Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Учимся быть хозяюшками»
рабочая программа (8 класс)
Программа направлена на получение знаний в области «Материаловедения», «Машиноведения», «Кулинарии», «Основ технологии вязания», освоение трудовых операций в области конструирования и моделирования текстильных и вязаных изделий, составления технологических карт, чертежей, эскизов, презентаций, приготовления блюд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_uchimsya_byt_hozyayushkami.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области структурное подразделение «Созвездие» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с.Камышла м.р. Камышлинский Самарской области
Принята на заседании Педагогического совета От «25» августа 2020г. Приказ №__________ | Утверждаю: Директор От «26» августа 2020г. Приказ №__________ |
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Учимся быть хозяюшками»
Возраст обучающихся 13-17 лет
Срок реализации 1 год
Разработала
Пупкова Альфия Нигматовна,
учитель технологии
высшей категории
Камышла, 2020г
Содержание
| 3 |
| 12 |
| 16 |
| 22 |
| 24 |
- Пояснительная записка
Введение
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Он должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и приемов, которые сформируют у воспитанников навыки самостоятельного получения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования – помочь обучающимся освоить такие способы действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь сделать выбор осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Все эти качества личности можно формировать при выполнении творческих проектов, реализуя программы дополнительного образования.
Шить, вязать, готовить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить или связать любое задуманное изделие, приготовить самое вкусное и оригинальное блюдо к праздничному столу, проявить свою индивидуальность в любой деятельности и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома.
Для того чтобы создавать швейные или вязаные изделия качественно, эстетично, готовить завтрак, обед или ужин на высоком современном уровне, необходимо иметь определенные знания, умения, навыки вязания, швейного дела, кулинарного искусства.
Таким образом, успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Направленность программы – социально - педагогическая. Программа направлена на получение знаний в области «Материаловедения», «Машиноведения», «Кулинарии», «Основ технологии вязания», освоение трудовых операций в области конструирования и моделирования текстильных и вязаных изделий, составления технологических карт, чертежей, эскизов, презентаций, приготовления блюд.
Отличительные особенности программы:
Программа «Учимся быть хозяюшками» направлена на овладение учащимися совокупностью навыков трудовой деятельности через творческую проектную деятельность, в освоении способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных интересов и умению грамотно и эффектно защищать и представлять проект.
В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Занимаясь в объединении, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования, и изготовления различных видов фартуков, прихваток, грелок для чайников, теплой вязаной одежды, кулинарных блюд, приобретенные на уроках технологии в школе. При выполнении схем, эскизов изделий, при расчете продуктов для приготовления определенного блюда применяются знания из области рисования, черчения и математики.
При разработке проектов применяются знания из области истории, географии, обществознания.
Программа построена по принципу сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и родителей.
Курс программы выстроен от простого к сложному. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Участие в конкурсах по защите проектов, в выставках-конкурсах декоративно-прикладного творчества на разных уровнях – является положительным результатом для дальнейшего участия во Всероссийских олимпиадах как по технологии, так и по другим предметам.
Большое внимание на занятиях уделяется соблюдению правил безопасного труда и здоровьесбережения;
- соблюдаются единые требования к терминологии, приемам обработки изделий, применяемым в образовательной области «Технология»;
- в разделе «Моделирование и конструирование текстильных изделий для кухни» отводится время для изучения особенностей национальной вышивки татарского народа;
- разновозрастной состав групп позволяет каждому выполнять посильную работу, побуждает обучающихся к взаимопомощи, сотрудничеству;
- широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет каждому ребенку раскрыть свои творческие способности.
Актуальность программы в том, что дополнительное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания профессионально трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслового творчества. Это предполагает направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Сегодня недостаточно дать детям только определенную сумму знаний — ведь им предстоит трудиться в стремительно обновляющемся мире. Вопрос формирования трудовых навыков имеет большое значение для подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни. Трудолюбие — главное богатство, которое мы должны передать своим детям, чтобы вырастить их счастливыми людьми.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала данной программы создаёт прочную основу для формирования творческого, интеллигентного человека, практически владеющего различными видами деятельности и способного решать возникающие перед ним задачи.
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.
Программа «Учимся быть хозяюшками» разработана в соответствии с следующими нормативно-правовыми актами:
- положениями Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (3);
- указом Президента РФ от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.;
- Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы; Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008); СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «от 04.07.2014 № 41).
