Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»
рабочая программа (9 класс)

Аннотация к программе реабилитационной деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»

 

Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную  обстановку,  которая ставит  перед  ними  множество  вопросов:  бытовых,  экономических,  образовательно-профессиональных  и  социальных. Полностью уберечь воспитанников  от  проблем  не  удается,  но  по  возможности  максимально  подготовить  их  к самостоятельной взрослой жизни позволит реализация программы «Молодая хозяюшка». Основная задача данной программы помочь в социальной адаптации воспитанникам. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.

Разработана программа для детей в возрасте12-18 лет. Реализация программы осуществляется из расчёта: 6 календарных месяцев (48 часов, 2 занятия в неделю), с последующим повторением во втором полугодии. Длительность занятия – 2 академических часа (40 мин.) с перерывом между занятиями в 15 минут. 

Данная программа является модифицированной и составлена на основе типовой авторской программы Т.А. Кравченко «Путь во взрослую жизнь».

Программа «Молодая хозяюшка» реализуется по четырем направлениям: «Основы кулинарии», «Я хозяйка дома», «Мой гардероб», «Домашние растения и питомцы».

Ожидаемые результаты программы:

-приобретение простых умений и навыков по кулинарии, которые им могут быть полезны в быту.

-приобретение навыков и умений правильно обращаться с электроприборами, ухаживать и создавать уют в своем доме;

-применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе: ухаживать за комнатными растениями, домашними питомцами. Реализация программы позволит постепенно воспитать у несовершеннолетних чувство прекрасного, ответственности к созданию собственного имиджа.

Формы реализации программы:

- познавательные часы, беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, групповые и индивидуальные занятия. Участие в конкурсе «Любимое блюдо», в выставках «Интерьер моего дома».

Материально-техническое обеспечение:

-инвентарь и бытовая химия необходимая для ухода жилого помещения;

- кухонная посуда для приготовление простых блюд;

-инвентарь по уходу за комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hozyayushka.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни

«Молодая хозяюшка»

                             Срок реализации: 6 месяцев

Возрастная группа 12-18лет

составила:

воспитатель

Малащенко Валентина Васильевна

                                                        Белгород 2021

Аннотация к программе реабилитационной деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»

Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную  обстановку,  которая ставит  перед  ними  множество  вопросов:  бытовых,  экономических,  образовательно-профессиональных  и  социальных. Полностью уберечь воспитанников  от  проблем  не  удается,  но  по  возможности  максимально  подготовить  их  к самостоятельной взрослой жизни позволит реализация программы «Молодая хозяюшка». Основная задача данной программы помочь в социальной адаптации воспитанникам. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.

Разработана программа для детей в возрасте12-18 лет. Реализация программы осуществляется из расчёта: 6 календарных месяцев (48 часов, 2 занятия в неделю), с последующим повторением во втором полугодии. Длительность занятия – 2 академических часа (40 мин.) с перерывом между занятиями в 15 минут. При необходимости повторяется ранее изученный материал.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе типовой авторской программы Т.А. Кравченко «Путь во взрослую жизнь».

Программа «Молодая хозяюшка» реализуется по четырем направлениям: «Основы кулинарии», «Я хозяйка дома», «Мой гардероб», «Домашние растения и питомцы».

Ожидаемые результаты программы:

-приобретение простых умений и навыков по кулинарии, которые им могут быть полезны в быту.

-приобретение навыков и умений правильно обращаться с электроприборами, ухаживать и создавать уют в своем доме;

-применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе: ухаживать за комнатными растениями, домашними питомцами. Реализация программы позволит постепенно воспитать у несовершеннолетних чувство прекрасного, ответственности к созданию собственного имиджа.

Формы реализации программы:

- познавательные часы, беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, групповые и индивидуальные занятия. Участие в конкурсе «Любимое блюдо», в выставках «Интерьер моего дома».

Материально-техническое обеспечение:

-инвентарь и бытовая химия необходимая для ухода жилого помещения;

- кухонная посуда для приготовление простых блюд;

-инвентарь по уходу за комнатными растениями.

Пояснительная записка

 В наш век развития технологий и ускоренного темпа жизни все меньше и меньше внимания уделяется подготовке юного поколения к самостоятельной жизни, ведению быта. С появлением в нашей жизни различных гаджетов и современной бытовой техники, естественно, что мы переложили часть своих домашних обязанностей на эти новшества. Так на кухне, оборудованной по последнему слову  техники, очень легко приготовить всевозможные блюда. А с пылесосом, оснащенным опцией «влажная уборка» очень просто все привести в порядок, не напрягаясь. А стиральные машины-автомат есть теперь практически в каждой семье. Конечно, это значительно экономит наше драгоценное время, но и во многом расхолаживает. А жизнь показывает, что, к сожалению, в силу разных обстоятельств, каждый из нас может оказаться в каких-то сложных ситуациях, и тогда человек должен будет сам своими руками готовить себе еду, стирать вещи, штопать их, выращивать для себя продукты в своем огороде или научиться рационально выбирать их в магазине. Именно поэтому наиважнейшей задачей,  является подготовка подрастающего поколения к дальнейшей самостоятельной жизни, труду, к ведению домашнего хозяйства.    

