Статья "Организация патриотического воспитания в школе"
статья по внеклассной работе по теме
Патриотическое воспитание в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proekt_Ya_-_grazhdanin_i_patriot_Rossii.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенченко Марина Владимировна
Воспитание гражданина, патриота - России
Гражданско - патриотическому воспитанию подрастающего поколения в последнее время уделяется большое внимание, так как детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей родине, к своему народу. Патриотизм – это одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
В соответствии с концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая разработана на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и ежегодного послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, следует, что «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» _№1, с. 4). Таким образом, государство дает «особый заказ» школе – вырастить гражданина – патриота. Каков должен быть идеал?
«Современный национальный образовательный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (№1, с.10).
В нашей школе воспитанию юных патриотов отводится большое внимание. Формирование у детей чувства собственного достоинства, уверенности в себе, уважения к истории своего Отечества, верности боевым и трудовым традициям, готовности к защите своей Родины – вот основная цель гражданско-патриотического воспитания в нашей школе. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: - это «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности…». Они взяты за основу при формулировке воспитательных задач, реализуемых в нашей школе:
- Изменение ценностного отношения подростков к жизни, формирование личной ответственности за свое поведение.
- Ликвидация правовой безграмотности учащихся и воспитание интереса к политической жизни России.
- Способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей Отечества, воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну.
Основные направления воспитательной работы школы, где в полной мере реализуется гражданско – патриотическое воспитание:
Человек, гражданин, личность.
Целью данного направления является: развитие гражданско – патриотических качеств личности учащихся.
Моя малая родина.
Цель: формирование экологической культуры учащихся, основанной на традициях, нравах, обычаях казаков; любви к своей Родине, своей стране, всему родному краю.
Основные формы работы:
Тематические вечера
Классные часы
Военно – спортивные игры
Конкурсы стихов, сочинений, песен
Встречи с ветеранами
Традиционные праздники
Исторические недели
Поездки по историческим местам
Знакомство с достопримечательностями города
Экскурсии в краеведческий музей
Проведение патриотических акций
Выпуск стенгазет, рисунков
Воспитание гражданина России
.
Внутришкольные и внешкольные связи:
Воспитательная работа школы
Занятие в краеведческом кружке
Сотрудничество с краеведческим музеем
Сотрудничество с сотрудниками ПДН
Сотрудничество со школьной библиотекой
Сотрудничество с районной библиотекой
Сотрудничество с городской библиотекой
Участие в городских конкурсах
Встречи с интересными людьми
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Результаты работы:
В школе реализовано три ученических и два учительских проекта.
1. 21 апреля 2010 года на участие в 1 городском фестивале презентаций ученических проектов было заявлено три работы. Из них 1 место занял проект учащихся 2 класса «От зерна до каравая» руководитель – Слепышева Галина Валентиновна; 3 место – работа ребят школьного исследовательского клуба «СОИШ» «Красная книга Михайловского района», руководитель Семенченко Марина Владимировна.
2. 16 апреля 2010 года на 2 областном фестивале педагогических проектов «Мудрых истин след» были представлены проекты Клочковой Надежды Константиновны – «Моя Михайловка» и Семенченко Марины Владимировны – «Герои Сталинграда».
3. Ребята 8 и 9 классов принимают активное участие в военно – спортивной игре «Орленок».
4. Учащиеся 5 – 9 классов вместе с классными руководителями стали активными участниками акции «Ветеран живет рядом». Эта акция в этом учебном году не забыта, а активно продолжается.
5. Все учащиеся школы, родители учителя приняли участие в подготовке и проведении праздника 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Особенно хочется отметить участников городского парада.
Каждый классный руководитель сам в праве, строить воспитательную работу класса, в соответствии с основной воспитательной проблемой школы.
Хочется подробнее остановиться на своей работе. Воспитательная работа в моем классе организуется в ходе реализации проекта «Я – гражданин и патриот России». Идеей проекта послужило проведение диагностики духовно-нравственных качеств личности. Целью, которой являлось определить приоритет общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей у учащихся. Для более четкого определения направления воспитательной работы. Ребятам предлагалось определить свое отношение к ряду духовно - нравственных ценностей.
