Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»
рабочая программа (9 класс)
Аннотация к программе реабилитационной деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»
Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов: бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни позволит реализация программы «Молодая хозяюшка». Основная задача данной программы помочь в социальной адаптации воспитанникам. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.
Разработана программа для детей в возрасте12-18 лет. Реализация программы осуществляется из расчёта: 6 календарных месяцев (48 часов, 2 занятия в неделю), с последующим повторением во втором полугодии. Длительность занятия – 2 академических часа (40 мин.) с перерывом между занятиями в 15 минут.
Данная программа является модифицированной и составлена на основе типовой авторской программы Т.А. Кравченко «Путь во взрослую жизнь».
Программа «Молодая хозяюшка» реализуется по четырем направлениям: «Основы кулинарии», «Я хозяйка дома», «Мой гардероб», «Домашние растения и питомцы».
Ожидаемые результаты программы:
-приобретение простых умений и навыков по кулинарии, которые им могут быть полезны в быту.
-приобретение навыков и умений правильно обращаться с электроприборами, ухаживать и создавать уют в своем доме;
-применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе: ухаживать за комнатными растениями, домашними питомцами. Реализация программы позволит постепенно воспитать у несовершеннолетних чувство прекрасного, ответственности к созданию собственного имиджа.
Формы реализации программы:
- познавательные часы, беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, групповые и индивидуальные занятия. Участие в конкурсе «Любимое блюдо», в выставках «Интерьер моего дома».
Материально-техническое обеспечение:
-инвентарь и бытовая химия необходимая для ухода жилого помещения;
- кухонная посуда для приготовление простых блюд;
-инвентарь по уходу за комнатными растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hozyayushka.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни
«Молодая хозяюшка»
Срок реализации: 6 месяцев
Возрастная группа 12-18лет
составила:
воспитатель
Малащенко Валентина Васильевна
Белгород 2021
Аннотация к программе реабилитационной деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»
Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов: бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни позволит реализация программы «Молодая хозяюшка». Основная задача данной программы помочь в социальной адаптации воспитанникам. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.
Разработана программа для детей в возрасте12-18 лет. Реализация программы осуществляется из расчёта: 6 календарных месяцев (48 часов, 2 занятия в неделю), с последующим повторением во втором полугодии. Длительность занятия – 2 академических часа (40 мин.) с перерывом между занятиями в 15 минут. При необходимости повторяется ранее изученный материал.
Данная программа является модифицированной и составлена на основе типовой авторской программы Т.А. Кравченко «Путь во взрослую жизнь».
Программа «Молодая хозяюшка» реализуется по четырем направлениям: «Основы кулинарии», «Я хозяйка дома», «Мой гардероб», «Домашние растения и питомцы».
Ожидаемые результаты программы:
-приобретение простых умений и навыков по кулинарии, которые им могут быть полезны в быту.
-приобретение навыков и умений правильно обращаться с электроприборами, ухаживать и создавать уют в своем доме;
-применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе: ухаживать за комнатными растениями, домашними питомцами. Реализация программы позволит постепенно воспитать у несовершеннолетних чувство прекрасного, ответственности к созданию собственного имиджа.
Формы реализации программы:
- познавательные часы, беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, групповые и индивидуальные занятия. Участие в конкурсе «Любимое блюдо», в выставках «Интерьер моего дома».
Материально-техническое обеспечение:
-инвентарь и бытовая химия необходимая для ухода жилого помещения;
- кухонная посуда для приготовление простых блюд;
-инвентарь по уходу за комнатными растениями.
Пояснительная записка
В наш век развития технологий и ускоренного темпа жизни все меньше и меньше внимания уделяется подготовке юного поколения к самостоятельной жизни, ведению быта. С появлением в нашей жизни различных гаджетов и современной бытовой техники, естественно, что мы переложили часть своих домашних обязанностей на эти новшества. Так на кухне, оборудованной по последнему слову техники, очень легко приготовить всевозможные блюда. А с пылесосом, оснащенным опцией «влажная уборка» очень просто все привести в порядок, не напрягаясь. А стиральные машины-автомат есть теперь практически в каждой семье. Конечно, это значительно экономит наше драгоценное время, но и во многом расхолаживает. А жизнь показывает, что, к сожалению, в силу разных обстоятельств, каждый из нас может оказаться в каких-то сложных ситуациях, и тогда человек должен будет сам своими руками готовить себе еду, стирать вещи, штопать их, выращивать для себя продукты в своем огороде или научиться рационально выбирать их в магазине. Именно поэтому наиважнейшей задачей, является подготовка подрастающего поколения к дальнейшей самостоятельной жизни, труду, к ведению домашнего хозяйства.
Актуальность программы. Разработка данной программы была обусловлена тем, что в настоящий момент все меньше времени уделяется практическим занятиям по кулинарии, домоводству а некоторые нужные и интересные темы настолько сужены, что в рамках выделенных на них часов нет возможности изучить их в полной мере.
Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы способна претворить в жизнь мечту девочек иметь хорошую семью, красивый дом и престижную работу, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошей, грамотной, аккуратной хозяйкой и доброй женой. Программа «Молодая хозяюшка» дает возможность девочкам сделать первый шаг в осуществлении своей мечты, неоднократно проиграть различные бытовые ситуации, представить и полюбить свой будущий дом, мужа, детей, вселяет уверенность в завтрашнем дне, в собственные силы и возможности.
Новизна программы в следующих особенностях:
-во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научаются выбирать жизненно-важное;
- во-вторых, в процессе реализации программы воспитанницы развиваются не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурного слоя общества.
Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующей их успешной адаптации в обществе формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Задачами данной программы являются:
- освоение системы социально значимых навыков и практических умений, овладение навыками самообслуживания, самостоятельности; создание необходимых условий для домоводства, привитие навыков правильного питания, здорового образа жизни.
- способствовать формированию у воспитанников социальной готовности к жизнедействию в обществе;
- овладение навыками обустройства быта;
-приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности; обучить технологии приготовления простых блюд;
- развить эстетическое восприятие и творческое воображение.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- привить навыки работы в группе.
Условия реализация программы
Реализация программы осуществляется из расчёта: 6 календарных месяцев (48 часов, 2 занятия в неделю), с последующим повторением во втором полугодии. Длительность занятия – 2 академических часа (40 мин.) с перерывом между занятиями в 15 минут.
Принципы реализации программы:
-принцип системности предполагает разработку и проведение программных мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации.
-принцип дифференцированного подхода, предусматривающий учет возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений.
-принцип индивидуальности каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности.
Программа «Молодая хозяюшка» реализуется по четырем направлениям:
- «Основы кулинарии»
-воспитанницы расширяют свои знания о правильном питании, учатся правильно хранить продукты, готовить простые блюда.
- «Я хозяйка дома»
-воспитанницы учатся правильно обращаться с электроприборами, уметь чисто убирать помещение, в котором живет, создавать уют.
- «Мой гардероб»
-воспитанницы учатся ухаживать за личными вещами (стирать, мелкий ремонт, гладить, правильно хранить).
- «Домашние растения и питомцы»
-воспитанницы учатся ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами.
Формы и методы реализации:
- познавательные часы, беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, групповые и индивидуальные занятия. Участие в конкурсе «Любимое блюдо», в выставках «Интерьер моего дома».
Совместные проекты с родителями:
-привлечение родителей для участия в досуговых мероприятий;
-оформить для родителей папки-передвижки, помещать консультативные материалы.
Формы оценки результативности обучения:
1.Стартовая:
-результаты первичной диагностики (анкетирование)
2. Промежуточная:
-мониторинг освоения знаний, умений, навыков.
3.Итоговая:
-презентация проектов « Я хозяюшка»
Формы занятий:
- групповые, индивидуальные, коллективные;
Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Ожидаемые результаты программы:
-приобретение простых умений и навыков по кулинарии, которые им могут быть полезны в быту.
-приобретение навыков и умений правильно обращаться с электроприборами, ухаживать и создавать уют в своем доме;
-применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе: ухаживать за комнатными растениями, домашними питомцами. Реализация программы позволит постепенно воспитать у несовершеннолетних чувство прекрасного, ответственности к созданию собственного имиджа.
Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:
-тематические родительские мини собрания;
-совместные проекты с родителями;
-привлечение родителей для участия в досуговых мероприятий;
-оформить для родителей папки-передвижки, помещать консультативные материалы.
Материально-техническое обеспечение:
-инвентарь и бытовая химия необходимая для ухода жилого помещения;
- кухонная посуда для приготовление простых блюд;
-инвентарь по уходу за комнатными растениями.
Список используемой литературы.
- Безруких М.М. Я и другие Я, или Правила Поведения для всех.- Москва,1991.
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
-Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы занятия об этике поведения - Москва, 2002
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.
-Посошенко Е.В. Растим здоровых, умных, добрых. Для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники –Москва, 2002.
-Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И.Ю.Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Научно-практический сборник инновационного опыта.-Москва; Ставрополь, 2004.
- Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
-Майорова Л. Если только постараться. Изд-во «Малыш», Москва, 1983.
- Энциклопедия досуга и хобби для девочек.-Москва «РОСМЭН» 2008
Календарно-тематический план на 2021-2022 год .