Актуальность программы. Разработка данной программы была обусловлена тем, что в настоящий момент все меньше времени уделяется практическим занятиям по кулинарии, домоводству а некоторые нужные и интересные темы настолько сужены, что в рамках выделенных на них часов нет возможности изучить их в полной мере.  

 

Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы способна претворить в жизнь мечту девочек иметь хорошую семью, красивый дом и престижную работу, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошей, грамотной, аккуратной хозяйкой и доброй женой. Программа «Молодая хозяюшка» дает возможность девочкам сделать первый шаг в осуществлении своей мечты, неоднократно проиграть различные бытовые ситуации, представить и полюбить свой будущий дом, мужа, детей, вселяет уверенность в завтрашнем дне, в собственные силы и возможности.

        Новизна программы в следующих особенностях:

-во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научаются выбирать жизненно-важное;

- во-вторых, в процессе реализации программы воспитанницы развиваются не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурного слоя общества.

 Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующей их успешной адаптации в обществе формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Задачами данной программы являются:

- освоение системы социально значимых навыков и практических умений, овладение навыками самообслуживания,  самостоятельности; создание необходимых условий для домоводства, привитие навыков правильного питания, здорового образа жизни.  

- способствовать формированию у воспитанников социальной готовности к жизнедействию в обществе;

- овладение навыками  обустройства быта;

-приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности; обучить технологии приготовления простых блюд;

  - развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

  - воспитывать трудолюбие, аккуратность;

 - привить навыки работы в группе.

Условия реализация программы

Реализация программы осуществляется из расчёта: 6 календарных месяцев (48 часов, 2 занятия в неделю), с последующим повторением во втором полугодии. Длительность занятия – 2 академических часа (40 мин.) с перерывом между занятиями в 15 минут.

Принципы реализации программы:

-принцип системности предполагает разработку и проведение программных мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации.

-принцип дифференцированного подхода, предусматривающий учет возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений.

-принцип индивидуальности каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности.

Программа «Молодая хозяюшка» реализуется по четырем направлениям:

  1. «Основы кулинарии»

-воспитанницы расширяют свои знания о правильном питании, учатся правильно хранить продукты, готовить простые блюда.

  1.  «Я хозяйка дома»

-воспитанницы учатся правильно обращаться с электроприборами, уметь чисто убирать помещение, в котором живет, создавать уют.

  1.  «Мой гардероб»

-воспитанницы учатся ухаживать за личными вещами (стирать, мелкий ремонт, гладить, правильно хранить).

  1.  «Домашние растения и питомцы»

-воспитанницы учатся ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами.

Формы и методы реализации:

- познавательные часы, беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, групповые и индивидуальные занятия. Участие в конкурсе «Любимое блюдо», в выставках «Интерьер моего дома».

Совместные проекты с родителями:

-привлечение родителей для участия в досуговых мероприятий;

-оформить для родителей папки-передвижки, помещать консультативные материалы.

Формы оценки результативности обучения:

1.Стартовая:

-результаты первичной диагностики (анкетирование)

2. Промежуточная:

-мониторинг освоения знаний, умений, навыков.

3.Итоговая:

-презентация проектов « Я хозяюшка»

Формы занятий:

 - групповые, индивидуальные, коллективные;

Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Ожидаемые результаты программы:

-приобретение простых умений и навыков по кулинарии, которые им могут быть полезны в быту.

-приобретение навыков и умений правильно обращаться с электроприборами, ухаживать и создавать уют в своем доме;

-применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе: ухаживать за комнатными растениями, домашними питомцами. Реализация программы позволит постепенно воспитать у несовершеннолетних чувство прекрасного, ответственности к созданию собственного имиджа.

Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра: 

-тематические родительские мини собрания;

-совместные проекты с родителями;

-привлечение родителей для участия в досуговых мероприятий;

-оформить для родителей папки-передвижки, помещать консультативные материалы.

Материально-техническое обеспечение:

-инвентарь и бытовая химия необходимая для ухода жилого помещения;

- кухонная посуда для приготовление простых блюд;

-инвентарь по уходу за комнатными растениями.

                        Список используемой  литературы.

        - Безруких М.М. Я и другие Я, или Правила Поведения для всех.- Москва,1991.

        - Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

        -Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы занятия об этике поведения  - Москва, 2002

        - Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.

        -Посошенко Е.В. Растим здоровых, умных, добрых. Для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня.

        - Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники –Москва, 2002.

        -Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И.Ю.Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Научно-практический сборник инновационного опыта.-Москва; Ставрополь, 2004.

        - Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 2006.

        -Майорова Л. Если только постараться. Изд-во «Малыш», Москва, 1983.

        - Энциклопедия досуга и хобби для девочек.-Москва «РОСМЭН» 2008

                        Календарно-тематический план на 2021-2022 год .

 

Дата

Тема занятия (мероприятия)

Всего часов

Содержание деятельности занятия

Форма организации занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

1

(сентябрь, март)

Введение в программу

2

Обсуждение и знакомство с программой

«Знаю, могу, умею».