Цели и задачи программы:
Цель и задачи:
Цель программы – создать условия для развития творческих способностей обучающихся в процессе постижение мастерства традиционного народного рукоделия.
Основные задачи программы
Обучающие:
- совершенствовать практические умения и навыки в обработке различных материалов;
- формировать представления, связанные с профессиями связанными со швейным делом, вязанием, кулинарией;
- закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами, инструментами, спицами, крючком, кулинарными принадлежностями;
развивающие:
-развивать художественный взгляд и творческую инициативу;
- развивать самостоятельность в решении творческих задач;
-развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
воспитывающие:
- прививать навыки индивидуальной работы и работы в группе;
- формировать любовь и уважение к традициям русской и татарской кухни;
- вырабатывать у учащихся стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – обучающиеся 13-17 лет.
Сроки реализации: 9 месяцев
Формы обучения: форма обучения – очная, очная с применением дистанционно-образовательных технологий.
Формы организации образовательной деятельности:
Групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности: урок, практическое занятие, деловая игра, творческое задание, проект.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 80 минут (2 академических часа), перемена – 10 минут.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- художественный вкус, интерес к художественному искусству и творческой деятельности;
- основы гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;
- основы гуманистических и демократических ценностных ориентаций, уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- мотивация к художественному творчеству, настойчивость в достижении цели в процессе художественно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Умения обучающихся:
- сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
- находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
- сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
Регулятивные УУД (умения):
Умения обучающихся:
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
- формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
Коммуникативные УУД:
Умения обучающихся:
- организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
- формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
Предметные результаты:
Знания обучающихся:
- правила внутреннего распорядка на занятиях, технику безопасности при работе с ручными инструментами, на швейной машине, с утюгом, с электроплитой, с кухонными принадлежностями;
- способы и приемы выполнения кулинарных, вязальных, машинных, ручных и утюжильных работ, требования, предъявляемые к их качеству;
- виды пряжи, швейные материалы и их основные свойства, продукты питания и их предназначение;
- назначение вязаных и швейных кухонных изделий;
- способы моделирования кухонных изделий на основе простого чертежа;
- экономную раскладку выкройки на ткани;
- технологическую последовательность раскроя ткани;
- виды петель, столбиков, узоров;
- способы обработки овощей, фруктов, продуктов питания;
- методы проектирования.
Умения обучающихся:
- выбирать ткань для определённых типов швейных изделий;
- выполнять моделирование фартука, прихваток, грелок на основе простого чертежа;
- выполнять экономную раскладку выкройки на ткани;
- соблюдать технологическую последовательность раскроя ткани;
- вязать крючком круг, квадрат, пинетки, следки, розы, манишку;
- готовить каши, супы, выпечку;
- определять себестоимость произведенной продукции;
- выполнять работы в соответствии с технологией обработки;
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- проверять состояние утюгов, инструментов и приспособлений для швейных и кулинарных работ;
- следить за состоянием электрической плиты, швейной машины (выполнять чистку и смазку, заправку и регулировку) и устранять мелкие неполадки в ее работе;
- определять качество кроя и готового изделия;
- осуществлять самоконтроль в процессе выполнения производственной работы;
- правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать на нем чистоту и порядок в течение работы;
- грамотно оформлять творческий проект.
Критерии и способы определения результативности
Результативность в объединении Элегия определяется при помощи педагогического наблюдения за детской деятельностью. Для педагогического анализа результатов проводятся анкетирования, тестирования, конкурсы, мероприятия творческой направленности, защиты проектов.
Формы подведения итогов
Выставки поделок, учебно-исследовательские конференции. Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: портфолио обучающихся, грамоты.
