Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Роменская Ирина Ивановна

Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. 

Срок реализации - 2015/2016 уч.год

Количество часов всего - 34, 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc103.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

«СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ПРОЕКТОВ»

Составитель (автор): О.М. Кузьминская, учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №44, г.Сургут, ХМАО-Югра


Класс: X или XI.

Количество часов: 35 (1 час в неделю).

Профиль: информационно-технологический, универсальный.

Предполагается, что учащиеся владеют навыками работы в графическом редакторе, знакомы с операционной системой Windows, умеют работать с файлами и папками, знакомы с текстовым редактором, электронными таблицами, имеют желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

Пояснительная записка

Предисловие

Известно, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе. В детях от рождения заложена способность к творчеству и к счастью. Заглядывая в будущее наших детей, мы понимаем, что гораздо полезнее надуманных псевдофактов вчерашнего дня для них окажется умение обращаться с информационными системами нового времени. И чувствовать себя как рыба в воде в таком будущем сможет лишь тот ребенок, которому сегодня дают возможность изучать разнообразные источники информации, учиться понимать ее значение и приобретать навыки ее обработки и преобразования.

Внедрение компьютерных технологий в педагогический процесс дает человеку новые технические возможности для познания мира, самовыражения и самореализации в обществе.

Актуальность темы:

  1. помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы в рамках профильного образования в школе;

  1. является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Цели и задачи курса:

  • формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом школьном предмете и в целях саморазвития;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;

  • развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся путем освоения средств ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;

  • приобретение опыта использования мультимедиа технологий в проектной деятельности.


Процесс работы направлен на всестороннее повышение профессионального мастерства, творческого потенциала учителя, и, в конечном счете, - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и креативного развития учащихся.

Задачи:

  • изучить технологию создания проектов с использованием возможностей графических редакторов, мультимедиа программ;

  • научиться использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;

  • научиться оформлять слайды, тексты, визитки, рекламу, плакаты, буклеты и другие публикации;

  • овладеть методами создания и монтажа мультимедиа альбомов, видеоклипов, фильмов.

Основные приоритеты методики изучения:

  • межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);

  • личностно-деятельный подход;

  • фасилитация (лидерство, основанное на совместной деятельности учителя и учащихся с доверительным психологическим климатом).

В основе курса лежит проектная деятельность, учащихся, умений самостоятельно конструировать информационном пространстве: развитие критического увидеть, сформулировать и решить проблему.

 

развитие познавательных навыков свои знания, ориентироваться в и творческого мышления, умение

Для реализации курса необходимо наличие компьютерного класса с программным обеспечением: ОС семейства Windows *, приложения Microsoft Office 2003: Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, программ обработки цифровых фото и видео (Adobe Photoshop, Movie Maker или их аналогов, 602РС Suite Photo, *-Albom или аналог.),

систем оптического распознавания документов (Fine Reader *).

Диагностика успешности усвоения программы проводится путем защиты проектов на уровне группы, школьного научного общества. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов, родителей.

Успешное выполнение данной программы рождает желание изучать глубже и разносторонне программы по созданию других проектов (Web-страниц, анимационных объектов, и т.д.), воспитывает у учащихся интерес к профессиональной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Содержание обучения

Учебно-тематический план

Содержание темы

Кол-во часов

1

Что такое проект. Примеры проектов и их обсуждение.

2

2

Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы

2

проекта,   идеи,   гипотезы.   Планирование   работы.

Формулировка

задач.

Рассмотрение

ресурсов,


используемых  в  работе  над  проектом  и  составление

списка.    Обсуждение    идей    по    планированию

самостоятельной деятельности учащихся в проекте.

3

Поиск  и  сохранение  на  компьютере  отдельных  текстовых,

2

графических, звуковых файлов, видеороликов.

4

Обсуждение   отобранных   информационных   ресурсов   для

2

реализации  основных  идей  проекта.  Ознакомление  с

примерами презентаций учащихся и создание сценария

мультимедиа

презентации

для

представления

результатов  его  самостоятельной  (групповой)  работы

по проекту.

