Статья "Организация патриотического воспитания в школе"
статья по внеклассной работе по теме

Семенченко Марина Владимировна

Патриотическое воспитание в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proekt_Ya_-_grazhdanin_i_patriot_Rossii.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Семенченко Марина Владимировна

Воспитание гражданина, патриота - России

Гражданско - патриотическому воспитанию подрастающего поколения в последнее время уделяется большое внимание, так как детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей родине, к своему народу. Патриотизм – это одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка.  К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

 В соответствии с концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая разработана на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и ежегодного послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, следует, что «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» _№1, с. 4). Таким образом, государство дает «особый заказ» школе – вырастить гражданина – патриота. Каков должен быть идеал?

«Современный национальный образовательный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (№1, с.10).

В нашей школе воспитанию юных патриотов отводится большое внимание. Формирование у детей чувства собственного достоинства, уверенности в себе, уважения к истории своего Отечества, верности боевым и трудовым традициям, готовности к защите своей Родины – вот основная цель гражданско-патриотического воспитания в нашей школе. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: - это «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности…». Они взяты за основу при формулировке воспитательных задач, реализуемых в нашей школе:

  1. Изменение ценностного отношения подростков к жизни, формирование личной ответственности за свое поведение.
  2. Ликвидация правовой безграмотности учащихся и  воспитание интереса к политической жизни России.
  3. Способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей Отечества, воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну.

Основные направления воспитательной работы школы, где в полной мере реализуется гражданско – патриотическое воспитание:

Человек, гражданин, личность.

Целью данного направления является: развитие  гражданско – патриотических качеств личности учащихся.

 Моя малая родина.

    Цель: формирование экологической культуры учащихся, основанной на традициях, нравах, обычаях казаков; любви к своей Родине, своей стране, всему родному краю.

Основные формы работы:

Тематические вечера

Классные часы

Военно – спортивные игры

Конкурсы стихов, сочинений, песен

Встречи с ветеранами

Традиционные праздники

Исторические недели

Поездки по историческим местам

Знакомство с достопримечательностями города

Экскурсии в краеведческий музей

Проведение патриотических акций

Выпуск стенгазет, рисунков

Воспитание гражданина  России

.

 Внутришкольные и внешкольные связи:

Воспитательная работа школы

Занятие в краеведческом кружке

Сотрудничество с краеведческим музеем

Сотрудничество с сотрудниками ПДН

Сотрудничество со школьной библиотекой

Сотрудничество с районной библиотекой

Сотрудничество с городской библиотекой

Участие в городских  конкурсах

Встречи с интересными людьми

Участие в акции  «Ветеран живет рядом»

Результаты работы:

 В школе реализовано три ученических и два учительских проекта.

1. 21 апреля 2010 года на участие в 1 городском фестивале презентаций ученических проектов было заявлено три работы. Из них 1 место занял проект учащихся 2 класса «От зерна до каравая» руководитель – Слепышева Галина Валентиновна; 3 место – работа ребят школьного исследовательского клуба «СОИШ» «Красная книга Михайловского района», руководитель Семенченко Марина Владимировна.

2. 16 апреля 2010 года на 2 областном фестивале педагогических проектов «Мудрых истин след» были представлены проекты Клочковой Надежды Константиновны – «Моя Михайловка» и Семенченко Марины Владимировны – «Герои Сталинграда».

3. Ребята 8 и 9 классов принимают активное участие в военно – спортивной игре «Орленок».

4. Учащиеся 5 – 9 классов вместе с классными руководителями стали активными участниками акции «Ветеран живет рядом». Эта акция в этом учебном году не забыта, а активно продолжается.

5. Все учащиеся школы, родители учителя приняли участие в подготовке и проведении праздника 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Особенно хочется отметить участников городского парада.

Каждый классный руководитель сам в праве, строить воспитательную работу класса, в соответствии с основной воспитательной проблемой школы.