2. Учебно-тематический план
Название темы | Количество академических часов | ||
Всего | теория | практика | |
104 | 47 | 57 | |
Раздел I. Материаловедение. Машиноведение. Конструирование и моделирование текстильных изделий для кухни. (46 часов) | |||
1. Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой. | 1 | 1 | |
2. Техника безопасности при работе утюгом, на электрической швейной машине. | 1 | 1 | |
3. Основные теоретические сведения о материаловедении. | 1 | 1 | |
4. Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани. | 2 | 1 | 1 |
5. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. | 1 | 1 | |
6. Изучение ассортимента швейных изделий для кухни. Изучение видов ниток, тесьмы. | 1 | 1 | |
7. Основные теоретические сведения о работе швейной машины «Janome», оверлока «Janome». | 1 | 1 | |
8. Намотка нитки на нижнюю шпульку. | 2 | 1 | 1 |
9. Заправка верхней нити. Заправка нижней нити. Выведение нижней нити на поверхность. | 2 | 1 | 1 |
10. Начало работы. Поворот строчки. Закрепка в начале строчки. Закрепка в конце строчки. | 2 | 1 | 1 |
11. Исследование режимов работы на швейной машине: неполадки, связанные с неправильной заправкой нити; выбор режимов. | 2 | 1 | 1 |
12. Основные теоретические сведения о текстильных кухонных принадлежностях. | 1 | 1 | |
13.Последовательность изготовления швейного изделия: 13.1.Построение чертежа. 13.2.Перенос чертежа на ткань. 13.3.Раскрой. 13.4.Подготовка деталей к обработке. 13.5.Обработка боковых срезов. 13.6.Обработка верхнего среза. 13.7.Обработка нижнего среза. 13.8.Сборка изделия. | 2 2 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
14. Последовательность изготовления прихватки. | |||
15. Последовательное изготовление фартука: 15.1.Построение чертежа. 15.2.Перенос чертежа на ткань. 15.3.Раскрой. 15.4.Подготовка деталей к обработке. 15.5.Обработка боковых срезов. 15.6.Обработка верхнего среза. 15.7.Обработка нижнего среза. 15.8.Сборка изделия. | 2 2 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
16. Последовательное изготовление грелки на чайник: 16.1.Построение чертежа. 16.2.Перенос чертежа на ткань. 16.3.Раскрой. 16.4.Подготовка деталей к обработке. 16.5.Обработка боковых срезов. 16.6.Обработка верхнего среза. 16.7.Обработка нижнего среза. 16.8.Сборка изделия. | 2 2 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Раздел II. Основы технологии вязания. Конструирование и моделирование вязаных изделий. (25часов) | |||
1.Техника безопасности при работе спицами и крючком. | 1 | 1 | |
2. Основные теоретические сведения о вязании крючком и спицами: 2.1.Материалы для вязания. 2.2.Виды крючков и спиц. 2.3. Основные виды петель при вязании крючком. 2.4.Основные виды петель при вязании на спицах. | 1 1 2 2 | 1 1 1 1 | 1 1 |
3. Технология вязания пинеток крючком, спицами: 3.1. Начало вязания. 3.2.Вязание рядами. 3.3.Вязание узора по схеме. | 1 1 1 | 1 1 1 | |
4. Технология вязания манишки (спицы, крючок): 4.1.Начало вязания. 4.2.Вязание рядами. 4.3.Вязание узора по схеме. | 2 1 1 | 1 | 1 1 1 |
5. Технология вязания игольницы «Лягушка»(крючок): 5.1.Начало вязания. 5.2.Вязание рядами. 5.3.Вязание узора по схеме. | 1 1 1 | 1 1 1 | |
6. Технология вязания заколки для волос «Роза» (крючок): 6.1. Начало вязания. 6.2.Вязание рядами. 6.3.Вязание узора по схеме. | 2 1 1 | 1 | 1 1 1 |
7. Технология вязания головного убора «Труба» (спицы): 7.1. Начало вязания. 7.2.Вязание рядами. 7.3.Вязание узора по схеме. | 2 1 1 | 1 | 1 1 1 |
Раздел III. Кулинария. (15часов) | |||
1.Физиология питания. Техника безопасности при работе с кухонными принадлежностями и электрической плитой. | 1 | 1 | |
2.Основные теоретические сведения о продуктах питания, овощах и фруктах. Хранение продуктов питания. | 1 | 1 | |
3. Здоровое питание. Составление меню. | 1 | 1 | |
4.Инструменты и приспособления для мучных изделий. | 1 | 1 | |
5.Продукты для приготовления мучных изделий. | 1 | 1 | |
6.Приготовления изделий из пресного теста. (печенье) | 1 | 1 | |
7. Приготовление изделий из бисквитного теста.(кексы) | 1 | 1 | |
8. Приготовление изделий из слоеного теста. (торт «Наполеон») | 2 | 1 | 1 |
9. Приготовление изделий из песочного теста. (пирог) | 2 | 1 | 1 |
10. Татарские национальные блюда. Приготовление блюда «Кыстыбый». | 2 | 1 | 1 |
11. Русские национальные блюда. Приготовление блинов. | 2 | 1 | 1 |
Раздел IV. Творческий проект. (22 часа) | |||
1.Подготовительный этап. Выбор темы проекта. Проблемная ситуация. | 1 | 1 | |
2. Исследование. Поиск альтернативных вариантов. | 1 | 1 | |
3. Первоначальные идеи. Требование к изделию. | 1 | 1 | |
4. Выбор материалов и инструментов. Расчет денежных затрат. | 1 | 1 | |
5. Подготовка чертежей, эскизов для изготовления изделия. | 1 | 1 | |
6.Составление технологической карты при изготовлении изделия. | 1 | 1 | |
7. Изготовление изделия, в соответствии с чертежами и эскизами. | 1 | 1 | |
8.Экспертная оценка и самооценка. | 1 | 1 | |
9.Оформление документации к проекту. | 1 | 1 | |
10.Создание презентации к проекту. | 1 | 1 | |
11. Защита проекта. | 1 | 1 |
3. Содержание изучаемого курса программы
Тема №1. Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой.