5

Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование

6

графических изображений в растровом редакторе (Adobe

Photoshop).

6

Создание мультимедиа презентации (Microsoft PowerPoint).

4

7

Обсуждение  идей  по  использованию  Microsoft  Publisher  в

4

проекте.  Создание  публикаций,  отражающих  работу

над  проектом.  Просмотр  и  обсуждение  примеров

публикаций учеников.

8

Создание мультимедиа альбомов по проекту (Movie Maker).

4

9

Просмотр и обсуждение мультимедиа альбомов. Планирование

2

представления проекта.

10

Создание Web-сайта проекта (Microsoft Publisher). Обсуждение и

4

корректировка   материалов   проекта.   Подготовка   к

защите проекта.

11

Итоговая защита проекта.

3

Итого

35

Содержание курса

(2 ч.) Что такое проект. «Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». Примеры проектов и их обсуждение. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить". Типология проектов. Организация внешней оценки проекта. Общие подходы к структурированию проекта. Телекоммуникационные региональные и международные проекты. Диалог культур.

Практическая работа: Просмотр демо-версий различных проектов.

(2 ч.) Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Планирование работы. Формулировка задач. Аннотация ресурсов, используемых в работе над проектом и составление списка. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся в проекте.

Практическая работа: Рассмотрение разных тем, идей, гипотез, задач проектов. Планирование портфолио проекта.

(2 ч.) Поиск и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. Расширения и форматы файлов.

Практическая работа: Создание папки по проекту и размещение иерархической системы папок с материалами для проекта.

(2 ч.) Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Ознакомление с примерами презентаций учащихся и создание сценария


мультимедиа презентации для представления результатов его самостоятельной (групповой) работы по проекту.

Практическая работа: Создание мультимедиа презентации для представления результатов работы по проекту.

(6 ч.) Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование графических изображений в растровом редакторе Adobe Photoshop.

Создание и сохранение файлов. Палитры изображения. Способы выделения изображений.

Практическая работа: Создание изображения для проекта с использованием палитры.

Выделение объектов сложной конфигурации в режиме быстрой маски. Операции с изображениями: удаление, копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр изображения. Приемы ретуши. Трансформация изображения. Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя.

Практическая работа: Создание изображений для проекта с использованием контура, маски, слоев, фильтров, ретуши, трансформации.

Работа с текстом в Adobe Photoshop. Текстура, текстовые эффекты. Коррекция изображений. Фотомонтаж. Фотокоррекция.

Практическая работа: Создание изображений с использованием текстовых и текстурных эффектов, фотокоррекции и фотомонтажа.

Печать изображений. Сканирование (оцифровка) изображений.

Практическая работа: Сканирование и печать изображений для проекта.

6. (4 ч.) Создание мультимедиа презентации в Microsoft PowerPoint. Основные шаги создания презентации по проекту.

Шаблоны дизайна презентаций, ввод текста, вставка рисунков, диаграмм, гиперссылки.

Практическая работа: Создание презентации по проекту с использованием шаблонов дизайна.

Настройка анимации, смена слайдов, печать слайдов.

Практическая работа: Настройка анимации и смены слайдов в презентации по проекту.

Вставка звука, видеофрагмента.

Практическая работа: Вставка звука и видео объектов в презентацию по проекту.

Сохранение презентации для демонстрации и для размещения в Интернете.

Практическая работа: Редактирование и сохранение презентации по проекту для размещения в сети Интернет.

(4 ч.) Обсуждение идей по использованию Microsoft Publisher в проекте.

Практическая работа: Создание публикаций, отражающих работу над проектом.

Просмотр и обсуждение примеров публикаций учеников.

(4 ч.) Планирование и создание мультимедиа альбомов по проекту в программе Movie Maker от сценария до демонстрации.

Практическая работа: Подбор фотоматериалов-слайдов и настройка переходов, эффектов. Практическая работа: Вставка музыкальных роликов, текста, титров, анимационных объектов.

Практическая работа: Звукозапись и сохранение фильма.

