Открытый классный час «Природа просит помощи»
классный час (6 класс)
- Формирование представлений и знаний об экологии, воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_chaspriroda_prosit_pomoshchi.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Открытый классный час
«Природа просит помощи»
22.04.2020г.
Подготовила:
классный руководитель Красюкова Е.Н.
2020г.
Цели:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
-воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
- углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;
- развивать экологическое мышление у детей;
- развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование:
- оформление плаката «Природа – наш друг!»
- творческие задания;
- мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;
Эпиграф:
Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов) (сл.1)
I.Организация начала классного часа.
Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. (сл.2)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- А говорить мы сегодня будем о том, что природа нуждается в помощи, о человеке, об экологии.
Сегодня на нашем классном часе мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат « Будь природе другом».
Классный руководитель. А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.
ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом , “логос”-наука. (сл. 3)
Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».
- Кто из вас знает, а чем занимается эколог?
- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.
- Какие проблемы существуют ? (сл. 4)
Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.
Итак, тема нашего классного часа: «Природа просит помощи»
Послушайте историю о лесе. Рассмотрите слайды.
1 Лес ( слайд 5 )
– Жил был лес.
2 Птицы ( слайд 6 )
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.
3 Звери ( слайд 7-8 )
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
4 ЦВЕТЫ
Цветы украшали (слайд 9)
5 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
6 Вырубка леса ( слайд 10)
– Стал человек тогда вырубать лес.
7 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. ( слайд 11-13)
8 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу ( слайд 14)
9 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух( слайд 15)
10 Засорение отходами.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой)( слайд 16-17)
11 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу ( слайд 18)
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.
Задание 1
Учитель
– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1 .Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3. Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. ( сосна)
На какие группы можно разделить эти деревья? (хвойные, лиственные)
Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
Задание 2
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Достаньте из конвертов загадки, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске (картинки)
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?( кукушка)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...( Синичка)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – ( Утка)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.( заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Задание 3
Учитель
– Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает ?
Ученик
– Не хватает цветов.
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Достань из конвертов загадки ,отгадки прикрепи к доске.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк (одуванчик)
Белые горошки
На зелёной ножке (ландыш)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. ( ромашка)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет( колокольчик)
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. ( слайд 19)
Задание 4
Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность , существуют правила поведения , которые вам надо расшифровать (слайд 20,21,22,23)
Задание 5
"Ситуации"
1 группа.
Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.
1) Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?
2).Как бы вы поступили в этой ситуации?
2 группа.
1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь?– спросила старушка.
– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.
Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал об этом.
ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?
3 группа.
1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.
– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.
– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:
– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...
ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?
Задание 6
Учитель
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Задание 7
Учитель
Территорию нашего поселка окружают живописные места. Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Кута. В окружении поселка отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия.
Все лето и осень жители нашего поселка выходные дни проводят в лесу или на берегу реки. Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом, собирая грибы да ягоды (фото детские на природе)
Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведение различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами.
С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.
Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя. ( Слайд 24-27)
Сценка
1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2 турист: Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?
Туристы: (хором) Ничей!
3 турист: Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4 турист: Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на “ты”!
1турист: Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
2 турист: Мы цари! Молчи природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)
Матушка природа:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она – одна!
Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.
Задание 8
Учитель
Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.
У каждой команды нашего класса есть по 2 природоохранного знака . Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат . ( рисунки )
Задание 9
Информация: Свалка по имени «Земля». (слайд 28-29)
Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. (Слайд 30)
Может ли при этом человек оставаться здоровым? (слайд 31)
«Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.
Игра «Пойми меня».
(определить, что является отходами)
Задание 1.
- У меня очень много игрушек из нее.
- Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
- Предметы, сделанные из нее, легкие.
- Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.
- Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса.) 200 лет.
Задание 2.
- Его делают из песка.
- Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Если его сильно нагреть, оно тянется.
- Когда падает, оно разбивается. (Стекло) 1000 лет.
Задание 3.
- Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.
- Это бывает цветным и черным. (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)
Задание 4.
- Ее изобрели китайцы.
- В нашей стране ее получают из древесины.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага – 2 года)
Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.
Что можно сделать ?
Мусор можно(слайд 32)
а) Переработать и получить полезные вещи.
б) Отвезти на свалку.
в) Сжечь.
г) Выбросить на землю, в речку, озеро.
Задания :
- Какой пункт необходимо убрать из списка и почему?
- Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.
ПОКАЗ работ из вторсырья.
Экологическая работа «Мусорная фантазия»
Итог
Ребята мудрые слова
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!
Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня. ( слайд 33-34)
Рефлексия :
- Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета. напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли. (слайд -35)
Заключение: муз.презентация « Берегите Землю! »
ИСТОЧНИКИ
http://www.ipk-integral.ru/news.htm?id=52
http://www.kalugin.org/ru/images/pejzaz3/rodnik_na_opushke_lesa.htm
http://www.personalguide.ru/tours/1328/1444/
http://www.clipartov.net/show-365.html
http://www.clipartov.net/show-365-2.html
http://www.clipartov.net/show-268-30.html
http://win-web.ru/clip/view/ohota.html
http://win-web.ru/clip/view/ohota.html
http://photoshopy.net/8151-okhota-na-babochek.html
А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008.
А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. 2003г.
«Планета-наш дом» И. Белавина 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с Красной книгой "Природа просит помощи"
Мероприятие знакомит учащихся с состоянинем природы нашей страны. Способствует воспитанию у учащихся бережного отношения к окружающей среде....
Открытый классный час "Они служат природе"
профессии связанные с охранной окружающей среды...
Природа просит о помощи
Данное мероприятие проведено в рамках предметной недели биологии. Презентация слишком большая, если кто заинтересовался могу выслать....
Классный час "Природа всегда нова..." (русская природа в творчестве П.И. Чайковского и И.И. Шишкина)
Классный час знакомит учащихся с творчеством великих деятелей русской культуры Петра Чайковского и Ивана Шишкина, которых по праву можно назвать певцами родной природы....
Презентация. Открытый творческий конкурс «Природа Донского края – путешествие юного краеведа» (в рамках открытого творческого проекта «МИР глазами детей»)
В конкурсе приняли участие 250 работ школьников города Ростова-на-Дону в возрасте от 7 до 18 лет. Рисунки 2017 года показали красоту и колорит природы Донского края, отличались яркостью, нежностью и л...
Методическая разработка открытого классного часа на тему: «День правовой помощи детям»
Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей.Задачи:ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;обучение основам юридических знаний;развитие комм...
Классный час "Земля просит защиты у людей"
Классный час в 9 классе...