Теория: Инструктаж: о безопасности труда учащихся в мастерской; при работе с ножницами и ручной иглой;
Тема №2. Техника безопасности при работе с электроприборами, при работе на электрической швейной машине, электрическим утюгом.
Теория: Техника безопасности при работе с электроприборами, при работе на электрической швейной машине, электрическим утюгом.
Тема №3. Основные теоретические сведения о материаловедении.
Теория: Текстильные волокна, их свойства и строение. Значение текстильной промышленности и перспективы её развития. Группировка материалов для изготовления кухонных принадлежностей, требования к изделиям.
Тема №4. Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани.
Лабораторно-практическая работа: Определить направления долевой нити, нити уток, лицевой и изнаночной стороны ткани.
Тема №5. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей.
Теория: Сатин, ситец, бязь, фланель, вельвет.
Тема №6. Изучение ассортимента швейных изделий для кухни.
Теория: Ассортимент швейных кухонных изделий. Классификация и назначение кухонных швейных изделий. Основные этапы изготовления кухонных швейных изделий. Термины и определения основных понятий в области готовых швейных изделий бытового назначения. Оформление каталога с образцами современных тканей.
Тема №7. Основные теоретические сведения о работе швейной машины фирмы «Janome», оверлока «Janome».
Теория: Классификация швейных машин. Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации технологического процесс. Виды строчек, получаемых на швейных машинах. Электропривод швейных машин. Безопасность труда. Контроль за работой электроприборов. Уход за швейными машинами.
Практика: Отработка строчек, получаемых на швейной машине и оверлоке фирмы «Janome». Чистка и смазка швейных машин.
Тема №8. Намотка нитки на нижнюю шпульку.
Практика: Отработка навыков намотки нитки на нижнюю шпульку.
Тема №9. Заправка верхней нити. Заправка нижней нити. Выведение нижней нити на поверхность.
Практика: Отработка навыков заправки нитей на швейной машине.
Тема №10. Начало работы. Поворот строчки. Закрепка в начале строчки. Закрепка в конце строчки.
Практика: Отработка навыков шитья поворота строчки, закрепки в начале и в конце шитья.
Тема №11.Исследование режимов работы на швейной машине: неполадки, связанные с неправильной заправкой нити; выбор режимов.
Практика: Устранения неполадок на швейной машине.
Тема №12. Основные теоретические сведения о текстильных кухонных принадлежностях.
Теория: общие сведения об кухонных принадлежностях.
Тема №13. Последовательность изготовления швейного изделия.
Практика: Построение чертежа. Перенос чертежа на ткань. Раскрой. Подготовка деталей к обработке. Обработка боковых срезов. Обработка верхнего среза. Обработка нижнего среза. Сборка изделия.
Тема №14. Последовательность изготовления прихватки.
Теория: Основные теоретические сведения изготовления прихватки.
Практика: Выполнить построение чертежа прихватки, фартука, грелки на чайник, подставки под горячее.
Тема №15. Последовательное изготовление фартука.
Теория: Основные теоретические сведения. Подготовить выкройки к раскрою с соблюдением правил раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей проектного изделия. Соединение деталей швейного изделия. Приметывание. Технология обработки боковых срезов. Обтачивание деталей.
Практика: Изготовление фартука «швом вперед иголку», «швом вподгибку с открытым и закрытым срезом».
Тема №16. Последовательное изготовление грелки на чайник.
