Программа элективного курса "Проектная деятельность"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
· сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;
· выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
· творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
· воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.
Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_proektnaya_deyatelnost.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Проектной и исследовательской деятельностью учащиеся занимаются и при обучении на уроках, начиная с начальной школы. Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивной или творческой. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагога найти тот "рычаг", который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. В рамках школьного обучения научно-исследовательская работа представляет собой один из способов обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает новый учебный и жизненный опыт. Конечно, те исследования, которые мы проводим в школе совместно с учащимися, несопоставимы с научной деятельностью в высших учебных заведениях, но эта деятельность, на мой взгляд, является первой ступенькой ребёнка в науку, дает ему научное понимание действительности.
В настоящее время метод проектов получил довольно большое распространение. Во многом это связано с тем, что и во взрослой жизни учащиеся практически неизбежно сталкиваются с процессом проектирования. Таким образом, проект можно рассматривать как своеобразный «мостик» между школой и трудовой деятельностью. Каждый учащийся к окончанию школы старается определиться с выбором будущей профессии и, соответственно, уделяет больше внимания тем предметам, которые будут ему необходимы в дальнейшем.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Учащиеся нашей школы, ежегодно принимают участие в научно-практической конференции, и каждый раз сталкиваются с трудностями при выборе тем работ, написании и оформлении работ, защитой собственного труда. Элективный курс «Проектная деятельность» призван оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в этих вопросах.
«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное». Это выражение Эсхила определяет основные знания, которые должны усвоить ученики в процессе изучения данного элективного курса.
Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;
- выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
- воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.
Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.
Курс состоит из двух модулей: «Методика проектной деятельности» и «Создание собственного проекта с помощью любой их программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС».
Первый модуль является, по сути, межпредметным и позволяет обеспечить формирование общеучебных компетентностей в рамках методики проектной деятельности. Ожидаемым результатом работы по первому модулю является активизация познавательной деятельности обучающихся, практическим выходом изучения этого второго модуля является создание индивидуального учебного проекта, его оформление и защита.
Итак, по окончании курса учащиеся должны знать:
– что такое проект и исследование, чем они отличаются;
– приемы и методы исследовательской работы;
– основные понятия научно-исследовательской работы;
– технологическую цепочку проекта и научно-исследовательской работы;
– формы защиты проекта и научно-исследовательской работы;
– клише для научных работ.
Форма защиты элективного курса для получения зачёта – презентация своей работы.
Образовательный потенциал проектной деятельности:
- создаёт у учащихся образ цельного знания;
- повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
- изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
- интерпретация результатов.
Воспитывает:
- значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- чувства ответственности, самодисциплины;
- способности к самоорганизации;
- желания делать свою работу качественно.
Развивает:
- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению и целеполаганию;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Урок | |
модуль 1. Методика проектной деятельности. | ||||
1 | Введение. Научный метод познания мира. Роль науки в познании мира. Что такое проект и чем интересна проектная деятельность | 1 | Вводная лекция | |
2 | Этапы работы над проектом. Виды проектов и их характеристика. | 2 | Лекция, деловая игра | |
3 | Выбор темы проекта. Планирование | 1 | мозговой штурм | |
4 | Особенности и структура проекта | 1 | Лекция | |
5 | Критерии оценки | 2 | круглый стол | |
6 | Правила сбора материалов | 2 | Практическая работа | |
7 | Оформление проекта и сопроводительной документации. Печатная и электронная версии. | 2 | Лекция/практическая работа | |
8 | Подготовка проекта к защите. Публичное выступление. | 2 | Лекция/практическая работа | |
модуль 2 Создание собственного проекта с помощью любой их программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС | ||||
1 | Введение. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. | 1 | Вводная лекция | |
2 | Подготовка индивидуальных проектов. Выбор темы проекта | 1 | Вводная лекция | |
3 | Планирование индивидуального проекта | 1 | Индивидуальные консультации | |
4 | Подготовка чернового варианта проекта. Сбор материалов. | 4 | Индивидуальные консультации | |
5 | Оформление проекта. Подготовка проекта к защите | 4 | Индивидуальные консультации | |
6 | Создание типовой презентации. Что такое PowerPoint? Ввод и редактирование текста. Режим сортировщика слайдов | 1 | Лекция | |
2 | Лекция/практическая работа | |||
7 | Создание презентаций на основе шаблонов Вставка рисунков, диаграмм, графических объектов | 2 | Лекция/практическая работа | |
8 | Подготовка презентации к показу. Настройка времени показа и анимации. Подготовка к показу и демонстрация презентации | 1 | Практическая работа | |
9 | Защита проекта | 3 | Практическая работа | |
10 | Анализ и самоанализ работ. | 1 | круглый стол | |
Общее количество часов: | 34 |
Список литературы для учителей и учащихся.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., О.В. Чуракова Г.Б. Метод проектов – технология компетентносно-ориентированного образования.// Учебная литература, 2006. – 167с.
- Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г., с. 31-34
- Полот Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.
- Сидоренко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – В журнале «Завуч» №6, 2003г.- с. 96-111.
Рекомендуемая литература
Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.
«Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.
Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/ direktor/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Программа элективного курса по физике « Организация проектной деятельности"
Данный авторский материал элективного курса может помочь учителям физики и других предметов в организации проектной деятельности как на уроках так и во внеклассной работе....
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"
Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...
Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...
Программа элективного курса по информатике 5 класс (внеурочная деятельность)
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся пятых классов...
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...