Анализируя результат, я пришла к выводу, что:
- Такие ценности как способность к состраданию, участливость, великодушие, святость, честность, послушание, миролюбие, вера в справедливость занимают в жизни школьников далеко не главное место, а зачастую просто неприемлемы или непонятны.
- В противовес – настойчивость, радостное восприятие жизни, находчивость, убежденность, – являются очень значимыми в жизни учащихся.
Вывод напрашивался сам собой – у учащихся превалируют ценности потребительского отношения к жизни, любовь к материальным ценностям на много сильнее любви к ближним к Родине; понятия о чести, святости, великодушии зачастую вообще не понятны: герои ассоциируются с героями боевиков, при чем чаще с антигероями.
В результате огромное место в своей работе я отвела гражданско – патриотическому воспитанию.
Эпиграфом проекта послужило высказывание Н.Г.Чернышевского «Русский, у которого есть здравый ум и живое сердце, до сих пор не мог и не может быть ничем иным, как патриотом».
Цель проекта – воспитание истинного гражданина своей страны, любящего свою Родину, умеющего адекватно реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Задачи проекта:
1. Развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных ценностей.
2.Развитие интереса у учащихся к изучению истории своей страны, своего родного края.
3. Воспитание учащихся чувства ответственности за судьбу своей страны, своего края, своего города, своего народа.
4.Воспитание чувства любви и уважения к своей Родине, к родному краю.
Для успешной реализации проекта классный руководитель выступает в роли проводника в страну гражданско – патриотических знаний. Он помогает учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные проблемы их индивидуально – личностного развития. Не остаются в стороне и родители учащихся. На их плечи ложится оформительская и финансовая сторона реализуемого проекта.
Условия реализации проекта:
- Необходимо преодолеть разрыв между учебными и воспитательными целями, поскольку воспитательные воздействия находятся как бы вне предмета, вне поля зрения учащихся, а соответственно, не значимы для них.
- Как можно раньше ставить обучающегося на путь осознания своего предназначения и призвания. Выстраивать вместе жизненную образовательную траекторию ученика.
- Воспитывать в маленьком гражданине самоуважения, а именно уважение своих нравственных качеств, своего таланта, способностей. Научившись уважать себя, человек освоит науку уважения других людей, научится ценить их культуру и традиции.
Основные направления работы:
Личность
Патриот
Гражданин
- «Воспитание личности»
Цель: воспитание самоуважения, уверенности в себе, чести, достоинстве, личной морали.
Задачи:
- Развивать понимание сущности дисциплины и культуры поведения;
- Воспитывать чувство ответственности за совершенные действия;
- Воспитывать сознательное отношение к учебе.
План работы:
Месяц | 7 класс | 8 класс |
Сентябрь | Классный час «Организация свободного времени» | Классный час «Личное развитие» |
Октябрь | Классный час – размышление «Культура поведения человека» | Праздник «Дом – полная чаша» |
Ноябрь | Классный час «Вредные привычки» | Встреча с работниками ПДН |
Декабрь | Классный час «Правила поведения в общественных местах» | Классный час «Правила поведения на школьном вечере» |
Январь | Диспут «Делай хорошее для других – станешь лучше сам!» | Диалог о вежливости |
Февраль | Встреча с работниками ПДН | Классный час – размышление «Характер закаляется трудом» |
Март | Круглый стол «О культуре речи» | Практикум «Самостоятельность, самоконтроль…» |
Апрель | Семинар «Прежде чем сделать – подумай» | Круглый стол «О внутренней культуре человека» |
Май | Симпозиум «Что ты можешь?» | Симпозиум «Что может человек?» |
Планируемым результатом можно считать изменение личной позиции учащихся, активизация деятельности ребят в рамках самосовершенствования самопознания, высокий уровень сформированности основных качеств личности.