Теория: Основные теоретические сведения. Подготовить выкройки к раскрою с соблюдением правил раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей проектного изделия. Соединение деталей швейного изделия. Приметывание. Технология обработки боковых срезов. Обтачивание деталей. Изготовление грелки на чайник «швом вперед иголку», «швом вподгибку с открытым и закрытым срезом».
Практика: Построение чертежа. Перенос чертежа на ткань. Раскрой. Подготовка деталей к обработке. Обработка боковых срезов. Обработка верхнего среза. Обработка нижнего среза. Сборка изделия.
Тема №17. Техника безопасности при работе спицами и крючком.
Теория: инструктаж: о безопасности труда учащихся в мастерской; при работе спицами и крючком.
Тема №18. Основные теоретические сведения о вязании крючком и спицами.
Теория: Общие сведения о вязании на спицах, крючком, изделиях, связанных спицами и крючком.
Практика: Вязание лицевой и изнаночной петли, воздушной петли, полустолбика, столбика, столбика с накидом.
Тема №19. Технология вязания пинеток крючком, спицами.
Теория: Основные теоретические сведения о пинетках.
Практика: Вязание пинеток крючком и спицами.
Тема №20. Технология вязания манишки (спицы, крючок).
Теория: Основные теоретические сведения о способах вязания манишки спицами и крючком.
Практика: Вязание манишки: спицами «английской резинкой», крючком (столбик с накидом, полустолбик).
Тема №21. Технология вязания игольниц «Лягушка»(крючок).
Теория: Основные теоретические сведения о последовательности вязания игольницы «Лягушка».
Практика: Вязание игольницы «Лягушка»: крючком (столбик).
Тема №22. Технология вязания заколки для волос «Роза» (крючок).
Теория: Основные теоретические сведения о последовательности вязания заколки для волос «Роза».
Практика: Вязание заколки для волос «Роза»: крючком (столбик, столбик с накидом).
Тема №23. Технология вязания головного убора «Труба» (спицы).
Теория: Основные теоретические сведения о последовательности вязания головного убора «Труба».
Практика: Вязание головного убора «Снуд»: спицы (узор «Коса», простая резинка).
Тема №24. Техника безопасности при работе с кухонными принадлежностями и электрической плитой.
Теория: Инструктаж: О безопасности труда учащихся в мастерской; при работе с кухонными принадлежностями; при работе с электрической плитой.
Тема №25. Основные теоретические сведения о продуктах питания, овощах и фруктах. Хранение продуктов питания.
Теория: Общие сведения о мясомолочных продуктах питания, овощах, фруктах. Способы хранения молочных, мясных продуктов, овощей и фруктов.
Тема №26. Здоровое питание. Составление меню.
Теория: Общие сведения о правильном здоровом питании, о пользе питания, о вреде чипсов, кириешек, кока-колы, лимонадов и приправ для первых и вторых блюд, имеющих глутамат натрия.
Практика: Составление меню для людей с умственным и физическим трудом.
Тема №27. Инструменты и приспособления для мучных изделий.
Теория: Общие сведения о инструментах и приспособлениях для мучных изделий.
Тема №28. Продукты для приготовления мучных изделий.
Теория: Общие сведения о продуктах для приготовления мучных изделий.
Тема №29. Приготовления изделий из пресного теста.
Практика: Приготовление печенья по технологической карте.
Тема №30. Приготовление изделий из бисквитного теста.
Практика: Приготовление кекса по технологической карте.
Тема №31. Приготовление изделий из слоеного теста.
Теория: Составление технологической карты для торта «Наполеон».
Практика: Приготовление торта «Наполеон» по технологической карте.
Тема №32. Приготовление изделий из песочного теста.
Практика: Приготовление пирога по технологической карте.
Тема №33. Татарские национальные блюда. Приготовление блюда «Кыстыбый».
Теория: Основные теоретические сведения об истории возникновения татарских национальных блюд, традиционных народных праздников с применением кулинарных блюд, изучение технологии приготовления блюда «Кыстыбый» в соответствии с рецептом.
Практика: Приготовление блюда «Кыстыбый».
Тема №34. Русские национальные блюда. Приготовление блинов.
Теория: Основные теоретические сведения об истории возникновения русских национальных блюд, традиционных народных праздников с применением кулинарных блюд. Изучение технологии приготовления блинов в соответствии с рецептом.
Практика: Приготовление блинов.
Тема №35. Подготовительный этап. Выбор темы проекта.
