Рабочая программа элективного курса «Проектная деятельность» для 9 классов
рабочая программа (9 класс)
Приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_proektnaya_deyatelnost_9kl.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановска»
Рабочая программа элективного курса
«Проектная деятельность»
для 9 классов
на 2020/2021 учебный год
Учитель: Долудина Елена Анатольевна
Количество часов за год 34 ч., в неделю – 1ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Курс «Основы проектной деятельности» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей: «От проблемы к цели», «Работа с информационными источниками», «Создание публикаций», «Использование ИКТ в работе над проектом», «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление», «Анализ результатов работы».
Учебный модуль «От проблемы - к цели» нацелен не на освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.
Направление работы учителя определяется психолого-педагогическими особенностями возраста подростков 7-9 классов и имеет целью формирование умений работать над проблемой.
Учебный модуль «Работа с информационными источниками» предназначен не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для решения проблемы.
Учебный модуль «Создание публикаций» помогает учащимся разобраться с видами публикаций, научиться грамотно их составлять и оформлять.
Учебный модуль «Использование ИКТ в работе над проектом» позволяет сформировать пользовательские навыки, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы.
Учебный модуль «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление» развивает у учащихся навыки самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете. Это способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
Учебный модуль «Анализ результатов работы» предназначен для формирования у учащихся умений оценивать результат и процесс своей деятельности. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Краткое содержание курса.
Введение в образовательную программу
Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды проектов;
- классификацию проектов
- особенности и структуру информационного проекта.
От проблемы - к цели
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.
«Дневник исследователя».Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.
Практическая работа № 1 Составление дневника исследования.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- методы анализа проблемной ситуации,
- методы постановки цели, формирования задач.
Уметь:
- формулировать цель на основании заданной проблемы;
- выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги) для достижения поставленной цели;
Работа с информационными источниками
Виды информационных источников.Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды информационных источников;
- способы обработки информации;
- виды публикаций;
Уметь:
- пользоваться различными видами информационных источников;
- искать информацию по заданному параметру;
- сопоставлять информацию из разных источников;
Создание публикаций
Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.
Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.
Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.
Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.
Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.
Практическая работа№ 2 Составление тезисов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды публикаций;
- основные правила написания реферата и тезисов;
- требования к оформлению реферата;
- критерии оценивания реферата.
Уметь:
- оформлять продукт исследовательской деятельности в форме реферата;
- составлять тезисы.
Представление информации
Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок
Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.
Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- нормы публичного выступления;
- методы оформления портфолио, ссылок.
Уметь:
- оформлять портфолио;
- оформлять ссылки и численные данные.
Презентация продукта.
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.
Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Представление работ.
Практическая работа № 3 Составление вопросов к реферату.
Конференция.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- формы передачи информации;
- допустимые речевые обороты;
- методы привлечения внимания в аудитории.
Уметь:
- составлять текст к публичному выступлению;
- составлять вопросы к реферату;
- создавать статичную презентацию в качестве поддержки к выступлению
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- способы оценивания проекта.
Уметь:
- оценивать сильные и слабые стороны проекта на основании известных характеристик.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Информационный проект»
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в образовательную программу | Тема 1. Из истории метода проетов Что такое «проектная деятельность»? Тема 2. Виды проектов и их особенности. Тема 3 Классификация проектов | 3 |
2 | От проблемы - к цели | Тема 1. Постановка проблемы. Тема 2. Выбор темы информационного проекта Тема 3. Целеполагание. Тема 4. Планирование деятельности. Тема 5. «Дневник исследователя» | 5 |
5 | Работа с информационными источниками | Тема 1. Виды информационных источников Тема 2. Работа с каталогами Тема 3. Работа со справочной литературой Тема 4. Использование электронных энциклопедий, Тема 5. Работа со статистическим материалом | 5 |
4 | Создание публикаций | Тема 1. Виды публикаций Тема 2. Реферат. Структура реферата. Тема 3. Оформлению реферата. Тема 4. Критерии оценивания реферата. Тема 5. Тезисы. | 5 |
5 | Представление информации | Тема 1. Оформление портфолии Тема 2. Содержание информации Тема 3. Оформление ссылок Тема 4 Библиографические правила цитирование источников Тема 5 Дизайн информации | 5 |
6 | Презентация продукта. | Тема 1. Формы презентации Тема 2. Составление текста к публичному выступлению. Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим. Тема 4. Допустимые речевые обороты Тема 5. Методы привлечения внимания в аудитории Тема 6. Работа с вопросами Тема 7. Публичное выступление. Представление работ. | 8 |
7 | Анализ результатов работы | Тема 1. Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания работ. Тема 2. Кретерии и процедура оценивания. Тема 3. Оценка. Самооценка. | 3 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...
Программа элективного курса "Проектная деятельность"
Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.Задачи курса...
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"
Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...
Программа элективного курса "Проектная деятельность школьников"
Программа курса расчитана на школьников 7-11 классов...
Программа элективного курса "Проектная деятельность на уроках русского языка" для 7 класса
Программа элективного курса по проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметно...