ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
методическая разработка

Евгения Панюшкина

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих процессов заключается в формировании правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свободу человека и гражданина. Однако, построение цивилизованного общества, опирающегося на верховенство права, невозможно без прочного фундамента, который складывается из развитого правосознания и гражданско-правовой культуры широких масс населения. Все еще актуальными остаются слова выдающегося русского мыслителя, правоведа, философа И.А. Ильина: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В силу этого гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем не только села, города, региона, но и государства в целом.   Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе и   предполагает тесное взаимодействие педагогического коллектива школы с семьей и  социумом, с учреждениями, содействующими воспитанию.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Городского округа Лыткарино Московской области»

Провела:

Социальный педагог

Панюшкина Е.А.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих процессов заключается в формировании правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свободу человека и гражданина. Однако, построение цивилизованного общества, опирающегося на верховенство права, невозможно без прочного фундамента, который складывается из развитого правосознания и гражданско-правовой культуры широких масс населения. Все еще актуальными остаются слова выдающегося русского мыслителя, правоведа, философа И.А. Ильина: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В силу этого гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем не только села, города, региона, но и государства в целом. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе и предполагает тесное взаимодействие педагогического коллектива школы с семьей и социумом, с учреждениями, содействующими воспитанию.

Цели правового воспитания: повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей; приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Задачи: вооружение обучающихся и их родителей правовыми знаниями, формирование правового самосознания, формирование активной жизненной позиции.

Принципы: безусловное уважение личности подростка, защита прав и законных интересов обучающихся, защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации, взаимодействие различных заинтересованных служб.

Проблему правового образования не назовешь новой. В последнее десятилетие эта проблема живо обсуждается и педагогами, и юристами, и политиками. Понятно, что правовое образование становится важнейшим фактором построения правового государства и гражданского общества. Решение проблемы педагоги школы видят в последовательном преобразовании именно пространства развития личности, создания специального контекста, начиная с предшкольного возраста сюжетно-ролевой игры и переходя к активному правовому ответственному поведению. Школа представляет собой почти единственное ―детское место, в котором встреча взрослости и детства может порождать, формировать и закреплять ценности и способы эффективного правового поведения. Школа – правовое пространство, которое нацелено на формирование не столько правовой осведомленности, сколько правосознания отвечает на именно сегодня стоящий вопрос о смене содержательных характеристик того, что называется правосознанием. Ведь и в предыдущем тоталитарном периоде нашей истории шла речь о правосознании, о законопослушании и даже об элементарной юридической грамотности. Сейчас расставлены совершенно другие акценты. Основное внимание на смену приоритетов: от государства-общества-личности к личности-обществу-государству. Во главе угла нашей работы поставлены права личности и именно правоохранная, правозащитная деятельность вместе с вопросами персональной ответственности. Правовое пространство школы может рассматриваться как общественный институт, а не только как отраслевое и исключительно учебно - технологическое учреждение, в котором ребенку отводится обязанность ―учиться, учиться и еще раз учиться и не более того.

Исключительно важно для детей в начальной школе, а затем в подростковой именно собственное участие в выработке правовых решений. Параллельно и последовательно в проектных учебных программах представлены сведения о процессах законотворчества и исполнения законов, структуре законодательства и правовых институтов в сочетании с собственным законотворчеством в рамках ―школьного права. До сих пор правовое образование рассматривалось как исключительно адресованное ребенку. Так, как будто и учителя и родители уже по определению являются надлежащими участниками гражданско-правовых отношений. Идеи построения правового пространства как условия гражданско-правового образования предусматривают именно договорный характер отношений по поводу образования с участием в качестве субъектов и учащихся, и учителей, и родителей, и государственные и общественные институты.

Работа коллектива школы позволяет учащимся получить основные знания об обществе и происходящих в нем процессах, сформировать необходимые умения для эффективного взаимодействия с другими людьми и раскрытия своего творческого потенциала, стать приверженцем демократических ценностей, приобрести опыт участия в общественной жизни, продуктивно функционировать в правовом пространстве.

Эти цели могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Вся совместная деятельность осуществляется в рамках социально партнерства, призванного интегрировать имеющиеся культурно - образовательные, социально-экономические, общественные ресурсы, и становится благоприятной средой для развития личности ребенка. Достичь этого можно только при условии выработки единых требований к процессу формирования личности ученика со стороны всех участников образовательного процесса.

