Классный час "Природа всегда нова..." (русская природа в творчестве П.И. Чайковского и И.И. Шишкина)
классный час по экологии (7, 8 класс) по теме

Гордеев Андрей Сергеевич

Классный час знакомит учащихся с творчеством великих деятелей русской культуры Петра Чайковского и Ивана Шишкина, которых по праву можно назвать певцами родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_vsegda_nova.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИРОДА ВСЕГДА НОВА…»

(Русская природа в творчестве И.И. Шишкина и П.И. Чайковского)

Сценарий классного часа для обучающихся 7-8-х классов

Учитель. Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 2012 год объявлен Годом российской истории. История нашей Родины богата и многогранна. Она включает в себя не только череду различных исторических событий, в которых зарождалась и крепла наша великая страна. История России – это ещё и история российской культуры, в которую навечно вошли имена наших великих писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов, архитекторов. Среди них – имена художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина и композитора Петра Ильича Чайковского, творчество которых пронизано любовью к России, к прекрасной русской природе. Сегодня вы поподробнее узнаете о жизни и творческом пути этих великих деятелей российской культуры из сообщений ваших одноклассников, послушаете музыку Чайковского и увидите картины Шишкина на слайдах презентации.

1-й обучающийся. 2011 год в международном календаре отмечен как Год леса. Он был призван напомнить людям об исключительной роли лесов как уникального пространства и важности их сохранения. Певцом русского леса называют художника Ивана Шишкина, одного из крупнейших русских пейзажистов. Всю жизнь он создавал образы своей родины, передавая особый дух её природы.

На высоком берегу реки Камы стоит старинный город Елабуга. Тут в семье купца в 1832 г. родился Иван Шишкин. Мальчику повезло с отцом: тот интересовался историей, археологией и смог привить сыну любовь к родной стране и её природе.

Ваня учился в Казанской гимназии, но бросил учёбу: он считал, что уклад учебного заведения убивает в нём индивидуальность и свободу художественного мышления. Юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния. Уговорить семью было непросто, а вот отец поддержал сына. В училище был сформирован принцип, которому художник Иван Шишкин следовал всю жизнь. С точки зрения Шишкина, как и его учителя Аполлона Мокрицкого, умение достоверно изобразить предмет главнее, чем поиск новых способов его передачи.

Сегодня часто именно это вызывает неприятие у части современных зрителей. Однако и сейчас пейзажи Ивана Шишкина не утратили своей ценности. В них очевидно особое отношение художника к природе: в каждой травинке или веточке он видел шедевр растительного мира. Шишкин был внимателен к фрагменту: он рассматривал стволы, стебли, листочки, мох, траву. Такой подход отразился и в технике художника: он так прописывал детали, что картины, написанные красками, напоминали работы пером и тушью.

На экране последовательно сменяются: «Берёза и рябинки», «Мухоморы», «Камни», «Травки», «Папоротники в лесу», «Сныть-трава. Парголово».

При всей достоверности витает в этих пейзажах и некий романтический дух. Однако очевидно, что автор работ относится к природе не как человек, увлечённый красотами природы, но как исследователь, внимательно природу изучающий. Чувствуется спокойно-вдумчивое отношение к ней. Отсюда картины, где главными персонажами являются семейство таких мало поэтичных грибов, как мухоморы, или простые камни. Обычная лесная трава или юные рябинки около берёзы – всё это для художника является той самой природой, «лучше которой ничего быть не может».

В своём дневнике Шишкин писал: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров то, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?..».

Если уже даже ранние пейзажи молодого художника вызывали большой интерес, то работы, сделанные на Валааме, только подтвердили высокий (и всё растущий) уровень мастерства Шишкина. Многие пейзажисты стремились работать на Валааме. Природу этих суровых мест отличала особая специфика: могучие скалы, вековые деревья, особая красота озера, величие панорам, некая суровость и даже дикость пейзажа.

На экране «Вид на острове Валаам. Местность Кукко».

Вы видите сейчас один из двух пейзажей, за которые Иван получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Академия художеств в Петербурге могла гордиться таким студентом. Она таким образом фиксировала факт — художник теперь должен совершенствовать мастерство у самых лучших мировых мастеров.

Иван Шишкин посетил Берлин, Дрезден, Прагу, Дюссельдорф...

Три года длилась поездка за границу, которая показала, что русский художник там не только учился, но и сам в чём-то был учителем. Выяснилось, что его работы поражали и восхищали иностранцев. В Швейцарии, где Шишкин писал лесные пейзажи, его узнавали местные жители.

Художник вспоминал: «Куда ни пойдёшь, везде показывают — пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?».

