 1 | 1 | наблюдение, опрос, беседа, игра-викторина |
3 | Как стать уверенным в себе | 4 | 1 | 3 | творческие работы, рисунки, беседа, наблюдение, игра |
4 | Как делать выбор | 4 | 1 | 3 | викторина, беседа, опрос, игры |
5 | Как добиваться успеха | 3 | 1 | 2 | Беседа, опрос, игра |
6 | Трудное слово «нет» | 3 | 1 | 2 | викторина, беседа, опрос, игры |
7 | Чем мы отличаемся друг от друга | 4 | 1 | 3 | викторина, беседа, опрос, игры |
8 | Учимся говорить себе «стоп» | 3 | 1 | 2 | Беседа, опрос, игра |
9 | Как победить свой страх | 3 | 1 | 2 | Беседа, опрос, игра |
10 | Игровой поведенческий тренинг | 3 | 3 | Коммуникативные игры | |
Итоговый контроль Игра «Путешествие в страну эмоций» | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
Такие разные настроения | |||||
1 | Игровой поведенческий тренинг №1 Инструктаж по ТБ. | 1 | |||
2 | Что такое настроение | 1 | |||
3 | Мысли и настроения | 1 | |||
4 | Эмоциональные ощущения | 1 | |||
Как справиться с плохим настроением | |||||
5 | Управление настроением | 1 | |||
6 | Трудная ситуация | 1 | |||
Как стать уверенным в себе | |||||
7 | Игровой поведенческий тренинг№2 | 1 | |||
8 | Мысли и поведение | 1 | |||
9 | Позитивные мысли | 1 | |||
10 | Позитивные эмоции | 1 | |||
11 | Саморегуляция | 1 | |||
Как делать выбор | |||||
12 | Чашка доброты | 1 | |||
13 | Выбор | 1 | |||
14 | Ответственность | 1 | |||
15 | Правила осуществления выбора | 1 | |||
Как добиваться успеха | |||||
16 | Игровой поведенческий тренинг №3 | 1 | |||
17 | Успех | 1 | |||
18 | Условия достижения успеха | 1 | |||
19 | Составляющие успеха | 1 | |||
Трудное слово «нет» | |||||
20 | Когда трудно сказать «нет» | 1 | |||
21 | Учимся говорить «нет» | 1 | |||
22 | Учимся договариваться | 1 | |||
Чем мы отличаемся друг от друга | |||||
23 | Индивидуальность | 1 | |||
24 | Уверенность в себе | 1 | |||
25 | Помоги себе быть уверенным | 1 | |||
26 | Тренинг развития коммуникативных умений | 1 | |||
Учимся говорить себе «стоп» | |||||
27 | Игровой поведенческий тренинг №4 | 1 | |||
28 | Саморегуляция | 1 | |||
29 | Освоение навыков саморегуляции | 1 | |||
30 | Общаемся без конфликтов | 1 | |||
Как победить свой страх | |||||
31 | Мой самый страшный страх | 1 | |||
32 | Предупреждение и коррекция страхов | 1 | |||
33 | Итоговый контроль Игра «Путешествие в страну эмоций» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа мини-курса по ИЗО "Зоопарк на ладошке"
Мини-курс для учащихся 5 классов в объеме 10 часов. Целью курса является обучение учещихся лепке из пластилина животных в движении, составление общей композиции...
Проектная лаборатория "Зоопарк на ладошке"
Во время занятий дети знакомятся с разнообразием мира животных, получают знания, умения, навыки работы с пластилином, в процессе использования которого расширяются возможности изобразитель...
"Игровые приёмы занятия "Орешек на ладошке".
"Орешек на ладошке" - эффективное средство для развития мелкой моторики".Целесообразность данных упражнений".Правила выполнения массажа.Разнообразие игр в сухом бассейне".Игровое занятие "Орешек на ла...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения
Паспорт рабочей программы Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в группе дошкольников 5-6 лет (техника «Цветные ладошки») «Раз ладошка, два ладошка, получились осьминожки»
Цель: Нарисовать рисунок в технике «Цветные ладошки». Укреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.Задачи:Обучающая: - Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники...
Статья - "Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях семейного клуба «Ладошка к ладошке»
В данной статье рассматриваются возможности сочетания игровой, театрализованной и трудовой деятельности на занятиях семейного клуба "Ладошка к ладошке" для развития, воспитания и образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке"
Материал необходим для осуществления внеурочной деятельности в начальной школе...