Анкетирование

2

(сентябрь, март)

 «Режим питания»

2

Развитие умения планировать свой день, с учётом норм

рационального режима питания и энергозатрат на умственную и физическую деятельность.

игра «Кладовая народной мудрости», викторина «Знатоки молочных продуктов».

Беседа

3

(сентябрь, март)

«Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению»

2

Развивать элементы трудовой культуры; организация труда.

«Я умею убирать помещение , в котором живу».

анкетирование

4

(сентябрь, март)

 «Внешний вид-залог успеха»

2

Учить заботиться о своем внешнем виде. Развивать эстетический вкус.

 «Я леди»

Круглый стол Конкурс

5

( октябрь, апрель)

«Клумбы»

2

Учить правильно ухаживать за розами.

Сбор лепестков роз, обрезка, утепление

Экологический десант

6

(октябрь, апрель)

 «Уход за мебелью в зависимости от её покрытия»

2

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Чистим правильно диван

Практическое занятие

7

(октябрь, апрель)

«По одежке встречают».

2

Формировать умение подбирать одежду с учетом фигуры и назначения.

Игра «Одежда по сезон»

Беседа, презентация

8

(октябрь, апрель)

«Витамины круглый год»

2

Расширение знаний о продуктах питания, их вкусовых свойствах и содержании питательных веществ; формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья

«Приготовление бутербродов»

Практическое занятие

9

(ноябрь,

май)

Забота о улитках «Ахатины»

2

Воспитывать желание заботиться о животных

«Купание улиток»

Практическое занятие

10

(ноябрь, май)

«Помощники в доме » (холодильник, электрочайник, пылесос)

2

Научить девочек правильно обращаться «домашними помощниками», ухаживать за ними.

Практическое занятие

11

(ноябрь, май)

«Уход за обувью»

2

Учить правильно ухаживать за обувью (чистить, мыть, сушить, хранить)

 «Уход за туфлями»

Практическое занятие

12

(ноябрь, май)

«Готовим салат»

2

 Учить красиво оформить салат, проявить элементы творчества.

Мастер класс

                             

Дата

Тема занятия (мероприятия)

Всего часов

Содержание деятельности занятия

Форма организации занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

13

(декабрь, июнь)

  ««Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов».

2

Учить изменять рацион питания в зависимости от времени года; умение выбирать полезные продукты и блюда.

Научить правилам хранения продуктов и готовой пищи. Уметь выбирать качественные продукты.

Работа в дневниках

Познавательный час

14

(декабрь, июнь)

        «Мелкий ремонт одежды»

2

Учить правильно и аккуратно работать с ножницами и иголкой

 

Зашиваем носочки

Практическое занятие

15

(декабрь, июнь)

«Комнатные растения»

2

Воспитывать желание правильно ухаживать за комнатными растениями.

Уход за геранью

Практическое занятие

16

(декабрь, июнь)

«Порядок в доме наводим сами»

2

Научить правильно мыть окна и зеркала используя народные средства.

Мытье окон и зеркал

Практическое занятие

17

(январь, июль)

«Стирка и глажка ежедневной одежды»

2

Учить правильно гладить  школьную одежду

Практическое занятие

18

(январь, июль)

«Домашние питомцы»

2

Познакомить воспитанниц, как ухаживать за домашними животными

Просмотр видеопрезентации

19

(январь,

июль)  

«Я хозяйка дома» 

2

Познакомить воспитанниц с разными интерьерами и дизайнами домов  

«Я буду жить в этом доме»

Проекты, презентации

20

(январь,

июль)

«Подарки своими руками»

2

Способствовать развитию творческих способностей, воспитывать художественный и эстетический вкус.

«Открытка в подарок»

Творческий час

21

(февраль, август)

«Посадка перца»

2

Посадить семена перцев на рассаду. Научить выбирать качественные семена для посадки.

Подготовка земли для посадки перцев.

Полив, прополка, рыхление.

Познавательный час

22

(февраль, август)

«Печем блины»

2

Закрепить знания о приготовлении блюда.

Мастер класс

23

(февраль, август)

«Мой гардероб»

2

Познакомить воспитанниц с разными видами складывания одежды

 «Порядок в шкафу с одеждой»»

Практическое занятие

24

(февраль, август)

«Я хозяюшка»

2

Подвести итоги. Познакомить с достижениями и успехами каждой воспитанницы.

Презентация проектов

ИТОГО

48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Английский язык в музыке" (театральные постановки)

Особенность театарльного кружка "Английский язык в музыке"- обучение в игре, в песнях. Играя, изучая английские песни, выразительно читая реплики из комедий, трагедий, басен и скетчей, учащиеся н...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Учимся быть хозяюшками»

Программа направлена на получение знаний в области «Материаловедения», «Машиноведения», «Кулинарии», «Основ технологии вязания», освоение трудовых опера...

Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по нравственно-этическому воспитанию девочек «Юная леди»

Аннотация к рабочей программе кружка «Юная леди»Свежее лицо, блестящие волосы, ухоженные руки и ногти, сияющие радостью жизни глаза – все это может и должно быть достоянием каждой де...