    Хочется подробнее остановиться на своей работе. Воспитательная работа в моем классе организуется в ходе реализации проекта «Я – гражданин и патриот России». Идеей проекта послужило проведение диагностики духовно-нравственных качеств личности. Целью, которой являлось определить приоритет общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей у учащихся. Для  более четкого определения направления воспитательной работы.  Ребятам предлагалось определить свое отношение к ряду духовно - нравственных ценностей.

Анализируя результат, я пришла к выводу, что:

  1. Такие ценности как способность к состраданию, участливость, великодушие, святость, честность, послушание, миролюбие, вера в справедливость занимают в жизни школьников далеко не главное место, а зачастую просто неприемлемы или непонятны.
  2. В противовес – настойчивость, радостное восприятие жизни, находчивость, убежденность,  – являются очень значимыми в жизни учащихся.

Вывод напрашивался сам собой – у учащихся превалируют ценности потребительского отношения к жизни, любовь к материальным ценностям на много сильнее любви к ближним к Родине; понятия о чести, святости, великодушии зачастую вообще не понятны: герои ассоциируются с героями боевиков, при чем чаще с  антигероями.

В результате огромное место в своей работе я отвела гражданско – патриотическому воспитанию.

    Эпиграфом проекта послужило высказывание Н.Г.Чернышевского «Русский, у которого есть здравый ум и живое сердце, до сих пор не мог и не может быть ничем иным, как патриотом».

    Цель проекта – воспитание истинного гражданина своей страны, любящего свою Родину, умеющего адекватно реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Задачи проекта:

1. Развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных ценностей.

2.Развитие интереса у учащихся к изучению истории своей страны, своего родного края.

3. Воспитание учащихся чувства ответственности за судьбу своей страны, своего края, своего города, своего народа.

4.Воспитание чувства любви и уважения к своей Родине, к родному краю.

Для успешной реализации проекта классный руководитель выступает в роли проводника в страну гражданско – патриотических знаний. Он помогает учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные проблемы их индивидуально – личностного развития. Не остаются в стороне и родители учащихся. На их плечи ложится  оформительская и финансовая сторона реализуемого проекта.

        Условия реализации проекта:

  1. Необходимо преодолеть разрыв между учебными и воспитательными целями, поскольку воспитательные воздействия находятся как бы вне предмета, вне поля зрения учащихся, а соответственно, не значимы для них.
  2. Как можно раньше ставить обучающегося на путь осознания своего предназначения и призвания. Выстраивать вместе жизненную образовательную траекторию ученика.
  3. Воспитывать в маленьком гражданине самоуважения, а именно уважение своих нравственных качеств, своего таланта, способностей. Научившись уважать себя, человек освоит науку уважения других людей, научится ценить их культуру и традиции.

Основные направления работы:

Личность

Патриот

Гражданин

  1. «Воспитание личности»

Цель: воспитание самоуважения, уверенности в себе, чести, достоинстве, личной морали.

Задачи:

  1. Развивать понимание сущности дисциплины и культуры поведения;
  2. Воспитывать чувство ответственности за совершенные действия;
  3. Воспитывать сознательное отношение к учебе.

План работы:

Месяц

7 класс

8 класс

Сентябрь

Классный час «Организация свободного времени»

Классный час «Личное развитие»

Октябрь

Классный час – размышление «Культура поведения человека»

Праздник «Дом – полная чаша»

Ноябрь

Классный час «Вредные привычки»

Встреча с работниками ПДН

Декабрь

Классный час «Правила поведения в общественных местах»

Классный час «Правила поведения на школьном вечере»

Январь

Диспут «Делай хорошее для других – станешь лучше сам!»

Диалог о вежливости

Февраль

Встреча с работниками ПДН

Классный час – размышление «Характер закаляется трудом»

Март

Круглый стол «О культуре речи»

Практикум «Самостоятельность, самоконтроль…»

Апрель

Семинар «Прежде чем сделать – подумай»

Круглый стол «О внутренней культуре человека»

Май

Симпозиум «Что ты можешь?»

Симпозиум «Что может человек?»

Планируемым результатом можно считать изменение личной позиции учащихся, активизация деятельности ребят в рамках самосовершенствования самопознания, высокий уровень сформированности основных качеств личности.

