Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социального направления "Дорожный дозор"
рабочая программа

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социального направления "Дорожный дозор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnyy_dozor.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальное направление возможно реализовать на занятиях курса внеурочной деятельности «Дорожный дозор».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорожный дозор» ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» разработана в соответствии с требованиями:

•        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

•        СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

•        СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» «Курсы внеурочной деятельности».

Цель курса «Дорожный дозор» – формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная со школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Задачи курса:

Образовательные:

• повысить у детей уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

• помочь детям усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

• оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

• развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

• способствовать развитию таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

• воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

• вырабатывать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

• сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Актуальность программы заключается в том, что уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной программы (связь с ГИБДД, участие в городском слете юных инспекторов дорожного движения).

В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:

Личностные результаты:

•        усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

•        принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

•        формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению  и  познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,  языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•        уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

•        осознание ответственности человека за общее благополучие;

•        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

•        развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,  общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой  и других видов деятельности;

•        способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•        умение ставить и формулировать проблемы;

•        навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

•        навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

•        установление причинно-следственных связей;

•        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

•        освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

•        формирование умений взаимодействовать с окружающими.

С этой целью планируется у обучающихся формирование следующих универсальных  учебных действий:

•        познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

•        регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

•        коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;

- работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

-  договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы и методы работы с обучающимися, предусмотренные программой:

Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейды, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры, разнообразные акции.

1. Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями, совместный поиск решений, совместное решение проблемы, диагностика, тестирование, анкетирование

2. Групповые: творческие группы,  тренинги  

3. Коллективные: конкурсы, соревнования,  праздники, игры, презентация, выставки творческих работ, экскурсии, встречи с  сотрудниками, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, ГИБДД  

 Занятия курса рассчитаны на 34 учебных часа для учеников 6 класса один раз в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (2 часа)

Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)

Подведение итогов 2-х лет обучения по программе «Школа дорожной безопасности», прохождение обучающимися входного тестирования по темам предыдущего года обучения.

Инструктаж по технике безопасности во время практических и теоретических занятий. Изучение Инструкций по  безопасности на дорогах для пешеходов, пассажиров общественного транспорта, водителей велосипедов.

Тема 1.2.  ГИБДД – основные направления работы по предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма (1 час)

История создания ГИБДД. Взаимодействие УГИБДД и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Встречи с сотрудниками ГИБДД. Знакомство с техническим оснащением инспекции.

Раздел 2. «Обеспечение безопасности дорожного движения» (24 часа)

Тема 2.1. Правила для пешеходов и водителей велосипедов. (1 час)

Общие обязанности пешеходов. Поведение на дорогах и парковых зонах. Мой двор. Запрещается, разрешается. В мире дорожных знаков. Обязанности велосипедистов.

Тема 2.2.  Действия пешеходов в различных условиях. (1 час)

Определение таких понятий, как «Участник дорожного движения», «Пешеход», «Дорога», «Тротуар», «Обочина», «Пешеходный переход».  Разбор дорожной обстановки на маршруте «Дорога в школу и домой», определение опасных для движения мест.

Тема 2.3. Движение пешеходов и велосипедистов в населенном пункте и вне населенного пункта. (1 час)

Знаки дорожного движения, обозначающие нахождение в населенном пункте и вне его. Особенности движения пешеходов и велосипедистов в населенном пункте. Особенности движения пешеходов и велосипедистов вне населенного пункта.

Тема 2.4. Действия велосипедистов при совершении маневров. (1 час)

Действия велосипедистов перед началом маневров. Подача сигналов велосипедистом при совершении маневров. Опасности на дороге при совершении маневров.

Тема 2.5. Особенности маневрирования велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. (2 час)

Освоение приемов безопасного падения. Движение и маневрирование на площадке. Оборудование для фигурного вождения. Отработка практических навыков фигурного вождения.

