Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"
методическая разработка на тему
В российском обществе сегодня остро стоят проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зрелого гражданского общества. Эти проблемы невозможно решить за короткий по историческим меркам срок построения правового государства в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_antikorruptsionnoe_vospitanie.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Староильдеряковская СОШ»
Аксубаевского муниципального района РТ
Проект программы
«Антикоррупционное воспитание в школе»
Автор и руководитель проекта: Прохорова И.В.
2016 г.
Паспорт проекта
Информация о заявителе: Прохорова И.В., ЗДВР, МБОУ «Староильдеряковская СОШ» Аксубаевского муниципального района РТ.
Автор и руководитель проекта: Прохорова И.В.
Партнеры:
- родители обучающихся
- учителя школы
- работник ФАП
Участники проекта:
Учащиеся школы
Сроки реализации проекта:
Предполагаемая дата начала проекта: сентябрь 2016 г.
Предполагаемая дата окончания проекта: сентябрь 2018 г.
Продолжительность проекта: 3 года
Актуальность проекта
В российском обществе сегодня остро стоят проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зрелого гражданского общества. Эти проблемы невозможно решить за короткий по историческим меркам срок построения правового государства в нашей стране. Коррумпированность российского общества, на наш взгляд, нельзя победить только мерами ужесточения ответственности взяточников. Будет ли процветать коррупция, во многом зависит от осознания гражданами своих прав и обязанностей. Необходимо воспитать целое поколение граждан с качественно новым правовым сознанием. Эту цель ставят перед собой педагоги и обучающиеся Воркутинского политехнического техникума. Актуальность этого проекта в современном обществе подтверждает политика правительства Российской Федерации, направленная на недопустимость явлений коррупции во всех сферах жизни общества. В связи с этим деятельность педагогического и ученического коллектива направлена на воспитание качественного нового политического и правового сознания подрастающего поколения.
Проблемы гражданской и правовой социализации личности стали основными для Совета ученического самоуправления в школе. Совет самоуправления разработал и совместно с педагогами осуществляет проект «Антикоррупционное воспитание в школе». В процессе формирования личности необходимо соединять три составляющих:
- Создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона. Создание большинства прозрачных и понятных процедур. Объяснение учащимся обычных способов решения проблем. Следует отметить существующий педагогический парадокс, связанный с тем, что человек совершенствуется в процессе преодоления трудностей, но стремится избежать этих трудностей естественным путем. Чем сложнее придуманные правила, тем сложнее их выполнять и тем выше возможность возникновения коррупции.
- Обучение оптимальным способам решения различных жизненных проблем. Чем больше учащиеся будут овладевать способами выполнения различных учебных заданий и жизненных ситуаций, тем легче будет предотвращать ситуации коррупции.
- Воспитание уважения к существующим нормам и законам. Соблюдение их большинством педагогов и учащихся. Формирование уважительного отношения к определенным традициям.
Система самоуправления – это подготовка учащихся к активному участию в жизни гражданского общества. Учащиеся школы – самая развивающаяся, динамичная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через несколько лет займет места от сферы производства до сферы управления. Представить себе, какой она будет через несколько лет - это значит заглянуть в будущее страны. Посмотреть в это будущее с оптимизмом возможно только при условии активной общественной позиции юных граждан и их непримиримости к явлениям коррупции.
Цель антикоррупционного воспитания
- воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
- дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях, проявлениях в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
- научиться распознавать коррупцию;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и моральноэтическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
- формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
- продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
- воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
- способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.
Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.
Сроки реализации проекта
Основные мероприятия проекта планируется осуществлять в течение учебного года. Затем планирование осуществляется на следующий год с учетом политических изменений, анализа проделанной работы и пожеланиями целевой группы проекта. Полностью проект предполагается реализовать в течение трех лет - 2016-2018 гг..
Три года - срок обучения основного числа обучающихся в школе. Этот срок позволит проследить качественные изменения в антикоррупционном и правовом сознании учащихся.
Содержание проекта
В проекте предусмотрено воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции и правового сознания. В мероприятиях по реализации проекта предполагается ознакомление с явлением коррупции, формирование сознательной нетерпимости к проявлениям коррупции, демонстрация возможностей и механизмов борьбы с коррупцией.
В процессе реализации проекта предусмотрено соединение нескольких составляющих:
- создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона.
- создание информационного пространства с целью прозрачности при реализации властных полномочий и процедур.
- объяснение учащимся законных способов решения проблем, связанных с реализацией своих прав.
- воспитание уважения к существующим нормам и законам, законодательной, судебной и исполнительной властям разных уровней.
- объяснение важности влияния гражданского общества на власть в правовом государстве.
- незыблемость законов для всех педагогов и учащихся и равенство в процессе их выполнения.