Отзывчивость
Ответственность
Сочувствие
Уважение
Бескорыстие
Доброжелательность
Милосердие
Справедливость
Ценность жизни
Самодисциплина
Самосознание
Личность
- «Воспитание гражданина»
Цель: развитие социально – активной и творческой личности гражданина, обладающей умением ориентироваться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.
Задачи:
- Познакомить школьников с Конституцией РФ, как основным законом страны;
- Познакомить учащихся с их правами и обязанностями как полноправных граждан России;
- Научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.
План работы:
Месяц | 7 класс | 8 класс |
Сентябрь | Классный час «Права и обязанности школьников» | Классный час «Конвенция о правах ребенка» |
Октябрь | Праздник «Символика Российского государства» | Дискуссия « Молодежь и политика» |
Ноябрь | Вечер примирения и согласия | Вечер «Традиции России» |
Декабрь | Проект «Конституция Российского государства» | Конкурс сочинений «Поправка к основному закону…» |
Январь | Классный час «Неформалы. Кто они такие?» | Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?» |
Февраль | Конкурс на лучшую защиту «Герой России» | Конкурс на лучшую защиту «Героические места России» |
Март | Круглый стол «Расскажи обо мне» | Ролевая игра «Устройство на работу» |
Апрель | Классный час «Суд над сигаретой» | Дискуссия «Гении и злодеи в Российской политике» |
Май | Конкурс сочинений «Мой мир и я» | Классный час «Самоопределение» |
Планируемый результат деятельности: осознание учеником роли правовых знаний в жизни каждого гражданина, умение пользоваться правами гражданина России, выполнение роли хозяина своей страны, поддерживающего обстановку доброжелательности и уважения граждан друг к другу.
- «Воспитание патриота»
Цель: развитие социально – активной личности настоящего патриота, обладающего чувством национальной гордости и ответственности за судьбу своей Родины и свое будущее.
Задачи:
- Способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей личности;
- Воспитывать сознательное отношение и верность традициям старшего поколения;
- Развивать готовность к защите свободы и независимости России.
План работы:
Месяц | 7 класс | 8 класс |
Сентябрь | Классный час «Александр Невский – историческая личность» | Классный час «Традиции и обычаи русской семьи» |
Октябрь | Экскурсия «Улицы нашего города» | Конкурс «Ты и твое имя» |
Ноябрь | Беседа «Начало операции «Уран»» | Устный журнал «История Сталинграда» |
Декабрь | Проектная работа «Герои Сталинграда» | Конкурс патриотических стихов |
Январь | Проектная работа «Герои Сталинграда» | Классный час «Блокадный Ленинград» |
Февраль | Устный журнал «Дети в Сталинграде» | Тематический час «Сталинград – Волгоград» |
Март | Проект «Моя малая Родина» | Праздник «Женщины на защите Отечества» |
Апрель | Соревнования по ориентированию и основам безопасности | Военно – патриотическая игра «Орленок» |
Май | Праздник Победы | Праздник Победы |
Планируемые результаты:
Сформированность убеждения в том, что настоящий патриот своей страны любит и гордится своей Родиной; изучает ее историю и традиции, верен своему долгу и готов без промедления выступить на защиту своего Отечества.
Проект «Я – гражданин и патриот России» является внепредметным и затрагивает внеклассную жизнь учащихся. В ходе реализации проекта были выполнены три ученических проекта «Моя малая Родина!», «Герои Сталинграда», «Герои России».
Воспитание настоящего гражданина и патриота является основным условием для успешного развития страны. «Невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни» (№1, с.23)
Литература:
- Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М, Просвещение, 2009.
- Гаврилова А. «Я – гражданин России». Классный руководитель, №5, 2009.
- Новик Р.Л. Воспитать гражданина – патриота. Классный руководитель, №5, 2008 г.
- Шакурова М.в. Зеленина Е.А. Программа «Я -гражданин». Классный руководитель, №3, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе
В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....
Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"
Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...
Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе
Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в школе
Кружок является важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотиче...
Организация патриотического воспитания в школе.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.Важнейшей составной частью ...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...