Тема 2.6. Виды перекрестков и правила разъезда на них. (1 час)

Определение понятия перекрестка. Правила разъезда на нерегулируемом перекрестке. Правила разъезда на регулируемом перекрестке. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках

Тема 2.7. Знаки регулировщика. Значение сигналов регулировщика. (1 час)

Выполнение сигналов. Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика.

Тема 2.8. Светофор, его особенности для пешеходов и для велосипедистов.

(1 час)

Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора.

Тема 2.9.  Особенности устройства велосипеда. (1 час)

Физические основы устойчивости двухколесного  велосипеда. Виды и техническая  характеристика велосипедов. Устройство. Основные узлы и агрегаты велосипеда.

Тема 2.10. Подготовка велосипеда, подготовка велосипеда к походу. (1 час)

Неполная разборка и сборка велосипеда. Полная разборка и регулировка узлов велосипеда. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда. Проверка исправности и работоспособности узлов и агрегатов велосипеда. Требования по допуску к эксплуатации вело транспорта.

Тема 2.11. Порядок движения группы велосипедистов. (1 час)

Правила, которые необходимо соблюдать при движении в велосипедной колонне. Понятие ведущий, замыкающий, десятник, дежурный. Знаки, подаваемые велосипедистами в колоннах.

Тема 2.12. Основные приемы профилактических и ремонтных работ с велосипедом.(2 часа)

Важность содержания транспортного средства в хорошем техническом состоянии. Значение исправности тормозов. Сборка и разборка велосипеда. Замена колеса. Умение разбортовать колесо, найти повреждение камеры, забортовать колесо. Умение регулировать руль, седло. Смазка цепи, звездочек. Способы определения и устранения возможных неисправностей.

Тема 2.13. Опасные ситуации на дорогах, улицах,  в общественном транспорте.(1 час)

Опасность выезда на оживленную улицу. Также опасность въезда в туннель, на эстакаду или мост, где обычно высока скорость движения транспорта. Планирование безопасного маршрута.

Тема 2.14. Виды и назначение автогородков и автоплощадок. Безопасность при занятиях в автогородке и на автоплощадке. Вождение в автогородке. (1 час)

Знакомство с понятиями автогородок и автоплощадка. Виды покрытий городков. Используемые элементы дорожной разметки. Светофоры. Знаки. Малые архитектурные формы. Требования безопасности при проектировании и установке автогородков и автоплощадок. Езда с ускорением. Правильное начало движения и торможение. Разгон по прямой. Отработка техники старта. Способы торможения. Прохождение прямых на максимальной скорости (без заноса). Развитие координации, ловкости, умения удерживать равновесие. Движение и маневрирование на площадке. Техника преодоления трассы с c различными препятствиями на ней. Способы и техника обгона на трассе.

Тема 2.15. Тренинг по безопасному вождению на автоплощадке. (1 час)

Освоение приемов безопасного падения. Вводный инструктаж. Практические занятия по удержанию равновесия, езде по  прямой асфальтированной дорожке.

Тема 2.16. Ответственность за нарушение ПДД. (1 час)

Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД пешеходами, велосипедистами.

Тема 2.17. Освоение правил работы с электронными экзаменаторами. (1 час)

Понятие электронного экзаменатора. Виды и технические особенности электронных экзаменаторов. Вопросы и ответы на итоговое тестирование с помощью экзаменатора.

Тема 2.18. Подготовка игр, конкурсов, викторин по правилам безопасного дорожного движения и на знание правил дорожного движения для обучающихся начальной школы. (4 часа)

Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.

Раздел 3. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

(7 часов)

Тема 3.1. Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация возможных травм при ДТП.  (2 часа)

Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Обработка ран. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Тема 3.2.  Оказание ПМП при ушибах. (1 час)

Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Правила обработки ссадин и ушибов.

Тема 3.3. Оказание ПМП при кровотечениях. (2 часа)

Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и виды кровотечений. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Способы остановки кровотечений.

Тема 3.4.  Оказание ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата.