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап - знакомство. На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Это - важный фактор для построения партнерства. Общая цель школы, родителей и социума - ориентация на развитии социальных навыков детей, их правовой культуры, на подготовку конкурентоспособного выпускника, будущего специалиста, способного практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. На первом этапе были проведены два мероприятия: мониторинг социальных запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом стало желание родителей, школы и объектов социума к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап - формирование нормативно-правовой базы, разработка программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.

На этом этапе мы приступили к проектированию конкретных программ совместной работы. Здесь возникло понятие общего вклада - разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Была сформирована нормативно-правовая база социального партнерства, зафиксированы в договорной форме цели, задачи, принципы (добровольности, кооперативности, взаимного доверия, взаимной ответственности и контроля, открытости и т.д.); спроектирована совместная деятельность с родителями и социумом.

Третий этап – партнерство и реализация программ, планов, проектов.

Одно из главных условий партнерских отношений - добровольность (осознанность выбора в разных формах совместной деятельности). Наши партнеры были подготовлены к такому выбору с помощью информирования, просвещения и реальной оценки своих возможностей.

В рамках сотрудничества по правовому воспитанию заключены договора о совместной деятельности и составлены планы совместной работы с учреждениями социума:

- комитетом социальной защиты населения;

-центром занятости населения;

- ОВД по г.о. Лыткарино;

-комиссией по делам несовершеннолетних администрации г.о. Лыткарино;

-отделом опеки и попечительства администрации Люберецкого района;

- МУЗ ЦРБ г.о. Лыткарино;

- ДК "Мир", ДК "Центр Молодежи";

- библиотекой г.о. Лыткарино;

В школе реализуются программы социально-правовой направленности:

- внеурочная деятельность «Я - школьник» (1 класс);

- внеурочная деятельность «Этикет и культура общения» (1-2 классы);

- факультатив «Основы антикоррупционной деятельности» (7 класс);

- Обществознание (6-11 классы) - во всех классах.

Реализуются практико-ориентированные формы работы по правовому воспитанию:

- программа по школьному избирательному праву «Мой выбор» (8-11 классы);

- программа по самоуправлению в школе «Школа – наш дом, мы хозяева в нем» (5-11 классы);

- родительские собрания и консультации по правовому воспитанию;

- система классных часов по правовому воспитанию (1-11 классы);

- программа «Тимуровцы информационного сообщества»;

- привлечение детей к разработке сайта школы, сайта проекта «Тимуровцы»;

- беседы, анкетирование, тестирование;

- встречи с представителями партнеров школы в рамках правового воспитания;

- издание печатного издания «Вестник школы»;

-совместные с государственными и общественными органами посещения семей на дому;

-оказание материальной, психологической, юридической помощи семьям и другие.

Отвечая на современные вызовы, широко используем ИНТЕРНЕТ – технологии как на уровне обеспечения взаимодействия участников (Интернет - конференции, форумы, видеоконференции и т.д.), так и на уровне обеспечения доступа к актуальной информации и доступа к консультативной информации специалистов.

Одним из важнейших направлений правового воспитания является участие в социальных проектах (Я – гражданин России, Моя малая Родина, Избирательное право и другие), что подразумевает не только социальное проектирование учащихся, но и взаимодействие с властными структурами, привлечение их к решению проблем: умение взаимодействовать с представителями местной власти в решении проблем занятости сельского населения и сохранения экосреды села Стемасс, сохранения памяти о Великой Отечественной войне и ее участниках, оказания социальной помощи детям-сиротам, помощи ветеранам ВОВ и труда, ветеранам школы.

В ходе реализации проектов учащиеся получают возможность почувствовать себя ответственными за судьбу своей малой Родины, решить актуальную проблему «собственными силами», что способствует развитию таких качеств учащихся, как независимость убеждений, демократичность взглядов, гражданская зрелость.

Все это помогает превратить школу в открытое сообщество для всех участников образовательного процесса и социума, то есть создать действенную систему органов самоуправления школой; придать управлению школой общественный характер; создать систему профилактической работы, позволяющую значительно снизить негативное влияние социума на учащихся школы; сделать жизнь школы открытой, прозрачной для родителей и социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы, семьи и социума в работе с одаренными детьми

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, в...

Взаимодействие школы, семьи и социума в работе с одаренными детьми

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, в...

Педсовет «Правовое воспитание в школе»

Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из напра...

Правовое воспитание в школе

Данная статья описывает необходимость уделять особое внимание правовому воспитанию школьников....

Структура взаимодействия школы, семьи и социума.

Эти презентации выполнены к докладу на методическое объединение по теме "Структура взаимодействия школы, семьи и социума"....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...

Взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся

Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей.  Современные ученики   стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей т...