Теория: Обозначить проблему, цель, задачи – поисковый этап проекта.
Практика: Титульный лист. Проблема . Цель. Задачи .
Тема №36. Исследование. Поиск альтернативных вариантов.
Теория: Поиск альтернативных вариантов, сбор информации о выбранном изделии, о материалах, из которых его можно создать.
Практика: Определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов (форма проекта). Установление процедур и критериев оценки результатов проектной деятельности. Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Тема №37. Первоначальные идеи. Требование к изделию.
Теория: Рассмотрение первоначальных идей, требований к изделию.
Тема №38. Выбор материалов и инструментов. Расчет денежных затрат.
Теория: Рассмотрение материалов и инструментов, проведение экономических расчетов.
Тема №39. Подготовка чертежей, эскизов, инструментов и материалов для изготовления изделия.
Теория: Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив методов «мозгового штурма», выбор оптимального варианта, основные инструменты.
Практика: Исследовательско-поисковая работа, решение промежуточные задачи.
Тема №40. Изготовление изделия, в соответствии с проектом.
Теория: Технология изготовления изделия в соответствии с проектом.
Практика: Создание изделия, оформление технологической карты.
Тема №41.Составление технологической карты при изготовлении изделия.
Теория: Правила составления технологической карты.
Практика: Составление технологической карты.
Тема №42. Экспертная оценка и самооценка.
Теория: Оценка готового изделия, экологическое обоснование, реклама.
Практика: Оформление презентации, проведение оценки готового изделия.
Тема №43. Оформление документации к проекту.
Теория: Правила оформления документации к проекту.
Практика: Оформление документации к проекту.
Тема №44. Создание презентации к проекту.
Теория: Правила создания и оформления презентации к проекту.
Практика: Оформление презентации к проекту.
Тема №45. Защита проекта.
Теория: Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: учётный отчёт, учётный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.
Практика: Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.
4. Методическое обеспечение программы
В соответствие с целью и задачами программы ее содержание реализовывается с помощью различных методов и приемов: словесные (рассказ-объяснение, беседа), наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, презентация); практические (выполнение работы, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами), методы обучения реализуются посредством групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий. Занятия проходят в кабинете технологии, оборудованным швейными машинками «Janome» в количестве 8 шт., имеется 20 ученических мест и одно место педагога.
Швейные машинки «Janome»;
Оверлок
Комплект мультимедиа
Утюг;
Ножницы портновские;
Ножницы «зигзаг»;
Дисковые ножницы;
Сантиметровые ленты;
Лекала;
Метр;
Манекен;
Иголки;
Нитки;
Наперстки.
5. Список литературы
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 );
- «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ);
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (приложение к письму МОиН РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») - Баева, Т. И. Домашняя мастерская / Т. И. Баева, С. А. Балакин, М. Ю. Бессмертная, и др. - М.: Легпромбытиздат, -1991. -109 с. ил.
- Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. — 190 c.
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Настольная книга учителя технологии: Справочно-методическое пособие./ Состав. А.В.Марьенко. - М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студент. педагог. вузов и системы повышен. квалификации педагог. кадров./ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Рукоделие для всех / Под ред. Е. Карпова, А.Ивахнов - М: АСТ «Астрель».- 2000.-555 с. ил.
- Сасова И.А. Новое поколение учебно-методических комплектов по «Технологии»// Школа и производство. – 2017.- №7. – с. 12-15.
- Синицына Н.В. Уроки по курсу «Алгоритм Успеха. Технология»: 5-8 классы. – М., Вентана – Граф, 2014г. – 250 с.
- Технология 5-8 классы рабочие программы по учебникам под ред.В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов/ авт.-сост. Н.П.Литвиненко, О.А.Чельцова, Т.А.Подмаркова. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
- Технология трудового обучения 1-4, 5-11классы. В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2005.
- Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013, - 208 с.: ил.
- Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2014, - 208 с.: ил.
- Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко, О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014, - 208 с.: ил.
- Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014, - 176 с.: ил.
- Технология: Программа: 5-8 классы / (универсальная линия) Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко и др. - М.: Вентана-Граф, 2014, - 112 с.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ!»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯобщеОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА«Хочу быть лидером!»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся учиться »
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы уч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Учимся проектировать на английском»
Цель программы: формировать ключевые умения проектной деятельности учащихся и приобретение дополнительных знаний по предмету «Английский язык»....
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Учимся плавать»
Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению плавание составляет...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...