Доклад "Программа воспитания в школе"
статья
Особенности разработки модульной программы воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vospitatelnaya_rabota_v_shkole.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад « Модульная программа воспитания в школе»
Воспитательная работа в нашей школе – традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива. Федеральный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым строится работа педагогов, внес в школьное воспитание следующие коррективы:
- обязательность организации воспитательного процесса
- организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна дополняться воспитанием на уроке
- ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
- новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на реализацию определенных задач воспитания. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация»
. Вариативными модулями программы являются: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», Безопасность жизнедеятельности, «Организация предметно-эстетической среды».
- МОДУЛЬ ШКОЛЬНЫЙ УРОК
Согласно программе воспитания нашей школы, каждый проводимый урок может влиять не только на когнитивное, но и личностное развитие учащихся, урок должен нести познавательную и воспитывающую функцию. Когда же уроки становятся воспитывающими…
…когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в орГанизуемую учителем деятельность;
…когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, проблемах;
…когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.
Если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников.
Воспитывающий урок это урок, рассматривающий социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межнациональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей, информация о здоровье и вредных привычках.
2. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Уникальность классного руководителя состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его мировоззрение, ценностные ориентиры.
При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные мероприятия и классные часы, не только установление дисциплины на уроках, но и развитие личности каждого ребенка. Авторитарный стиль классного руководства едва ли можно считать удачным, поскольку он не влечет за собой доверительных отношений. Главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к каждому учащемуся. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка. Мероприятия для выработки единого направления воспитательной работы представлены в этом модуле
3. КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Действующий ныне образовательный стандарт требует от школ организации курсов внеурочной деятельности в соответствии с пятью направлениями развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
3. САМОУПРАВЛЕНИЕ
самоуправление в школе – это значит предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. Пусть даже на небольшом участке этой жизни. Самоуправление подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствии с его возрастными и личностными особенностями. Благодаря самоуправлению у ребенка появляется стремление к саморазвитию. Самоуправление учит детей проявлять активную жизненную позицию.
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Главная цель профориентационной работы со школьниками – не ранний выбор ими своей профессии, а подготовка к такому выбору!
Совместная деятельность педагогов и школьников в этом направлении включает в себя подготовку школьника к осознанному выбору своей будущей профессии, формирование позитивного взгляд на труд.
Этот модуль на практике будет перекликаться с модулем Школьный урок.
- Работа с родителями
Задачи, решаемые школой в этом направлении:
— налаживание конструктивного общения педагогов с родителями;
— привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников;
— повышение педагогической грамотности родителей.
- Ключевые общешкольные дела
Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе.
В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы.
При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи.
- Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают». Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов и рекреационных зон, школьная форма и манера педагогов одеваться, школьная символика – все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным.
- Модуль «Детские общественные объединения»
Модуль «Детские общественные объединения» – это вариативный модуль программы воспитания. Мы его включили в связи с тем, что на базе нашей школы успешно функционирует военно-патриотическое движение «Юнармия» , воспитательная роль которого всем очевидна.
- Безопасность жизнедеятельности
Этот модуль также является вариативным и рациональность выбора этого модуля обуславливается важностью формирования опыта безопасного поведения ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
«Основные направления самоанализа воспитательной работы».
В анализе будут представлены результаты воспитательной работы. Смогли ли мы в процессе реализации программы воспитания организовать ее таким образом, чтобы помимо своих обычных задач (досуговых, развлекательных, познавательных) эта деятельность решала еще и воспитательные задачи. Анализ осуществляется классными руководителями, уделяя внимание вопросу, удалось ли продвинуться в решении обозначенных проблем личностного развития детей с последующим обсуждением на заседании классных руководителей. Также проведем анализ совместной деятельности, бы ла ли школьная жизнь интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе
В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....
Статья "Организация патриотического воспитания в школе"
Патриотическое воспитание в школе...
Концепция эстетического воспитания в школе
В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...
Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»
В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...
Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"
В российском обществе сегодня остро стоят проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зре...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...