(2 час)

Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Закрытые травмы. Повреждение позвоночника, травма живота, травма тазобедренной кости, черепно-мозговая травма. Повреждение конечностей.

Раздел 4. Итоговое тестирование. (1 час)

Тема 4.1.  Основы обеспечение безопасности дорожного движения.  (1 час)

Тестирование по основным вопросам безопасности дорожного движения.

ИТОГО: 34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела,

тема занятия

План

Факт

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (2 часа)

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

3.09

1.2.

ГИБДД – основные направления работы по предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

10.09

Раздел 2. «Обеспечение безопасности дорожного движения» (24 часа)

2.1.

Правила для пешеходов и водителей велосипедов.

17.09

24.09

2.2.

Действия пешеходов в различных условиях.

1.10

2.3.

Движение пешеходов и велосипедистов в населенном пункте и вне населенного пункта.

8.10

2.4.

Действия велосипедистов при совершении маневров.

15.10

22.10

2.5.

Особенности маневрирования велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда.

12.11

19.11

2.6.

Виды перекрестков и правила разъезда на них.

26.11

2.7.

Знаки регулировщика. Значение сигналов регулировщика.

3.12

10.12

2.8.

Светофор, его особенности для пешеходов и для велосипедистов.

17.10

24.12

2.9.

Особенности устройства велосипеда.

14.01

2.10.

Подготовка велосипеда, подготовка велосипеда к походу.

21.01

2.11.

Порядок движения группы велосипедистов.

28.01

2.12.

Основные приемы профилактических и ремонтных работ с велосипедом.

4.02

2.13.

Опасные ситуации на дорогах, улицах,  в общественном транспорте.

11.02

2.14.

Виды и назначение автогородков и автоплощадок. Безопасность при занятиях в автогородке и на автоплощадке. Вождение в автогородке.

18.02

2.15.

Тренинг по безопасному вождению на автоплощадке.

25.02

2.16.

Ответственность за нарушение ПДД.

4.03

2.17.

Освоение правил работы с электронными экзаменаторами.

11.03

2.18.

Подготовка игр, конкурсов, викторин по правилам безопасного дорожного движения и на знание правил дорожного движения для обучающихся начальной школы.

18.03

25.03

Раздел 3. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. (7 часов)

3.1.

Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация возможных травм при ДТП.

8.04

15.04

3.2.

Оказание ПМП при ушибах.

22.04

3.3.

Оказание ПМП при кровотечениях.

29.04

6.05

3.4.

Оказание ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата.

13.05

20.05

Раздел 4. Итоговое тестирование. (1 час)

4.1.

Основы обеспечение безопасности дорожного движения

27.05

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Безопасность жизнедеятельности: государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия /авт.-сост. С.В. Петров. М.: НЦ ЭНАС, 2005.

2. Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей по использованию учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Учприбор, 2009.

 3. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (последняя редакция).

4. Материалы газеты «Добрая дорога детства»

5. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: кн. Для учителя / сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин 2-е изд. М.: Просвещение, 2004.

6. Николаев, А.Я. Первая медицинская помощь в условиях дорожного движения. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

7. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. Для учащихся /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Просвещение, 2007.

8. Петров, С.В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. М.: НЦ ЭНАС, 2004.

9. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

10. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.

11. Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / [А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2008.

12. Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. Для учащихся 5-7 классов / под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2008.

13. Рыбин, А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2008.

14. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения/ авт.-сост. В.Е. Амелина. М.: Глобус, 2006.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

16. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).

17. Шельмин, Е.Е. Правила дорожного движения 2016 с примерами и комментариями /– Питер: Изд-во Питер, 2016.- 160 с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.        Компьютер.

2.        Мультимедиапроектор.

3.        Экран.

4.        Учебный класс.

5.        Колонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Полезные привычки направление: социальное для 1-4 классов 2014-2015 учебный год

Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Радио MIX FM» 5-7 классы

Эта программа внеурочной деятельности социальной направленности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...