(2 ч.) Просмотр и обсуждение мультимедиа альбомов. Планирование представления

проекта.

Практическая работа: Создание мультимедиа презентации представления проекта.


10. (4 ч.) Знакомство с МАСТЕРОМ создания Web-сайтов. Создание Web-сайта проекта с помощью Microsoft Publisher. Обсуждение и корректировка материалов проекта. Подготовка к защите проекта.

Практическая работа: Планирование содержания и оформления Web-сайта. Практическая работа: Создание Web-сайта проекта.

11. (3 ч.) Итоговая защита проекта.

Приветствие руководителя, уточнение порядка выступления групп. Выступление групп и встречное оппонирование со стороны слушателей. Рефлексия участников проекта.

Выступления гостей и зрителей, постановка задач на дальнейшее совершенствование.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса учащиеся должны:

знать:

  • требования к учебному проекту;

  • этические и правовые нормы использования информации;

  • принципы использования авторских объектов;

  • библиографические правила цитирования источников;

  • смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;

  • смысл понятия «мультимедиа технологии»;

  • варианты использования текстовых и графических редакторов в самостоятельной деятельности;

  • процедуру защиты и оценивания проекта;

  • общие возможности графического редактора Adobe Photoshop;

  • отличия Adobe Photoshop от редактора Microsoft Paint;

  • преимущества и недостатки Adobe Photoshop;

  • отличия векторной графики от растровой (точечной);

  • что такое цвет, спектр цвета, атрибуты цвета;

  • правила работы с цветом, цветовые модели, характеристики цветовых изображений;

  • интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;

  • функции инструментальных палитр;

  • какие операции можно выполнять с фрагментами изображений;

  • виды контуров, масок, слоев; группы фильтров графического изображения;

  • основные шаги создания презентации в Microsoft PowerPoint;

  • понятия шаблонов дизайна презентации;

  • предназначение и интерфейс программы Movie Maker;

  • что такое Web-сайт, его структура и место среди современных сервисов Интернета;

уметь:

  • формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований;

  • планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;

  • работать в малых группах и в сотрудничестве;

  • применять текстовый редактор, программы Adobe Photoshop, Movie Maker, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher и им подобные в любом школьном предмете и в целях саморазвития;


  • анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;

  • запускать редактор Adobe Photoshop и пользоваться его инструментами;

  • настраивать, создавать и использовать кисти;

  • создавать контуры изображения и маски;

  • работать с текстом в Adobe Photoshop;

  • проводить коррекцию фотоизображений и их художественную обработку; проводить фотомонтаж;

  • работать со слоями и фильтрами изображения;

  • анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;

  • отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;

  • классифицировать файлы по типам и расширениям;

  • создавать сценарий мультимедийной презентации;

  • вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук, видеофрагменты в мультимедиа презентации;

  • настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;

  • сохранять презентацию для демонстрации и для размещения в Интернете, печатать на принтере слайды презентации;

  • создавать различные публикации в программе Microsoft Publisher;

  • создавать мультимедийные альбомы в программе Movie Maker;

  • сохранять в разных форматах мультимедийные альбомы;

  • создавать Web-сайты с помощью программы Microsoft Publisher;

  • проводить рефлексию, защиту проекта.

Литература

  1. Ястребцева Е.Н, Быховский Я.С. Intel® Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.(+компакт-диск)

  1. Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум  М.: Интеллект-Центр, 2004.(+компакт-диск)

  1. Adobe® Photoshop® 7.0. Официальный учебный курс: Учебное пособие. М.: ТРИУМФ, 2003. (+ компакт-диск)

  1. Гурский Ю., Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7.0. Трюки и эффекты. СПб.: Питер, 2004. (+ компакт-диск)

  1. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  1. Иванова Т. Допечатная подготовка: Учебный курс. СПб.: Питер, 2004. 

  1. Соловьева Л. Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ-Петер-бург, 2002. (+ компакт-диск)

  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (+компакт-диск)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс

Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой,...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики"

Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики".

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики". Расчитана на 2 года (10-11 класс)....

Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса«Математические основы информатики»(10-11 класс)...