Вскоре Иван становится академиком. Возрастает количество наград, которые он получает за свои работы. Художник возвращается домой. Он истосковался по родным пейзажам и с упоением пишет родные просторы.

На экране «Полдень. В окрестностях Москвы».

Бескрайнее золотое поле, убегающая вдаль за горизонт дорога, высокое чистое небо, по которому томно плывут летние облака. Картина кажется типичной для русской природы, даже хрестоматийной: среднерусская равнина. Но откуда тогда ощущение благодати, радости и оптимизма? По бескрайней дороге идут люди – похоже, возвращаются домой с полевых работ. Картина поэтично отображает видение Шишкиным будущего России — золотого, чистого, радостного.

Тема леса для Ивана Шишкина не просто была любимейшей. Леса являлись для художника неиссякаемым источником для творчества. И хоть в то время существовало целое созвездие выдающихся мастеров русского пейзажа, каждый работал в собственном направлении. Куинджи, Поленов, Саврасов, Левитан — они были разными, но все блистательны и оригинальны. Если сравнить, например, Шишкина и Куинджи, то нельзя не признать, что если первый более совершенен в передаче света, то второй — более силён как рисовальщик.

2-й обучающийся. Лес на картинах Ивана Шишкина незабываем. Вот что писал о своих впечатлениях от одной из картин Шишкина Иван Крамской: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему..., тут он всё знает. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом... Шишкин — это человек - «школа».

На экране — последовательно «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лесные дали».

Глядя именно на эту картину, писал Иван Крамской. Но слова эти можно отнести практически ко всем работам Шишкина. Вот «Лесные дали», своего рода картина-символ безграничных богатств Родины. В эту картину стоит вглядеться внимательней. Перед нами панорама вятских лесов, утопающих в голубоватой дымке. Справа – слегка наклонившаяся сосна, возле которой лежат две каменные глыбы. В глубине виден дикий девственный лес во всем богатстве своего растительного мира. Плывут по небу лёгкие облака, отражаясь в зеркальной глади реки. И словно песня звучит над всем этим раздольем и великолепием. Ощущение праздника передаёт всё: игра света и цвета, блики, тени, общий тон картины. Она словно переполнена интересными деталями и ассоциациями.

На экране «Среди долины ровныя».

Задушевно, лирично это полотно, названием которого стала строка такой же задушевной песни. Русское раздолье. Широко раскинувшаяся степь, чередующиеся освещенные и затемнённые пространства, засохшие стебли на тропе. И это всё выступает фоном для величественного дерева. Шишкин любил изображать именно это дерево. Дуб в народной традиции является богатырём, символом стойкости, силы, благородства.

На экране последовательно «Дубы», «Дождь в дубовом лесу», «Дубки», «Мордвиновские дубы» и «Дубовая роща».

Другое любимейшее художником дерево – сосна. На полотнах Шишкина сосны встречаются очень часто. Связано это не только с тем, что в русском пейзаже это дерево встречается очень часто. Сосна – дерево, исполненное особого очарования. У неё бывает очень оригинальный силуэт. Сосновые стволы из-за характерной разноцветности создают даже в мрачную погоду иллюзию игры солнечного света.

На экране последовательно «Бор в Сестрорецке», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Сосна. Мерикюль», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге», «Вечер в сосновом лесу», «Дебри», «Сестрорецкий бор», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Кама близ Елабуги».

Звание профессора Шишкин получил за картину «Лесная глушь». Как и настоящий лес, этот пейзаж раскрывается постепенно. Зрителю невозможно увидеть всё сразу – настолько здесь много деталей. Если всматриваться долго и внимательно, то глаз зрителя заприметит лисицу и улетающую от неё уточку. Критик Василий Михеев удивительно точно написал про картину «Лесная глушь».

На экране «Лесная глушь».

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подробностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спокойному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника».

На экране — «Первый снег», «На севере диком...», «Зима».

Зимний пейзаж является значительно более редким. Но мастерство Шишкина позволило ему создать не одну такую картину. Картина «Зима» оставляет ощущение скованностью морозом, а погружённость в тень основного лесного массива сочетается с освещенной солнечным лучом небольшой полянкой. Она очерчена розоватым цветом. От этих проблесков снег на земле и ветвях сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой. Талант Шишкина в том и проявился, что особое атмосферное состояние зимнего леса ему удалось создать при ограниченном использовании цвета, обыгрывая полутона. Только большим художникам доступно такое.

Но сколь бы ни был велик творец, его жизнь не складывается только из творчества. Жизнь имеет свою житейскую канву. И у Шишкина создание прекрасных полотен происходило на фоне житейских событий. К сожалению, не только счастливых.