Основные компоненты в социальном проекте «Антикоррупционное воспитание» это:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия;
- просвещение в области изучения конкретных механизмов влияния на власть;
- обретение опыта решения жизненных и лицейских проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
- деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения;
- подготовка человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других внеправовых действий.
Для достижения результатов в области формирования антикоррупционного сознания проект будет реализоваться в трех направлениях:
- Школа социального управления.
Это направление выполняет задачи моделирования будущей жизни человека, где необходимо будет иметь навыки руководить и подчиняться, проявлять гражданскую активность, реализовывать свои способности. Основными факторами, влияющими на подготовку личности к этой многофункциональной деятельности в жизни гражданского общества станут обучение в «Школе актива», управленческая и организационная деятельность в коллективе сверстников, участие в проведении дней самоуправления, навыки социального планирования и проектирования и совете по профилактике правонарушений, участие в городских и республиканских общественно-политических акциях и конкурсах.
2) Просветительская деятельность.
Правовое просвещение – одна из главных задач проекта. Только личность, которая умеет взаимодействовать в социуме в рамках правового поля, может иметь устойчивый иммунитет к различным проявлениям коррупции. Встречи и заинтересованное общение с сотрудниками правоохранительных органов и представителями власти местного самоуправления, деловые игры и диспуты будут способствовать формированию правового сознания учащихся и выработке реальных механизмов взаимодействия власти и общества.
3) Информационное направление.
Информация о деятельности администрации и органов власти ученического самоуправления формирует опыт прозрачности власти на уровне школы. Это будет способствовать осознанию того, что свобода слова и общественное мнение – это не только один из способов борьбы с коррупцией, но и неотъемлемый элемент правового государства. В рамках проекта планируется издание молодежной газеты, работа радиоузла, изучение и исследование мнений и мировоззренческих позиций молодых людей.
Проект предполагается воплотить в жизнь силами Совета самоуправления с привлечением активов групп и с помощью педагогического коллектива. Для реализации проекта создается инициативная группа, которая работает по обозначенным направлениям.
Организуя дни самоуправления, выпуская газету «Голоса», проводя общественные мероприятия и акции, общаясь с представителями властных структур, изучая механизмы взаимодействия с властью и влияния на нее, участвуя в диспутах и проектной деятельности, ребятам предоставляется возможность изучить социальную среду, проявить свои лидерские качества, приобрести опыт руководить и подчиняться. А значит, не только осознать свои права и обязанности, но и сформировать нетерпимое отношение к коррупции, экстремизму, нарушениям закона.
Основные компоненты системы
антикоррупционного воспитания в школе:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности коррупции как преступного действия - на уроках обществознания;
- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
- педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
В начальном звене
Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество»
предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
- общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
- человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
- младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.
Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
- друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.
Для учащихся (8-10 классов - 1 раз в четверть) также проводятся классные часы
(другие внеурочные виды) в форме дискуссий и ролевых игр со следующей тематикой (заглавия тем могут меняться)
- Быть честным. По законам справедливости.
- Быть представителем власти. Властные полномочия.
- Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции в нашей стране?
- Закон и необходимость его соблюдения.
- Государство и человек: конфликт интересов.
- Требования к человеку, обличенному властью.
- Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.
Критерии оценки эффективности проекта
- формирование законопослушного поведения и уменьшение количества правонарушений среди учащихся.
- умение различать в обществе коррупционные явления.
- увеличение числа молодых людей, принимающих активное участие в общественной жизни.
- умение реализовать свои права и выполнять свои гражданские обязанности в социальной роли учащегося.
- обретение опыта решения жизненных и лицейских проблем и выхода из конфликтов на основе взаимодействия педагогов и учащихся.
- умение молодых лидеров организовать общественно значимые дела.
- отсутствие в лицее случаев экстремизма.
- отсутствие в лицее случаев коррупции.
Предполагаемые конечные результаты:
- знание молодыми людьми своих прав и выполнение обязанностей в гражданском обществе.
- умение противостоять коррупционным явлениям в обществе и нетерпимость к проявлениям коррупции во всех сферах жизни.
- осознание себя гражданином правового государства.
- активное участие в жизни общества.
- законопослушное поведение.
- ценностные установки и способности, необходимые для активной гражданской позиции.
- политическая и правовая социализация личности,
- формирование правового сознания и политической культуры.
- определение места и роли личности в системе политических и правовых отношений.
- толерантность сознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе
В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....
«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»
Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы, так и детской школы искусств. И это законо...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...
Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»
В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...
Педсовет на тему: «Воспитание в современной школе: от программы к конкретным действиям. Актуализация приоритетов государственной политики в области ценностных основ воспитания и социализации подросткового поколения. Знакомство с проектом "Разговоры о важн
форма проведения: Мастер-класс...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих процес...