Внеурочная деятельность
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы Протокол № ____от «____»__________20____г. | Утверждаю Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» _____________А.Б. Царюк Приказ №______ от «____»__________20___г.
|
Программа обсуждена на заседании методического объединения учителей Протокол №____ от «____»__________20____г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
для 5 класса
на 35 часов в год (1 час в неделю)
Составитель:
Елохина Е.Н.
учитель географии
и биологии
г. Новокузнецк, 2021
Пояснительная записка
Программа «Мир, в котором я живу» составлена на основе программы общего образования МБОУ СОШ №6 и примерной программы по внеурочной деятельности.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.
Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.
Общая характеристика программы:
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.
Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.
Направление программы – социальное.
Место внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
Программа рассчитана на 1 час в неделю – 35 часов.
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
- развитие и приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Принципы реализации Программы:
- учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.
Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Результаты освоения программы.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:
- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
- сформировать эстетические ценности и чувства,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы экологической культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
- задавать вопросы,
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей,
- работать по предложенному учителем плану,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,
- обобщать,
- устанавливать аналогии,
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Материально-технического обеспечение:
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»5 класс
№ | Темы | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1. | Школьная жизнь по правилам. Беседа с учащимися. | 1 | |||
2. | Выборы делегатов в школьную Думу. Акция «Мы тоже были малышами». Выборы в органы самоуправления в классе. | 1 | |||
3. | Конкурс стенгазет ко Дню Учителя. Подготовка и участие в конкурсе. | 1 | |||
4. | Акция ко Дню пожилого человека. Изготовление поделок. | 1 | |||
5. | Акция «Чистый двор» Уборка и благоустройство школьной территории. | 1 | |||
6. | Дом, в котором я живу. Заочная экскурсия по городу Новокузнецку.(презентация про город). | 1 | |||
7. | Главные праздники страны «День примирения и согласия» Беседа. | 1 | |||
8. | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Фильм про авиацию и вооруженные силы. | 1 | |||
9. | Чему учит история родного края. Посещение музея. | 1 | |||
10. | Акция «Подарок любимой маме» Изготовление поделок. | 1 | |||
11. | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Беседа о военнослужащих. | 1 | |||
12. | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Рассказы о службе и интересные случаи на службе | 1 | |||
13. | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Сочинение на тему: «в моем городе есть воинская часть». Конкурс рисунков и фотографий. | 1 | |||
14. | День прав человека. Беседа. | 1 | |||
15. | Акция «Забота о птицах». Изготовление кормушек. | 1 | |||
16. | Акция «Поздравь друга». Сладкий подарок к Новому году. | 1 | |||
17. | Акция «Мы тоже были малышами». Шефство над первоклассниками. | 1 | |||
18. | Акция «Книжкино новоселье». Пополнение фонда детской литературы в школьной библиотеке. | 1 | |||
19. | Семейные традиции. Семейный праздник. Беседа и рассказы детей. | 1 | |||
20. | Акция «Добрые дела и поступки» Беседа и рассказы детей. | 1 | |||
21. | Акция «Забота о птицах». Изготовление кормушек. | 1 | |||
22. | Подготовка к Игре «Из чего же, из чего же, из чего же…» КВН между девочками и мальчиками 5-х классов. | 1 | |||
23. | Игра «Из чего же, из чего же, из чего же…» КВН между девочками и мальчиками 5-х классов. | 1 | |||
24. | Я – гражданин г. Новокузнецка. Экскурсия в музей г.Новокузнецка. | 1 | |||
25. | Профессии наших родителей. Встреча и рассказы родителей о своих профессиях. | 1 | |||
26. | Акция «Чистый дом» Уборка и благоустройство кабинета. | 1 | |||
27. | Добрые дела для моего класса Разведение комнатных цветов. | 1 | |||
28. | Акция «Мы тоже были малышами». Шефство над первоклассниками. | 1 | |||
29. | Акция «Чистый двор» Уборка и благоустройство школьной территории. | 1 | |||
30. | Акция «Поздравь ветерана» Поздравления ветеранов с Днем победы. | 1 | |||
31. | Акция «Цветы для школьного двора» Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора. | 1 | |||
32. | Ах, эта чудная природа. Красоты нашего края. | 1 | |||
33. | Это кто шагает в ряд? Виртуальный однодневный туристический поход в лес. | 1 | |||
34. | Сочинение на тему: «Как я проведу лето» | 1 | |||
35. | Подведение итогов года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...