«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
методическая разработка по обж (10 класс)
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать гораздо шире, а не сводить только к военно-патриотическому воспитанию, которому уделяет внимание лишь ряд школ...
Проблема эта более глубокая и требует проработки на всех уровнях системы образования, которое должно быть патриотическим уже в силу того, что оно государственное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_obrazovanie_v_sovremennoy_shkole.docx | 55.99 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 01 2012г. Журнал «Образование в современной школе»
Проблемы воспитания.
Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе».
И.А. Малашкин
преподаватель- организатор ОБЖ школы № 8, Орловская область, г. Мценск
Организация военно- патриотического воспитания в школе
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать гораздо шире, а не сводить только к военно-патриотическому воспитанию, которому уделяет внимание лишь ряд школ...
Проблема эта более глубокая и требует проработки на всех уровнях системы образования, которое должно быть патриотическим уже в силу того, что оно государственное
Патриотическое воспитание должно быть закреплено во всех основных документах школы: модель выпускника, образовательная программа, план работы учительского коллектива, реализуемые культурно-образовательные программы и программы учебных курсов.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно- политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм— это система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков. Наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подросткам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Объектами военно-патриотического воспитания являются дети и подростки, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.
В своей деятельности участники военно- патриотического воспитания руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция и законы Российской Федерации;
- Закон «Об образовании»;
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
Основными принципами являются:
- принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип междисциплинарности;
- принцип преемственности;
- принцип равноправия и сотрудничества;
- принцип самостоятельности;
- принцип ответственности;
- принцип коллективности.
Цель военно-патриотического воспитания: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Основные задачи военно-патриотического воспитания:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
В военно-патриотическом воспитании школьников должны участвовать учителя школ, социальные и медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов, историко-краеведческих музеев, военкоматов, знаменитые земляки, ветераны Вейкой Отечественной войны и труженики тыла.
Желательно, чтобы в школе военно-патриотическое воспитание велось по трем направлениям:
. Летопись родного края.
- ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение).
- Основы военной и специальной подготовки.
Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на пять лет и ориентирована на учащихся, склонных к исследовательской, поисковой и физкультурно-спортивной деятельности.
- Летопись родного края.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.
Содержание:
- изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;
- изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;
- изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;
- изучение военной и государственной символики;
- изучение истории края по вещественным источникам;
- изучение литературного наследия родного края;
- изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами;
- изучение малоизвестных исторических событий;
- фото-, кинофикация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев;
- собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;
- формирование банков краеведческих данных;
- ведение специальных летописей и хроник;
- пополнение фондов школьных музеев;
- поисковая работа.
- ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение).
' Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарищей, своих родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Содержание:
- основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
- изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
- передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски);
- основы безопасного поведения;
- основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
- основы безопасности в экстремальных ситуациях;
- выживание в лесу;
- преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);
- силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);
- элементы акробатики;
- развитие сердечно-сосудистой выносливости;
- развитие силы и ловкости.
- Основы военной и специальной подготовки.
Данное направление ориентировано' на
формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, назначении боевой техники, воинской службе, жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях, готовности освоить военно-техническую специальность.
Содержание:
- изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
- огневая подготовка;
- строевая подготовка;
- тактическая подготовка;
- топографическая подготовка;
- информатика;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- военно-спортивные праздники и игры;
- встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;
- торжественные построения у памятных мест;
- проведение «Недели боевой славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Вахты памяти», «Дня памяти павших» и других мероприятий;
- посещение музеев;
- поисково-исследовательская работа;
- тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества;
- посещение воинских и трудовых коллективов;
- смотры.
Основные формы работы по военно-патриотическому воспитанию:
- соревнования;
- конкурсы;
- смотры;
- слеты;
- конференции;
- экскурсии;
- исследовательская и поисковая работа;
- «круглые столы»;
- клубные встречи;
- издательская деятельность;
- походы;
- игры;
- турниры;
- создание баз данных;
- эстафеты и т. д.
Условия реализации программы военно- патриотического воспитания включают в себя:
- четкое планирование работы на учебный год и каждый месяц;
- методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;
- опору на сообщество педагогов, руководителей учебных групп, советов школьных музеев;
- проведение семинаров и консультаций по программе для каждой из категорий участников;
- организацию обучения лидеров и актива по направлениям;
- анализ хода реализации программы;
- пропаганду деятельности военно-патриотического воспитания в средствах массовой информации;
- сотрудничество в реализации программы с органами власти.
Сегодня как никогда велика роль школы в патриотическом воспитании молодежи.
Каждый педагогический коллектив должен воспитывать гражданина-патриота, созидателя, умеющего достойно реализовать свои способности на родной земле, а не разрушителя, который будет ненавидеть Родину и народ, среди которого он живет. От этого зависят социальное благополучие нашего выпускника, его психическое и нравственное здоровье, способности к самореализации. Ведь ненависть и неуважение к родной земле обрекут наших детей на мучительное непонимание, бесцельное существование или вызовут враждебные действия, могут привести и к психическим заболеваниям или на скамью подсудимых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация военно-патриотического воспитания в приграничном районе
Некоторые итоги воспитательной работы в классе по программе "Равнение на героев"...
Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни.
Дорогие коллеги! Представляю к вашему вниманию статью о военно-патриотическом воспитании в условиях ельской школы....
статья "Роль военно-патриотического воспитания учащихся"
Статья составлена для выступления на педагогическом совете по организации военно-патриотического воспитания в школе....
А.В. Сазонов. Организация военно-патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности
В презентации актуализирована проблема организации военно-патриотического воспитания, указаны исторические предпосылки данного направления воспитательной работы, представлена модель военно-патриотичес...
Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».
ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...
Методическая разработка «Организация военно-патриотической работы в школе»
К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений можно отнести:·...