Отзывчивость

Ответственность

Сочувствие

Уважение

Бескорыстие

Доброжелательность

Милосердие

Справедливость

Ценность жизни

Самодисциплина

Самосознание

Личность

                                                                                 

  1. «Воспитание гражданина»

Цель: развитие социально – активной и творческой личности гражданина, обладающей умением ориентироваться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

Задачи:

  1. Познакомить школьников с Конституцией РФ, как основным законом страны;
  2. Познакомить  учащихся с их правами и обязанностями как полноправных граждан России;
  3. Научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

        План работы:

Месяц

7 класс

8 класс

Сентябрь

Классный час «Права и обязанности школьников»

Классный час «Конвенция о правах ребенка»

Октябрь

Праздник «Символика Российского государства»

Дискуссия « Молодежь и политика»

Ноябрь

Вечер примирения и согласия

Вечер «Традиции России»

Декабрь

Проект «Конституция Российского государства»

Конкурс сочинений «Поправка к основному закону…»

Январь

Классный час «Неформалы. Кто они такие?»

Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»

Февраль

Конкурс на лучшую защиту «Герой России»

Конкурс на лучшую защиту «Героические места России»

Март

Круглый стол «Расскажи обо мне»

Ролевая игра «Устройство на работу»

Апрель

Классный час «Суд над сигаретой»

Дискуссия «Гении и злодеи в Российской политике»

Май

Конкурс сочинений «Мой мир и я»

Классный час «Самоопределение»

Планируемый результат деятельности: осознание учеником роли правовых знаний в жизни каждого гражданина, умение пользоваться правами гражданина России, выполнение роли хозяина своей страны, поддерживающего обстановку доброжелательности и уважения граждан друг к другу.

  1. «Воспитание патриота»

Цель: развитие социально – активной личности настоящего патриота, обладающего чувством национальной гордости и ответственности за судьбу своей Родины и свое будущее.

Задачи:

  1. Способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей личности;
  2. Воспитывать сознательное отношение и верность традициям старшего поколения;
  3. Развивать готовность к защите свободы и независимости России.

План работы:

Месяц

7 класс

8 класс

Сентябрь

Классный час «Александр Невский – историческая личность»

Классный час «Традиции и обычаи русской семьи»

Октябрь

Экскурсия «Улицы нашего города»

Конкурс «Ты и твое имя»

Ноябрь

Беседа «Начало операции «Уран»»

Устный журнал «История Сталинграда»

Декабрь

Проектная работа  «Герои Сталинграда»

Конкурс патриотических стихов

Январь

Проектная работа  «Герои Сталинграда»

Классный час «Блокадный Ленинград»

Февраль

Устный журнал «Дети в Сталинграде»

Тематический час «Сталинград – Волгоград»

Март

Проект «Моя малая Родина»

Праздник «Женщины на защите Отечества»

Апрель

Соревнования по ориентированию и основам безопасности

Военно – патриотическая игра «Орленок»

Май

Праздник Победы

Праздник Победы

Планируемые результаты:

Сформированность убеждения в том, что настоящий патриот своей страны любит и гордится своей Родиной; изучает ее историю и традиции, верен своему долгу и готов без промедления выступить на защиту своего Отечества.

Проект «Я – гражданин и патриот России» является внепредметным и затрагивает внеклассную жизнь учащихся. В ходе реализации проекта были выполнены три ученических проекта «Моя малая Родина!», «Герои Сталинграда», «Герои России».

Воспитание настоящего гражданина и патриота  является основным условием для успешного развития страны. «Невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни» (№1, с.23)

Литература:

  1. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М, Просвещение, 2009.
  2. Гаврилова А. «Я – гражданин России». Классный руководитель, №5, 2009.
  3. Новик Р.Л. Воспитать гражданина – патриота. Классный руководитель, №5, 2008 г.
  4. Шакурова М.в. Зеленина Е.А. Программа «Я -гражданин». Классный руководитель, №3, 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в школе

Кружок  является  важной  формой  распространения  военных,  военно-технических  знаний,  повышения  качества  работы  по  патриотиче...

Организация патриотического воспитания в школе.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.Важнейшей составной частью ...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...