Ивану Ивановичу Шишкину было 42 года, когда умерла его жена Евгения Васильева, сестра художника Фёдора Васильева. Чуть позже умер их сын. Второй женой Шишкина стала талантливая художница Ольга Лагода. Ольга умерла через год после свадьбы. И эта утрата стала причиной тяжелейшей душевной драмы. Когда страдание становилось невыносимым, Шишкин с друзьями из училища живописи и ваяния уезжал в деревню. Художник пил, стараясь избавиться от душевной боли. Но побеждала сильная натура, он брал себя в руки и снова рисовал. Поразительно, как в таких драматических обстоятельствах создавались шедевры!

Иван Иванович Шишкин и умер за мольбертом, работая над картиной «Лесное царство». Виктор Васнецов писал когда-то Шишкину: «Корни наши так высоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать». Время показало правоту этих слов. И сегодня полотна Шишкина способны вызывать у зрителей сильные эмоции. Целостное ощущение мира природы, любовь и преклонение перед ним нельзя смешивать с копированием. У Шишкина ценнейшим качеством живописи является глубочайшее проникновение в душу пейзажа. В его полотнах зритель находит ошеломляющую открытость и обезоруживающую откровенность, с которой переданы и неброская прелесть русской природы, и любовь автора к Родине.

3-й обучающийся. (На фоне музыки «Сентиментального вальса П.И. Чайковского): Есть в Предуралье удивительный по своей красоте уголок природы, куда очень удачно вписался небольшой город Воткинск, имеющий славную историю. Ещё в 1759 году здесь был построен Камско-Воткинский железоделательный завод. Россия узнала о прекрасных мастеровых, которые принесли славу заводу изготовлением металла, якорей и пароходов. Много знаменательных событий было в истории Воткинска, но самым важным и дорогим для сердца каждого русского человека явилось то, что 7 мая 1840 года здесь родился великий композитор, автор замечательных симфоний, опер и балетов Пётр Ильич Чайковский.

Детство, проведённое в родном Воткинске, оставило неизгладимый след в жизни композитора. В этом – огромная заслуга его родителей. Отец Петра Ильича – Илья Петрович – был начальником железоделательного завода. Прекрасный специалист, он своей деятельностью дал новый импульс в усовершенствовании производства. Но необычайно важна и другая сторона многогранной натуры Ильи Петровича – огромная любовь к музыке, чуткое восприятие прекрасного, юношеская восторженность, радушие. Эти же качества отличали и мать композитора – Александру Андреевну Чайковскую. Внутреннее благородство, невероятная деликатность, теплота и любовь, исходившие от этой удивительной женщины, приводили в восторг всех, кто общался с нею.

С самого раннего детства будущего гения поразила музыка, звучавшая в доме. Илья Петрович играл на флейте, Александра Андреевна – на рояле, во время праздников играл заводской оркестр. Ребёнок не просто слушал музыку, он воспринимал её всем своим маленьким существом. Тот момент, когда мать впервые подвела Петю к роялю и открыла тайну появления чарующих звуков, стал для него главным, незабываемым событием. Впоследствии Пётр Ильич скажет: «Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку».

Музыкальные впечатления ребёнка постоянно пополнялись самобытными народными напевами, которыми так богата уральская земля, и особенно – удивительными уголками уральской природы, красотой здешних мест. (Начинает тихо звучать «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Мрачные лесные чащобы сменяются солнечными ромашковыми полянами, вокруг которых застыли в величавом хороводе тонкоствольные берёзы, птичий гомон весело вторит звону бубенцов, медово дышат в лицо вешние травы, а высоко в небе, в безбрежном голубом просторе, звучит торжественный гимн всей этой благодати. Как будто невидимые колокола славят весну, жизнь, землю, людей... Кто знает, – не эти ли мотивы звучат в знаменитом «Вальсе цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик», который вы сейчас слышите?!

Гувернантка Пети Чайковского Фанни Дюрбах вспоминала: «Я никогда не видела такого красивого захода солнца, когда небеса покрывались такими яркими изумительными красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни – только они одни нарушали тишину этих чудных ночей».

Именно здесь, на берегу пруда, в тенистых аллеях парка, в созерцании прекрасных пейзажей окрестностей Воткинска зародилась у Петра Ильича восторженная всепоглощающая любовь к природе. Уже в зрелом возрасте он утверждал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Природа и Родина были для него неразделимы. Пётр Ильич испытывал уверенность, что у него «врождённая влюблённость в русский элемент вообще». Шестилетним ребёнком он воскликнул: «О, Отчизна, которую люблю!», а, будучи уже в зените славы, признавался: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку-Русь!».

