«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
методическая разработка по обж (10 класс)

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать гораз­до шире, а не сводить только к военно-патри­отическому воспитанию, которому уделяет внимание лишь ряд школ...

Проблема эта более глубокая и требует проработки на всех уровнях системы образования, которое должно быть патриотиче­ским уже в силу того, что оно государствен­ное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_obrazovanie_v_sovremennoy_shkole.docx55.99 КБ

Предварительный просмотр:

№ 01 2012г.         Журнал «Образование в современной школе»

Проблемы воспитания.

Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе».

И.А. Малашкин

преподаватель- организатор ОБЖ школы № 8, Орловская область, г. Мценск

Организация военно- патриотического воспитания в школе

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать гораздо шире, а не сводить только к военно-патриотическому воспитанию, которому уделяет внимание лишь ряд школ...

Проблема эта более глубокая и требует проработки на всех уровнях системы образования, которое должно быть патриотическим уже в силу того, что оно государственное

Патриотическое воспитание должно быть закреплено во всех основных документах школы: модель выпускника, образовательная программа, план работы учительского коллектива, реализуемые культурно-образовательные программы и программы учебных курсов.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно- политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм— это система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков. Наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подросткам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Объектами военно-патриотического воспитания являются дети и подростки, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.

В своей деятельности участники военно- патриотического воспитания руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

  •  Конституция и законы Российской Федерации;
  •  Закон «Об образовании»;
  •  Конвенция ООН «О правах ребенка».

Основными принципами являются:

  •  принцип добровольности;
  •  принцип взаимодействия;
  •  принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  •  принцип междисциплинарности;
  •  принцип преемственности;
  •  принцип равноправия и сотрудничества;
  •  принцип самостоятельности;
  •  принцип ответственности;
  •  принцип коллективности.

Цель военно-патриотического воспитания: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Основные задачи военно-патриотического воспитания:

  •  подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
  •  воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
  • формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
  •  воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
  •  физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
  •  совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

В военно-патриотическом воспитании школьников должны участвовать учителя школ, социальные и медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов, историко-краеведческих музеев, военкоматов, знаменитые земляки, ветераны Вейкой Отечественной войны и труженики тыла.

Желательно, чтобы в школе военно-патриотическое воспитание велось по трем направлениям:

. Летопись родного края.

  1. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение).
  2.  Основы военной и специальной подготовки.

Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на пять лет и ориентирована на учащихся, склонных к исследовательской, поисковой и физкультурно-спортивной деятельности.

  1. Летопись родного края.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.

Содержание:

  •  изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
  •  выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;
  •  изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;
  •  изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;
  •  изучение военной и государственной символики;
  •  изучение истории края по вещественным источникам;
  •  изучение литературного наследия родного края;
  •  изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами;
  •  изучение малоизвестных исторических событий;
  •  фото-, кинофикация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев;
  •  собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;
  •  формирование банков краеведческих данных;
  •  ведение специальных летописей и хроник;
  •  пополнение фондов школьных музеев;
  •  поисковая работа.
  1. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение).        

' Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарищей, своих родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

Содержание:

  •  основы здорового образа жизни;
  •  основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
  •  изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
  •  передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски);
  •  основы безопасного поведения;
  •  основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
  •  основы безопасности в экстремальных ситуациях;
  •  выживание в лесу;
  •  преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);
  •  силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);
  •  элементы акробатики;
  • развитие сердечно-сосудистой выносливости;
  •  развитие силы и ловкости.

  1. Основы военной и специальной подготовки.

Данное   направление ориентировано' на

формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, назначении боевой техники, воинской службе, жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях, готовности освоить военно-техническую специальность.

Содержание:

  •  изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
  •  огневая подготовка;
  •  строевая подготовка;
  •  тактическая подготовка;
  •  топографическая подготовка;
  •  информатика;
  •  встречи с ветеранами войны и труда;
  •  военно-спортивные праздники и игры;
  •  встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;
  •  торжественные построения у памятных мест;
  •  проведение «Недели боевой славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Вахты памяти», «Дня памяти павших» и других мероприятий;
  •  посещение музеев;
  •  поисково-исследовательская работа;
  •  тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества;
  •  посещение воинских и трудовых коллективов;
  •  смотры.

Основные формы работы по военно-патриотическому воспитанию:

  •  соревнования;
  •  конкурсы;
  •  смотры;
  •  слеты;
  •  конференции;
  •  экскурсии;
  •  исследовательская и поисковая работа;
  •  «круглые столы»;
  •  клубные встречи;
  •  издательская деятельность;

  • походы;
  •  игры;
  •  турниры;
  •  создание баз данных;
  •  эстафеты и т. д.

Условия реализации программы военно- патриотического воспитания включают в себя:

  •  четкое планирование работы на учебный год и каждый месяц;
  •  методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;
  •  опору на сообщество педагогов, руководителей учебных групп, советов школьных музеев;
  •  проведение семинаров и консультаций по программе для каждой из категорий участников;
  •  организацию обучения лидеров и актива по направлениям;
  •  анализ хода реализации программы;
  •  пропаганду деятельности военно-патриотического воспитания в средствах массовой информации;
  •  сотрудничество в реализации программы с органами власти.

Сегодня как никогда велика роль школы в патриотическом воспитании молодежи.

Каждый педагогический коллектив должен воспитывать гражданина-патриота, созидателя, умеющего достойно реализовать свои способности на родной земле, а не разрушителя, который будет ненавидеть Родину и народ, среди которого он живет. От этого зависят социальное благополучие нашего выпускника, его психическое и нравственное здоровье, способности к самореализации. Ведь ненависть и неуважение к родной земле обрекут наших детей на мучительное непонимание, бесцельное существование или вызовут враждебные действия, могут привести и к психическим заболеваниям или на скамью подсудимых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в приграничном районе

Некоторые итоги воспитательной работы в классе по программе "Равнение на героев"...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни.

Дорогие коллеги! Представляю к вашему вниманию статью о военно-патриотическом воспитании в условиях ельской школы....

статья "Роль военно-патриотического воспитания учащихся"

Статья составлена для выступления на педагогическом совете по организации военно-патриотического воспитания в школе....

А.В. Сазонов. Организация военно-патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности

В презентации актуализирована проблема организации военно-патриотического воспитания, указаны исторические предпосылки данного направления воспитательной работы, представлена модель военно-патриотичес...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

Методическая разработка «Организация военно-патриотической работы в школе»

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений можно отнести:·...