Программа элективного курса "Проектная деятельность"
рабочая программа по информатике и икт на тему

Андреева Юлия Викторовна

Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

·   сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;

·   выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;

·   творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы; 

·   воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.

Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_proektnaya_deyatelnost.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Проектной и исследовательской деятельностью учащиеся занимаются и при обучении на уроках, начиная с начальной школы.  Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивной или творческой. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагога найти тот "рычаг", который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. В рамках школьного обучения научно-исследовательская работа  представляет собой один из способов обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает новый учебный и жизненный опыт. Конечно, те исследования, которые мы проводим в школе  совместно с учащимися, несопоставимы с научной деятельностью в высших учебных заведениях, но эта деятельность, на мой взгляд, является первой ступенькой ребёнка в науку, дает ему  научное понимание действительности.

В настоящее время метод проектов получил довольно большое распространение. Во многом это связано с тем, что и  во взрослой жизни учащиеся практически неизбежно сталкиваются с процессом проектирования. Таким образом, проект можно рассматривать как своеобразный «мостик» между школой и трудовой деятельностью. Каждый учащийся к окончанию школы старается определиться с выбором будущей профессии и, соответственно, уделяет больше внимания тем предметам, которые будут ему необходимы в дальнейшем.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Учащиеся нашей школы, ежегодно принимают участие в научно-практической конференции, и каждый раз сталкиваются с трудностями при выборе тем работ, написании и оформлении работ, защитой собственного труда. Элективный курс «Проектная деятельность» призван оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в этих  вопросах.

«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное». Это выражение Эсхила определяет основные знания, которые должны усвоить ученики в процессе изучения данного элективного курса.

Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;
  • выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы; 
  • воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.

Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.

Курс состоит из двух модулей: «Методика проектной деятельности» и «Создание собственного проекта с помощью любой их программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС».

Первый модуль является, по сути, межпредметным и позволяет обеспечить формирование общеучебных компетентностей в рамках методики проектной деятельности. Ожидаемым результатом работы по первому модулю является активизация познавательной деятельности обучающихся, практическим выходом изучения этого второго модуля является создание индивидуального учебного проекта, его оформление и защита.

Итак, по окончании курса учащиеся должны знать:

– что такое проект и исследование, чем они отличаются;
– приемы и методы исследовательской работы;
– основные понятия научно-исследовательской работы;
– технологическую цепочку проекта и научно-исследовательской работы;
– формы защиты проекта и научно-исследовательской работы;
– клише для научных работ.

Форма защиты элективного курса для получения зачёта – презентация своей работы.

Образовательный потенциал проектной деятельности: 

  • создаёт у учащихся образ цельного знания; 
  • повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; 
  • изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); 
  • интерпретация результатов. 

Воспитывает: 

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); 
  • чувства ответственности, самодисциплины; 
  • способности к самоорганизации; 
  • желания делать свою работу качественно. 

Развивает: 

  • исследовательские и творческие способности личности; 
  • способность к самоопределению и целеполаганию; 
  • умения самостоятельно конструировать свои знания; 
  • коммуникативные умения и навыки; 
  • способность ориентироваться в информационном пространстве; 
  • умение работать с различными типами текстов; 
  • умение планировать свою работу и время; 
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. 

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Тема урока

Кол- во часов

Урок

модуль 1.    Методика проектной деятельности.

1

Введение. Научный метод познания мира. Роль науки в познании мира. Что такое проект и чем интересна проектная деятельность

1

Вводная лекция

2

Этапы работы над проектом. Виды проектов и их характеристика.

2

Лекция, деловая игра

3

Выбор темы проекта. Планирование

1

 мозговой штурм

4

Особенности и структура проекта

1

Лекция

5

Критерии оценки

2

круглый стол

6

Правила сбора материалов

2

Практическая работа

7

Оформление проекта и сопроводительной документации. Печатная и электронная версии.

2

Лекция/практическая работа

8

Подготовка проекта к защите.

 Публичное выступление.

2

Лекция/практическая работа

модуль 2 Создание собственного проекта с помощью любой их программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС

1

Введение. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.

1

Вводная лекция

2

Подготовка индивидуальных проектов. Выбор темы проекта

1

Вводная лекция

3

Планирование индивидуального проекта

1

Индивидуальные консультации

4

Подготовка чернового варианта проекта.

Сбор материалов.

4

Индивидуальные консультации

5

Оформление проекта.

Подготовка проекта к защите

4

Индивидуальные консультации

6

Создание типовой презентации. Что такое PowerPoint?

 Ввод и редактирование текста. Режим сортировщика слайдов

1

Лекция

2

Лекция/практическая работа

7

Создание презентаций на основе шаблонов

Вставка рисунков, диаграмм, графических объектов

2

Лекция/практическая работа

8

Подготовка презентации к показу. Настройка времени показа и анимации. Подготовка к показу и демонстрация презентации

1

Практическая работа

9

Защита проекта

3

Практическая работа

10

Анализ и самоанализ работ.

1

круглый стол

Общее количество часов:  

34

Список литературы для учителей и учащихся.

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., О.В. Чуракова Г.Б. Метод проектов – технология компетентносно-ориентированного образования.// Учебная литература, 2006. – 167с.
  2. Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г.,  с. 31-34
  3. Полот Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.
  4. Сидоренко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – В журнале «Завуч» №6, 2003г.- с. 96-111.

Рекомендуемая литература

Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.

 Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.

 «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.

 Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.

 Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.

 Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/ direktor/ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Программа элективного курса по физике « Организация проектной деятельности"

Данный авторский материал элективного курса может помочь учителям физики и других предметов в организации проектной деятельности как на уроках так и во внеклассной работе....

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"

Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...

Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Программа элективного курса по информатике 5 класс (внеурочная деятельность)

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся пятых классов...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...