«Зимние грёзы» - такое поэтическое название дал Чайковский своей Первой симфонии. Он писал: «Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть». Любовь к русской зиме зародилась у Петра Ильича в раннем детстве. Созерцание зимней природы с её величественной гордой красотой служило для Чайковского источником постоянного вдохновения, воплотившись в музыкальных пейзажах и лирических откровениях «Зимних грёз». (Начинает тихо звучать отрывок из Первой симфонии).

Склонный к поэтическим мечтаниям молодой человек едет бескрайними русскими просторами, а вокруг распушила, раскидала свои затейливые сокровища добрая волшебница-Зима. То, что испытывает при этом человек, обязательно сливается в мелодию, которая постепенно захватывает всё его существо.

Время неумолимо отсчитывало минуты, месяцы, годы. Рано, очень рано виски Чайковского посеребрила седина. Много печального произошло. Единственное увлечение – серьёзный каждодневный труд. В нём – смысл жизни, утешение, надёжное укрытие от житейских бурь. Большую непреходящую радость приносит общение с русской природой, в которой подчас живут люди. Многое можно почерпнуть, наблюдая, к примеру, золотой летний закат, полный весёлого птичьего гомона, отдаваясь торжественной тишине ночи, музыке лунного света, душистой свежести полей и лесов. А вот уже ясное летнее утро неспешно и торжественно сменяется ликующим праздником солнечного света – иные краски, запахи, ощущения рождают в душе и иные звуки.

Впечатления от общения с природой навсегда западают в душу, особенно если переживаешь их в полном уединении, где-нибудь в отдалённом российском захолустье.

Первый концерт для фортепиано с оркестром, любимое детище Чайковского, был написан быстро, почти за месяц, однако его замысел рождался постепенно, исподволь, все больше и больше разрастаясь в живую многокрасочную картину, где главным действующим лицом стала достойная вечного восхищения, могучая и животворная русская природа. Всё свежо, стройно, гармонично в музыке концерта, напоминающей живой человеческий голос, повествующий о восторженной любви ко всему живому на земле... (Звучит начало Первого концерта для фортепиано с оркестром).

В 1877 году Чайковский создаёт свой знаменитый балет «Лебединое озеро» - цельную симфоническую поэму, в звуках рассказывающую о любви, что оказалась сильнее зла. На премьере балета, когда в зале погасли свечи и на освещенную лунным светом как ходил в детстве с матушкой в Петербурге в зоологический сад и как она, указывая на стройную стаю неслышно скользящих по воде красавцев лебедей, сказала: «Лебёдушки – точно красны девушки в танце плывут. Засмотришься. До чего же благородная и преданная птица! В народе легенда ходит, будто когда лебедь подругу теряет, он взмывает в самую высь неба и оттуда грудью кидается на скалы; наверное, в каждой легенде есть доля правды...». Именно о лебединой верности, о чистой прекрасной любви повествует замечательный, всеми любимый балет «Лебединое озеро». (Звучит вступление к балету «Лебединое озеро»).

Прекрасной русской природе посвятил Чайковский цикл пьес для фортепиано «Времена года». Знаменитые 12 пьес – каждый месяц, друг за другом, от января до декабря. В этой музыке бездна поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся наперегонки лихие тройки со звонкими заливистыми бубенцами, трубят поутру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов и косарей.

В жаркий июньский день хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца, ветра, ароматов цветущих трав. Ну, а в октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. Да будет благословенна эта светлая мечтательная грусть!

(Звучит «Баркарола»). Пётр Ильич Чайковский писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, прогулка вечером по степи, бывало, приводила меня в какое-то изнеможение от наплыва любви к природе?...» Всё его творчество – это возвышенный и в то же время лирический гимн природе России и человеку, оберегающему природу от зла. (Звучит «Адажио» из балета «Спящая красавица»). 

Литература

  1. Час искусства Ивана Шишкина // Библиотека предлагает. – 2012. - №1.
  2. Калинина Н.А. Пётр Ильич Чайковский: Повесть. – М.: Детская литература, 1988. – 143 с.: фотоил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество П.И.Чайковского

Презентация рассказывает о главных этапах жизни П.И.Чайковского....

Конспект музыкальной гостиной "Природа в музыке. П.И.Чайковский "Времена года".

Данная разработка может быть использована при ознакомлении с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в системе общего и дополнительного музыкального образования. Альбом "Времена года" П.И.Чай...

Материал к лекции-концерту "Музыкальные зарисовки природы в творчестве П.И Чайковского"

Лекция дает возможность ознакомить учащихся в доступной форме с фортепианным циклом П.И Чайковского "Времена года", прививая интерес к творчеству композитора....

Образы природы в произведениях М.Ю.Лермонтова и И.И.Шишкина

Конспект открытого урока чтения "Литература и искусство"...