№ | Дата | Тема занятия (мероприятия) | Всего часов | Содержание деятельности занятия | Форма организации занятия | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
1 | (сентябрь, март) | Введение в программу | 2 | Обсуждение и знакомство с программой | «Знаю, могу, умею». | Анкетирование |
2 | (сентябрь, март) | «Режим питания» | 2 | Развитие умения планировать свой день, с учётом норм рационального режима питания и энергозатрат на умственную и физическую деятельность. | игра «Кладовая народной мудрости», викторина «Знатоки молочных продуктов». | Беседа |
3 | (сентябрь, март) | «Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению» | 2 | Развивать элементы трудовой культуры; организация труда. | «Я умею убирать помещение , в котором живу». | анкетирование |
4 | (сентябрь, март) | «Внешний вид-залог успеха» | 2 | Учить заботиться о своем внешнем виде. Развивать эстетический вкус. | «Я леди» | Круглый стол Конкурс |
5 | ( октябрь, апрель) | «Клумбы» | 2 | Учить правильно ухаживать за розами. | Сбор лепестков роз, обрезка, утепление | Экологический десант |
6 | (октябрь, апрель) | «Уход за мебелью в зависимости от её покрытия» | 2 | Воспитывать трудолюбие, аккуратность. | Чистим правильно диван | Практическое занятие |
7 | (октябрь, апрель) | «По одежке встречают». | 2 | Формировать умение подбирать одежду с учетом фигуры и назначения. | Игра «Одежда по сезон» | Беседа, презентация |
8 | (октябрь, апрель) | «Витамины круглый год» | 2 | Расширение знаний о продуктах питания, их вкусовых свойствах и содержании питательных веществ; формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья | «Приготовление бутербродов» | Практическое занятие |
9 | (ноябрь, май) | Забота о улитках «Ахатины» | 2 | Воспитывать желание заботиться о животных | «Купание улиток» | Практическое занятие |
10 | (ноябрь, май) | «Помощники в доме » (холодильник, электрочайник, пылесос) | 2 | Научить девочек правильно обращаться «домашними помощниками», ухаживать за ними. | Практическое занятие | |
11 | (ноябрь, май) | «Уход за обувью» | 2 | Учить правильно ухаживать за обувью (чистить, мыть, сушить, хранить) | «Уход за туфлями» | Практическое занятие |
12 | (ноябрь, май) | «Готовим салат» | 2 | Учить красиво оформить салат, проявить элементы творчества. | Мастер класс |
№ | Дата | Тема занятия (мероприятия) | Всего часов | Содержание деятельности занятия | Форма организации занятия | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
13 | (декабрь, июнь) | ««Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов». | 2 | Учить изменять рацион питания в зависимости от времени года; умение выбирать полезные продукты и блюда. Научить правилам хранения продуктов и готовой пищи. Уметь выбирать качественные продукты. | Работа в дневниках | Познавательный час |
14 | (декабрь, июнь) | «Мелкий ремонт одежды» | 2 | Учить правильно и аккуратно работать с ножницами и иголкой
| Зашиваем носочки | Практическое занятие |
15 | (декабрь, июнь) | «Комнатные растения» | 2 | Воспитывать желание правильно ухаживать за комнатными растениями. | Уход за геранью | Практическое занятие |
16 | (декабрь, июнь) | «Порядок в доме наводим сами» | 2 | Научить правильно мыть окна и зеркала используя народные средства. | Мытье окон и зеркал | Практическое занятие |
17 | (январь, июль) | «Стирка и глажка ежедневной одежды» | 2 | Учить правильно гладить школьную одежду | Практическое занятие | |
18 | (январь, июль) | «Домашние питомцы» | 2 | Познакомить воспитанниц, как ухаживать за домашними животными | Просмотр видеопрезентации | |
19 | (январь, июль) | «Я хозяйка дома» | 2 | Познакомить воспитанниц с разными интерьерами и дизайнами домов | «Я буду жить в этом доме» | Проекты, презентации |
20 | (январь, июль) | «Подарки своими руками» | 2 | Способствовать развитию творческих способностей, воспитывать художественный и эстетический вкус. | «Открытка в подарок» | Творческий час |
21 | (февраль, август) | «Посадка перца» | 2 | Посадить семена перцев на рассаду. Научить выбирать качественные семена для посадки. | Подготовка земли для посадки перцев. Полив, прополка, рыхление. | Познавательный час |
22 | (февраль, август) | «Печем блины» | 2 | Закрепить знания о приготовлении блюда. | Мастер класс | |
23 | (февраль, август) | «Мой гардероб» | 2 | Познакомить воспитанниц с разными видами складывания одежды | «Порядок в шкафу с одеждой»» | Практическое занятие |
24 | (февраль, август) | «Я хозяюшка» | 2 | Подвести итоги. Познакомить с достижениями и успехами каждой воспитанницы. | Презентация проектов | |
ИТОГО | 48 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса
Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательный английский» 1 класс
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»
В общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Английский язык в музыке" (театральные постановки)
Особенность театарльного кружка "Английский язык в музыке"- обучение в игре, в песнях. Играя, изучая английские песни, выразительно читая реплики из комедий, трагедий, басен и скетчей, учащиеся н...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Учимся быть хозяюшками»
Программа направлена на получение знаний в области «Материаловедения», «Машиноведения», «Кулинарии», «Основ технологии вязания», освоение трудовых опера...
Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по нравственно-этическому воспитанию девочек «Юная леди»
Аннотация к рабочей программе кружка «Юная леди»Свежее лицо, блестящие волосы, ухоженные руки и ногти, сияющие радостью жизни глаза – все это может и должно быть достоянием каждой де...