Методическая разработка открытого классного часа на тему: «День правовой помощи детям»
учебно-методический материал
Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
- обучение основам юридических знаний;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
- раскрытие творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl_meropriyat_otkryt_tema_vserossiyskiy_den_pravovoy_pomoshchi_detyam.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало – Ненецкого автономного округа «Ямальский полярный агроэкономический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого классного часа на тему: «День правовой помощи детям»
Разработчик: Бакулина И.В.
преподаватель ГБПОУ ЯНАО «ЯПАТ»
Салехард, 2018
Согласовано:
Методист _______ Еросланова Р.И. РАССМОТРЕНО и утверждено
на заседании ПЦК
«Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин»
протокол №___ от
«___»_________2018 г.
председатель ПЦК Лебедева Т.В.
Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей
Задачи:
- ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
- обучение основам юридических знаний;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
- раскрытие творческих способностей ребенка.
- Оборудование: презентация, доклад, фильм «Права и обязанности детей».
Форма проведения: беседа.
Ход классного часа
- Вступление
20 ноября - Всероссийский день правовой помощи детям. Он проводится во всех субъектах РФ в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Эта акция пройдет под эгидой Минюста и Минобразования России, а также Ассоциации юристов России.
Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.
В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.
Дети рассказывают стихотворение.
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права:
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.
Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!
1 слайд с фотографией
Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.
Всемирный день ребенка имеет свой флаг.
2 слайд с фотографией
На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие.Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома.
Учитель: Ваши родители мечтали о появлении на свет ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Ученик: В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром.
В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.
В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?
В конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.
1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
1979 – 1989гг. – разработка Конвенции о правах ребенка.20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка
3 слайд с фотографией
15 сентября 1990г. – Конвенция о правах ребенка вступила в силу на всей территории СССР.
Сегодня ты живёшь с родителями, которые заботятся о тебе, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат тебя, когда ты болеешь, создают тебе условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить.Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.
Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка - осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов и уполномоченный по правам ребенка в Московской области Валерия Юрьевна Андреева.
4 слайд с фотографиями.
Учитель: Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети - тоже люди.
Ученик:
Чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);
III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);
V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);
VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
Нарушением прав ребенка можно считать:
- Лишение свободы движения.
- Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
- Применение физического насилия к ребенку.
- Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
- Угрозы в адрес ребенка.
- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
- Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
- Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Учитель: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.
Ученик:
Если вы родители –
Ласкатели,
Хвалители,
Если вы родители –
Прощатели,
Любители,
Если –
Разрешатели,
Купители,
Дарители,
Тогда вы
Не родители,
А просто
ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители –
Ворчатели,
Сердители,
Если вы родители –
Ругатели,
Стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То – знаете, родители,
Вы просто
КРОКОДИТЕЛИ!
М.Шварц.
Учитель: Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на государство.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.
В настоящее время по всей стране существуют реабилитационные центры для детей. И наш город Салехард не исключение.Детские реабилитационные центры в Салехарде – это, как правило, социальные учреждения, к основным функциям которых относится предоставление комплекса мероприятий и услуг детям, подросткам и их семьям. Такие центры существуют для того, чтобы помочь детям после их длительных болезней, детям с ограниченными возможностями и инвалидам детства социально реабилитироваться. Также реабилитационные центры совместно с родителями и социальными работниками оказывают комплекс социальных услуг для достижения максимального эффекта в социализации ребенка и его интеграции в общество.Детские реабилитационные центры в Салехарде осуществляют комплексную реабилитацию детей и подростков до 18 лет, и выполняют такие задачи:
1. Благодаря внедрению новых технологий и методик, помогают детям с ограниченными возможностями;
2. Во время реабилитационного процесса включают родителей ребенка и других членов семьи;
3. Разрабатывают и реализуют индивидуальные программы социальной реабилитации;
4.Создают оптимальные условия для проведения качественной реабилитации.
В настоящее время детские реабилитационные центры в Салехарде, согласно отзывам родителей, – это сплоченная команда профессиональных специалистов, которые знают и любят свое дело, готовы в любую минуту подать руку помощи каждому. Здесь ценят и уважают человеческую жизнь, содействуют развитию ребенка и создают необходимые условия для его максимальной независимости. Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои права.
Учитель: Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний.Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).
Просмотр фильма «Права и обязанности детей».
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.Уважай чужие права!
Список использованных источников литературы.
1. Беличёва С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. - М.: 2006.
2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. - М.: 2006.
3. Закон «Об образовании»
4. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
5. Конвенция ООН о правах ребенка
6. Семейный Кодекс РФ
7. Уголовный кодекс РФ
8. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. - М.: 1997.
9. http://supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/vsemirnyy_den_rebenka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...
Методическая разработка открытого классного часа "День победы"
Во все времена русский народ защищал свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Наша Родина, Россия, - страна героическая....
Методическая разработка конспекта классного часа на тему гражданско-правовое воспитание
Классный час 9 класс...
Методическая разработка открытого классного часа по теме: "Кубань - многонациональный край!"
Цель классного часа - помочь осознать студентам ценности этнокультуры народов Кубани, воспитывать чувства терпимости и толерантности...
Методическая разработка открытого классного часа "День народного единства"
История происхождения праздника,его значимость....
Методическая разработка проведения классного часа на тему: «День студента…»
Классный час на тему "День студента..." для студентов СПО...